бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Педагогическое общение и роль учителя в формировании детского коллектива бесплатно рефераты

Педагогическое общение и роль учителя в формировании детского коллектива

35

Московский департамент образования

Педагогический колледж №8 «Измайлово»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ работа

на тему:

«Педагогическое общение и роль учителя в формировании детского коллектива».

Студентки группы 302 «У»

Ивановой О.В.

Специальность: 0312

учитель начальных классов.

Научный руководитель

Петрова В.Г.

Преподаватель психологии

Москва 2000.

Оглавление

Страницы

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I Понятие общения. Его виды. Развитие педагогического общения.

6

1.1 Коммуникации и общение.

6

1.2 Педагогическое общение.

8

1.3 Формирование педагогического общения учителя.

10

ГЛАВА II Понятие коллектива. Развитие детского коллектива.

12

2.1 Коллектив.

12

2.2 Факторы, влияющие на образование коллектива.

12

2.3 Детский коллектив. Класс как вид коллектива

14

ГЛАВА III Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива в младшем школьном возрасте.

16

3.1 Младший школьник: индивидуальность и ее развитие.

16

3.2 Структура межличностных отношений в группах младших школьников.

20

3.3 Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего школьного возраста.

24

заключение.

34

Литература

35

Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ. Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В понятие гуманизации обучения входит организация коллектива учащихся и влияние учителя на этот коллектив. (При этом формирование данного коллектива влияет на развитие личности и обучаемость.) Одну из важнейших ролей в организации детского коллектива играет учитель. Но положительной организацию можно считать тогда, когда педагог не только воздействует, указывает и учит, но и помогает.

Решение этой проблемы ведет к качественному улучшению образования т.к. в этом случае школа воспитывает не раба, а человека с большой буквы. Это - проблематика нашей работы, но не мы ее открыли. Она была открыта давно, начиная с Януша Корчака, но в последнее время эта проблема стоит особенно остро. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались профессиональные педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

К сожалению, в связи с экономическим соотношением сил, учительская профессия стала местом, куда стекается все неприспособленное, неудачливое, терпевшее неудачи на всех жизненных поприщах. Школа - та пристань, в которую жизнь отводит поломанные корабли. Это символично, что когда-то в учителя шли отставные солдаты. отставные солдаты жизни и сейчас еще занимают на учительские ряды. «Это ужасно, писал один педагог, - что среди учителей так много старых дев обоего пола и, вообще, всякого рода неудачников. Как можно доверять жизнь детей тому, кому не удалась его собственная жизнь?» Ведь надо сказать прямо, что в учителя может идти далеко не каждый, а только наиболее годный.

Одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет педагогическое общение. От стиля педагогического общения зависит каким будет коллектив. Следовательно, мы должны рассмотреть проблему влияния педагогического общения на формирование детского коллектива.

Исходя из этого, мы избрали тему: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

В данной работе будем оперировать следующими понятиями:

Авторитетность - способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением.

Барьер психологический - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающий человеку выполнить некоторое действие. При взаимодействии людей мешает установлению между ними открытых и доверительных отношений.

Группа - совокупность людей, выделенная на основе какого-нибудь одного или нескольких, общих для них признаков.

Испытуемый - человек, над которым проводятся научные психологические опыты.

Коллектив - высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали.

Коммуникации - контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

Лидер - член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, коллектива, готовыми следовать за ним.

Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

социограмма - графический рисунок, с помощью которого условно представлена система личных взаимоотношений сложившейся между членами малой группы, коллектива на данный момент времени. Используется в социометрии.

Социометрия - совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов личных взаимоотношений между членами малой группы, коллектива.

Статус - положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Тест - стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной качественной оценки у человека изучаемого психологического качества.

Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Этой проблемой занимались: Макаренко А.С. «Детский коллектив», Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», Эльконин Д.Б. «Избранные труды», Кан-Калик В.А. «Основы профессионально-педагогического общения», Коломинский Я.Л. «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе», Януш Корчак «Педагогическое наследие» и другие.

ОБЛАСТЬ. Педагогическое общение.

ГИПОТЕЗА. Учитель является ключевой фигурой в организации детского коллектива.

ОБЪЕКТ. Роль учителя в педагогическом общении.

ПРЕДМЕТ. Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива.

ЗАДАЧИ:

1) изучить литературу по теме исследования;

2) изучить особенности вербальной и невербальной коммуникаций учителя;

3) изучить особенности индивидуальности младшего школьника;

4) изучить особенности формирования коллектива на, этапе младшего школьного возраста;

5) рассмотреть влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника;

6) разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога и учащихся.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Анализ видов вербальных и невербальных компонентов педагогического общения, используемых учителем, позволит определить психолого-педагогические рекомендации для учителей, направленные на помощь в формировании коллективов младших школьников и более полное раскрытие индивидуальности младшего школьника.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

а) изучение и анализ литературы;

б) метод наблюдения;

в) методы психологического исследования с использованием стандартных психологических методик.

ГЛАВА I

Понятие общения. Его виды. Развитие педагогического общения.

1.1 Коммуникации и общение.

Коммуникации - контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом. Одной из главных составляющих коммуникации является общение.

Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф. Ломов в работе «Проблема общения в психологии», как известно, назвал проблему общения «базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики», указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (определение, данное А.В. Петровским).

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей (определение, данное Л.Д. Столяренко).

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.); интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника.

К средствам общения относятся:

1. Язык-система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Для ребенка является основным не язык, а жесты.

В наши дни речь, более чем когда-либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому. При передаче информации частично искажается ее смысл, частично происходит ее потеря.

Высказывание без ориентации на собеседника носит форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом,

т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.

Передача информации может иметь различную форму - это может быть и разговор, и беседа, и сопор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников.

хотелось бы сказать несколько слов о таких видах вербальных коммуникаций, как разговор, беседа, собеседование и подробно остановиться на таких видах, как спор, и менее распространенных - дискуссии, полемике, дебатах.

Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу.

Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения.

Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.

Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут. дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:--

а) кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);

б) просодика и экстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса);

в) токесика (тактильные взаимодействия);

г) проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения).

Дети в общении реагируют как на вербальные средства , так и на невербальные, причем невербальные считывают легче. И чем младше возраст, тем значительнее для него невербальное общение. Поэтому педагогическое общение заключается в соотношении вербальных и невербальных коммуникаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5