бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Отрасли, методы исследования, задачи психологии бесплатно рефераты

Билет №25

Понятие и структура личности.

Чел хар-ся неск понятиями: человек-инди-вид, инди-видуальность, личность. Чел - вид животного. Инди-вид - каждый в отдельности чел. Каждый чел индиви-дуален и неповто-рим. Личность - чел, проявляющийся в об-ществе. Формирование чел как личности на-чина-ется ещё внутриутробно (по одной вер-сии - Гроф), с первых дней жизни - класси-ки. Понятие зрелой лич-ности - личность, кот имеет свою неподдельную т зр на эти или иные явл-ия жизни. Зрелость зависит от опыта (примерно 33 года). Структура лично-сти

Психич процессы - воображение, ощущение, воспри-ятие. Темперамент - явл биологич, характер - соц. Опыт и знания основаны на 2 предыдущих, но зависит от соц факторов. Направленность - ценности, жизн позиция личности.

Билет №26

Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.

Темперамент (в пер с лат - смесь, соразмер-ность) - индивид особенности чел, опред ди-намику протекания его псих функций и по-ведение. Под динамикой пони-мают темп, ритм, продолжительность, интенсивность псих процессов. Темперамент - биологич ос-нова, на кот формируется личность, как соц явление. Выделя-ют 4 типа темперамента: хо-лерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь). Создатель учения о Т Гиппократ. Он считал, что люди различаются соотношением 4 жид-костей организма: крови, желчи, слизи и чёрной желчи. Представления о Т Гиппокра-та получили час-тичное подтверждение в совр эндокринологич иссле-дованиях. По мнению Лесгафта, в проявлении темпе-рамента лежат св-ва кровообращения:толщина и упру-гость стенных сосудов, диаметр их просвета, строение и функции сердца. Кант выделил 2 группы: темпера-менты чувств (сангв, ме-ланх) 2) действия (хол, флег-мат). Совр. Представления о Т: согласно концепции о 4 структур в формировании потребностей и поведении ведущая роль принадлежит след 4 структурам: кора гол мозга, гипокамп, гипо-таламус, миндалины. Пред-полагается также, что функц особ-ти этих 4 структур лежат в основе индивидуальности. Если в обработке инфы преобладает гипоталамус и лобная кора - холе-рик, миндалины и гипокамп - ме-ланхолик, гипотала-мус и гипокамп - сангви-ник, миндалина и лобная кора - флегматик. Выделяют 2 подструктуры: 1) миндали-ны - гипоталамус - потребностно-мотивац струк-тура (интроверт) 2) кора - гипокамп - ин-формац структура (экстраверт). От соотно-шения этих подструктур зави-сит экстра- и интроверсия.

Билет №27.

Холерический темперамент.

+-+ . Сильный неуравновешенный тип лич-ности. Если в обработке инфы преобладает гипоталамус и лобная кора - холерик. Он имеет точные доминирующие цели и интере-сы, его действия, направлены на преодоление тех или иных препятствий, на достижение цели. Че-ловек быстрый, порывистый, спо-собный отдаваться делу с исключит страст-ностью, но не уравновешен-ный, склонный к бурным эмоц вспышкам, резким сменам нас-троения. Высокая работоспособность нерв сис-темы, м/работать долго, с высокой отда-чи. Он от-носится с энтузиазмом к той деят-ти, кот ему нравит-ся. Он не любит контроля, чтобы его хвалили (кон-тролировать м/только результат). Преобладает гнев, ярость, агрес-сия. Взаимоотношения с людьми: он прямой, категоричный, часто конфликтный. У холе-рика возбуждение сильнее торможения. Не носит долго гнева. Пётр I, Пушкин, Суворов, Павлов, Жири-новский.

Билет №28.

Сангвинистический темперамент.

Сильный, уравновешенный тип личности. Преоблада-ет гипоталамус и гипокамп. Чёт-кие доминанты: от-крытый, живой, подвиж-ный, быстро отзывающийся на окруж собы-тия, сравнительно легко переживает неу-дачи и неприятности, любознательный, домини-руют положит эмо-ции. Сильная нервная сис-тема, высокая рабо-тоспособ-ность. Душа общ-ва, преобладают поло-жит эмоции. Рас-судит человек, холодное внима-ние. Думает одно, а говорит другое (хоро-шее). Лермон-тов.

Билет №29.

Флегматический темперамент.

+- Нервная система инертная. Преобладает миндалина и лобная кора. Хорошо сбаланси-рованные потребно-сти, без выделения доми-нанты, тяготеет к положит эмоциям. Высокая работоспособность, однако мед-ленно вос-принимают инфу, медленно обрабатывает и выполняет. Доминирует подкорка, закрытая и сист. Воспринимает блоками, материал очень хорошо сис-тематизирован. Настойчи-вый и упорный. Работа каче-ственна, труже-ник жизни. Медлит, невозмутимый че-ловек с устойчивыми стремлениями и более или ме-нее постоянным настроением, со слабым внешним выра-жением душевных состояний. С людьми: равнодуш-ный, но если возникает негатив--это надолго. Кры-лов, Кутузов.

Билет №30.

Меланхолический темперамент.

- Слабый тип. Преобладают миндалины и ги-покамп. Из множества событий трудно выде-ляет доминирую-щие. Отсюда реагирует на широкий круг проблем сл-но нерешитель-ность, бесконечные колебания, высокая чув-ствительность, тяготеет к обороне, чувства страха, растерянности. Не м/развивать высо-кую и длит рабо-тоспособность. Ему нельзя менять работу. Легко ра-нимый, склонный глубоко переживать даже незначит неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее. В общении: замкнутые, не-общительные. Они ни во что не верит, всё боится, во всём видит недоброе, злое. Чай-ковский, Гоголь.

Билет №31.

Соционика как наука.

Соционика--это наука, заним-ся изучением способов обмена инфой между людьми. По мнению учёных, со-ционика м/не только опи-сывать, но и прогнозировать поведение чел, а знание её законов позволит понять суть соц-эк межгос и межличностных отн-ий. Знание законов соционики м/оказаться полезным при реше-нии сугубо практич задач, формир устойчивых кол-лективов, решение сем про-блем, проблемы воспита-ния детей. Социони-ка м/спрогнозировать какие отно-шения сло-жатся между чел и окружающими. Юнг ус-тановил, что социотип - совокупность псих качеств проявл-ся в одинаковом образе мышления и поведе-ния. Социотипы отлича-ются друг от друга способами восприятия мира и способами обработки инфы.

Билет №32.

Модель Юнга.

Социотип

Экстраверсия интроверсия рац(I) иррац(P) рац иррац мышлениеTощущенияS мышлениеощущения эмоцииF интуицияN эмоции интуиция __ - деловая логика (выгода, эффективность, целесообразность, технология)

__ - структурная логика (умозрит структура, система, теория, стратегия)

__ - этика эмоций (открытое эмоц воздейст-вие, непо-средств эмоц реакция)

__ - этика отношений (отнош между людьми, вопросы долга, чести)

О - волевая сенсорика (акт действия, экспан-сия, вла-дение пространством)

О - сенсорика ощущений (гармония пр-ва, ощущение удобства, самочувствие)

__ - интуиция возможностей (способность оценивать внутр содержание, потенц воз-можности объекта)

__ - интуиция времени (предчувствие, прог-ноз, спо-собность улавливать динамику раз-вития, поэтич фан-тазия, мистич чувство).

Билет №35.

Рац и иррац стиль поведения.

Рационалы - люди с аналитич складом ума, хар особ-тью обработки инфы явл выделение наиболее значи-мых признаков воспринимае-мой инфы. Они ориенти-руются на нормы, объективные ценности. Их поступ-ки обдума-ны и живёт по принципу «7 раз отмерь».

Иррационалы - синтетич склад ума, целост-ное нерас-членённое восприятие мира. Люди с преимуществен-но образным типом мышле-ния. Если рац интересует прежде всего при-чинно-следств отн-ия, то иррац - чувствен-ность: образы и чувства. Речь иррац насыще-на сравнениями, образами, метафорами. Синтетич склад проявляется в импульсивно-сти поступов, эмо-циональности, поведение не явл результатом предше-ствующего анали-за, а рез-том сложившихся эмоций. Иррац типы доминируют процесс восприятия (ин-туи-ция и ощущение), поэтому поведение ос-новано не на разуме, а на ощущениях; не лю-бят правила, нормы.

Билет №37.

Тип личности и стили управления.

Классич стиль управления подразделяется на авто- и демократич. В силу типологии лич-ности мы польз-ся теми или иными стилями управления.

Автократический

приказывающий продающий

ESTJ ESTP ISTJ ISTP) (ESFJ ESFP ISFJ ISFP)

Демократический

участвующий делигирующий

INTJ INTP ENTP ENTJ ENFJ ENFP INFJINFP

Каждый менеджер в зависимости от его типа личнос-ти тяготеет к тому или иному стилю управления. Со-циоанализ позволяет провес-ти чёткую дифференциа-цию разных стилей: 1)менеджеры с разными призна-ками логики (Т) и сенсорики (S) в большей степени исп-ют волюнтаристич методы рук-ва. При этом уде-ляют внимание матер стимулам для своих работников 2) этики(F) и сенсорики(S) как сильных качеств гово-рит о меньших автори-тарных склонностях, больше гибкостив управлении, склонность к популизму, ори-ен-тация на соц программы в ущерб пр-ву 3) ло-гика (Т) и интуиция (N) в кач-ве доминиру-ющих признаков менеджеров побуждает его отдаватьвсе свои силы це-лям предприятия. Такие руководители ценят людей за их уме-ние выдвигать ценные идеи и предложения. Сам склонен консультироваться с этими людьми при выработке управленческих ре-шений 4) этика (F) и интуиция (N) менеджер доверяет своим подчинённым, пренебрегает контролем дисциплины, делегирует боль-шинство своих полномочий заместителями и не умеет вести конкурентную борьбу на рынке. Самым лучшим руководителем явл-ся приказывающий.

Билет №38

Тип личности и формирование команды,.

Для решения проблем рук-ва с т зр социоти-ки рук-во д/представлять собой двойствен-ную структуру. Эта структура хорошо рабо-тает в странах Запада, где про-цессом руково-дит специалист, а обеспечиванием дела - ме-неджер. с т зр социотики, такая структура опти-мальна при отношениях дуальности, ак-тивации, полу-дуальности, соц заказа, дело-вых и квазитождеств ме-жду менеджером и специалистом. Эффективно рабо-тают пары с отн-ями активации, иногда при этом дуа-ль-ные отн-ия ставятся на второе место. Это объясня-ется сходством партнёрор по шкалам экстра- и интро-версии. В истории: Маркс и Энгельс (ENTP-ESFJ), Ленин и Троцкий (ESTP-ENFJ), Бухарин - Сталин (INFP-ISTJ). Лидеры SP - сенсорный и рац тип, живут по принципу «и здесь, и сейчас». Наилучший руково-дитель в усл риска. Руководители ли-шены сентимен-тальности, романтизма, прак-тичны и здравомыслящи, непунктуальны; от-сутствует планирование, организа-ция м/нести ущерб из-за отсутствия детально разрабо-танного плана развития. Он м/возглавлять организа-цию, если его замес-тителями явл-ся NT или SJ. Лиде-ры SJ (ло-гика) - жёсткий лидер, организация стабиль-на, планомерна и надёжна. Надёжный парт-нёр, серъ-ёзно относится к мат ресурсам, тра-дициям и обычаям, но в орг-ции м/процветать бюрократия. Его замести-тели: SF, NF. Руководители NT: люди, способные планировать, умение беспристрастно менять сложив-шийся порядок, гибкие по содержа-нию и жёсткие по форме. Зам: SF. Руководи-тели NF: ориентирован на межличностные отн-ия, стремится всегда быть прият-ным и полезным. Зам: NT, SJ.

Билет №36.

Тип личности и профессиональная ориен-тация.

ESTJ, ESTP, ISTJ, ISTP - практики. Будучи логиками (Т), они ориентированы на объек-тивные законы, а сенсорика (S) проявляется в том, что они восприни-мают мир конкретно; реалисты, практичные люди. Их деят-ть наи-лучшим образом проявляется в областях, где св-ва S и T востребованы: сфера пр-ва, ар-мия, си-ловые структуры, спорт. ESFJ, ESFP, ISFJ, ISFP - со-циалы. Ведущий блок занят этикой F и сенсорикой S. Именно он опреде-ляет их соц направленность. Все они эмоци-ональны, хорошо разбираются в настроени-ях других людей, легко идут на компромиссы ради хороших отношений. В тоже время они реалистичны (S). Мат ценности и благосос-тояние играют в их жизни большую роль. Слабые функции: интуиция и логика. Поэто-му они реалисты, а не мечтатели. Часто вме-сто того чтобы обдумать ситуацию, идут на пово-ду у эмоций. Сл-но им трудно действо-вать в сфере пр-ва. Социалы м/реализовать себя в гуманит области с практич уклоном: медицина, преподават обл-сть. INTJ, INTP, ENTP, ENTJ - исследователи. Сильные функции: логика, интуиция. Будучи Т, все 4 типа ори-ентированы на объективную реаль-ность, а с др сторо-ны желают всё анализиро-вать. Интуитивность N спо-собствует разви-тию желаний проникнуть в самую суть про-блемы и явлений. В каждую деят-ть они вно-сят эл-ты творчества. Слабые функции: сен-сорика ска-зывается на том, что мат ценности имеют меньшее значение, чем идеи. Слабая этика (F): они слабо ощу-щают оттенки отно-шений между людьми. Совершен-но проти-вопоказана жёстко регламентир работа. По-казано: научно-исследоват работа, руководи-тели. ENFP, ENFJ, INFP, INFJ - гуманитарии. Сильные функции: этика F и интуиция N. Сильная интуиция настраивает на мечта-тельность. Интерес к необычно-му порождает склонность больше к теории, чем к практике. Сильная F эмоциональность, хорошо разби-раются в людях. Слабые: S и Т, сл-но прак-тичность, логич задачи решаются с трудом. Противопоказания: произв деят-ть, строит работы, хоз профессии, бухгал-теры, армия, силовые структуры. Показано: гуманит дис-циплины, искусство.

Бухгалтеры: рац, планирование: SJ.

Снабженцы: ISFJ, но если в системе снабже-ния нужен контроль и порядок, то ISTJ. Если криминал, то ESTP.

Билет №10

Виды эмоций и механизмы их возникно-вения.

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражат ф-ции мозга - эмоции (от лат emovio - возбуждаю, волную). Они оражают личную значимость внеш и внутр стиму-лов, ситуаций, событий для чел, т е то, что его волнует, и выражаются в форме пережи-ваний. В психологии эмоции опред-ся как переживание чел-ком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к др людям, к самому себе). Помимо этого эмоция исп-ся в шир смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоц реакцию личности, включ не только психич компонент - переживание, но и специфич физиологич изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае м/говорить об эмоц состоянии чел-ка. Эмоции имеются и у животных, но у чел-ка они приобретают особую глубину, имеют мн-во оттенков и сочетаний. Нем ф-ф Кант делил эмоции на стенич (сила), повышающие жизнедеят-ть организма, и астенич, ослабля-ющие её. Эмоции также делятся на положит и отриц. Филогенетиче-ски наиболее древним явл-ся переживания удо-вольствия и неудовольствия (т н эмоц тон ощуще-ний), кот направляются поведение чел и животных на сближения с источником удовольствия и на избегание источника неудо-вольствия. В головном мозге имеются центры удовольствия и неудоволь-ствия, возбуждение кот даёт соответствующие переживания. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положит о отриц оттенки. В зав-ти от личностных (вкусов, интересов, нравств уста-новок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также ситуации, в кот они находятся. Одна и та же причина м/вызывать у них разные эмоции. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознан-ности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, эмоции, аффекты. Имеются несколько теорий, почему возникают эмоции Симонов - эмоция появляется вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворе-ния потребностей. Степень эмоцион напряжения опред-ся силой потребности и величиной дефици-та инфы, необходимой для достижения цели.

Билет №11

Функции эмоций.

Отражат-оценочная эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Т е на одно и тоже событие разные люди м/эмоционально реагировать совсем различно. Помогают оценивать не только прошедщие или происходящие сейчас действия или события, но и будущие, включаясь в процесс вероятного прогно-зирования. Управ-ляющая - управление поведени-ем чел, влияют на принятие решений, мотивацию, работоспособность. Защитная - связана с возник-новением страха, предупреждает о реальной или мнимой опасности, защищает от гибели. Мобили-зующая - мобилизация резервов чел за счёт выброса в кровь доп кол-ва адреналина. Компен-саторная - возмещение инфы, недостающей для принытия решения или вынесения суждения о чём-либо, при сталкновении с незнакомым объек-том придаёт окраску в связи с его схожестью с ранее всречавшими объектами, помогает выйти из тупика, когда он не знает, что делать. Санкциони-рующая - разрешает действия какие-либо или нет. Сигнальная - воздействие чел или животного на др живой объект, помогает взаимопони-манию при общении, предупреждает агрессию. Деорганизу-ющая - страх м/разрушать поведение чел, связан-ное с достижением какой-либо цели, вызывая ступор, отказ от выполнения задания, или злость - тупо повторяет одни и теже действия без рез-та.

Билет №18.

Модель обработки инфы.

Инфа передаётся 2 путями: специфич (первое впе-чатление) - по этому пути передаются физ хар-ки стимула. Спец идёт через спинной продолговатый мозг, прямо к коре гол мозга. Неспецифич - от него зависит точность и объём восприятия, на нём формир-ся подключение эмоций, эмоц обработка инфы. Когда мы не успеваем выработать отноше-ние (в силу скорости) идёт зомбирование. Спец путь связан с анатомо-физиологич устройством нерв структур, относящихся к данному анализато-ру. Неспец идёт через ретикулярную формацию, волокна кот начинаются от спин мозга и закан-чив-ся в неспец ядрах таламуса. В отличие от импуль-сов, идущих по спец пути проведения возбужде-ния, импульсы, поступающие в ретикулярную формацию, многократно отражаясь, передают не специал инфу, связ, связ с тонким различением св-в предмета, а регулируют возбудимость корковых клеток, заканч-ся в коре синапсами неспецифич волокон. Неспециф путь передачи импульсов выходит на все слои коры гол мозга и служит для оказания на неё тонизи-рующих, активизирующих влияний. Проведение возбужде-ния по неспециф пути хар-ся изменением фоновой ритмики коры, кот наступает с некот опозданием после ответа коры на специф возбуждение. В передаче активи-зирующего влияния на корковые нейроны участ-вуют все составные части ретикулярной системы - стволовая и таламич, отлич-ся по хар-ру своего действия. К этим отделам на разных уровнях отходит спец коллитералии, так что изолирован-ное нарушение одной системы не исключает действия другой. 2 раздела ЦНС специф и неспе-циф выполняют разл роль в регуляции чувствит рецепторов. Специф более влияет на адаптац, а неспециф на ориентировочные рефлексы.

Билет №19.

Ощущение и его роль в формировании дея-ти.

Ощущение - отражение св-в предметов объект мира, возникающего при их непосредств воздей-ствии на ограны чувств. Представители: Вундт, Мах, Авенариус, Сеченов, Ленин, Павлов. Ощу-щение есть действительно непосредст-венная связь сознания с внеш миром, есть превращение энергии внеш раздражения в факт сознания. По своим физиологич механизмам ощущение явл целостным рефлек-сом, объединяющим прямыми и обратными связями перифе-рич и центр отделы анализатора. Сущ-ет классификация, по кот выделяют зрит, слух, осязат и др ощущения. По др признаку м/выделить 3 осн класса ощущений: 1)экстерорецептивные, возникающие при воздейс-твии внеш раздражителей на рецепторы, кот расположены на поверхно-сти тела (они делятся на дистантные (зрит и слух) и контакт-ные (осязат и вкусовые), обонятильные занимают промежу-точ-ное положение; 2)проприорецептивные, отража-ющие движение и относит положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3)интерорецептивные, сигнализир с пом спец рецепторов о протекании обменных процессов во внутр среде организма. Ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, отражая тем самым объективную связь между биотич и абиотич факторами живой среды. В кач-ве источ-ника знаний чел об окр мире ощущения входят в целостный процесс познания, образуя чувств ткань чел сознания.

Билет №20

Воприятие и его роль в формировании деят-ти.

1)Субъективный образ предмета, явл-ия или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов 2)процесс формир-ия этого об-раза. Как образ воприятие есть непосредств отраже-ние предмета в совокупности его св-в, в его объ-ект целостности. В зав-ти от того, какой из анализаторов явл-ся ведущим в данном акте восприятия, различают зрит, слух, осязат, вкусовое и обонятельное. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные ощущения, хотя последние и не всегда от-чётливо осознаются чел. Так зрит В помимо собственно зрит ощущений (цвета, света и т д) включает также кине-стич ощущения, воз-никающие при перемещении глаза (аккомо-дация, конвергенция и дивергенция, перевод из одного положения в другое). Движения, включён-ные в акт В, имеют значение в про-цессах анализа воз-действующих раздражи-телей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его про-странст-венно-врем локализации. Осн св-вами В явл-ся предметность, целостность, константность и катего-риальность. Важной особенностью В явл-ся его зави-симость от прошлого опыта, знаний, содержания и за-дач выполняемой деят-ти, индивидуально-психологич разли-чий людей. Под влиянием этих факторов созда-ётся характерная для каждого чел -пперцепция, обу-славливающая значит раз-личия при восприятии одних и тех же пред-метов разными людьми или же одним и тем же чел в разное время.

Билет №21

Внимание. Приёмы его активизации.

Это произв или непроизв направленность и сосредо-точенность психич деят-ти. В м/быть непроизв, или пассивным, и произвольным, или активным. В пред-ставляет собой особую динамич хар-ку деят-ти, её не-обход сторону. В связано с направленностью лично-сти в данный момент и при данных условиях. Не-про-изв В - В, вызываемое объектом. Т е внимание само по себе, без старания и воли чел, направляется на объ-ект (например, по-явление нового чел в компании). произв В - В, поддерживаемое усилиями объекта. мы обращаем внимание на объект по собств же-ланию, по просьбе др чел, по необходимос-ти, усилием воли удерживая внимание на объекте в течение некот вре-мени. Под пере-ключением В поним-ся возможность более или менее лёгкого перехода от одного вида деят-ти к другому. Частое переключение В вызывает утомление, особенно когда виды деят-ти сильно раз-личаются между собой. Однако, если чел длит время занят какой-то работой, для него переключение В на др деят-ть м/б отдыхом. Отвлечение В - непро-изв переход от данной деят-ти к другой, хотя первая ещё д/продолжаться. В особенно легко отвлекается при появл-и неожид воз-действий. Воспитание в связано с общим воспитанием личности, с формированием её потребностей, интересов, стремлений и убе-ждений.

Билет №22

Мышление. Приёмы его активной орга-низации.

Это психич процесс отражения действит-ти, высшая форма творч активности чел. М пос-тольку процесс отражения объектов, по-ско-лько оно есть творч преоь-разование их субъ-ект образов в сознании чел, их зна-чения и смысла для разрешения реал противоречий в обст-вах жизнедеят-ти людей, для образ-ия её новых целей, открытия новых ср-в и пла-нов их достижения, раскрывающих сущность объект сил природы и общ-ва. М - это целе-направленное использование, разви-тие и приращение знаний, возможное лишь в том слу-чае, если оно направлено на разрешение противоре-чий, объективно присущих реал предмету мысли. М - это процессцеле- и планообраз-я, т е идеал преобраз-я способов предметно-чувств деят-ти, способов целесо-образ отн-я к объект реал-ти. Виды мышле-ния: 1) со-держание использ ср-в: наглядное и вербальное, 2) степень соответствия реал-ти: реалистич, идеалистич и эутистич 3) степень новизны и оригин-ти: реподук-тив и творч 4) степень сознат контроля и управл-я: произв и непроизв 5) хар-р протекания: логич и инту-итив 6)мировоззренч позиция: научное и ре-лигиоз 7) хар-р решаемой задачи: теоретич и практич 8) степень развёрнутости: дискур-сивное и интуитивное.

Билет №23

Память, её механизмы и приёмы органи-зации.

Это форма психич отражения действитель-ности, за-ключ в закреплении, сохранении и последующем вос-прозвед-и чел своего опыта. П обеспечивает накопле-ние впечат-лений об окр мире, служит основой приоб-ре-тения знаний, навыков и умений и их после-дующе-го использ-ия. Сохр-ие опыта создаёт возбможность для обучения чел и развития его психики. П служит необход усл единства психич жизни чел, единства его личности. Наиболее распростр гипотеза о физиологич процессах, лежащих в основе запоминания - гип Хебба о процессах памяти - кратковрем и долговрем. Механизмом кратковрем про-цесса памяти явл ревер-бация электрич им-пульсной активности в замкнут це-пях ней-ронов, а долговрем хранение основано на ус-тойч морфофункц изм-ях синаптич проводи-мости. След памяти переходит из кратковрем формы в дол-говрем посредством консолида-ции, кот развивается при многократном про-хождении нерв импульсов че-рез одни и те же синапсы. Различают осн процессы П: запо-минание, сохранение, забывание и восста-новле-ние. По происхождению разл-ют 3 вида памяти: 1)генетич (хранится в молекулах ДНК), 2)прижизненную (хранилище инфы, кот чел получает от рождения до смерти, 3)промежуточную (между на-следств и при-жизн (импринтинг-запечатление). По хар-ру психич активности: 1)образная - память на представления картин природы и жизни, звуки, запа-хи, вкусы 2)вербальная 3)моторная - запоминание, сохранение, вос-произведение разл движений и их систем. 4)эмоциональная - память на чувства. По хар-ру целей деят-ти и степени волевой ре-гуляции: не-произв (ненамер запоминание, хранение и воспроиз инфы, при отсутствии спец-но поставленной цели что-либо запом-нить) и произв (целенаправл процесс запо-минания). По длит-ти сохранения инфы: 1)мгновенная - связана с энерционностью органов чувств 2) кратковрем - кратковрем-но сохраняется инфа, к кот привлечено вни-мание 3) промежуточная - промеж стадия между кратковрем и долговрем 4) дол-говрем - не ограничена по объёму и времени сохр инфы.

Билет №33

Экстра- и интровертивная личность.

Т Юнга. Сущ-ет экстраверсия - установка, заключа-ющаяся в том, чтобы наполнить врожд архетипы внеш инфой (ориентация на объект); и интроверсия - ориентация на внутр мир, на собств переживания (на субъ-ект). В каждом чел сущ-ет одновременно и эстра-верт, и инотроверт. Однако степень их выраженности м/б совершенно различной. При экстраверсии откры-тая нерв система, в единицу времени перерабатывает большое кол-во инфы, мотивац энергия находится во вне. При интроверсии закрытая н с , инфа перерабат-ся порциями, мотивац энергия на-правлена во внутрь. Юнг выделил 4 подтипа переработки инфы: мыслит, чувств, ощуща-ющий и интуитив, доминирование од-ного оз кот придаёт своеобразие интро- или экстра-вертивной установке чел. Англ исследова-тель Айзенк предположил, что "интроверсия-экстраверсия" (замк-нутость-общительность) обусловлена функциониро-ванием особой структурой мозга - ретикулярной формации. У интровертов ретикуляр формация обеспе-чивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром, - им не нужна излишняя сенсорная стимуля-ция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внеш сенсорной стимуляции по-тому, что у них пониж тонус коры, - их ретикулярная фор-мация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой акти-вации.

Билет №40.

Механизм интертипных отношений.

1 канал - самая ведущая ф-ция по обработке инфы, программная ф-ция. 2 канал - осущ-ет программу. 3 канал - альтернативен 2ому. В нём наход-ся слабая энергетика ф-ции. 4 ка-нал - альтернативен 1ому. Сла-бый, но с удо-вольствием принимает помощь от парт-нёра. Если ф-ция 1ого канала экстравертивна, то все остальные - интровертивны, и наоборот.

ENFJ-ISTJ Это дуальные отношения. Самые хорошие оношения между людьми (полного дополнения). Как известно, психика человека ассиметрична, нет таких людей, у которых в одинаковой степени были бы развиты все функции. У каждого из нас самые благоприятные отношения могут сложиться с тем человеком, у которого ассиметрия имеет дополняющий характер. Такого партнера называются дуалом. Инфо от дуала воспринимается как поддержка, готовность облегчить решения задач. Дуал воспринимает дуала как надежного партнера

Страницы: 1, 2, 3