бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Отрасли, методы исследования, задачи психологии бесплатно рефераты

Отрасли, методы исследования, задачи психологии

Билет №2

Отрасли психологии.

Совр психология представляет собой широко разветв-лённую область знаний. Традиционно в качестве от-раслей психо-ло-гии вы-де-ляют:1)педагогическая - осо-бенно-сти обуче-ния и воспитания 2) дет-ская - изу-че-ние пси-хики детей раз-ного возраста 3)психология труда - изу-чение псих. особен-ностей труд. деят-ти с целью её рацио-нали-зации, законо-мерности развития труд навыков 4)инженерная - соот-ношение техн. тре-бова-ний и псих воз-можностей 5)психология спорта - ис-сле-дования псих особенностей спорт деят-ти 6)авиационная и космич - изу-чает особ-ти псих про-цессов в усл кос-моса 7)юридич - изучает псих особен-ности пове-дения участников угол процесса (психоло-гия свид показаний, псих требования к допросу и т д), псих проблемы поведения и формирова-ние личности преступника 8)военная - изу-чает психологию солдат в разл фор-мах воен действий 9)медиц - расстрой-ства пси-хики при разл заболева-ниях 10)патологич - нару-шения психики, свя-занные с недостат-ками строений и функ-ций мозга 11)соц - соц-псих проявления чел, его взаимоотношения с людьми, с группой, псих совмес-тимость лю-дей, соц-псих проявления в больших груп-пах 12)эконом 13)политич.

Билет №3

Психология и экономика.

Психология тесно связана с эт, в частнос-ти с ме-неджментом. Теория менеджмента осно-вана на пси-хологич. Теориях. Осн задача ме-неджера - мо-тивация, формиро-вание коллек-тива, стиль и приня-тие ре-шений, переговор-ный процесс, подбор кад-ров. Маркетинг - теория поведения потребителей, основанная на психо-логии: сигментирование рынка, по-зиционирова-ние то-вара, подбор торг пер-со-нала, при-говорный процесс, продвижение товара на рынок. Эк-ка труда - созда-ние тех-ники и технологий, соответству-ющих чел, Обуче-ние мастерству.

Билет №4

Методы исследований.

Бывают формализованные (по правилам) и мало-фор-мализованные (определяют общую тематику). К фор-мализ относятся: 1) тесты 2)опросники (анке-та) 3) проек-тивные мето-дики 4) метод эксперимен-та. К ма-лоформ 1) наблюдение 2) беседы 3) интер-вью. Тесты - в пер с англ испыта-ние, проверка) предна-значены для уста-новления количеств и ка-честв индивид псих различий между людьми. По-казате-ли, хар тест: 1) на-дёжность - точ-ность из-мерения псих хар-к личности; счита-ет-ся тест, если коэффи-циент креляции при по-вторных измере-ниях составляет 0,75 и выше) 2) валид-ность - показа-тель, хар на-сколько точно соответству-ет тест изу-чае-мому св-ву, в пер с англ - пригодный.

Классификация тестов:

1) по предмету измерения: интеллект, спосо-бности, личность, межличностные отн-я 2) по хар-ру тест за-даний: вербаль-ные и образ-ные 3) в зав-ти от кол-ва ис-пытуемых: инди-вид и групповые 4) по форме предъявления заданий: бланковые, аппаратурные, ри-суноч-ные и устные.

Анкетирование

- процедура проведения опроса в письм форме с пом анкеты (с франц список во-про-сов). Виды ан-кет: 1) по направлен-ности во-проса а) о личности респондента: пол, воз-раст, образование, сем поло-жение б) выявле-ние мнения: оценочное сужде-ние и мотивы в) формы поведения: по-ступки и действия 2) по форме отве-тов/вопросов А) закрытые во-про-сы: а)дихотомич форма: да, нет б) полу-вари-антная форма, предусмат-ривающая меню ответов в) шкальная форма, когда не-об-ходимо определить от-ношение Б) откры-тые (рес-пондент полностью фор-мулирует от-вет) 3) по функ-циям а) информац б) вопросы-фильтры, определяют опред группы, сег-мент респондентов в) контр вопро-сы, позволяют оценить правиль-ность ответа респон-дента.

Наблюдение.

Широко используется в эк-ке. Классифи-ка-ция: 1) в зав-ти от степени вовлечённо-сти ис-следователя в изу-чаемую среду: включённые и сторонние 2) по хар-ру воздействия объек-тов: скрытое и откры-тое 3) по хар-ру воспри-ятия: сплошное и выборочное

Интервью

От англ встреча, беседа. Имеет опред цель и осущ по опред плану. Считается наиболее субъективным, т к результаты зависят от личности кор- и респон-дента .

Билет №5

Понятие психики.

Традиционно психика опред-ся как св-во жи-вой мате-рии отражать своим состоя-нием окр мир. Пси-хика - вирт сжатие природы, отра-жение объектив-ного мира. Мир -> отраж система -> нервная отраж система.

Отраж псих явление: псих отражение не явл-ся зер-кальным мех кооперированием мира. Псих отобра-же-ние сопровождается отбором инфы, кот подвер-гается специфич обработке. Псих отображение - субъектив-ное избират отражение объект мира. Псих св-ва явл резу-льтатом нейрофизиологич деят-ти мозга, од-нако содержат в себе хар-ки внешних объек-тов. Психика - системное качество мозга, реализуемое через много-уровневые функц системы мозга, кот формир-ся у чел в про-цессе жизни и овладения им исторически сложи-вшимися формами деят-ти и опыта чел-ва через собств акт деят-ть. Т о, психика чел включает в себя 3 составляющих внеш-ний мир, природу, её отражение

Билет №6

Теории.

В наст время имеется неск теорий, пытаю-щихся объя-снить психику: 1) теория нейро-физиологич. Осн по-ложения: психика тесно связана с деят-тью мозга; психику нельзя просто свести к нерв систе-ме, возмо-жно, психика имеет свой субстрат 2) тео-рия то-жде-ства: псих процессы по своей сути есть психологич 3) теория психофизиологич па-раллеле-лизма: псих и физ составляют 2 ряда явлений, кот соответствуют друг другу, но вместе с тем никогда не пересекаются и не влияют друг на друга. Отсю-да предполага-ется нали-чие души, кот связана с те-лом, но живёт по своим за-конам 4) теория единст-ва: псих и физ процессы воз-никают одновре-менно, но качественно различны 5)совр представления: псих явления соотносятся не с отд структурами мозга и не с отд нейрофи-зиологич процессами и явл системным каче-ством мозга, реали-зуемые через многоуров-невые функц системы мозга.

Билет №7

Структура психики

Осн формы проявления психики: 1) про-цессы а)познавательные: ощущение, воспри-ятие, память, мышление, воображение, речь, внимание б) эмоцио-нально-волевые: чувства, воля 2) состояние: творч подъём, устойчивый интерес, апатия, угнетённость 3) св-ва лич-ности: темперамент, хар-р, способности, тип личности, направленность личности (ценно-стная ори-ентация). Сущ-ет специфич (физ восприятие) и неспе-цифич путь передачи инфы (подключает эмоции, воз-буждает кору). Обычно выделяют 3 группы псих явл-ий, а именно псих процессы, псих состояния, псих св-ва. Псих процессы - динамич отра-жение действитель-ности в разл формах псих явл-ний. Псих процессы вы-зываются как внеш воздействиями, так и раздраже-ниями нерв системы, идущими от внутр среды ор-га-низма. Все псих процессы подразделяются на позна-ват (ощущения и восприятие, пред-ставления и память, мышление и воображе-ние), эмоц - активные и пас-сивные пережи-вания, волевые - решение, исполнение, воле-вое усилие и т д Под псих состоянием следу-ет понимать определившийся в данное время относи-тельно устойчивый уровень псих деят-ти, кот прояв-ляется в повыш или пониж ак-тивности личности (бы-вают общее психоло-гич состояние и эмоц сост-я). Под псих св-вами чел понимают устойч образования, обеспеч опред кач-количетв уровень деят-ти и пове-дения, типичный для данного чел. Псих св-ва не сущ-ют вместе, они синтезир-ся и образуют сложные структурные образо-вания личности, к кот н/отнести: жизн пози-цию личности, темперамент, способности. Хар-р.

Билет №8

Развитие психики

Имеется 2 подхода на развитие психики: 1)материалистич и 2)идеалистич. По 2ому в мире сущ-ет 2 начала матер и идеальное. Они независимы, вечны и несводимы друг к другу. Они взаимодейст-вуют между собой, но тем не менее развиваются по своим зако-нам. Психика не есть св-во живой материи и не есть продукт её развития. Они как и мате-рия имеют высшие и низшие формы разви-тия, свои зако-ны и свои движущие силы. По 1ому психика возникла в рез-те эволюции материи. Вся материя имеет св-ва отражения, т е способность отвечать на воздействие среды. Форма ответа - это движение. Формы отраже-ния живой материи: 1) раздражи-мость - способность живого организма реа-гировать на биологически зна-чимые стиму-лы. Простейшая форма отражения. При-мер: тропизмы 2) чувствительность - появл с нерв-ной системой. Потом формируется ак-тивный образ жизни. Это биологич признак возникновения психики. Возникает способ-ность к обучению 3) дифференциа-ция - по-явление ганглий - скопление нервных клеток 4) инстинкты - врождённая неизменяемая форма по-ведения , одинак у особей опред вида. Это алгоритм реакций в ответ на раз-дражители. И зафиксированы в мозге в виде жёстких программ поведения, кот пере-дают-ся по наследству. Различают 3 уровней: низ-шие, средние (самосохранение, продолжи-тельность рода, альтруизм, исследоват и, ли-дерство, свобода, сохра-нение достоинства) и высшие (вера, надежда, любовь, смирение, сострадание, воздержание, щедрость, спра-ведливость). Низшие и, если получают ак-цептуацию, то в обыденной жизни их наз-ют отриц чертами хар-ра: гордость, тщеславие, зависть, скупость, уныние, гнев, блуд, чрево-угодие. 5) навыки - в основе форми-рования - динамич программы 6) сознание - накоплен-ный опыт формирует динамич программу поведения, кот корректирует жёсткую про-грамму - так возникает интеллектуальная деят-ть.

Т о развитие психики происходит в неск эта-пов (пове-дение) 1) элементарная чувстви-тельность: и, врождён-ные формы реакции 2) предметное восприятие: навы-ки, поведения формир-ся в рез-те индивид опыта 3) отра-жение межпредметных связей: интеллекту-альное поведение.

Билет №9

Мозг и психика.

Нерв система состоит из 2 больших отделов: ЦНС и периферич нс (соматич и вегетатив-ный: пара- и сим-патич). ЦНС содержит спинной и голов-ной(продолговатый, сред-ний, промежуточный, боль-шие полушария, мозжечок) мозг. Соматич отдел регу-лирует скелетную мускулатуру, а вегетат - работу жизнеобеспеч систем. Парасимпатич - дви-гат функ-ции. Симпатич - регуляция обмена в-в. ЦНС начина-ется со спин мозга: провод-никовая и рефлекторная. Продолговатый мозг - нах-ся в головной коробке, продолжа-ет ф-цию спин мозга. Средний мозг: рефлект и проводник ф-ции выполняет простейшие рефлексы. От сред мозга выходят нервы, ре-гул мышцы глаз и лица. Там наход-ся пер-вичные зрит и слух центры. 2 системы пере-дачи и: специфич н с и в основе сред мозга и частично-продолговат - ретикулярная фор-ма-ция - сеточка Регулят деят-ть регулирует и активирует кору головного мозга. В таламич обл-ть приходит вся инфа из сред мира, про-исходит оценка инфы. Ото-бранная инфа (значимая, интересная, новая, необыч-ная) идёт в кору голов мозга. Гипоталамус участ-вует в формировании эмоций. Кора гол мозга неравнозначна. Лобная часть: программные ф-ции, затылочная - зрит центры, височная - центры слуха, речи и память. Мозг ассимет-ричен в выполнении своих ф-ций: в лев части происходит разложение инфы на части, не м/интегрировать инфу в образ. Пр полуша-рие - эмоц окраска инфы, производится идентификация с этало-ном и создание обра-за.

Билет№12

Осн положения бихевиоризма.

Основоположник амер Уотсон. Датой рож-дения явл-ся публикация в 1913г статьи «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном псих журнале «Пси-хологич обозре-ние». Предмет психологии с т зр бих-ма - по-ведение, понимаемое как совокупность на-блю-даемых мышечных, железистых реакций (R) на внеш-ние стимулы(S). Задача психоло-гии - понять и объяс-нить поведение без субъект категорий. Объяснить по-ведение следует по 3 направлениям: 1)описать пове-дение 2)выяснить те физич силы, о кот оно зависит 3)установить связи между стимулом и поведением (стимул порождает реакцию). Методом исследований явл-ся поведенч экс-перимент. Сыграл опред роль в теории ме-неджмента и в рекл продукции.

Билет №13

Осн положения гештальтпсихологии.

Возникло в Гермении в 1 четверти ХХв и выдвинув-шее в кач-ве осн объяснит принци-па психологии це-лостное объединение Эл-тов психич жизни, несводи-мое к сумме сос-тавляющих, - гештальт. Гештальт - образ, структура. Представители: Келер, Вертгай-мер, Дункер. Стимул напря-мую не вызывает реакцию (S->0->R). У каж-дого из нас имеют-ся эталонные образы. Т рассматр соотноше-ние целого и части в фор-мирова-нии психики. Психика - целостное образование разл сос-тавляющих частей (ощущений). Эта Т внесла оп-ред вклад в по-нятие механизма познават процесса. Содер-жание зрит, слух и др ощу-щений явл более пол-ным, чем их образы, вы-раженные в поня-тиях и воз-никшие в психи-ке. В формирова-нии психики опред роль иг-рают не отд ощу-щения, а их взаимосвязь, фор-мир образ, предметы или явл-ния. Соз-данный образ в свою очередь влияет на хар-р протекания ощущений.

Билет №14

Осн положения психоанализа.

Основоположник - Фрейд. Есть теория и ме-тод пси-хоанализа. Фрейд впервые отметил, что психика чел структурна и состоит из без- , сверх- и сознат (интуи-ция). У каждого чел активность этих 3 выражена не в одинак сте-пени. Все они развиваются, обогащаются и тренируются. Подсознание - хорошо автома-тизир на-выки, глубоко усвоенные нормы. Подсоз-ие защищает сознание от изм-ний ра-боты. Сознание оперирует зна-нием, кот м/быть переданы другим. В сверхсозн-ие без контроля сознания возникают новые связи. Фрейд выделил 2 инстинкта, регул поведе-ние: самосохране-ние и секс и или либидо. Бессознат насыщено энерги-ей либидо, слепо-го и, не знающего ничего, кроме принципа удовлетворения. Сознание в силу запретов общ-ва препятствует этому и энергия либидо ищет обходные пути, прорываясь в сознат или телесные действия (эйфория) - создание худ образов в сновиде-ниях. Т о в псих реак-циях чел ничего случайного нет, всё причин-но обусловлено.

Билет №15

Осн положения когнитивной психологии.

Когнито (знание). Это направление возника-ет с разви-тием инфы. Основоположник - амер Келли. Гл источ-ником развития лично-сти явл среда, соц окружение. Осн положе-ния: 1) чел - система по восприятию и пе-ре-работке инфы 2) каждый чел воспринимает и интег-рирует внешний мир через свой внутр (конструкты) 3) восприятие, мышление, па-мять, речь, межличностные отн-ия опред-ся конструктами примерно также, как устройст-во организма генотипом. Конструкты функ-ционируют по признаку дихотамии. Конст-рукты из-меняются под влиянием опыта, т е чел развивается в течение жизни. Конструк-ты есть основополагающие, т е наиболее часто употребляемые, и периферийные.

Билет №16

Осн положения гуманистич психологии.

Сформировалась в 1950-1960-е гг., предме-том изуче-ния кот явл уникальная, целостная личность чел. Ос-нователи: Маслоу и Род-жерс. Сторонники считают, что каждый чел м/самоактуализироваться, но не каж-дый это умеет. Поэтому задача общ-ва создать соц усл-ия, в кот каждый чел мог бы раскрыть свои воз-можности. Цель жизни - реализовать весь свой врож-дённый потенциал, быть «полностью функционирую-щей личностью», т е человеком, кот использует все свои спо-собности и таланты, реализует свой потенци-ал и движется к полному познанию себя, своих пере-живаний, следуя своей истинной природе. В наст время гуманистич. Психоло-гия превратилась в обл-ть практич психоло-гии.

Билет №17

Информац-энергетич модель психики.

Особенности: 1)чел - система по восприятию и пере-работке инфы 2) организм чел фунци-онирует по зако-нам бытия 3) для норм функ-ционирования организма необходимо под-держивать состояние целостности (баланс организма и внешней среды). Целостность ор-ганизма определяет наше функц состоя-ние, здоровье 4)причина нарушения психо-логич баланса - это ЭГО (в пер сознание). Эго отличается от Я, я - это природа, а эго по-стоянно нуждается в признании и поддер-жке. Согласно этой модели любая мысль или дей-ствие вы-зывает каскад реакций в окр мире 5) мозг явл мощным энергетич генера-тором 6) сознание организовано на принци-пах, сте-реотипах. Стереотип - это шаблон, за-щищает мозг от избыточной неупорядоч инфы. Вся-кий прорыв стереотипа приводит к наруше-нию ба-ланса сознат-го и бессознат-го. У чел возникает со-стояние тревоги, беспо-койства, транса. В таком со-стоянии чел вну-шаем 7) бессознат - пространство, где про-исходит взаимодействие инфы. Здесь фор-мир-ся инс-тинкты, желание, влечение. Не прорвавшиеся в сознание импульсы устрем-ляются к нему обходными путями (посредст-вом снов, ого-ворок, движений). Бес-сознат имеет структу-ру: коллективное бессознат и ин-дивид бес-сознат. В бессознат отсутствует ф-ция вре-мени, время явл-ся его функцией и сущ-ет в сознании. Коррекция бессознат: эмоции, связ с событиями, ко-дируются моз-гом в виде не-кот информац матриц. Усиле-нием воли м/вывести инфу на уровень созна-ния и изме-нить к ней отношение. Человек--система, кот м/рассчитать, прогнозировать. На чел оказывают, оп-ределяют карму: влия-ние рода, сила поведения, сила воли.

Страницы: 1, 2, 3