Отношения в команде спортсменок, занимающихся синхронным плаванием - (курсовая)
p>Сплоченность группы, как стремление ее членов к сотрудничеству, в нашем случае достаточно велика 0, 75 или 75%. Но признаком сплоченности обладает не вся группа, а лишь та микрогруппа, в которую не включен “примкнувший” член группы. Мера сплоченности микрогруппы (a) определяется по формуле, где n – количество членов микрогруппы: Sв кол-во взаимовыборов в микрогруппе 9a = --------- = ---------------------------------------------------------- = ---- = 0, 47.
nІ-n nІ-n 19
Степень групповой сплоченности, найденная по указанной выше формуле равна 0, 84, что является достаточно высоким показателем. В данном случае мы можем говорить о высокой степени групповой сплоченности, единственный человек, вызывающий опасения, “примкнувший”. При условии, что группа будет ее и дальше отвергать, можно предположить, что девочка покинет эту группу. Проведя качественный анализ каждого рисунка (Приложение 4), мы получили следующие результаты. Ноги, торчащие из воды, нарисованные К. , скорее напоминают ситуацию заурядной тренировки, когда каждая спортсменка индивидуально отрабатывает какие-то фигуры. О том, что это команда, можно догадаться только по тому, что фигуры людей находятся в одном месте и заняты одним видом деятельности. Тела людей не прорисованы, т. о. фигуры обезличены. Все фигуры изображены с правой стороны листа, что по всей вероятности говорит о социально нормированных отношениях, чем об эмоциональной привязанности к своей группе. На рисунке “Я в команде” Кр. изобразила себя в левой части листа, отдельно от других девочек, причем из воды видны только ноги. На рисунке присутствуют не все члены команды, отсутствует одна из девочек, получивших в социометрии положительный выбор и выбранная в последнем вопросе социометрического метода как значимое лицо. Девочка, получившая отрицательный выбор, но выбранная как значимое лицо, изображена находящейся в противоположной части бассейна на возвышении (лестнице, ведущей на вышку). В центре рисунка (и бассейна) расположены изображения девочек, получившие положительные выборы. Некоторые фигуры стерты и не перерисованы, что может говорить о каких-то внутриличностных конфликтных чувствах, связанных с другими спортсменками. В изображенных И. фигурах, узнать команду так же практически невозможно. Изображено всего три человека, причем тела у людей отсутствуют, что обезличивает нарисованные фигуры. Их объединяет, как и в предыдущем рисунке, только расположение в одном месте и одинаковая, а не совместная деятельность, что не позволяет говорить о нарисованной группе людей как о команде. Расположение всех фигур на средней линии листа позволяет предположить адекватную оценку себя и своей группы в данном виде деятельности. На рисунке “Я в команде”так же невозможно вычленить команду, здесь изображены две группы детей, бегущих эстафету, причем сюда попали даже те, кто к синхронному плаванию вообще никакого отношения не имеет. В команде, за которую И. бежит эстафету, она изобразила одну девочку из своей группы, имеющую положительный социометрический выбор, другую девочку, получившую положительный социометрический выбор, она изобразила в соперничающей группе, это позволяет предположить, что И. относится к ней как к возможной сопернице. Себя И. нарисовала самой“симпатичной”, что может говорить о достаточно высокой самооценке. Расположение изображения команды в левой части листа позволяет предположить наличие достаточно сильных эмоциональных связей со своей группой. Рисунок Т. единственный, на котором можно видеть какое-то подобие команды. Девочки изображены в центральной части листа и исполняют групповое упражнение. Изображены только ноги, что так же, как и в предыдущих случаях обезличивает участниц. Есть определенное представление о команде, как о группе лиц, объединенных общей целенаправленной деятельностью. На рисунке “Я в команде”изображен бассейн, но деятельность, которой объединены в нем девочки, не характерна для спортивной команды, т. к. они просто“купаются” в бассейне. Изображение располагается в правой части листа, что говорит скорее о социально нормированном характере объединения, а не об эмоциональном компоненте. На рисунке изображены не только члены своей команды, но и другие девочки, занимающиеся синхронным плаванием, по-видимому, эмоционально значимые. Кроме того, то, как они расположены на листе, позволяет предположить, что они изображены в определенной иерархии по степени значимости и авторитета. Высшие (лидерские) позиции занимают более старшие девочки из других групп. В этой иерархической лестнице себе Т. отвела предпоследнее место. В социометрии отрицательных выборов Т. не осуществляла, но две девочки, получивших положительные выборы в этой методике, на рисунке отсутствуют. Сама себя Т. изобразила летящей с вышки, что позволяет предположить состояние некой неопределенности, подвешенности в связи с собственными занятиями синхронным плаванием. У Л. представления о команде можно характеризовать как весьма странные и неадекватные. На рисунке изображены только два человека, один из них тонет, а другой прыгает в воду, чтобы его спасти. Это позволяет предположить, что для Л. команда–это только та ситуация, в которой один человек помогает другому, на чем совместная деятельность исчерпывается. Огромное солнце в верхней части листа может символизировать авторитетную фигуру, которая оказывает влияние на девочку, а так же поиск ею тепла, поддержки, что так же прослеживается в содержании рисунка (один человек спасает, а, следовательно, поддерживает другого). То, что люди изображены в нижней части листа, может говорить о чувстве неудобства, отсутствии чувства безопасности, что подчеркивается содержанием рисунка–один тонет, а это уже прямая угроза для жизни, а другой прыгнул за ним со скалы и летит вниз головой, что тоже небезопасно. На рисунке “Я в команде”Л. единственная, кто изобразил тренера, расположенного на некотором возвышении по отношению к детям, но даже на ее рисунке между тренером и детьми нарисована пропасть, и мяч, летящий по траектории к этой пропасти. Себя девочка нарисовала самой“симпатичной”, держащей в руках две гантели, но при этом та гантель, которую девочка держит в правой руке в два раза тяжелее. Если учесть, что остальные члены команды находятся с правой от нее стороны, то это может говорить, что присутствие в команде представляет для нее определенные сложности, и эти отношения, скорее всего, являются социально нормированными, тогда как эмоциональный компонент достаточно проблематичен. В шеренге Л. изобразила всех в определенной иерархии, где она является второй“по росту”после тренера. Рядом с собой она нарисовала девочку, которая по результатам социометрического опроса показала интерес по отношению к ней, только как к референтному лицу. Сама же Л. выбрала Т. и как эмоционально привлекательное, и как референтное лицо, но в то же время она сначала ее же указала как человека, которого не хотела бы видеть в своей группе, но потом отменила (зачеркнула) свой отрицательный выбор. На голове у Т. , Л. нарисовала какую-то антенну, возможно, это указывает на то, что в ней она видит незаурядного человека и, вероятно, каким-то образом эмоционально завязана на ней. Вторая девочка, изображенная на рисунке, тоже получила со стороны Л. положительный выбор, она одна из самых младших (по возрасту, но не по времени занятий) в группе, и возможно, по мнению Л. одна из самых“безопасных” для нее фигур в общении. Рисунок М. “Моя команда”имеет определенный смысловой подтекст, на нем изображены спортсменки, исполняющие групповое упражнение. Об этом говорит то, что практически все участницы выполняют одну и ту же фигуру и расположены на плоскости рисунка в определенной последовательности, напоминающей треугольник. Изображение только пяти человек, исполняющих группу (тогда как в команде их на самом деле шестеро), может говорить о том, что эмоционально привлекательными и значимыми являются только пятеро и в команду она включает только тех, кто участвует в группе. Такое изображение говорит о том, что понятия команды и группы отождествляется так же, как и у остальных девочек, и командой для нее являются только те, кто участвует в группе. У спортсменок нарисованы только ноги, что обезличивает их фигуры. М. считает, что ее команда редко выступает, и нарисовала ее в том положении, которое хотела бы видеть. На рисунке “Я в команде”М. изобразила себя на бортике между двумя девочками, которых, судя по результатам социометрической методики, она видеть в своей команде не хочет и одну из девочек, с которой у нее положительный взаимовыбор. При этом, характеризуя рисунок, она сказала, что здесь они готовятся к групповому упражнению. В центральной части листа изображены две ее старшие сестры– двойняшки, исполняющие дуэт, которые занимаются в старшей группе. Кс. на листе вместо команды изобразила только одну девочку, что, скорее всего, говорит о том, что она себя не включает в команду и не считает ее членом. Это свидетельствует об отсутствии чувства общности. О том, что девочка занимается синхронным плаванием ни на этом рисунке, ни на рисунке“Я в команде”ничего не говорит. На какую-либо связь со спортом намекает только изображение мячика, располагающегося неподалеку. Вероятно, это говорит о том, что занятия не являются для нее значимыми и не исключено, что Кс. вообще хотела бы заниматься чем-то другим. Тучи, изображенные на небе, позволяют предположить боязливость и тревогу, опасения, сниженный фон настроения. Наличие линии земли в сочетании со слабо прорисованными ногами без ступней, скорее всего, свидетельствуют о чувстве незащищенности, некоторой замкнутости, робости. На рисунке “Я в команде”Кс. изобразила себя, за своей спиной девочку, которую отвергает в социометрическом выборе и маленькую девочку из младшей группы, находящуюся поодаль. Это еще раз подтверждает, что девочка не идентифицирует себя со всей командой, а лишь с аутсайдерами, среди которых она изображает себя лучшей. На основании анализа рисунков, можно сказать, что у девочек не сформировано понятие команды. Они путают понятие команды с понятием группы, и, зачастую, не идентифицируют себя со своей командой. Большая часть детей находится в состоянии неуверенности, беспокойства, что может быть связано как с тем, что дети находятся в спортивном лагере, а не в привычной для них домашней обстановке, так и с тем, что они неуверенны в необходимости занятий синхронным плаванием вообще, или именно в этой команде в частности. Тренер, как человек, включенный в команду, присутствует только на одном рисунке, что может говорить о незначительной роли тренера в деле формирования команды из спортивной группы, а так же о том, что тренер не воспринимается как член команды. Для анализа результатов методики “Тест неоконченных предложений”мы использовали метод контент-анализа. Суть этого метода заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации. Смысловой единицей контент-анализа в данном случае мы будем считать отношение спортсменок к команде. Для оценки отношения мы будем использовать две категории– положительное и отрицательное отношение к команде. К предложениям, отражающим отношение к команде, относятся предложения под №№ 1, 15, 17, 25, 28.
Думаю, что моя команда редко… 15. Когда у меня успех, мои товарищи… 17. Победа моей команды… 25. В моей ссоре с товарищами по команде… Я к своим товарищам отношусь…
Каждое предложение было закончено шестью девочками, являющимися членами команды. Отсутствие ответа на 17 и 25 вопросы у одной из девочек может указывать как на отсутствие подобного рода опыта в жизни ребенка, так и на недифференцированость собственных чувств, и на нежелание предъявлять их по каким-то причинам. Для того, чтобы оценить содержательное разнообразие окончаний предложений мы определили основные категории анализа, в качестве которых нами были выделены положительное и отрицательное отношении к команде, затем мы выделили в ответах единицы счета и распределили их по категориям (таблица 1).
Таблица 1. Положительное отношение к команде Отрицательное отношение к команде Редко проигрывать Редко проигрывать Редко проигрывать Редко проигрывать Хвалить Поддерживать Радоваться Радоваться Радоваться Радоваться Радость Очень важно Радость, веселье, смех Радость Радовать Не ссориться Стараться помириться Ссора – это что-то необычное Ссора – это большие проблемы Ссора огорчает Относиться хорошо Относиться хорошо Относиться нормально Относиться хорошо Относиться нормально Относиться хорошо Редко выступать Редко побеждать Завидовать
После этого нами было подсчитано количество различных единиц L и частота каждой из них fi, где i = 1, 2, …, L. Затем мы подсчитали относительную частоту pi, где pi = fi/ У fi и оценили разнообразие, или неопределенность, для каждой единицы (по К. Шеннону, в битах): hi = - pi log2 pi, бит. Подсчитали суммарную оценку для каждой категории анализа и для текста в целом:
L H = У hi, бит. 1
и оценили доли общего разнообразия (в %), приходящейся на каждую категорию. Результаты подсчетов представлены в виде таблицы:
таблица 2 Категории анализа Единицы счета Частота Разнообра зие в битах Или по К. Шен нону Вклад катего рий в общее разнообразие текста (в %) абс. отно-сит. Положитель-ное отноше- ние к команде Редко проигрывать Хвалить Поддерживать Радоваться, ра-дость, радовать Очень важно Не ссориться Стараться помириться Ссора - что-то необычное Ссора – боль- шие проблемы Ссора огорчает Относиться хорошо Относиться нормально 4 1 1 8 1 1 1 1 1 1 4 2 0. 14 0. 03 0. 03 0. 28 0. 03 0. 03 0. 03 0. 03 0. 03 0. 03 0. 14 0. 07 0. 397 0. 152 0. 152 0. 514 0. 152 0. 152 0. 152 0. 152 0. 152 0. 152 0. 397 0. 269 Hп = 2. 793 2. 79: 3. 25х х100%=86% Отрицатель- ное отноше- ние к команде Текст в целом Редко выступать Редко побеждать Завидовать L = 15 1 1 1 Уfi=29 0. 03 0. 03 0. 03 Уpi = 1 0. 152 0. 152 0. 152 Уhi = 3. 25 Hо = 0. 456 H = 3. 25 0. 46: 3. 25х х100%=14% 100%
Из таблицы видно, что в ответах детей смысловых единиц, отражающих положительное отношение к команде - 86%, в то время как отрицательных–14%. Это позволяет говорить о том, что у детей преобладает положительное отношение к команде, в формировании которого существенную роль играют победы команды в различных соревнованиях, радость, связанная с победой своей команды и личными успехами, хорошее отношение к товарищам по команде и восприятие их отношения к себе как дружеского, хорошего. Что касается отрицательного отношения, то оно преимущественно связано с проигрышами команды на соревнованиях и редкостью выступлений. О зависти со стороны товарищей по команде в отношении собственных успехов упомянула только одна девочка, отметив, что это бывает иногда.
ВЫВОДЫ.
На основании результатов, полученных при анализе проведенного исследования, можно сказать о том, что дети, посещающие группу синхронного плавания, имеют недостаточно конкретное представление о команде. Они смешивают понятие команды с понятием группы, причем в очень узком смысле этого слова, а именно, для них команда–это несколько спортсменок, выполняющих групповую произвольную программу. Дети не умеют работать в команде и не знают, что это значит. Это позволяет сделать неутешительный прогноз о том, что к более старшему возрасту большинство детей, не показавших выдающихся успехов в индивидуальной программе или дуэтах, скорее всего, перестанет посещать тренировки. В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, о том, что команда не сплочена. Результаты исследования показали, что команды просто нет, а положительные выборы, осуществленные в социометрии, основываются, скорее, на взаимной симпатии и удовольствии от общения друг с другом, не обусловленным совместной деятельностью, а основанные на возрастных особенностях детей. Из анализа рисуночных методик можно видеть, что не все девочки отождествляют себя с группой и, скорее направлены на индивидуальную реализацию себя как спортсменок, чем на участие в групповых упражнениях. Приоритет индивидуальных упражнений над групповыми в синхронном плавании является спорным не только для тренера и команды в целом, но и для самой спортсменки. Если она не сможет быть выдающейся в индивидуальной программе, то место в группе–это то, что позволит ей чего-то добиться в спорте и чувствовать себя успешной, разделяя успех команды. К тому же, возраст 7– 9 лет –это тот возраст, когда ребенок приобретает умение работать рядом с другими людьми в составе команды. На этом возрастном этапе для детей большое значение имеют взрослые, выступающие в роли учителя и носителя знаний и социальных норм. Взрослые являются значимыми лицами и имеют большое влияние, в том числе и на то, каким образом у ребенка будут строиться отношения со сверстниками. Для детей, занимающихся спортом, таким значимым взрослым становится тренер. Если судить по результатам рисуночных методов и методики“Тест неоконченных предложений”, то выясняется, что в обследованной нами группе, тренер не играет такой уж существенной роли в формировании отношений между детьми и не помогает формированию у них адекватного образа команды. Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать тренеру, пользуясь возрастными особенностями детей, приложить усилия не только к формированию у них технических навыков, но и к формированию команды и целостного образа команды у детей. Для этого необходимо обратиться к опыту формирования команды в игровых командных видах спорта. Во время тренировок давать больше упражнений, для выполнения которых требуются усилия не одного или двух человек, и даже не просто группы детей, а такой группы, которая должна работать командой для достижения определенного результата. Позволить детям самим в некоторых упражнениях осуществлять контроль друг над другом, с указанием технических ошибок и, главное, возможностей для их исправления и устранения, обращая внимание на позитивные моменты. Спортивные сборы, летний спортивный лагерь, групповое посещение различных мероприятий (театр, балет, спортивные соревнования), какие-то выработанные традиции (например, совместное празднование дней рождений или каких-то других значимых дат) так же имеют большое значение для сплочения команды. Необходимо объяснить детям, что такое команда и для чего им нужно работать в команде с указанием на цели и задачи, которые тренер ставит перед командой. Желательно при этом получить обратную связь для того, чтобы знать, какова мотивация занятий у детей, какие цели и задачи ставят они перед собой, и соотнесясь с полученной информацией выстраивать свое взаимодействие с ними. Вероятно, это будет достаточно сложно, т. к. ни у тренера, ни у детей нет образца спортивной команды по синхронному плаванию. Но, тем не менее, этот вид спорта имеет перспективы развития только как командный вид спорта, (в связи с последними изменениями в олимпийской программе, только групповая произвольная программа является олимпийским упражнением) поэтому, мы считаем, что усилия, приложенные к формированию команды, будут вознаграждены повышением успешности спортсменок и наличием сформированной полноценной команды.
Приложение 1. Тест неоконченных предложений 1. Думаю, что моя команда редко… Если все товарищи по команде против меня, то… Я всегда хотела… Будущее в спорте кажется мне… Мой тренер… Если бы я правильно тренировалась… Я тренируюсь много, но… Когда я впервые подумала о спорте… Когда я вижу спортсмена… Когда я вижу спортсменку… Когда ждешь спортивной победы… Судьи в спорте всегда… Честная победа в спорте… Сделала бы все, чтобы забыть… Когда у меня успех, мои товарищи… Если в спорте огромные трудности… Победа моей команды… Мой личный успех на соревновании… Когда необходимо рисковать… Если я очень устаю на соревновании… Спортивное достижение – это… Если на соревновании сильный противник… Если есть свободное время… Мало кто знает, что я боюсь… В моей ссоре с товарищами по команде… Не люблю людей, которые… Иногда в душе моей просыпается… Я к своим товарищам отношусь… Моей большой ошибкой было… Приложение 2. Социоматрица Таблица группировок Кого выбирали Кто выбирал 1 2 3 4 5 6 1 2 4 5 6 3 1. Кс. + + + + 1. Кс. + + + + 2. И. + + + + 2. И. + + + + 3. Л. + + + + + 4. Т. + + + + 4. Т. + + + + 5. К. + + + + 5. К. + + + + 6. М. + + + 6. М. + + + 3. Л. + + + + + выбор 5 4 5 5 5 взаимовыбор 4 3 4 4 3 отрицательные 1 4 взаимоотриц. Р+ Список литературы.
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М. ,1998. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М. , 1986. Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. т. 2 – М. ,1993. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. - Воронеж, 1995. Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб. ,1999. Выготский Л. С. Собр. сочинений в 6-ти томах. т 4. – М. , 1984. Годфруа Ж. Что такое психология? – М. , 1996. Григорьянц И. А. О перспективах развития психологии спорта. - “Теория и практика физической культуры”. №5, 1997. Коледа В. А. Психология физической подготовки молодежи. – Минск, 1990. Марищук В. Л. , Блудов Ю. М. , Плахтиенко В. А. , Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. – М. , 1984.
Мухина В. С. Возрастная психология. – М. , 1998. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М. , 1996. Практикум по общей психологии. – М. , 1990. Попов А. Л. Психология спорта. – М. , 1998.
Рыжонкин Ю. Я. Практика организации спортивно-игровой команды. /Психология спортивной деятельности. – Казань, 1985. Слободчиков В. И. , Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития. – “Вопросы психологии”. №5, 1996. Степанова С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М. , 1997. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. - М. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М. , 1994. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. – СПб. , 1998. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб. , 1996. Bodner S. Experimental training, A stepping stone for work teams, CSWT Reports, 1997.
Boldwell D. High performance team, 1996.
Folsom J. Статьи по командообразованию. Интернет – страница компании The Wings. Katzenbach J. , Smith D. The wisdom of teams. Harvard business school press, 1993.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|