бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Отношения в команде спортсменок, занимающихся синхронным плаванием - (курсовая) бесплатно рефераты

p>Сплоченность группы, как стремление ее членов к сотрудничеству, в нашем случае достаточно велика 0, 75 или 75%. Но признаком сплоченности обладает не вся группа, а лишь та микрогруппа, в которую не включен “примкнувший” член группы. Мера сплоченности микрогруппы (a) определяется по формуле, где n – количество членов микрогруппы: Sв кол-во взаимовыборов в микрогруппе 9

a = --------- = ---------------------------------------------------------- = ---- = 0, 47.

    nІ-n nІ-n 19

Степень групповой сплоченности, найденная по указанной выше формуле равна 0, 84, что является достаточно высоким показателем.

В данном случае мы можем говорить о высокой степени групповой сплоченности, единственный человек, вызывающий опасения, “примкнувший”. При условии, что группа будет ее и дальше отвергать, можно предположить, что девочка покинет эту группу.

Проведя качественный анализ каждого рисунка (Приложение 4), мы получили следующие результаты.

Ноги, торчащие из воды, нарисованные К. , скорее напоминают ситуацию заурядной тренировки, когда каждая спортсменка индивидуально отрабатывает какие-то фигуры. О том, что это команда, можно догадаться только по тому, что фигуры людей находятся в одном месте и заняты одним видом деятельности. Тела людей не прорисованы, т. о. фигуры обезличены.

Все фигуры изображены с правой стороны листа, что по всей вероятности говорит о социально нормированных отношениях, чем об эмоциональной привязанности к своей группе.

На рисунке “Я в команде” Кр. изобразила себя в левой части листа, отдельно от других девочек, причем из воды видны только ноги. На рисунке присутствуют не все члены команды, отсутствует одна из девочек, получивших в социометрии положительный выбор и выбранная в последнем вопросе социометрического метода как значимое лицо. Девочка, получившая отрицательный выбор, но выбранная как значимое лицо, изображена находящейся в противоположной части бассейна на возвышении (лестнице, ведущей на вышку). В центре рисунка (и бассейна) расположены изображения девочек, получившие положительные выборы. Некоторые фигуры стерты и не перерисованы, что может говорить о каких-то внутриличностных конфликтных чувствах, связанных с другими спортсменками.

В изображенных И. фигурах, узнать команду так же практически невозможно. Изображено всего три человека, причем тела у людей отсутствуют, что обезличивает нарисованные фигуры. Их объединяет, как и в предыдущем рисунке, только расположение в одном месте и одинаковая, а не совместная деятельность, что не позволяет говорить о нарисованной группе людей как о команде. Расположение всех фигур на средней линии листа позволяет предположить адекватную оценку себя и своей группы в данном виде деятельности. На рисунке “Я в команде”так же невозможно вычленить команду, здесь изображены две группы детей, бегущих эстафету, причем сюда попали даже те, кто к синхронному плаванию вообще никакого отношения не имеет. В команде, за которую И. бежит эстафету, она изобразила одну девочку из своей группы, имеющую положительный социометрический выбор, другую девочку, получившую положительный социометрический выбор, она изобразила в соперничающей группе, это позволяет предположить, что И. относится к ней как к возможной сопернице. Себя И. нарисовала самой“симпатичной”, что может говорить о достаточно высокой самооценке. Расположение изображения команды в левой части листа позволяет предположить наличие достаточно сильных эмоциональных связей со своей группой.

Рисунок Т. единственный, на котором можно видеть какое-то подобие команды. Девочки изображены в центральной части листа и исполняют групповое упражнение. Изображены только ноги, что так же, как и в предыдущих случаях обезличивает участниц. Есть определенное представление о команде, как о группе лиц, объединенных общей целенаправленной деятельностью.

На рисунке “Я в команде”изображен бассейн, но деятельность, которой объединены в нем девочки, не характерна для спортивной команды, т. к. они просто“купаются” в бассейне. Изображение располагается в правой части листа, что говорит скорее о социально нормированном характере объединения, а не об эмоциональном компоненте. На рисунке изображены не только члены своей команды, но и другие девочки, занимающиеся синхронным плаванием, по-видимому, эмоционально значимые. Кроме того, то, как они расположены на листе, позволяет предположить, что они изображены в определенной иерархии по степени значимости и авторитета. Высшие (лидерские) позиции занимают более старшие девочки из других групп. В этой иерархической лестнице себе Т. отвела предпоследнее место.

В социометрии отрицательных выборов Т. не осуществляла, но две девочки, получивших положительные выборы в этой методике, на рисунке отсутствуют. Сама себя Т. изобразила летящей с вышки, что позволяет предположить состояние некой неопределенности, подвешенности в связи с собственными занятиями синхронным плаванием.

У Л. представления о команде можно характеризовать как весьма странные и неадекватные. На рисунке изображены только два человека, один из них тонет, а другой прыгает в воду, чтобы его спасти. Это позволяет предположить, что для Л. команда–это только та ситуация, в которой один человек помогает другому, на чем совместная деятельность исчерпывается.

Огромное солнце в верхней части листа может символизировать авторитетную фигуру, которая оказывает влияние на девочку, а так же поиск ею тепла, поддержки, что так же прослеживается в содержании рисунка (один человек спасает, а, следовательно, поддерживает другого).

То, что люди изображены в нижней части листа, может говорить о чувстве неудобства, отсутствии чувства безопасности, что подчеркивается содержанием рисунка–один тонет, а это уже прямая угроза для жизни, а другой прыгнул за ним со скалы и летит вниз головой, что тоже небезопасно.

На рисунке “Я в команде”Л. единственная, кто изобразил тренера, расположенного на некотором возвышении по отношению к детям, но даже на ее рисунке между тренером и детьми нарисована пропасть, и мяч, летящий по траектории к этой пропасти. Себя девочка нарисовала самой“симпатичной”, держащей в руках две гантели, но при этом та гантель, которую девочка держит в правой руке в два раза тяжелее. Если учесть, что остальные члены команды находятся с правой от нее стороны, то это может говорить, что присутствие в команде представляет для нее определенные сложности, и эти отношения, скорее всего, являются социально нормированными, тогда как эмоциональный компонент достаточно проблематичен. В шеренге Л. изобразила всех в определенной иерархии, где она является второй“по росту”после тренера. Рядом с собой она нарисовала девочку, которая по результатам социометрического опроса показала интерес по отношению к ней, только как к референтному лицу. Сама же Л. выбрала Т. и как эмоционально привлекательное, и как референтное лицо, но в то же время она сначала ее же указала как человека, которого не хотела бы видеть в своей группе, но потом отменила (зачеркнула) свой отрицательный выбор. На голове у Т. , Л. нарисовала какую-то антенну, возможно, это указывает на то, что в ней она видит незаурядного человека и, вероятно, каким-то образом эмоционально завязана на ней. Вторая девочка, изображенная на рисунке, тоже получила со стороны Л. положительный выбор, она одна из самых младших (по возрасту, но не по времени занятий) в группе, и возможно, по мнению Л. одна из самых“безопасных” для нее фигур в общении. Рисунок М. “Моя команда”имеет определенный смысловой подтекст, на нем изображены спортсменки, исполняющие групповое упражнение. Об этом говорит то, что практически все участницы выполняют одну и ту же фигуру и расположены на плоскости рисунка в определенной последовательности, напоминающей треугольник. Изображение только пяти человек, исполняющих группу (тогда как в команде их на самом деле шестеро), может говорить о том, что эмоционально привлекательными и значимыми являются только пятеро и в команду она включает только тех, кто участвует в группе. Такое изображение говорит о том, что понятия команды и группы отождествляется так же, как и у остальных девочек, и командой для нее являются только те, кто участвует в группе. У спортсменок нарисованы только ноги, что обезличивает их фигуры. М. считает, что ее команда редко выступает, и нарисовала ее в том положении, которое хотела бы видеть.

На рисунке “Я в команде”М. изобразила себя на бортике между двумя девочками, которых, судя по результатам социометрической методики, она видеть в своей команде не хочет и одну из девочек, с которой у нее положительный взаимовыбор. При этом, характеризуя рисунок, она сказала, что здесь они готовятся к групповому упражнению. В центральной части листа изображены две ее старшие сестры– двойняшки, исполняющие дуэт, которые занимаются в старшей группе. Кс. на листе вместо команды изобразила только одну девочку, что, скорее всего, говорит о том, что она себя не включает в команду и не считает ее членом. Это свидетельствует об отсутствии чувства общности. О том, что девочка занимается синхронным плаванием ни на этом рисунке, ни на рисунке“Я в команде”ничего не говорит. На какую-либо связь со спортом намекает только изображение мячика, располагающегося неподалеку. Вероятно, это говорит о том, что занятия не являются для нее значимыми и не исключено, что Кс. вообще хотела бы заниматься чем-то другим.

Тучи, изображенные на небе, позволяют предположить боязливость и тревогу, опасения, сниженный фон настроения. Наличие линии земли в сочетании со слабо прорисованными ногами без ступней, скорее всего, свидетельствуют о чувстве незащищенности, некоторой замкнутости, робости.

На рисунке “Я в команде”Кс. изобразила себя, за своей спиной девочку, которую отвергает в социометрическом выборе и маленькую девочку из младшей группы, находящуюся поодаль. Это еще раз подтверждает, что девочка не идентифицирует себя со всей командой, а лишь с аутсайдерами, среди которых она изображает себя лучшей. На основании анализа рисунков, можно сказать, что у девочек не сформировано понятие команды. Они путают понятие команды с понятием группы, и, зачастую, не идентифицируют себя со своей командой. Большая часть детей находится в состоянии неуверенности, беспокойства, что может быть связано как с тем, что дети находятся в спортивном лагере, а не в привычной для них домашней обстановке, так и с тем, что они неуверенны в необходимости занятий синхронным плаванием вообще, или именно в этой команде в частности. Тренер, как человек, включенный в команду, присутствует только на одном рисунке, что может говорить о незначительной роли тренера в деле формирования команды из спортивной группы, а так же о том, что тренер не воспринимается как член команды. Для анализа результатов методики “Тест неоконченных предложений”мы использовали метод контент-анализа. Суть этого метода заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации.

Смысловой единицей контент-анализа в данном случае мы будем считать отношение спортсменок к команде. Для оценки отношения мы будем использовать две категории– положительное и отрицательное отношение к команде. К предложениям, отражающим отношение к команде, относятся предложения под №№ 1, 15, 17, 25, 28.

    Думаю, что моя команда редко…
    15. Когда у меня успех, мои товарищи…
    17. Победа моей команды…
    25. В моей ссоре с товарищами по команде…
    Я к своим товарищам отношусь…

Каждое предложение было закончено шестью девочками, являющимися членами команды. Отсутствие ответа на 17 и 25 вопросы у одной из девочек может указывать как на отсутствие подобного рода опыта в жизни ребенка, так и на недифференцированость собственных чувств, и на нежелание предъявлять их по каким-то причинам.

Для того, чтобы оценить содержательное разнообразие окончаний предложений мы определили основные категории анализа, в качестве которых нами были выделены положительное и отрицательное отношении к команде, затем мы выделили в ответах единицы счета и распределили их по категориям (таблица 1).

    Таблица 1.
    Положительное отношение к команде
    Отрицательное отношение к команде
    Редко проигрывать
    Редко проигрывать
    Редко проигрывать
    Редко проигрывать
    Хвалить
    Поддерживать
    Радоваться
    Радоваться
    Радоваться
    Радоваться
    Радость
    Очень важно
    Радость, веселье, смех
    Радость
    Радовать
    Не ссориться
    Стараться помириться
    Ссора – это что-то необычное
    Ссора – это большие проблемы
    Ссора огорчает
    Относиться хорошо
    Относиться хорошо
    Относиться нормально
    Относиться хорошо
    Относиться нормально
    Относиться хорошо
    Редко выступать
    Редко побеждать
    Завидовать

После этого нами было подсчитано количество различных единиц L и частота каждой из них fi, где i = 1, 2, …, L. Затем мы подсчитали относительную частоту pi, где pi = fi/ У fi и оценили разнообразие, или неопределенность, для каждой единицы (по К. Шеннону, в битах): hi = - pi log2 pi, бит. Подсчитали суммарную оценку для каждой категории анализа и для текста в целом:

    L
    H = У hi, бит.
    1

и оценили доли общего разнообразия (в %), приходящейся на каждую категорию. Результаты подсчетов представлены в виде таблицы:

    таблица 2
    Категории анализа
    Единицы счета
    Частота
    Разнообра
    зие в битах
    Или по К. Шен
    нону
    Вклад катего
    рий в общее разнообразие текста (в %)
    абс.
    отно-сит.
    Положитель-ное отноше- ние к команде
    Редко проигрывать
    Хвалить
    Поддерживать
    Радоваться, ра-дость, радовать
    Очень важно
    Не ссориться
    Стараться помириться
    Ссора - что-то необычное
    Ссора – боль- шие проблемы
    Ссора огорчает
    Относиться хорошо
    Относиться нормально
    4
    1
    1
    8
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    4
    2
    0. 14
    0. 03
    0. 03
    0. 28
    0. 03
    0. 03
    0. 03
    0. 03
    0. 03
    0. 03
    0. 14
    0. 07
    0. 397
    0. 152
    0. 152
    0. 514
    0. 152
    0. 152
    0. 152
    0. 152
    0. 152
    0. 152
    0. 397
    0. 269
    Hп = 2. 793
    2. 79: 3. 25х
    х100%=86%
    Отрицатель- ное отноше- ние к команде
    Текст в целом
    Редко выступать
    Редко побеждать
    Завидовать
    L = 15
    1
    1
    1
    Уfi=29
    0. 03
    0. 03
    0. 03
    Уpi = 1
    0. 152
    0. 152
    0. 152
    Уhi = 3. 25
    Hо = 0. 456
    H = 3. 25
    0. 46: 3. 25х
    х100%=14%
    100%

Из таблицы видно, что в ответах детей смысловых единиц, отражающих положительное отношение к команде - 86%, в то время как отрицательных–14%. Это позволяет говорить о том, что у детей преобладает положительное отношение к команде, в формировании которого существенную роль играют победы команды в различных соревнованиях, радость, связанная с победой своей команды и личными успехами, хорошее отношение к товарищам по команде и восприятие их отношения к себе как дружеского, хорошего.

Что касается отрицательного отношения, то оно преимущественно связано с проигрышами команды на соревнованиях и редкостью выступлений. О зависти со стороны товарищей по команде в отношении собственных успехов упомянула только одна девочка, отметив, что это бывает иногда.

    ВЫВОДЫ.

На основании результатов, полученных при анализе проведенного исследования, можно сказать о том, что дети, посещающие группу синхронного плавания, имеют недостаточно конкретное представление о команде. Они смешивают понятие команды с понятием группы, причем в очень узком смысле этого слова, а именно, для них команда–это несколько спортсменок, выполняющих групповую произвольную программу. Дети не умеют работать в команде и не знают, что это значит. Это позволяет сделать неутешительный прогноз о том, что к более старшему возрасту большинство детей, не показавших выдающихся успехов в индивидуальной программе или дуэтах, скорее всего, перестанет посещать тренировки.

В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, о том, что команда не сплочена. Результаты исследования показали, что команды просто нет, а положительные выборы, осуществленные в социометрии, основываются, скорее, на взаимной симпатии и удовольствии от общения друг с другом, не обусловленным совместной деятельностью, а основанные на возрастных особенностях детей. Из анализа рисуночных методик можно видеть, что не все девочки отождествляют себя с группой и, скорее направлены на индивидуальную реализацию себя как спортсменок, чем на участие в групповых упражнениях. Приоритет индивидуальных упражнений над групповыми в синхронном плавании является спорным не только для тренера и команды в целом, но и для самой спортсменки. Если она не сможет быть выдающейся в индивидуальной программе, то место в группе–это то, что позволит ей чего-то добиться в спорте и чувствовать себя успешной, разделяя успех команды. К тому же, возраст 7– 9 лет –это тот возраст, когда ребенок приобретает умение работать рядом с другими людьми в составе команды.

На этом возрастном этапе для детей большое значение имеют взрослые, выступающие в роли учителя и носителя знаний и социальных норм. Взрослые являются значимыми лицами и имеют большое влияние, в том числе и на то, каким образом у ребенка будут строиться отношения со сверстниками. Для детей, занимающихся спортом, таким значимым взрослым становится тренер. Если судить по результатам рисуночных методов и методики“Тест неоконченных предложений”, то выясняется, что в обследованной нами группе, тренер не играет такой уж существенной роли в формировании отношений между детьми и не помогает формированию у них адекватного образа команды.

Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать тренеру, пользуясь возрастными особенностями детей, приложить усилия не только к формированию у них технических навыков, но и к формированию команды и целостного образа команды у детей. Для этого необходимо обратиться к опыту формирования команды в игровых командных видах спорта. Во время тренировок давать больше упражнений, для выполнения которых требуются усилия не одного или двух человек, и даже не просто группы детей, а такой группы, которая должна работать командой для достижения определенного результата. Позволить детям самим в некоторых упражнениях осуществлять контроль друг над другом, с указанием технических ошибок и, главное, возможностей для их исправления и устранения, обращая внимание на позитивные моменты. Спортивные сборы, летний спортивный лагерь, групповое посещение различных мероприятий (театр, балет, спортивные соревнования), какие-то выработанные традиции (например, совместное празднование дней рождений или каких-то других значимых дат) так же имеют большое значение для сплочения команды.

Необходимо объяснить детям, что такое команда и для чего им нужно работать в команде с указанием на цели и задачи, которые тренер ставит перед командой. Желательно при этом получить обратную связь для того, чтобы знать, какова мотивация занятий у детей, какие цели и задачи ставят они перед собой, и соотнесясь с полученной информацией выстраивать свое взаимодействие с ними. Вероятно, это будет достаточно сложно, т. к. ни у тренера, ни у детей нет образца спортивной команды по синхронному плаванию. Но, тем не менее, этот вид спорта имеет перспективы развития только как командный вид спорта, (в связи с последними изменениями в олимпийской программе, только групповая произвольная программа является олимпийским упражнением) поэтому, мы считаем, что усилия, приложенные к формированию команды, будут вознаграждены повышением успешности спортсменок и наличием сформированной полноценной команды.

    Приложение 1.
    Тест неоконченных предложений
    1. Думаю, что моя команда редко…
    Если все товарищи по команде против меня, то…
    Я всегда хотела…
    Будущее в спорте кажется мне…
    Мой тренер…
    Если бы я правильно тренировалась…
    Я тренируюсь много, но…
    Когда я впервые подумала о спорте…
    Когда я вижу спортсмена…
    Когда я вижу спортсменку…
    Когда ждешь спортивной победы…
    Судьи в спорте всегда…
    Честная победа в спорте…
    Сделала бы все, чтобы забыть…
    Когда у меня успех, мои товарищи…
    Если в спорте огромные трудности…
    Победа моей команды…
    Мой личный успех на соревновании…
    Когда необходимо рисковать…
    Если я очень устаю на соревновании…
    Спортивное достижение – это…
    Если на соревновании сильный противник…
    Если есть свободное время…
    Мало кто знает, что я боюсь…
    В моей ссоре с товарищами по команде…
    Не люблю людей, которые…
    Иногда в душе моей просыпается…
    Я к своим товарищам отношусь…
    Моей большой ошибкой было…
    Приложение 2.
    Социоматрица
    Таблица группировок
    Кого выбирали
    Кто выбирал
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    1
    2
    4
    5
    6
    3
    1. Кс.
    +
    +
    +
    +
    1. Кс.
    +
    +
    +
    +
    2. И.
    +
    +
    +
    +
    2. И.
    +
    +
    +
    +
    3. Л.
    +
    +
    +
    +
    +
    4. Т.
    +
    +
    +
    +
    4. Т.
    +
    +
    +
    +
    5. К.
    +
    +
    +
    +
    5. К.
    +
    +
    +
    +
    6. М.
    +
    +
    +
    6. М.
    +
    +
    +
    3. Л.
    +
    +
    +
    +
    +
    выбор
    5
    4
    5
    5
    5
    взаимовыбор
    4
    3
    4
    4
    3
    отрицательные
    1
    4
    взаимоотриц.
    Р+
    Список литературы.

Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М. ,1998. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М. , 1986.

Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. т. 2 – М. ,1993. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. - Воронеж, 1995. Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб. ,1999. Выготский Л. С. Собр. сочинений в 6-ти томах. т 4. – М. , 1984. Годфруа Ж. Что такое психология? – М. , 1996.

Григорьянц И. А. О перспективах развития психологии спорта. - “Теория и практика физической культуры”. №5, 1997. Коледа В. А. Психология физической подготовки молодежи. – Минск, 1990. Марищук В. Л. , Блудов Ю. М. , Плахтиенко В. А. , Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. – М. , 1984.

    Мухина В. С. Возрастная психология. – М. , 1998.
    Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М. , 1996.
    Практикум по общей психологии. – М. , 1990.
    Попов А. Л. Психология спорта. – М. , 1998.

Рыжонкин Ю. Я. Практика организации спортивно-игровой команды. /Психология спортивной деятельности. – Казань, 1985.

Слободчиков В. И. , Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития. – “Вопросы психологии”. №5, 1996.

Степанова С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М. , 1997. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. - М.

Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М. , 1994. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. – СПб. , 1998.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб. , 1996.

Bodner S. Experimental training, A stepping stone for work teams, CSWT Reports, 1997.

    Boldwell D. High performance team, 1996.

Folsom J. Статьи по командообразованию. Интернет – страница компании The Wings. Katzenbach J. , Smith D. The wisdom of teams. Harvard business school press, 1993.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5