бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности умственного развития младших школьников - (реферат) бесплатно рефераты

p>О наличии того или иного вида мышления у ребенка можно судить по тому, как он решает соответствующие данному виду задачи, так если при решении легких задач на практическое преобразование предметов, или на оперирование их образами, или на рассуждения ребенок плохо разбирается в их условии, путается и теряется при поиске их решений, то в этом случае считается, что у него первый уровень развития в соответствующем виде мышления.

Если ребенок успешно решает легкие задачи, предназначенные для применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более сложных задач, в частности из - за того, что не удается представить все это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления. Для умственного развития младшего школьника нужно использовать три вида мышления. При этом с помощью каждого из них у ребенка лучше формируется те или иные качества ума. Так решение задач с помощью наглядно - действенного мышления позволяет развивать у учеников навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач.

Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве.

Поскольку работая с предметами ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями, прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи, или наоборот заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а на бросить ее выполнение, не узнав результата. И так, с помощью наглядно - действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями. Своеобразие наглядно - образного мышления заключается в том, что решая задачи с его помощью, человек не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью наглядно - образного мышления, человеку приходится оперировать лишь образами предметов (т. е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами.

Поэтому главной целью работы по развитию наглядно - образного мышления не может состоять в том, чтобы с его помощью формировать умение управлять своими действиями при решении задач.

Главная же цель коррекции у детей наглядно - образного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач. Это следует из того, что оперируя предметами в мыслительном плане, представляя возможные варианты их изменений можно найти быстрее нужное решение, чем выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более, что не всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.

Своеобразие словесно - логического мышления состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами, и их образами, а с понятиями о них, оформленных в словах или знаках. При этом человек действует по определенным правилам отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов. Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно - логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.

Вывод: Итак, мышление младшего школьника осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словестно-логическим. Уровни мышления у детей одного и того же возраста достаточно разные. Поэтому задача педагогов, психологов состоит в дифференцированном подходе к развитию мышления у младших школьников.

Глава III. Обсуждение результатов психодиагностическкого обследования учащихся.

В ходе исследования была разработана и апробирована развивающая программа “потенциал, ориентированная на развитие мыслительных операций в практических умений планировать и комбинировать. В основе программы лежит система взглядов А. З. Зака. В качестве показателя эффективности этой программы были использованы результаты тестирования. Детей обследовали с помощью методики Векслер в адаптации Панасюка. С помощью этой методики определили: общий интеллектуальный показатель (ОИП), вербальный интеллектуальный показатель (ВИП), невербальный интеллектуальный показатель (НИП).

    Эта методика состоит из двенадцати субтестов :
    Осведомленность – эрудиция, любознательность.

Понятливость –социальная зрелость, хорошая ориентация в сфере социально значимых отношений, знания правил поведения.

Арифметический тест – хорошая концентрация внимания, легкость выполнения, операция в уме. Сходство – уровень мышления и гибкость мышления.

    Словарь – развитие речи, умение выражать свои мысли.

Запоминание цифр – память и способность к собранной работе. Недостающие детали – концентрация внимания, восприятия, наблюдательность. Последовательные картинки – способность к планированию.

    Кубики Косса – развитие пространственных представлений.

Складывание объекта – развитие наглядно образного мышления. Кодирование – ловкость, внимание, настойчивость.

    Лабиринт – планирование и ориентация на инструкции.

С помощью этой методики определили общий интеллектуальный показатель детей до поступления в первый класс (август1987года) таблица №2 и №4. Этот же показатель после обучения их в школе в течение первого полугодия, когда с детьми экспериментальной группы занимался психолог по программе, развивающей мышление (с контрольной группой таких занятий не проводилось). Результаты обследования представлены в таблицах.

Результаты экспериментальной группы представлены в таблицах №1 и №2. Результаты контрольной группы представлены в таблицах №3 и №4

    Таблица № 1

Результаты обследования экспериментальной группы первоклассников (август, 1997 год) методика: Векслер

    Имя обследуемого
    С/Т
    № 1
    № 2
    № 3
    №4
    №5
    №6
    №7
    №8
    №9
    №10
    №11
    №12
    ОИП
    ВИП
    НИП
    1. Наталья С.
    9
    4
    8
    11
    6
    9
    13
    9
    9
    7
    8
    9
    89
    86
    94
    2. Ольга Ш.
    5
    14
    9
    9
    7
    5
    7
    3
    8
    5
    4
    6
    77
    89
    69
    3. Елена Ч.
    4
    4
    13
    5
    5
    8
    13
    8
    8
    7
    6
    10
    83
    79
    90
    4. Анастасия А.
    6
    4
    10
    9
    6
    9
    8
    9
    11
    9
    8
    8
    86
    84
    92
    5. Татьяна К.
    10
    6
    11
    14
    6
    7
    12
    3
    8
    7
    12
    5
    88
    94
    85
    6. Роман С.
    4
    13
    6
    8
    6
    6
    13
    9
    11
    6
    11
    8
    88
    81
    97
    7. Анастасия Д.
    3
    5
    8
    14
    4
    6
    4
    9
    9
    1
    6
    10
    77
    79
    76
    8. Марина М.
    3
    6
    5
    11
    5
    2
    14
    8
    8
    6
    6
    8
    77
    71
    87
    9. Юлия О.
    9
    2
    8
    7
    5
    8
    3
    9
    10
    4
    9
    7
    77
    79
    79
    10. Вера К.
    6
    2
    10
    10
    2
    4
    9
    6
    12
    1
    5
    6
    73
    76
    76
    Среднее значение
    5, 9
    6
    8, 8
    9, 8
    5, 2
    6, 4
    9, 6
    7, 3
    9, 4
    5, 3
    7, 5
    7, 7
    81, 5
    81, 8
    84, 5
    Таблица № 2

Результаты обследования экспериментальной группы первоклассников (март, 1998 год) методика: Векслер

    Имя обследуемого
    С/Т
    № 1
    № 2
    № 3
    №4
    №5
    №6
    №7
    №8
    №9
    №10
    №11
    №12
    ОИП
    ВИП
    НИП
    1. Наталья С.
    11
    7
    9
    13
    7
    12
    15
    12
    13
    10
    10
    12
    93
    88
    98
    2. Ольга Ш.
    9
    14
    12
    12
    8
    10
    7
    6
    10
    8
    7
    12
    82
    94
    75
    3. Елена Ч.
    6
    6
    15
    7
    8
    8
    14
    10
    10
    11
    8
    12
    88
    83
    95
    4. Анастасия А.
    7
    6
    12
    10
    9
    10
    10
    11
    11
    12
    12
    11
    92
    88
    101
    5. Татьяна К.
    12
    10
    12
    14
    7
    8
    14
    5
    8
    11
    12
    7
    94
    96
    92
    6. Роман С.
    8
    14
    10
    10
    8
    10
    13
    10
    14
    10
    11
    14
    96
    86
    105
    7. Анастасия Д.
    7
    8
    10
    14
    7
    8
    7
    10
    12
    10
    11
    13
    90
    82
    94
    8. Марина М.
    4
    6
    7
    13
    6
    4
    15
    10
    10
    7
    8
    10
    80
    74
    89
    9. Юлия О.
    10
    5
    12
    8
    10
    5
    10
    12
    8
    10
    10
    12
    80
    80
    82
    10. Вера К.
    9
    8
    12
    14
    4
    8
    9
    10
    14
    6
    9
    8
    78
    77
    84
    Среднее значение
    8, 3
    8, 4
    11, 1
    11, 5
    7, 4
    8, 3
    11, 4
    9, 6
    11
    9, 5
    9, 8
    11, 1
    87, 3
    84, 8
    91, 5
    Таблица № 3

Страницы: 1, 2, 3, 4