бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности развития аутичного ребенка бесплатно рефераты

Особенности интонационной стороны речи также отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспри-нимается окружающими как «деревянная», «скучная», «механическая». На-рушены тон и ритм речи. [3, С.44]

Таким образом, независимо от уровня развития речи, при аутизме в
первую очередь страдает возможность использования ее с целью общения.
Кроме того, следует подчеркнуть, что отклонения от нормального онтогене-за наблюдаются уже на стадии прелингвистического развития. Спектр рече-вых расстройств варьирует от полного мутизма до опережающего (по срав-нению с нормой) развития.

Также, детский аутизм проявляется в невербальной коммуникации.

Подготовительный этап будет протекать аномально, если отсутствует гуление и ограничены возможности глазного контакта, что характерно для аутизма, а это не может не сказаться на развитии целого ряда психических функций. Действительно, в более старшем возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации, а именно: использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет. [10, С.69]

Таким образом, уже на ранних этапах развития у детей с аутизмом имеют место признаки искажения специфических врожденных поведенческих паттернов, характерных для нормальных детей.

Особенности восприятия ребенка, болеющего аутизмом также подвержены отклонениям от нормального развития.

Аутичные дети зачастую никак не реагируют даже на громкие звуки, производя впечатление глухих. В то же время в отношении некоторых звуков они демонстрируют гиперчувствительность, например, зажимают уши, услышав лай собаки. Очевидно, что слухо-моторные координации формируются отличным от здоровых детей образом. Очень часто наблюдается отсутствие избирательного внимания к звукам речи.

Особенности зрительного восприятия также наблюдается у детей с аутизмом, начиная с раннего возраста. Этологически значимые стимулы, такие, как человеческое лицо, глаза, не вызывают той реакции, которая типична для здоровых детей. [4, С.27]

Поскольку диагноз «аутизм» ставится, как правило, в относительно позднем возрасте (обычно не раньше 3 лет), систематических наблюдений и тем более экспериментальных исследований младенцев с аутизмом не существует. Тем не менее, наблюдения родителей указывают на отсутствие или невыраженность целого ряда поведенческих паттернов, характерных для здоровых младенцев: гуления, глазного контакта, мимической экспрессии и типичных для этого возраста зрительно-, слухо-моторных координаций. Это позволяет предположить, что одной из важных черт аутизма можно считать отсутствие некоторых врожденных механизмов, обеспечивающих сходный репертуар поведенческих актов в одинаковых ситуациях, характерный для большинства младенцев.

Некоторые из перечисленных выше феноменов обладают одним удивительным свойством, а именно: появляясь на определенном этапе развития, они исчезают в более позднем возрасте, а затем вновь возникают на некотором новом уровне. Примерами повторяющихся феноменов, по мнению ряда авторов, выступают развитие ходьбы, дотягивания, имитации, пространственных представлений, лингвистическое развитие и др.

Таким образом, уже в период младенчества у детей с аутизмом наблюдается отсутствие ряда врожденных поведенческих паттернов, которые типичны для нормальных детей. Невозможность выделить вполне определенные параметры среды и прореагировать на них специфическим, общим для большинства младенцев образом, не может не сказаться на развитии одного из важнейших свойств психического - антиципации.

Согласно современным представлениям, антиципация выполняет 3 важные функции в процессе отражения мира. Во-первых - это предвосхищение одних и тех же событий, во-вторых - готовность к событиям, упреждение в поведении. Наконец, третья функция антиципации - коммуникативная - обеспечивает возможность нормального общения. Развитие антиципации в онтогенезе - непрерывный процесс, который начинается с момента рождения, проявляясь во врожденной способности избирательно реагировать на определенные параметры окружения, различать мимическую экспрессию, предпочитать человеческое лицо и речь и др. Нарушение этого процесса на ранних этапах онтогенеза не может не сказаться вполне определенным образом на ходе всего развития. Вероятно, качественные аномалии общения и реципрокного взаимодействия, характерные для аутизма, во многом обусловлены именно недостаточным развитием процесса антиципации.

Таким образом, многие проявления аутизма имеют своей причиной нарушения восприятия. Эти нарушения носят полимодальный характер и затрагивают базовые механизмы перцептивных процессов. В частности, отсутствие или дефицитарность врожденных предвосхищающих схем (по У. Найссеру) приводит к невозможности избирательно и однотипно реагировать на определенные этологически значимые события, а также затрудняет формирование новых прижизненно складывающихся схем.

Согласно международной классификации болезней, выде-ляются следующие диагностические критерии аутизма:

1. Качественные нарушения реципрокного взаимодействия, прояв-ляющиеся минимум в одной из следующих областей:

а) неспособность адекватно использовать для регулирования социаль-ного взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жести-куляцию;

б) неспособность к установлению взаимосвязей со сверстниками;

в) отсутствие социоэмоциональной зависимости, что проявляется на-
рушенной реакцией на других людей, отсутствие модуляции поведе-ния в соответствии с социальной ситуацией;

г) отсутствие общих интересов или достижений с другими людьми.

2. Качественные аномалии в общении, проявляющиеся минимум в од-ной из следующих областей:

а) задержка или полное отсутствие спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой (часто
предшествует отсутствие коммуникативного гуления);

б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития);

в) повторяющаяся и стереотипная речь;

г) отсутствие разнообразных спонтанных ролевых игр или (в более младшем возрасте) подражательных игр.

3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интере-сы и активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:

а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами;

б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункцио-нальным поступкам или ритуалам;

в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы;

г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемо-му ими шуму или вибрации).

Качественные нарушения социального взаимодействия, необычно ин-тенсивные или ограниченные, стереотипные поведение, интересы и актив-ность (аналогичные проявлениям РДА) выделяются в качестве диагностиче-ских критериев синдрома Аспергера, для которого типично отсутствие кли-нически значимой общей задержки экспрессивной или рецептивной речи или когнитивного развития. [7,С.13]

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

2.1. Причины и факторы возникновения аутизма

Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном происхождении заболевания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими способами воспитания. Здесь можно отметить следующую характерную особенность - было принято считать, что у ребенка, страдающего аутизмом, типичный семейный фон. РДА часто возникает в интеллектуальной среде и в так называемых высших слоях общества, хотя известно, что это заболевание не ограничивается той или иной социальной группой.

Таким образом, ответственность за нарушение психического развития биологически полноценного ребенка возлагалась на родителей, что очень часто было причиной тяжелых психических травм самих родителей.

Дальнейшие сравнительные исследования семей умственно отсталых детей и детей, страдающих ранним детским аутизмом, показали, что аутичные дети перенесли не больше психотравмирующих ситуаций, чем другие, а родители аутичных детей даже более заботливы и преданы им, чем это обычно наблюдается в семье ребенка с умственной отсталостью.

В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы.

Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением Ц.Н.С. в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом. Конечно, действия различных патологических агентов вносит индивидуальные черты в картины синдрома раннего детского аутизма. Он может быть осложнен различной степенью умственной отсталости, грубым недоразвитием речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные расстройства. [5. С. 27-30]

Как и при любой другой аномалии развития, общая картина тяжелого психического дефекта не может быть прямо выведена только из его биологических первопричин. Многие, даже основные проявления раннего детского аутизма могут быть расценены в этом смысле как вторичные, возникающие в процессе психического дизонтогенеза.

Возможной причиной аутизма в детском возрасте могут быть ртутьсодержащие консерванты, находящиеся в некоторых вакцинах.

Действительно, аутизм часто развивается у детей именно в том возрасте, когда малыши получают множество различных «прививок». Предполагается, что консерванты могут накапливаться в детском организме и поражать мозговую ткань. Среди других предполагаемых источников ртути называют употребление матерями во время беременности сортов рыб, богатых ртутью.

Британские ученые установили, что возможной причиной возникновения аутизма является мужской гармон тестостерон. Проведенное в рамках исследования Кэмбриджского Университета обследование детей, страдающих данным заболеванием, показало, что уже в материнской утробе у них был повышенный уровень тестостерона в крови. Переизбыток тестостерона буквально отравляет организм ребенка, что приводит к запуску механизма возникновения заболевания.

Ранний детский аутизм, комплекс внешних проявлений, может быть экзогенно обусловлен и иметь органическую природу, быть вторичного психогенного происхождения.

Вторичный психогенный аутизм формируется в ситуации депривации - сенсорной, когнитивной и эмоциональной. Может развиваться в разных ситуациях, при помещении ребенка в приют, концентрационные лагеря, при наличии сенсорных дефектов у ребенка. Первичный аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает как процессуальное психическое заболевание или органическая патология Ц.Н.С.

Также аутизм рассматривается как следствие нарушения определенных психофизиологических механизмов, нарушение уровня бодрствования, первичная патология вестибулярного аппарата, нарушение константности восприятия.

Согласно клиническому подходу, причинами аутизма являются: слабость я, нарушение сознания и активности, врожденная инстинктивная недостаточность, врожденная тревожность, недостаточность интуиции, не способность понимания переживаний других людей.

Нейропсихологические гипотезы: аутизм связывают с нарушением корковых функций преимущественно левого полушария - речевых зон. Аутизм связывают с гипоактивностью правого полушария, переработки образной и символической информации, оторванность от реальности, без опоры на реальные впечатления, изолированность символов. Не одна из концепций не является общепризнанной и не может объяснить весь спектр нарушений при аутизме, акцент делается на аффективных расстройствах.

Выделено две группы расстройств при раннем детском аутизме:

1. причина проявлений аутизма лежит в эмоциональных нарушениях;

2. аффективные нарушения производны от специфических когнитивных нарушений.

В основе некоторых форм аутизма может лежать нарушение кровоснабжения определенных отделов головного мозга. [6. С. 57-63]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что явные причины аутизма до сих пор не установлены, эта область остается до конца не изученной.

2.2. Психологическая помощь детям с аутизмом

Средства помощи аутичному ребенку должны быть направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков.

Для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения не-обходимы постоянные физические нагрузки. Наряду со специ-альными занятиями по моторной коррекции, на которых ученики приобретают знания и навыки, имеющие большое значение для развития лично-сти, а также распознают возможности своего тела и учатся использовать их в жизни, рекомендуют-ся занятия спортом. Выбирая вид спорта, надо учитывать трудности аутичного ребенка во взаи-модействии с детьми и в выполнении сложной последовательности произвольных движений. Поэтому на начальных этапах выбираются такие виды спорта и элементы спортивной деятельнос-ти, как легкая атлетика, лыжи, силовые упражне-ния, плавание. В младшем подростковом возрас-те тех ребят, которые уже имеют некоторую фи-зическую подготовку и питательный опыт, мож-но учить играть, в футбол, конечно начиная в не-большой компании знакомых детей и взрослых, отрабатывая при этом навыки группового взаи-модействия. [8, С.57]

Успех обучения детей с аутизмом зависит от ощущений и эмоционального настроя учеников на занятиях, а также от умения вести себя в кол-лективе. Положительные эмоции, как и положи-тельный опыт общения с окружающими, способ-ствуют наиболее успешному обучению. Как изве-стно, моторика тесно связана с эмоциями. С од-ной стороны, двигательная активность, участие в играх, успехи в учебе влияют на эмоциональный настрой ученика, с другой - эмоции находят свое выражение в движениях. Именно поэтому норма-лизация психофизического тонуса - один из важ-ных аспектов социализации аутичного ребенка. [9, С.150]

На основе коррекционной работы, проводившейся с 70-х годов прошлого века под руководством К.С. Лебединской, исследователи подходили к пониманию аутизма как тяжелого нарушения в развитии аффективной сферы. Рекомендуется применять, созданные в его рамках, методы психологической помощи:

На первом этапе основной задачей является установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка. Исходно его можно построить лишь на основе немногих значимых впечатлений которые дети получали в процессе полевого движения, выстраивания и созерцания зритель-ного ряда, простейшей сортировки предметов. Установление и поддер-жание контакта должно подкрепляться осто-рожным усилением, эмоциональной акцентуацией этих приятных для ребенка впечатлений с помощью сло-весного комментария.

Второй этап психологической ра-боты нацелен на формирование ус-тойчивого пространственно-времен-ного стереотипа занятия. Он дает возможность фиксировать и устой-чиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игры, что позволяет посте-пенно все более дифференцировать взаимодействие. Условием формиро-вания такого стереотипа было пост-роение специалистом определенного пространственно-временного поряд-ка занятия. В то же время этот поря-док не должен формироваться слишком жестко, поскольку плас-тичность ребенка в отношениях с окружающим (как и в случае нормы) является необходимым условием раз-вития, дает возможности нахожде-ния новых точек соприкосновения.

Третий этап -- развитие смысло-вого стереотипа занятия. Возникно-вение избирательности и развитие положительно окрашенной индиви-дуальной картины мира позволяет детям стать более приспособленны-ми и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, откры-вает возможность для более сложно-го осмысления происходящего: появ-ляется большая направленность на людей, интерес к другим детям, эмо-ционально окрашенным становит-ся контакт с близкими. Дети должны начать функционально использовать игрушки, из них выделять люби-мые, появляется все больше игровых сюжетов, основанных на приятных бытовых впечатлениях и уже не свя-занных напрямую со стереотипами аутостимуляции. Все это создает ос-нову для формирования смыслового стереотипа занятия, в рамках кото-рого происходит не просто накопле-ние бытовых сюжетных эпизодов, но и складывается их осмысленная ес-тественная последовательность.

Четвертый этап связан с разви-тием сюжетной игры, в которой все больше выделяется активность само-го ребенка, формируются социально адекватные способы самоутвержде-ния. Упорядочивание и осмысление детьми бытового опыта, их адапта-ция к привычным условиям открыва-ет путь, с одной стороны к развитию эмоциональных связей, с другой к появлению возможности более ак-тивного и самостоятельного освое-ния среды, возможности адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непред-сказуемости.

В процессе коррекции все дети должны значительно продвигаются в аффек-тивном развитии: во все более слож-ном осмыслении происходящего, в организации активных отношений с людьми и средой; должны нормализоваться функции саморегуляции. [1, С.47-50]

Результаты исследования А.В. Хаустова (особенностей коммуникации аутичных детей) позволя-ют сделать вывод о том, что лексичес-кое развитие не изолированный про-цесс, а один из аспектов общего разви-тия аутичного ребенка. Таким образом, коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие речи и обо-гащение словаря аутичного ребенка, должна вестись внутри психологичес-кой коррекции аутизма, которая пред-полагает развитие взаимодействия со взрослым в условиях стимуляции ак-тивности ребенка, что закономерно приводит к выделению ребенком себя как субъекта коммуникации и взаимо-действия, формированию представле-ний о близких людях, возникновению индивидуальной избирательности.[9, С.159]

Развитие речи особенно активи-зируется с появлением у детей увле-чений запретными темами: речь не только становится более разверну-той, необходимость договариваться для осуществления собственных на-мерений и сохранения при этом важ-ного для ребенка взаимодействия со взрослым стимулирует развитие диа-лога. Освоение более сложных смыс-лов игры стимулирует появление обращения к взрослому, к игрушке, дети начинают предлагать собствен-ные сюжеты игры, речь становит-ся более спонтанной, появляются шутки. Дети все больше начинают выражать желания с помощью слов и отстаивать их, начинают активно использовать первое лицо. Речь на-чинает использоваться ребенком и для организации собственного пове-дения. [3, С. 47]

Наиболее близкие люди, которые окружают детей - это, конечно, их родители. Перед ними стоит очень важная задача - вырастить и воспитать ребенка. У родителей детей с аутизмом эта задача усложняется во много раз. Им необходимо помочь такому ребенку адаптироваться во внешнем мире. Поэтому, в первую очередь, нужно информировать родителей об этом заболевании и призывать их к трезвому пониманию ситуации, а не к панике.

Итак, у малыша, начавшего ходить, обнаруживаются такие признаки аутизма (важно следить за сочетанием симптомов):

- в годовалом возрасте он не указывает пальцем на предметы;

- в год еще не лопочет, в 16 месяцев не произносит отдельных слов, в два года не связывает хотя бы два слова;

- теряет приобретенные речевые навыки;

- не стремиться играть;

- не стремиться заводить друзей;

- может сосредоточить свое внимание на очень короткое время;

- не отвечает, когда его окликают по имени; равнодушие к другим;

- не вступает в зрительный контакт (или вступает в малой степени);

- повторяет одни и те же телодвижения (хлопает в ладоши, раскачивается);

- сильные вспышки раздражения;

- пристрастие к какому-то одному предмету, такому, как вентилятор;

- необычно сильное сопротивление переменам в устоявшихся привычках;

- чрезмерная чувствительность к определенным звукам, материалам или запахам;

Признаки синдрома Аспергера обычно распознаются у детей в возрасте шести лет и старше. Они:

- трудно заводят друзей;

- испытывают трудности в чтении или в невербальном общении, например при помощи мимики;

- не понимают того, что у других есть мысли и чувства, отличные от их собственных;

- навязчиво сосредоточены на узких интересах, например на запоминание расписания электричек;

- неловки в движениях;

- с трудом отказываются от привычек, особенно если перемены происходят неожиданно;

- используют механические, словно у робота, обороты речи.

Даже у «нормальных» детей подобные черты поведения могут проявляться - но лишь время от времени. Напротив, симптомы аутизма или синдрома Аспергера устойчивы и истощают психику ребенка.

Каждодневная жизнь аутичных детей и тех, кто о них заботится, очень тяжела. Но информация об аутизме и о том, как лучше помогать подобным семьям, появляется все больше и больше. И, возможно, самой значительной отправной точкой стало признание того факта, что родители не ответственны за недуг своих детей. [2, С.11]

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.

Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.

В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.

За рубежом наибольших успехов в области социально-бытовой реабилитации детей с аутизмом достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых направлены на формирование независимости и самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Можно выделить два крупных направления в рамках поведенческой терапии: оперантное обучение и обучение по программе ТЕАССН. В основе Оперантного обучения лежат исследования бихевиористов, направлено на тренинг социально-бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением (I.Lovaas, 1981). Обучение по программе ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children - Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды. Наиболее эффективной для работы с аутичными детьми в настоящее время является метод холдинг терапии. Основной функцией холдинг терапии, обуславливающей ее эффективность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с аутизмом, является актуализация ранней привязанности «мать-дитя», которая обеспечивает развитие ребенка в норме, и которая не формируется в достаточной степени между аутичным ребенком и его матерью. Данный вывод сделан на основании анализа данных этологического направления в психологии и коррекционной практики, ориентированной на формирование аффективной сферы аутичного ребенка. Действенность холдинг терапии обусловлена тем, что она активирует 3 уровня аффективного развития: актуализирует младенческие аффективные стереотипы, отрабатывает психологический механизм экспансии («качели»), связанный с переживанием опасности, и провоцирует более глубокий эмоциональный контакт ребенка с матерью.

Хочется также отметить, что в настоящее время информированность общества про детский аутизм очень низка. Конечно, люди, специализирующиеся на них обладают достаточной информацией, но большинство людей мало или совсем ничего не знают про это заболевание. Нужно информировать общество, ведь согласно современным данным, каждый пятисотый ребенок страдает аутизмом, а это немаленькие цифры.

Список использованной литературы:

1. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. - 2005. - №2. - С.46-56.

2. Владимирова Н. Не от мира сего? // Семья и школа. - 2003. - №9. - С.10-11.

3. Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. - 2004. - №6. - С.44-52.

4. Иванова Н.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. - 2002. - №2. - С.27-32.

5. Красноперева М.Г. Предпосылки аутизма // Психиатрия. - 2003. - №5. - С.24-35.

6. Красноперова М.Г. Причины аутизма // «Психиатрия». - 2004. - №1. - С.55-63.

7. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. - 1999. - №2. - С.6-21.

8. Пласкунова Э.В. Возможности адаптивного физического воспитания в формировании двигательных функций у детей с синдромом раннего детского аутизма // Школа здоровья. - 2004. - №1. - С.57-62.

9. Сарафанова И. Консультации специалистов Института коррекционной педагогики РАО // Московский психотерапевтический журнал. - 2004. - №1. - С.150-164.

10. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. - 2004. - №4. - С.69-74.

11. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Циркин С.Ю. - 2002. - С.185, 323-324, 446.

Страницы: 1, 2