бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности личности женщин-менеджеров бесплатно рефераты

Особенности личности женщин-менеджеров

43

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По психологии управления на тему:

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …. …. …. …. … …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …… …2-5

1.Обзорная глава. Роль и функции менеджера

в современной организации……………………………………….. .. 6-9

2.Теоретическая часть …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. 10 -27

2.1. Проблема определения личности …. …. …. …. … …. … …. …. . … 10-11

2.2. Личность современного менеджера …. …. …. … …. …. …. … ..…. 12-14

2.3. Черты личности современного менеджера…. …… … …. …. …. …. 15-19

2.4. Пятифакторная модель личности …. …. …. …. ….. …. ….. …. ..…. 20-21

3. Эмпирическое исследование особенностей личностных

черт женщин - менеджеров…. ….. …. …. …. …. …. …. …. …. …. .……22-30

3.1 Актуальность темы, организация исследования. …. …. …. ……..….22-25

3.2 Описание результатов эмпирического исследования…………….…..26-28

3.3 Анализ результатов эмпирического исследования………………..….29-30

Заключение…………………………………………………………………..31-32

Список литературы………………………………………………………….33-33

Приложения…………………………………………………………………34-43

Введение

Менеджмент вырос как отдельная наука в 20 веке, когда заводы стали большими и приобрели достаточно сложную структуру для того, чтобы требовать навыков помимо тех, которыми обладал владелец-хозяин, менеджмент вырос из экономической теории и инженерных специальностей и стал отдельной дисциплиной.

Потребность в профессиональном менеджменте возникла, когда предприятия стали развиваться и заработали новые механизмы индустриальной революции. На сегодняшний день поиски лучших управленческих практик продолжаются с небывалой интенсивностью, большей, чем во все другие времена. Сейчас бизнес приобретает все более широкий международный масштаб по сравнению с прошлым, так что конкуренция сейчас жестка как никогда. Клиенты во всем мире с каждым годом становятся все требовательнее и искушеннее. Новые технологии создают и разрушают целые компании и даже целые отрасли куда быстрее, чем раньше. Так что менеджерам приходится решать задачи не менее трудные, чем в любые другие времена.

Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает менеджера профессионалом. Как любой профессионал, менеджер должен обладать рядом психологических характеристик и личностных черт, соответствующих его деятельности. Лишь при условии присутствия у него определенных личностных черт, качеств, способствующих успешности его социальных взаимодействий, менеджер может соответствовать стандартам профессиональной деятельности.

В общем, менеджмент определяется как искусство выполнять задачи бизнеса по средством организации действий других людей. Т.е. менеджеры занимаются администрированием. В мире бизнеса это называется деловым администрированием. Менеджер должен просчитывать события на несколько шагов вперед, ведь планирование - это главное для хорошего управления. Менеджер должен плодотворно вести дела с людьми, давая позитивную обратную связь для эффективного выполнения ими его поручений, помогать им с проблемами в ходе работы и время от времени ограничивать тех, кто не в состоянии работать лучше. Менеджер должен вести рассмотрение финансовых вопросов и заниматься сферой обслуживания заказчиков, что является центральным и главным в бизнесе, поскольку бизнес и существует для того, чтобы делать деньги посредством удовлетворения потребностей клиентов. Все это основные функции менеджера, определяющие его профессиональную успешность.

Помимо функций, в социальной психологии и психологии управления, представлены многочисленные исследования особенностей личностных черт менеджеров. Среди научных работ по данной теме необходимо отметить исследования Р.Стогдилла, Д.МакКлеланда, MacCall. Результаты данных исследований составили основу современных научных знаний по данной проблематике.

В нашей дипломной работе мы обратились к проблеме определения личностных характеристик в свете определенного социального класса, а также профессии - менеджер. Мы исследовали особенности личностных характеристики женщин-менеджеров.

В связи с изменениями, происходящими в обществе и экономической жизни страны, в последние годы количество женщин - менеджеров и предпринимателей существенно возросло. В нашей речи появился новый термин - «бизнес-леди». Однако, несмотря на популярность термина и все возрастающее количество женщин - высокопрофессиональных менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности, до сих пор не исследованы. В обществе до сих пор сильны гендерные стереотипы, диктующие своеобразное восприятие реальности. Многочисленные исследования, отечественные и зарубежные, посвящены личности менеджера и предпринимателя, описанию профессионально значимых личностных черт. Однако они не учитывают гендерных различий испытуемых, и проведены на выборках мужчин - менеджеров. В нашем исследовании мы делаем попытку к изучению личностных черт женщин - менеджеров, предполагая, что профессионально значимые черты менеджеров - мужчин представлены в исследованиях, анализ которых присутствует в теоретической части работы.

В своем исследовании мы сделали попытку описания профессионально значимых личностных черт именно женщин-менеджеров, что придает ему не только актуальность, но и научную новизну.

Целью дипломной работы является выделение и описание личностных характеристик, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.

В соответствии с поставленной целью мы определили круг теоретических и практических задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Задачи исследования:

1. проанализировать существующие теории, касающиеся личностных черт руководителя и менеджера;

2. определить базу исследования и методики, позволяющие точно диагностировать основные личностные черты руководителя, с учетом особенностей выборки испытуемых;

3. провести эмпирическое исследование и составить перечень личностных особенностей женщин - менеджеров.

Объект исследования: личностные черты женщин - менеджеров высшего звена работающих в российском бизнесе, занимающихся предпринимательством.

Предмет исследования: особенности личностных черт женщин - менеджеров высшего звена, влияющие на успешность их профессиональной деятельности.

Мы исследовали только профессионально успешных женщин - менеджеров, что позволяет утверждать, что наиболее ярко выраженные личностные черты, присущие испытуемым данной выборки можно характеризовать как значимые в профессии менеджера. В качестве одного из критериев профессиональной успешности испытуемых мы избрали их принадлежность к членам «Клуба женщин предпринимателей России». В этом клубе состоят только преуспевающие женщины предприниматели. Кроме данного, в числе критериев профессиональной успешности женщин предпринимателей можно определить опыт работы, должность (топ-позиция), уровень дохода, преобладание профессионально направленного общения.

База исследования: выборку составили 30 женщин - менеджеров высшего звена в возрасте от 25 до 60 лет. Средний возраст испытуемых составляет 34 года.

Гипотеза исследования: у профессионально успешных женщин-менеджеров в числе ярко выраженных личностных черт будут наблюдаться высокие показатели по нейротизму и экстраверсии.

Выбор исследуемых личностных черт, сформулированных в гипотезе, обусловил выбор методик, используемых в эмпирической части работы.

Методы и методики исследования: к методам исследования мы отнесли анализ научной литературы по проблеме, опрос, статистический и качественный анализ полученных данных.

В качестве методик для опроса респондентов мы использовали сокращенный вариант опросника, в основе которого лежит пятифакторная модель личностных характеристик (опросник NEO-FFI) и опросник «Шкала поведения на создание полезных контактов».

. Подразумевается, что все многообразие индивидуальных различий в человеческих взаимодействиях можно свести к пяти основным параметрам - это нейротизм, экстравесия, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность (сознательность).

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении определен категориальный аппарат исследования, представлены методы, методики и методологические основы исследования. В первой и второй главах обзорно и более детально представлен теоретический материал по избранной теме. Третья глава посвящена эмпирическому исследованию особенностей личностных черт женщин- руководителей. В заключении представлены выводы по работе и пути дальнейшего научного исследования.

ОБЗОРНАЯ ГЛАВА

Роль и функции менеджера в современной организации

В данной главе мы определим главные задачи и функции менеджера, тут будет рассмотрена проблема того, что должен делать менеджер, чтобы организация могла эффективно работать.

Управление - это взаимоотношения людей, поэтому для эффективности работы организации очень важно поведение работников и менеджеров, которые занимаются координацией работ, таким образом, менеджеры должны выявлять факторы индивидуальной, групповой и организационной эффективности и влиять на них. Ведь все методы управления ориентированы на повышение эффективности и менеджеру требуется в первую очередь понять концепцию эффективности.

Менеджеры - это опора организации. От них зависит работа и настрой подчиненных, они в первую очередь должны попытаться учитывать личностные различия людей и не пытаться изменить личность для ее соответствия модели идеального человека. Долгом менеджеров является ответственный подход к своему персоналу, так как именно они дают эмоциональную основу для большинства межличностных отношений сотрудников. Они не должны забывать, что работники, поступающие в организацию, должны приспосабливаться к новой среде и быть удовлетворены своей работой. При приеме на работу менеджеры должны учитывать уровень способностей к повышению квалификации новых сотрудников, что очень важно для дальнейшего развития предприятия.

Менеджер, ставящий перед собой задачу по улучшению производственного процесса индивида, должен учитывать мотивационное влияние, ведь главная причина в различии поведения служащих, это их разные потребности и цели. Чтобы выяснить потребности подчиненных, менеджеру следует ознакомиться с теориями мотивации, которые могут быть разделены на содержательные и процессуальные Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич, Джеймс Х. Доннели - мл. Организации: поведение, структуры, процессы. М., 2000, глава 5. Благодаря этим теориям, менеджеры смогут овладеть инструментом стимулирования работу служащего.

Работа людей всегда должна быть мотивированной, ведь на поведение всегда влияет характер подкрепления и наказывания. Знания мотивации работников позволяет менеджерам выявлять желательные и нежелательные исходы, связанные с выполнением задания. Так же менеджерам следует помнить, что люди сравнивают свое вознаграждение, наказание, задание и другие аспекты труда с аналогичными показателями других работников. Поэтому начальник, учитывая все это, может грамотно манипулировать работниками и добиваться лучшей продуктивности деятельности. Так же одним из средств контроля за работниками является теория постановки цели Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич, Джеймс Х. Доннели - мл. Организации: поведение, структуры, процессы. М., 2000, глава 6.

Менеджер в своей работе обязательно должен оценивать результат. Это позволяет ему правильно отнестись к дельнейшим постановкам задач, избежать материальных потерь и грамотно оценить развитие потенциала подчиненных.

Менеджеры должны понимать, что подчиненные составляют малую группу, членом которой часто бывает и сам менеджер. Но поведение и результативность каждого члена группы оказывает влияние на поведение и результативность других ее членов, поэтому менеджер должен знать характеристики и поведение всей группы, чтобы подготовиться к возможным позитивным и негативным последствиям групповых действий. Поэтому менеджер должен попытаться проанализировать ситуацию и предпринять действия по улучшению отношений в группе. Так же менеджер должен помнить, что сплоченные группы способны вырабатывать цели и нормы, которые могут не совпасть с целью и нормами начальства.

Менеджер - это руководитель, поэтому в группе он должен занимать роль лидера (инструментального, экспрессивного, лидера-мотиватора, лидера-генератора и т.п.). В качестве детерминантов лидерства по меньшей мере можно рассматривать четыре фактора модели «Большой пятерки»: экстраверсия (высокий уровень выраженности - представлена такими характеристиками, как напористость, энергичность, активность); невротизм (низкий уровень выраженности - представлен такими характеристиками, как эмоциональная стабильность, уверенность); сознательность (высокий уровень выраженности - представлена такими характеристиками, как организованность, ответственность, надежность, настойчивость); доброжелательность (высокий уровень выраженности - представлена такими характеристиками, как склонность к сотрудничеству, неэгоистичность, доброта). Так же лидер рассматривается в контексте феномена идентификации Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. Социальная психология малой группы. М., 2001, стр. 241-244.

По данным исследования Кричевского и Маржине (1991) для руководителя в меньшей степени имеет значение роль эмоционального лидера, более важно быть деловым и мотивационным лидером. Но в принципе важным условием эффективности коллектива является лидирование руководителя в ведущем типе групповой деятельности, выражающееся как реализация им соответствующей лидерской роли, как и в достаточно высокой степени его лидерского потенциала, применительно к этой роли.

Б. Басс дополнил содержние справочника по руководству Р. Стогдилла новыми данными и распределил характеристики эффективных руководителей по 6 блокам:

1. компетенция (способность индивида решать проблемы, принимать решения, упорнее работать, интеллект, гибкость ума, легкость речи, оригинальность решения, рассудительность);

2. достижение (успех индивида в учебной деятельности, наличие значительных знаний);

3. ответственность (надежность, инициативность, настойчивость, агрессивность, уверенность в себе, желание отличиться);

4. участие и включенность (социабельность, способность адаптироваться к различным ситуациям, стремление к кооперации с другими людьми);

5. статус (социально-экономический, психологический);

6. ситуационные факторы (цели, которые должны быть достигнуты под руководством конкретного индивида, ряд характеристик его подчиненных, способность повлиять на эффективность руководства).

Эффективные руководители превосходят неэффективных по первым пяти факторам См. подробнее Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. Социальная психология малой группы. М., 2001, глава 5.

Менеджер как руководитель обладает властью, т.е. набором полномочий. Для эффективного достижения задач менеджер должен научиться делегировать и использовать полномочия.

Таким образом, мы видим, что работа менеджера в первую очередь связана с работой с людьми и поэтому требует огромного количества, как профессиональных, так и личностных качеств. Менеджер должен принадлежать к группе своих подчиненных и быть их лидером, причем не просто номинальным руководителем, а настоящим лидером.

Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности. В зависимости от того принадлежит ли человек к высшему или низшему классу, к классу специализированных рабочих или высшему звену управленцев, его проявления личностных черт будет меняться, так как меняется самовосприятие, восприятие других людей. Профессия, пол, возрасте - все эти характеристики влияют на то как человек себя ощущает, какие качества он проявляет. В этой курсовой работе я обратилась к проблеме определения личностных характеристик в свете определенного социального класса, а также профессии - менеджер.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- название

2.1.Проблема определения личности

«Личность» в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначальное значение этого слова обозначает маску, которую одевали актеры во время театрального представления в драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» включен внешний, поверхностный социальный образ, который человек принимает на себя, играя определенные жизненные роли. До сих пор это значение сохраняется за понятием «личность», чаще всего оно используется в этом смысле в повседневной жизни. Данная концепция, однако, целиком расположена вне сферы научной психологии, которую интересуют как поведенческие аспекты, так и личностная смысловая наполненность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5