бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Основы психотерапии и психологической коррекции в работе клинического психолога бесплатно рефераты

Индивидуальная психология А.Адлера. Сущность невроза в индивидуальной психологии А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности». Меха-низмы компенсации и гиперкомпенсации. Теория психотерапии А.Адлера: выявление травматического опыта, исследование фиктивной цели и ошибочных апперцептивных схем, анализ аранжировок конечной цели, развитие социального интереса. Схема основных направлений изучения ребенка. Механизмы (выяснение цели и интерпретация) и техники индивидуальной психологии А.Адлера: техника раннего воспоминания, история жизни, анализ сноведений, негативная практика.

Аналитическая психология К. Г. Юнга. Основные теоретические положения аналитической теории К.Г. Юнга. Генезис невроза. Три уровня психики человека с точки зрения Юнга (сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное). Архетипы, как психические структуры, первичные психические об-разы, составляющие содержание коллективного бессознательного.Основные техники психотерапии и психокоррекции. Этапы психотерапии по К.Г. Юнгу: катарсис, прояснение, инсайт, трансформация. Техники аналитической психологии: анализ сновидений, активное воображение, метод амплификации. Две основные стадии терапевтического процесса - аналитическая, синтетическая.

Зарубежная динамическая психотерапия. Характерологический анализ Карен Хорни, интерперсональная психотерапия Салливана, гуманистический психоанализ Эриха Фромма, интенсивная психотерапия Фромма-Райхманн, биодинамическая концепция Массермана, Эго-анализ Кляйн, активная аналитическая терапия Штекеля, волевая терапия Ранка, секторная терапия Дойча, краткосрочная динамическая психотерапия Сифнеоса, Малана, психобиологическая терапия Майера.

Отечественная динамическая психотерапия. Патогенетическая психотерапия В.Н. Мясищева. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Б.Д. Карвасарского, Г.Л. Исуриной, В.А. Ташлыкова. Подход к проблеме личности в концепции В.Н. Мясищева. Главная характеристика личности. Патогенная основа различных форм неврозов. Основные подходы и приемы в психотерапевтических беседах: ободрение, убеждение, переубеждение, отвлечение, разъяснение сущ-ности невроза и его симптомов. Роль взаимоотношений психотерапевта с клиентом в психотерапии. Становление личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии как самостоятельного направления. Теория личностно-ориентированной (рекон-структивной) психотерапии. Цели и задачи личностно-ориентированной (реконструк-тивной) психотерапии. Методические подходы и технические приемы. Механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструк-тивной) психотерапии, лежащие в трех основных плоскостях - когнитивной, эмоциональной и поведенческой - обозначены как конфрон-тация, корригирующий эмоциональный опыт и научение. Конфронтация, как ведущий ме-ханизм лечебного действия психотерапии, ориентированной на личностные изменения. Два взаимосвязанных психологических про-цесса в психотерапии - осознание (инсайт) и реконструкция отношений личности. Уровни осознания. Этапы психотерапевтического процесса, особенности взаимодействия пациента, психотерапевта и группы. Изменение отношений во внутренней структуре личности, с помощью двух основных психологических механизмов - идентифи-кации и интернализации. Процесс реконструкции отношений и выработки нового поведения паци-ента.

Тема 5. Когнитивно-поведенческое направление психотерапии.

Когнитивная психотерапия. Основные теоретические положения. Этапы когнитивной психотерапии: идентификация, отдаление, проверка истинности неадаптивной мысли, замена. Патогенез психопатологических расстройств личности. Процесс психотерапии. Техники когнитивной психотерапии. Показания к когнитивной психотерапии. Когнитивная реатрибуция по Беку.

Когнитивно - аналитическая психотерапия Келли. Основные задачи: создание модели психологической проблемы. Метод репертуарных решеток Келли. Основные понятия: ловушки, дилеммы, препятствия. Показания к применению. Основные этапы работы с клиентом. Техники и методы работы с клиентом.

Когнитивное научение по Хофманну. Понятие самоконтроля, самонаблюдения, самоподкрепления. Поведенческие правила по Н. Хофманну. Психотерапевтические контракты.

Когнитивно - поведенческая психотерапия. Основные теоретические положения. Цели и задачи когнитивно-поведенческой психотерапии. Психотерапевтические приемы Мейхенбаума. «Прививка против стресса Мейхенбаума» Психотерапевтические приемы Бандуры. Терапия моделирования по Бандуре. Индивидуальная программа психотерапевтического обучения М. Махони и ее этапы. Подкрепление. Оперантное обуславливание. Социальное научение. Поведенческий тренинг: тренинг ассертивности. Социально-психологический тренинг.

Рациональная психотерапия П. Дюбуа. Основные теоретические положения. Методы и техники психотерапии. Основные этапы. Понятие сократовского диалога. Основные формы работы. Показания к применению.

Рационально-эмоциональная психотерапия А. Эллиса. Формулирование цели и выбор адекватных средств их достижения. Иррациональные убеждения и их типология. Этапы психотерапии.

Нейролингвистическое программирование. Методологическая база НЛП. Базисные постулаты НЛП. Методы диагностики и коррекции. Биас-тест определения репрезентативных систем. Понятие каллибровки. Основные техники НЛП: «взмах», «свист», рефрейминг, «якорь» и другие. Формы нарушений метамодели.

Тема 6. Экзистенциально-гуманистическое направление психотерапии.

Экзистенциальная психотерапия. Понятие «экзистенциализм». Учение Кьеркегора. Религиозные и атеистические экзистенциалисты. Основные теоретические положения.

Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра. Понятие «свободы». Критерии нравственности человека. Понимание подлинности и неподлинности человеческого существования.

Дазайнанализ Л. Бинсвангера, М. Босса, Мея, Страуса, Куна. Феномен существования человека в мире. Основные цели и постулаты дазайнанализа. Понятие индивидуальной неповторимости личности.

Логотерапия Франкла. Основные теоретические положения. Смысл человеческого существования. Экзистенциальная фрустрация. Методы пародоксальной интенции Франкла. Типология ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Феномен Конкретного смысла жизни данной личности в данный момент.

Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса. Основные теоретические положения. Основные напрвления человекоцентрированной психотерапии, сформулированные К. Роджерсом и Р. Санфордом. Понятие «клиент». Необходимые условия психотерапевтического процесса. Понятие «эмпатия». Виды эмпатии. Патогенез невроза. Механизмы и техники терапии: сопровождение, повторы, рефлексивные ответы, метафора, эмпатические ответы психотерапевта.

Гештальт-терапия Ф. Перлза. Основные теоретические положения. Принципы гештальттерапии. «Молитва психотерапевта». Патогенез невроза. Фрустрация. Интроекция. Механизмы психотерапии: осознавание, ретрофлексия. Этапы психотерапевтического процесса. Техники гештальттерапии. Метод «пустого стула», метод разыгрывания ролей. Аутентичная личность. Заповеди К. Наранхо. Дзен- терапия.

Тема 7. Основные формы и методы психотерапии и психокоррекции.

Формы психотерапии и психокоррекции.

Индивидуальная психотерапия и психокоррекция. Индивидуальная психотерапия как организационная форма. Психотерапевтический процесс как диада клинический психолог (психотерапевт)- клиент. Необходимые условия индивидуальной психологической терапии и коррекции. Восемь основных факторов, присущих всем психотерапевтическим методам. Долговременные и краткосрочные формы индивидуальной психотерапии. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия (убеждение, внушение). Психологические особенности индивидуальной психокоррекции. Сфера интеллектуального осознания, эмоциональная сфера, поведенческая сфера.

Основные стадии индивидуальной психологической коррекции: 1.Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное воздействие;

2.Исследование проблем клиента;

3.Поиск способов решения проблемы;

4.Формирование психологом коррекционной програм-мы и обсуждение ее с клиентом

5.Реализация намеченной программы в соответствии с
заключенным контрактом;

6.Оценка эффективности проведенной работы.

Групповая психотерапия и психокоррекция. Понятие группы и групповой динамики. Специфика групповой психокоррекции. Специфика групповой психотерапии и психокоррекции. Цели и задачи групповой психотерапии. Групповая динамика. Цели и задачи группы. Нормы группы. Структура группы. Групповая сплоченность, групповое напряжение. Фазы групповой психотерапии. Методы групповой психотерапии: психодрама, психогимнастика. Работа психокоррекционной группы. Факторы, влияющие на эффективность психокоррекционной работы. Принцип «здесь и теперь». Методы групповой психотерапии.

Семейная психотерапия и психокоррекция. Методы семейной психотерапии. Этапы семейной психотерапии (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий). Особенности семейной психодиагностики. Психотерапевтические приемы семейной психотерапии. Семейное консультирование. Принципы и правила семейного консультирования. Семейные мифы. Типология семей.

Методы психотерапии и психокоррекции.

Арттерапия. Виды занятий изобразительного и художественно-прикладного искусства: рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, поделки. Музыкотерапия. Хореотерапия. Библиотерапия. Натуртерапия. Суггестивная психотерапия. Понятие внушение. Прямое и косвенное внушение. Методика «Маска». Плацебо-терапия. Аутосуггестия. Аутогенная тренировка Шульца. Ступени аутогенной тренировки. Аутогенное отреагирование по Луте. Гипноз. Понятие внушаемости. Гипнотерапия. Аутогипноз. Эриксоновский гипноз. Сравнительная характеристика классического и эриксоновского гипноза. Наркогипноз. Интегративные тенденции в психотерапии и психокоррекции. Трансактный анализ Э. Берна. Понятие структуры личности и сценария. Кризисная психотерапия. Принципы и задачи кризисной терапии. Методы и формы работы. Схема индивидуальной психотерапевтической программы кризисной психотерапии. Телефонное консультирование. Показания к применению. Принципы телефонного консультирования. Терминальная психотерапия. Синемалогия как метод психотерапии и психокоррекции.

Тема 8. Возрастные особенности психотерапии и психокоррекции.

Особенности психотерапии и психокоррекции у детей. Основные принципы детской психотерапии. Особенности психотерапии и психокоррекции у подростков. Особенности геронтологической психотерапии и психокоррекции. Основные принципы геронтологической психотерапии. Схема построения клинико- психотерапевтического заключения по модели Оудсхоорна. Уровни данных клинико-психотерапевтического исследования. Основные направления психотерапии адекватно применяемые для детей и подростков и их модификации.

РАЗДЕЛ III.КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

Тема 9. Психотерапия в психиатрии и наркологии.

Классификация психических и поведенческих расстройств в соответствии с МКБ-10. Психотерапия неврозов. Психотерапия аддиктивного поведения. Психотерапия пограничных психических расстройств. Психотерапия при психических заболеваниях эндогенного характера (при малопрогридиентной шизофрении, резидуальной шизофрении). Психотерапия депрессивных состояний. Основные направления и формы работы. Психотерапия творчеством М. Бурно.

Тема 10. Психотерапия в психосоматической медицине.

Общая характеристика психосоматических расстройств. Этиология и патогенез психосоматических расстройств. Частные проявления психосоматических расстройств: нарушения пищеварительной системы, психосоматические кожные нарушения, нарушения двигательной системы, нарушения эндокринной системы,респираторные нарушения, нарушения сердечно-сосудистой системы, аллергические проявления. Патогенетическая терапия и профилактика психосоматических расстройств.

РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ.

Тема 12. Система охраны психического здоровья населения.

Нормативно-правовая база, регламентирующая оказание психологической и психотерапевтической помощи населению. Региональная система охраны психического здоровья населения и ее структурные подразделения. Основные подходы к организации психотерапевтической помощи. Этапы психотерапевтической помощи населению. Организация работы психотерапевтических подразделений: психотерапевтический кабинет, кабинет социально-психологической помощи населению.

Тема 13. Профессиограмма клинического психолога.

Положения о клиническом психологе. Требования к системе знаний, умений и навыков клинического психолога. Карта личности клинического психолога. Специальные способности клинического психолога. Обучение в области психотерапии и психокоррекции.

Тема 14. Психопрофилактика и психогигиена.

Психопрофилактика как предупреждение психических заболеваний и их хронизации. Первичная, вторичная и третичная психопрофилактика. Основные формы и методы работы. Комплекс психопрофилактических мер. Сферы применения. Психогигиена как область сохранения и укрепления психического здоровья населения. Разделы психогигиены. Медико-психологические консультации. Санатории-профилактории. Санаторно-курортное лечение. Организация рационального режима труда и отдыха населения. Сравнительный анализ психопрофилактики и психогигиены.

Тема 15. Оценка эффективности оказания психотерапевтической помощи и психологической помощи.

Критерии эффективности психотерапии и психокоррекции. Теоретические и практические аспекты оценки эффективности психотерапии и психокоррекции. Методы оценки эффективности психотерапии и психокоррекции при различных нарушениях психического здоровья. Критерии оценки эффективности психотерапии и психокоррекции при соматических заболеваниях. Экспериментально-психологическое исследование динамики состояния клиентов.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная:

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.,1984

Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Издательство Московского университета, 1990

Ахвердова О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка. Автореф. дисс... докт. психол. наук. - М., 1998

Ахвердова О.А. Экспериментально - психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков. // Монография. - М., 1998

Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь, 2000

Ахвердова О.А., Боев И.В., Коваленко А.П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков. Учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 1997

Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Монография. - Ставрополь, 1999

Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь. 2001

Былим И.А., Маслова Т.Ф., Порубаева М.Н. Социальная работа в психиатрии - Ставрополь, СКСИ, 2004

Волоскова Н.Н. Аномальная личностная изменчивость органического происхождения. Монография. 2001

КарвасарскийБ.Д. Психотерапия.- Санкт- Петербург «Питер», 2002

Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- СПб, 1998

Карвасарский Б.Д., Исурина Г.Л. Психотерапия: содержание основных понятий // Психическое здоровье, №1, 2006

КондрашенкоВ.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия.- Минск, «Высшая школа», 1999

Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М. 2002

Литвак М.Е. Избранные лекции по психотерапии М. 2002

Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов.-М.: ТОО «Техлит»; «Медицина»,1997

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Медицина, 1960

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М. 2004

Павлов И.С. Психотерапия в практике. М. 2002

Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии.- М., «Эксмо-пресс», 2000

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т1,2.- ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Чудновский В.С., Былим И.А. Клиническая психология - Ставрополь, 2002

Дополнительная:

Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней.- М.,1995

Александров А.А. Современная психотерапия: курс лекций.- СПб,1997

Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия.- СПб,1994

Бурно М.Е. Терапия творческим выражением.- М.,1989

Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия.- Новосибирск,1995

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено - М.,1994

Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка- Л.,1994

Носачев Г.Н. Введение в психотерапию.- Самара, 1997

Носачев. Г.Н. Направления, виды, методы и техники психотерапии. Т.1,2.- Самара,1998

Н. Пезешкиан. Психосоматика и позитивная психотерапия.-М., 1996.

Пезешкиан Х. Позитивная психотерапия как транскультуральный подход в российской психотерапии.- СПб,1998

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.-М., 1994

Рудестам К. Групповая психотерапия.- СПб,1998

Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии.- Ташкент,1985

Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (уроки гипноза).- М.,1994

Урсано Р., Зонненберг С., Лазар Ц. Психодинамическая психотерапия.- М.,1992

Федоров А.П. Когнитивная психотерапия.- СПб,1991

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.- М.,1989

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- СПб,1999

Юнг К. Аналитическая психология.- СПб,1994

Ялом А.М. Краткосрочная позитивная психотерапия.- СПб.,1997

Приказ МЗ И МП РФ от 30 октября 1995г. № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи».- М.,1995

Приказ МЗ РФ от 26 ноября 1996г. № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь».- М.,1996

Array

Страницы: 1, 2, 3