бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Основные и индивидуальные особенности школьников бесплатно рефераты

Основные и индивидуальные особенности школьников

Министерство образования и науки Украины

Луганский национальный педагогический университет

имени Тараса Шевченка

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по психологии

на тему:

«Основные и индивидуальные особенности школьников»

Выполнила студентка 5 курса

Группы 5Д2

Семионова Элеонора

Проверила

Преподав. Ткаченко Н.В.

Луганск 2007

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Диагностика развития школьников........................................................5

1.1. Методика диагностики...............................................................................5

1.2. Возрастная периодизация...........................................................................7

1.3. Акселерация...............................................................................................10

Глава 2. Основные особенности развития школьников....................................12

2.1.Особенности развития и воспитания младших школьников................12

2.1.1.Познавательная деятельность младшего школьника......................13

2.1.2.Умственное развитие школьников...................................................15

2.1.3.Нравственное развитие и воспитание..............................................18

2.2. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.....................................................................................19

2.2.1. Переходной возраст подростков......................................................19

2.2.2.Особенности мышления среднего школьного возраста................23

2.2.3.Особенности нравственного развития.............................................26

2.3. Особенности развития и воспитания старших школьников................28

2.3.1.Развитие мышления и умственных способностей..........................30

2.3.2.Нравственное и этическое развитие.................................................32

Глава 3. Индивидуальные особенности учащихся и их учет в процессе воспитания.............................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................40

Список использованной литературы...................................................................41

Введение

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои воз-можности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физичеcaкое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Цель данной курсовой работы - изучить основные и индивидуальные особенности школьников, различные периоды развития (развитие младших школьников, среднего и старшего школьного возраста, изучения такого вопроса как акселерация и возрастная периодизация.

Предметом изучения работы являются особенности школьников - основные и индивидуальные, их сходства и различия.

Актуальной выбранной мной темы состоит в том, что многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и инди-видуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономернос-тей развития ребенка, которые присущи природе чело-века, а именно: стремления к знанию, к труду, способно-сти к многостороннему развитию и т.д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходи-лись в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Полезные идеи по данной проблеме содержатся в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых. Крупская подчеркивала, что, если не знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, нельзя хорошо осуществлять воспитание.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2--3 года), преддошколъный возраст (3-5 лет), до-школьный возраст (5--6 лет), младший школьный возраст (6--10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11--15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15--18 лет).

Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности, и, в-третьих, на особенностях их поведения.

Глава 1. Диагностика развития школьников

1.1.Методика диагностики

В педагогической практике все больше ощущается потреб-ность в оперативной диагностике достигнутого учениками уров-ня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять про-цессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» -- как нельзя лучше объясняют необходимость ди-агностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (от греч, сИа -- прозрачный и §по81з -- знание) -- общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в облас-ти развития аналогично значению хорошо поставленного «про-яснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Непра-вильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к ду-ховному здоровью,.а поэтому диагностика в области развития -- дело чрезвычайно важное, требующее высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире -применяются специально разра-ботанные тесты (нормативы), по которым определяется степень развития как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с возрас-тными возможностями. Примером теста физического развития можно назвать хорошо известный комплекс ГТО, в котором со-держатся конкретные задания и нормативные показатели для каждой возрастной группы.

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычайно трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны, громоздки и не всегда обеспечивают безошибочные заключения. Для повышения надежности диагноза используют комплексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставление антропо-метрических, социальных и психологических данных, что требует специально оборудованных клиник и лабораторий, подго-товленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, однако, нельзя давать общую оценку компонентов развития.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сто-рон развития обучаемых -- важный компонент профессиональ-ной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притяза-ний, эмоциональности, развития социального поведения и мно-гих других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств -- тестирование.

1.2.Возрастная периодизация

То, что развитие -- как физическое, так и умственное -- тес-но связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта4 самоочевидная истина не требовала особых доказательств: боль-ше прожил человек на свете -- стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уро-вень физического, интеллектуального, социального и духовного развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в об-щем, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать пе-риоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию. Периодизация основывается на выделении возрас-тных особенностей -- характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Сущ-ность возрастных особенностей наглядно раскрывается на приме-ре физического развития человека. Рост, прибавление веса, появ-ление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано ме-жду собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в интеллектуальной, социальной, духовной сферах.

Происходит хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социаль-ное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю челове-ческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) -- только ту часть- жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педаго-гики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детско-го возраста (см. табл. 1).

Таблица 1

Психологическая

Младенчество (1 год жизни)

Преддошкольный возраст
(от 1 до 3 лет)

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

младший (3--4 года) средний (4--5 лет) старший (5--6 лет )

4.Младший школьный возраст
(6--10 лет )

5.Средний школьный возраст
(10--15 лет)

6.Старший школьный возраст
(15--18 лет)

Основу педагогической периодизации составляют стадии фи-зического и духовного развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, -- с другой.

1. Если объективно существуют этапы биологического созре-вания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно орга-низованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрица-ние природных ступеней развития неизбежно приводит к оши-бочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информацион-ным источникам несколько возрастают, но далеко не беспредел,/ но. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимити-руют возможности развития.

Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, соглас-но которому обучение и воспитание должны соответствовать воз-растным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом -- своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться пол-ноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сооб-разно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», писал чешский мыслитель-гуманист (Коменский Я. А. Великая дидактика / Избр. пед. соч-. -- М., 1982. -- Т. 1. -- С. 329).

2. Учет возрастных особенностей -- один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламен-тируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее бла-гоприятный для развития распорядок дня, режим труда и с -дыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

1.3.Акселерация

Акселерация (от лат. асзе1ега1ю -- ускорение) -- это уско-ренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с фи-зиологическим созреванием организма, психологи -- с развити-ем психических функций, а педагоги -- с интеллектуальным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологичес-кого созревания организма и социализацией личности.

До появления акселерации в 50--60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать тем-пы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быст-рее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13-- 15 годам у девочек, а к 14--16 у мальчиков, живущих в сред-них регионах нашей страны, физиологическое развитие организ-ма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологичес-ких потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физио-логией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устра-нения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей не-мало трудностей как для самих подростков, не умеющих совла-дать с происходящими в них переменами, так и для взрослых -- родителей, учителей, воспитателей.

Среди основных причин акселерации выделяются: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, по-вышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причи-ны: радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ве-дущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост все-го организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена ком-плексным воздействием многих факторов.

Страницы: 1, 2