бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Определение темперамента с помощью методик тестирования. Методика тестирования на выявление темперамента. Тестирование и интерпретация данных теста бесплатно рефераты

Обработка результатов.

1. Подсчитать:

а) число свойств (из найденных у себя) холерического темперамента (кол-во ответов под номером 1), затем число свойств сангвинического темперамента (кол-во ответов под номером 2), потом число свойств флегматического темперамента (кол-во ответов под номером 3) и, наконец, число свойств меланхолического темперамента (кол-во отве-тов под номером 4);

б) общее число отмеченных знаком «+» конкретных свойств разных типов темперамента.

2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента.

3. Вычислить по формуле темперамента:

где А -- общее число отмеченных конкретных свойств различных типов темперамента (чис-ло написанных цифр);

А1 -- число свойств (из найденных у себя) холерического темпера-мента;

А2 -- число свойств сангвинического темперамента;

А3 -- число свойств флегмати-ческого темперамента;

А4 -- число свойств меланхолического темперамента.

2.6. ОПРОСНИК X. СМИШЕКА «ДИАГНОСТИКА ТИПОВ

АКЦЕНТУАЦИИ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА

ПО К. ЛЕОНГАРДУ».

В основу опросника положена концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Лич-ности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, Леон-гард называл акцентуированными. Автор выделяет 10 типов акцентуации: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожно-бо-язливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный.

Инструкция. Внимательно прочитайте вопрос. Отвечайте на него «да» или «нет», простав-ляя в регистрационном бланке (Приложение №2) соответственно «+», если ответ утвердительный, или «-», если ответ отрицательный. Не задумывайтесь долго над ответом. Помните, плохих или неверных ответов нет.

1. Чаще у вас бывает веселое и беззаботное настроение?

2. Чувствительны ли вы к обидам, оскорблениям?

3. Бывает ли так, что в кинотеатре или в разговоре у вас на глаза наворачиваются слезы?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли выполнено правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве были ли таким же смелым и отчаянным, как ваши сверстники?

6. Часто ли у вас меняется настроение от невероятно веселого к крайне тоскливому?

7. Являетесь ли вы центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком недовольно-раздражительном на-строении, что с вами лучше не разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли забываете, если вас кто-либо обидит?

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, не застряло ли оно в щели?

15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?

17. Стремитесь ли вы во всем соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли вас преследует чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. Часто ли у вас подавленное настроение?

22. Была ли у вас хоть раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам длительное время усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, отстаиваете ли свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу?

26. Если дома занавески висят неровно, раздражает ли вас это обстоятельство и вы стараетесь сразу поправить их?

27. В детстве вы боялись оставаться один дома?

28. Часто ли у вас без причины колеблется настроение?

29. Всегда ли вы стремитесь быть компетентным в своей профессии или одним из лучших в учебе?

30. Быстро ли вы злитесь или впадаете в гнев?

31. Можете ли вы быть беспечно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально вас пронизывает?

33. Как вы думаете, смогли бы быть ведущим (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Обычно вы высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови, так как это вызывает у вас неприятные ощущения?

36. Любите ли вы работу, требующую от вас огромной ответственности?

37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо посту-пают?

38. Вам страшно спускаться в темный подвал?

39. Предпочитаете ли вы деятельность, требующую неторопливости и усидчивости, работе быстрой и где требования к качеству невысоки?

40. Общительный ли вы человек?

41. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Были ли такие ситуации, что вы так расстроились, что не в состоянии были пойти на рабо-ту, занятия?

45. Можно ли сказать, что даже при неудаче вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы вы первым шаги к примирению, если бы вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Выйдя из дома, возвращаетесь ли снова, чтобы убедиться, что оставили его в таком состо-янии, что ничего не случится?

49. Беспокоили ли мысли, что с вами или родными что-нибудь может случиться?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам выступать с докладами, играть на сцене перед большой аудиторией?

52. Можете ли вы ударить обидчика, если он вас оскорбляет?

53. У вас очень высока потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тому типу людей, кто впадает в отчаяние при каких-либо разочаровани-ях?

55. Нравится ли вам работа, требующая активной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли вас так взволновать трагический фильм, что на глазах выступят слезы?

58. Трудно ли уснуть из-за того, что проблемы пережитого или следующего дня постоянно в ваших мыслях?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли вам огромная сила воли, чтобы ночью пройти по кладбищу?

61. Следите ли вы за тем, чтобы в вашем доме каждая вещь имела свое место?

62. Бывает ли так, что, ложась спать в хорошем настроении, вы встаете в подавленном состоя-нии?

63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Подвержены ли вы головным болям?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Из-за несправедливости вы очень переживаете?

69. Любите ли вы природу?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, погашен ли свет, закрыты ли двери, выключен ли газ?

71. Вы боязливы?

72. Часто ли меняется ваше настроение?

73. Принимаете ли вы участие в кружках художественной самодеятельности или участвова-ли в них в молодости?

74. Расцениваете ли вы жизнь несколько пессимистически, без радостных надежд?

75. Увлекает ли вас путешествие?

76. Меняется ли у вас внезапно настроение от огромной радости до глубокой тоски?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей или компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы длительное время несчастье других людей?

80. Будучи школьником часто ли вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно поставили кляксу?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и настороженно, чем с доверчивостью?

82. Часто ли видите страшные сны?

83. Бывает ли у вас такое состояние, что вы боитесь, что броситесь под поезд или выброситесь из окна многоэтажного здания?

84. Вы обычно веселы в хорошей компании?

85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Становитесь ли вы среди близких людей менее сдержанным, чувствуете себя более сво-бодно?

87. В беседе вы скорее немногословны, чем разговорчивы?

88. Если вам надо было бы играть на сцене, могли бы вы так перевоплотиться, что забыли бы о том, что только играете?

Ключи к опроснику.

1. Гипертимность (х 3): «да» - 1,11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

2. Застревание (х 2): «да» - 2, 15, 24, 34 ,37, 56, 68, 78 ,81; «нет» - 12, 46, 59.

3. Эмотивность (х 3): «да» -- 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; «нет» -- 25.

4. Педантичность (х 2): «да» - 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; «нет» - 36.

5. Тревожность (х 3): «да» - 16, 27, 38,49, 60, 71, 82; «нет» - 5.

6. Циклотимность (х 3): «да» - 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

7. Демонстративность (х 2): «да» - 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 88, 85; «нет» - 51.

8. Возбудимость (х 3): «да» - 8, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86.

9.Дистимность (х 3): «да» -- 9, 21, 43, 74, 87; «нет» -- 31, 53, 65.

10. Экзальтированность (х 6): «да» -- 10, 32, 54, 76.

Обработка результатов. Для обработки результатов опроса нужно изготовить трафареты в соответствии с ключа-ми, которые накладываются на регистрационный лист. Затем подсчитывается количество от-ветов, соответствующих ключам, и сумма умножается на соответствующий коэффициент (2, 3 или 6). Черта характера является акцентуированной, если конечная сумма баллов равна или больше 19. О тенденции к акцентуации свидетельствует сумма баллов от 15 до 18.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наряду с понятием «темперамент» в психологии широко исполь-зуется и понятие «характер» (от греч. charakter -- черта, признак, печать, чеканка). Под характером понимают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуслов-ливая типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни выступают как ведущие, другие как второстепенные, при этом они могут либо гармо-нировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере). Среди черт характера, наря-ду с правдивостью и лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретае-мыми в процессе социализации человека чертами личности, называются и экстравер-сия -- интроверсия, считающимися свойствами темперамента. Отсюда возникает во-прос: каково соотношение между темпераментом и характером?

Как отмечают А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев (1957), вопрос о соотношении темпе-рамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре груп-пы мнений:

1) отождествление темперамента и характера;

2) противопоставление тем-пераменту характера, установление между ними антагонистических отношений;

3) признание темперамента элементом характера;

4) признание темперамента основ-ной природой характера.

Выразителем первой точки зрения является Кречмер, который, выводя темпера-мент из особенностей телесной конституции, по существу осуществляет его с харак-тером личности. Эта точка зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «личность» и «характер».

В отечественной психологии аналогичные взгляды разделял А.Ф. Лазурский (1923), который практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Он считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

Сторонники второй точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов, 1887). Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую.

Этой же точки зрения придерживается Н.Д. Левитов (1969), который считает, что темперамент не входит в характер и что последний находится в антагонистиче-ских отношениях с первым. По его мнению, развитие личности совершается по пути преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставля-ются друг другу. При этом характер может входить в конфликт с темпераментом.

Наконец, сторонники третьей точки зрения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.М. Русалов и др.) рассматривают темперамент как врожденную ос-нову характера, как динамичную сторону характера и личности. По Л.С. Выготско-му, например, темперамент есть наличная предпосылка, а характер -- конечный ре-зультат воспитательного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, рассматривают темперамент как ядро характера, как его неизменную часть, в отли-чие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1. Бланк для ответов опросника формально-динамических

свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова

Бланк для ответов

Фамилия Имя Отчество .

Образование Род занятий (профиль учебы) .

Пол Возраст .ммммммммм 1 -- не характерно, 2 -- мало характерно,

3 -- довольно характерно, 4 -- характерно.

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

39

77

115

2

40

78

116

3

41

79

117

4

42

80

118

5

43

81

119

6

44

82

120

7

45

83

121

8

46

84

122

9

47

85

123

10

48

86

124

11

49

87

125

12

50

88

126

13

51

89

127

14

52

90

128

15

53

91

129

16

54

92

130

17

55

93

131

18

56

94

132

19

57

95

133

20

58

96

134

21

59

97

135

22

60

98

136

23

61

99

137

24

62

100

138

25

63

101

139

26

64

102

140

27

65

103

141

28

66

104

142

29

67

105

143

30

68

106

144

31

69

107

145

32

70

108

146

33

71

109

147

34

72

110

148

35

73

111

149

36

74

112

150

37

75

113

38

76

114

Приложение №2. Бланк для ответов опросника Х. Смишека

«Диагностика типов акцентуации черт характера

темперамента по К. Леонгарду»

Бланк для ответов

Фамилия Имя Отчество .

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

1

12

23

34

45

56

67

78

2

13

24

35

46

57

68

79

3

14

25

36

47

58

69

80

4

15

26

37

48

59

70

81

5

16

27

38

49

60

71

82

6

17

28

39

50

61

72

83

7

18

29

40

51

62

73

84

8

19

30

41

52

63

74

85

9

20

31

42

53

64

75

86

10

21

32

43

54

65

76

87

11

22

33

44

55

66

77

88

Интерпретация типов акцентуации по Е.М. Вайнер.

1. Гипертимность. Активный, энергичный, оптимистический, с высоким жизненным тону-сом. Добр, отзывчив, беззаботен. Из-за неустойчивости внимания и недостаточного упор-ства интересы поверхностны. Не терпит стеснения свободы. Плохо переносит критику в свой адрес. Находчив, умеет приспосабливаться к трудностям, бурно переживает неудачи, но они не выбивают его из колеи. К правилам и законам относится легкомысленно. Тяго-тится одиночеством, в группе стремится быть лидером. Неразборчив в выборе знакомств. Приподнятое, радостное настроение лишь изредка нарушается вспышками раздражитель-ности, связанными с противодействием окружающих.

2. Застревание. Настойчивый, упрямый, противится изменениям, трудно переключается на другую ситуацию в процессе деятельности. Интересы постоянные и односторонние. Об-ладает повышенным самомнением и себялюбием, недоволен недостаточным признанием его заслуг. Стремится быть лидером, превзойти других. Повышенно чувствителен к не-справедливостям -- действительным и мнимым. Недоверчив. Длительно переживает одни и те же эмоции.

3. Эмотивность. Отличается изменчивостью настроения по самым незначительным пово-дам. Соответственно с этим окружающий мир предстает то радостным, то серым, тоскли-вым. Влечения и интересы неустойчивы. Не претендует на роль лидера. Ищет эмоцио-нальных контактов, стремясь занять положение любимца. Развитая интуиция позволяет почти безошибочно определять отношение к себе окружающих. Ответное отношение воз-никает незамедлительно и открыто. Слабо выражено чувство долга.

4. Педантичность. Отличается преувеличенной приверженностью к определенному поряд-ку. Противится изменениям, так как плохо переключается на что-либо новое. Неуклонно следует заведенному порядку, сформировавшимся привычкам. Придает большое значе-ние внешней стороне дела и мелочам. Склонен требовать того же от других.

5. Тревожность. Постоянно испытывает внутреннюю напряженность, ощущение неблаго-получия. Склонен к ожиданию неприятностей. Проявляет повышенное внимание к нега-тивным сигналам. Обеспокоен возможными последствиями своих действий, поэтому ко-леблется при принятии решений. Неудовлетворен своими возможностями разрешать жиз-ненные проблемы.

6. Циклотимичность. Периоды ровного настроения сменяются периодами подъема с высо-кой умственной активностью и спада с минорным настроением, вялостью, рассеянностью, неуверенностью в себе. Мелкие неприятности, возникающие в период спада, тяжело пере-живаются, вызывают уныние. Общение раздражает.

7. Демонстративность. Эгоцентричен, жаждет признания, поддержки, сочувствия, стремит-ся быть постоянно в центре внимания, характерны позерство, поступки, рассчитанные на внешний эффект. Эмоции ярки, но неглубоки и неустойчивы. С целью привлечения к себе внимания может фантазировать, приписывать себе несуществующие качества и необыч-ные действия. Претендует на роль лидера или на исключительное положение. Увлечения экстравагантные и не требующие особого труда.

8. Возбудимость. Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив. Постоянно внутренне напря-жен, раздражителен, причем интенсивность реакции не соответствует силе раздражителя. Проявляет властность, повышенную требовательность к окружающим, часто не хочет счи-таться с их мнением. Склонен к конфликтам. Характерна чрезмерная сила влечения, не-удержимость в их удовлетворении.

9. Дистимность. Испытывает частые и длительные изменения настроения в сторону его сни-жения, что проявляется в подавленности, тоске, предчувствии неприятностей.

10. Экзальтированность. Склонен приходить в состояние восторга по незначительным пово-дам, а при разочаровании впадать в отчаяние.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е.П. Ильин. Дифференциальная психофизиология - СПб: изд-во «Питер», 2001

2. М. Р. Петровская. Психология. - М: изд-во «Альга», 2002

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5