бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Определение темперамента с помощью методик тестирования. Методика тестирования на выявление темперамента. Тестирование и интерпретация данных теста бесплатно рефераты

Определение темперамента с помощью методик тестирования. Методика тестирования на выявление темперамента. Тестирование и интерпретация данных теста

31

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛИАЛ ДОНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В Г. ВОЛГОДОНСКЕ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ

ДИСЦИПЛИНЫ»

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ проблемы самореализации личности

НА ТЕМУ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИК ТЕСТИРОВАНИЯ. МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА. ТЕСТИРОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ ТЕСТА»

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА»

КУРСА 2 ГРУППЫ ГРМ2

БЕЛОУСОВ ДЕНИС

ВЛАДИМИРОВИЧ

ВОЛГОДОНСК

2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..…

1. Учения о темпераменте…………………………………………………………...………….

1.1. Формальные теории видов темперамента. Типы темперамента по И. Канту……...

1.2. Энергетические теории темперамента. Новый подход В. Вундта……………..…...…

2. Методики выявления типов темперамента и его свойств……………….……………..…

2.1. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ)

В.М. Русалова……………………………………………………………………………..…

2.2. Определение преобладающего типа темперамента………………………………….

2.3. Тест-опросник Г. Айзенка для диагностики свойств и типа темперамента (EPQ,

Форма А)…………………………………………………………………………………….

2.4. Опросник «Исследование психологической структуры темперамента»

Б.И. Смирнова……………………………………………………………………………….

2.5. Свойства и формула темперамента…………………………………………………….

2.6. Опросник Х. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера и

темперамента по К. Леонгарду………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………………………

Список использованной литературы.………………………………………………....…….

3

5

5

5

7

7

15

17

19

21

24

28

29

31

ВВЕДЕНИЕ

Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Осно-ву учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гумораль-ный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого -- смешения), т. е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь -- тепло, слизь -- хо-лод, желтая желчь -- сухость, черная желчь -- влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным забо-леваниям.

Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, видел причину различий между людьми не в преобладании того или иного сока, а в разли-чиях состава важнейшего из этих соков -- крови. Он заметил, что способность к свер-тыванию крови у разных животных не одинаковая. Большая быстрота свертывания обусловливается, по его мнению, преобладанием твердых, или земляных, частиц, мень-шая -- преобладанием водных, или жидких, частиц. Жидкая кровь холодная и пред-располагает к страху, кровь же, богатая плотными веществами, отличается теплотой и предрасполагает к гневу.

Следы аристотелевской теории сохранялись очень долго. Даже Иммануил Кант в своей работе «Антропология» (1798) соотносил тип темперамента с характеристиками крови: легкокровный, или сангвинический; тяжелокровный, или меланхолический; теплокровный, или холерический (вспомним, что про вспыльчивого человека гово-рят, что у него «горячая кровь»); хладнокровный, или флегматический.

В популярной литературе и учебниках говорится, что именно Гиппократ явился основателем учения о четырех типах темперамента, дошедших до нашего времени: сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом. Однако это не совсем так. Названия этих типов темпераментов появились позже и связаны с имена-ми римских врачей, живших несколько столетий спустя, и использовавших представ-ления Гиппократа о смешении жидкостей. Они заменили греческое слово «красис» на латинское слово temperamentum, от которого и ведет свое начало термин «темпера-мент».

Один из них, Гален, живший во II веке нашей эры, дал первую развернутую клас-сификацию темпераментов, базировавшуюся на все тех же гуморальных представле-ниях Гиппократа о «краснее». Она включала 13 типов темперамента, в том числе и те, о которых речь шла выше. С его точки зрения, преобладание желтой желчи (по-латыни chole -- холе) свидетельствует о холерическом темпераменте, преобладание крови (sanguis -- сангвис) -- о сангвиническом темпераменте, преобладание черной желчи (melanos chole-- меланос холе) -- о меланхолическом темпераменте, а преобладание слизи (phlegma -- флегма) -- о флегматическом темпераменте.

Надо отметить, что понятие о темпераменте в те времена существенно отличалось от теперешнего. Психологические характеристики темперамента у древних врачей почти отсутствовали. В основном эти характеристики касались организма и даже от-дельных органов. Например, Гален говорил о темпераменте отдельных частей тела: сердца, печени, мозга.

В средние века, с возникновением алхимии, появились попытки объяснить темпе-раменты преобладанием в теле тех или иных алхимических элементов: соли, серы и ртути, даже эфира и воздуха.

Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии придало новое направле-ние объяснению типов темперамента. Их все больше стали связывать с особенностя-ми строения тела. Например, ряд ученых в основу деления темпераментов кроме физических свойств крови положили различие тканей и ширину просвета сосудов. Легкая кровь, рыхлые ткани и умеренно расширенные сосуды облегчают, по мысли этих ученых, течение жизненных процессов и порождают сангвинический темпера-мент. При значительной плотности в тканях кровь задерживается в сосудах, пульс делается сильнее и быстрее, общая теплота тела возрастает, что приводит к возник-новению холерического темперамента. При плотной крови и узких сосудах в ткани возникает только жидкая, водянистая часть крови, благодаря чему возникает флегматический темперамент, характеризующийся малой теплотой и бледным цветом кожи. Наконец, плотная, темная кровь с узкими порами тканей и широким просветом сосудов ведет к образованию меланхолического темперамента.

На протяжении многих лет теории и учения о темпераменте менялись. Рассмотрим некоторые из них.

1. УЧЕНИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

1.1 ФОРМАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ВИДОВ ТЕМПЕРАМЕНТА.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ПО И. КАНТУ

Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он делил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы темперамента он рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический -- как темпераменты действия (с точки зрения современных подхо-дов можно первые связать с эмоциональностью как характеристикой темперамента, а вторые -- с активностью).

Сангвиник определяется И. Кантом как человек веселого нрава, который являет-ся хорошим собеседником, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Он полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Беззаботен и поверхностен, может при-давать чему-то чрезмерно большое значение и тут же забывать об этом навсегда. Если расстраивается, то не испытывает глубоких отрицательных эмоций и быстро утеша-ется. Обещает и не выполняет своих обещаний, так как не обдумывает заранее, спосо-бен ли он их выполнить. Он -- грешник: искренне раскаивается в своих грехах, легко забывает о своем раскаянии и грешит снова. Работа его быстро утомляет, а занятия, которым он отдается, скорее являются для него игрой, чем серьезным делом.

Меланхолик характеризуется И. Кантом как человек мрачный. Он недоверчив и полон сомнений, готов во всем видеть повод для тревоги и опасений. Остерегается давать обещания, так как детально продумывает все трудности, связанные с их вы-полнением. Нарушить же данное слово он не может: ему это неприятно. Он редко веселится и не любит, когда веселятся другие.

Холерик -- это вспыльчивый человек. Он легко раздражается и впадает в ярость, но также легко и отходит, особенно если ему уступают. Очень активен; начав что-нибудь делать, действует энергично, однако этого запала ему хватает не надолго: у него нет терпения и выдержки. Предпочитает руководить другими. Честолюбив, лю-бит участвовать в различных церемониях, хочет, чтобы его все хвалили, поэтому окру-жает себя льстецами. Забота о других людях и великодушие у него показные, так как он любит только себя. Старается выглядеть умнее, чем есть на самом деле, и все вре-мя боится, что другие это поймут. Холерический темперамент больше, чем другие типы, вызывает противодействие со стороны окружающих, поэтому И. Кант считает, что его обладатели являются несчастными людьми.

Флегматик -- это хладнокровный, не подверженный аффективным вспышкам че-ловек. Его недостатком является склонность к бездеятельности (лень) даже в ситуа-циях, настоятельно требующих активности. Но, начав что-то делать, обязательно до-водит дело до конца. Благоразумен, обладает принципами и воспринимается как муд-рый человек. Нечувствителен к нападкам, не задевает тщеславия других людей, а посему уживчив. Однако может подчинить своей воле волю других людей, причем незаметно для них. И. Кант считал этот тип темперамента самым удачным.

1.2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА.

НОВЫЙ ПОДХОД В. ВУНДТА

Постепенно среди ученых все более крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма -- со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их силу (интенсивность) и протекание во времени. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов В. Вундта (\\^. Шипо1!, 1893). Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость для ощущения. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделил два биполярных свойства темперамента -- силу и быстроту изменения (стабильность-нестабильность) эмоции (чувства), подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида (см. табл.). Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, небольшая сила эмоциональных реакций в сочетании с их нестабильностью образуют сангвини-ческий темперамент и т. д.

Быстрота изменения

чувства

Сила чувств

Сильные

Слабые

Быстрая

Медленная

Холерик

Меланхолик

Сангвиник

Флегматик

2. МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО СВОЙСТВ

Изучение темперамента человека может быть либо направленным на общую характеристику и определение его типа, либо углубленным, ориентированным на изучение свойств темпера-мента. В обоих случаях может быть применен весь набор методов психологического исследо-вания.

2.1. ОПРОСНИК ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (ОФДСИ) В.М. РУСАЛОВА

Инструкция. Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе блан-ка для ответов (Приложение №1), которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему ваше поведение:

1 -- не характерно, 2 -- мало характерно,

3 -- довольно характерно, 4 -- характерно.

1. Я часто испытываю потребность в движении.

2. Я не ищу новых решений известных проблем.

3. Я постоянно хочу приобретать новые знания.

4. В свободное время я с удовольствием занимаюсь физическим трудом.

5. Я быстро считаю «в уме».

6. Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал(а).

7. Я предпочитаю уединение большой компании.

8. Мне легко одновременно выполнять несколько дел, например смотреть телевизор и чи-тать.

9. Мне легко выполнять умственную работу, требующую длительного внимания.

10. Я переживаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.

11. Я -- легок(ка) на подъем.

12. Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.

13. Я легко переключаюсь с одного дела на другое, занимаясь ручной работой.

14. Я быстро решаю арифметические задачи.

15. Я без труда включаюсь в разговор.

16. Я -- подвижный человек.

17. Я устаю от длительной умственной работы.

18. Я легко переключаюсь с решения одной проблемы на другую.

19. Я предпочитаю быструю ходьбу.

20. Моя речь медленна и нетороплива.

21. Я часто высказываю свое мнение, не подумав.

22. Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому(ой).

23. Я люблю интеллектуальные игры, в которых требуется быстрое принятие решения.

24. Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.

25. Я часто испытываю опасение оттого, что могу не справиться с.работой, требующей ум-ственного напряжения.

26. Я -- ранимый человек.

27. Я неохотно выполняю срочную умственную работу.

28. Я часто не могу заснуть оттого, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.

29. Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.

30. Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.

31. У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую-либо проблему.

32. Мне легко заниматься физическим трудом длительное время.

33. Я чувствовал(а) бы себя дискомфортно, если бы на длительное время был(а) бы лишен(а) возможности общения людьми.

34. Я никогда не опаздывал(а) на свидание или на работу.

35. У меня много друзей и знакомых.

36. Я регулярно читаю о новых достижениях науки и техники.

37. Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.

38. Обычно мои мысли текут неторопливо.

39. Мне нравится мастерить вещи своими руками.

40. Я успешно выполняю работу, требующую тонких и скоординированных движений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5