Общая психология - (шпаргалка)
p>Законы перцептивного взаимодействия (S – видимая величина, D – видимая удаленность, @ - угол зрения): Закон Эммерта S=kDЗакон угла зрения S=k@ если D const. При редукции признаков – тенденция к равноудаленности D=k@-1 если S const. 2. константность формы – псевдоскоп (человеческое лицо константно) 6. Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины. Теории стабильности воспринимаемого мира. Иллюзии восприятия движения. Восприятие пространства – функция от 2-х составляющих:
сетчаточный образ признаки удаленности движения глаз изобразительные признаки параллакса (уклонение) Монокулярное наблюдение (только сетчатка, мир неподвижен) аккомодация – изменение кривизны хрусталика изобразительные, зрительные признаки:
линейная перспектива: близки объекты увеличиваются по размеру воздушная перспектива: изменение цветности
градиент: изменение плотности текстуры равпределение света и тени: рельеф, глубина объекта прекрытия
Также двигательный параллакс и сетчаточный размер (для знакомых объектов). В случае противоречия побеждают более сильные признаки. Бинокулярное наблюдение (мир неподвижен) конвергенция (сведение зрительных осей на определенной фиксирующей точке): зная угол сведения можно определить расстояние бинокулярный параллакс:
2 типа точек сетчатки: корреспондирующие: равно отстоят от центра обеих сетчаток диспаратные
Теоретический гороптер: геметрическое место точек пространства, которые проецируются на корреспондирующие точки сетчаток при данном угле. Диспаратность: разность углов попадания точки на сетчатки глаз – мера диспаратности. Диспаратность есть мера параллакса – объемность изображения. Стереограммы Юлеша: смещение квадратика – глубина. Эмпирический гороптер: сетчатки фиксируют не точку, а фронтальную плоскость. Зона Панума: точки попадают на диспаратные точки сетчатки. В гороптере нет пространственного впечатления: оно есть рядом с гороптером в зоне Панума. Двигательный параллакс: смещение изображения на сетчатке с связи с движением наблюдателя (степень углового смещения – изменение степени диспаратности). Не позволяет различить движение набл-я и движение объекта – необходимо принятие решения. Бинокулярное зрение (мир движется) Х-р изменения точек пространства в связи с движением наблюдателя: быстро смещаются в противоположную сторону. За точкой фиксации – медленное движение в ту же сторону, что и наблюдатель.
Теории стабильности мира: Восприятие движения зависит от 2 факторов:
изображение – сетчатка (движение изображения по сетчатке – движене самого объекта) глаз – голова (движение глаза по отношению к голове) Эти 2 системы компенсируют др др – в зрительную кору поступают сразу 2 сообщения, взаимное торможение. Шеррингтон: афферентная теория стабильности мира 2 сообщения от 2 систем поступают в ЦНС (центральный блок сличения). Мир стабилен, т. к. есть постоянное сообщение о том, что глаз движется по отношению к голове. Гельмгольц: эфферентная теория стабильности мира Командный блок управляет движениями глаз и сообщает об этом в ЦБ, туда же поступает инфо от изображения-сетчатки.
Иллюзии движения:
Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта (точка внутри движ прямоуг-ка). Движение вызвано контекстом (фигура – фон). Зависит от того, какая система отчета победит: прям-к движется в гориз плоскости – воспринимаем движение точки прям-к помещен в круг: круг движется вверх-вниз – точка движется по диагонали (перцептивный конфликт) Автокинетический эффект: движения зафиксированной точки в темноте Гипотезы:
точка неподвижна, глаз движется точка помещена вне системы отчета, потеря ею стабильности.
Стробоскопический эффект: фи-феномен по Вертгаймеру – полоска между точками. Эффект водопада: если долго смотреть на водопад, а потом перевести взор, то кажется, что водопад идет в обратном направлении. Связан с утомлением канала И-С – перестает реагировать на стимул, активизация рецепторов, фиксирующих неподвижную часть. Иллюзия увеличения черной спирали на белом фоне. 8. Основные резульлтаты исследований восприятия в условиях оптических искажений. Исследование восприятия в школе “New Look”. Процесс построения предметности образа восприятия: создание перцептивных конфликтов: превращение восприятия образа из операции в действие. Стрэттон: инвертирующие очки. Адаптация начинается с периферии: мир сначала теряет реальность, затем восстанавливает предметность (животное не может адаптироваться – призмы на глазах кур). Но при фиксации внимания – эффект неправильности. Эксп-т с зеркалом: свое тело видится вынесенным вперед. Статья Грегори: Гельмгольц: для правильного восприятия необходимо перцептивное обучение! Эксп-ты Хелда: важность активных движений животного для формирования зрительного восприятия (котята росли в темноте – корзинки). Гибсон: отклоняющие призмы, искажения сетчаточных изображений, которые восстанавливаются по мере ношения призм. Сходный эффект структурного последействия (линия кажется изогнутой в другую сторону). Предположение о существовании у человека особого вида адаптации: изменение механизмов зрительного восприятия пространства. Колер: окрашивающие очки. После их снятия мир окрашивается наоборот! Видимо, это рез-т процессов компенсации в мозге. Смит: камера, монитор – испытуемый наблюдает за своей рукой при письме. Инверсия вызывает расстройство письма. Временная отсрочка: еще большее нарушение. Логвиненко: инвертоскоп – разрушение видимого мира:
потеря констанстности видимого положения предметов исчезновение константности формы нереальность предметов
Адаптация – в форме построения нового видимого мира. 3 стратегии адаптации: игнорирование перевернутости зрит пространства
разрыв с логикой предметного мира восстановление константности.
В ходе перцептивной адаптации возникает новое восприятие как некое новообразовние не вместо прежнего, а наряду с ним: образование новых нервных связей. псевдоскопическое восприятие: псевдоскоп – смена знака диспаратности (левая и правая сетчатки меняются местами). Линейная перспектива меняет знак. Влияние сознания при оценке пространственных форм: объект неопределенной формы: у нас возникают различные объект-гипотезы объект с определенной формой: стакан с водой: при переворачивании – правило подобия (желе). Необходимость соблюдения предметной нормы. жгуты на руке – уходят под кожу бумажный конус: превращается в воронку. Его тень начинает восприниматься как чернильное пятно. маска лица: лицо не оборачивается (константность восприятия формы), но кукольное – да. 2 объекта: один оборачивается (конус), другой – нет (игрушечный слоник). Они одинаковой высоты, на них положен карандаш – перцептивный конфликт: карандаш удерживает предметную ситуацию конус оборачивается – карандаш делится пополам: семантико-логическая регуляция внутри процесса порождения пространственного образа. Возможность создания искусственных органов чувств: феномен кожного зрения (зрение без сетчатки) – Варньеро. Помещение на тело вибрационных датчиков с телеизображением – постепенное различение форм объектов (ощущения объективируются и выносятся вовне). Но трудно определить объем. Брунер “новый взгляд”: потребности и ценности как организующие факторы восприятия. 2 типа детерминант восприятия:
автохтонные – св-ва нс, законы перцептивной организации поведенческие – научение, мотивации ценности
Море стимулов – индивид осуществляет отбор: перцептивная гипотеза. Она складывается под влиянием потребности и фиксируется при подкреплении. 3 гипотезы: чем выше социальная ценность объекта, тем выше действие поведенческих детерминант чем выше потребность индивида в объекте, тем выше действие повед д-т неопределенность восприятия облегчает действие повед д-т 30 детей, 10 лет - 2 группы – регулирование размера круга света ручкой: сопоставление с размерами монет различной ценности по памяти при предъявлении монет
В контрольной группе – картонные кружки вместо монет. Рез-т: величина монет оценивается выше величины кружков. с увеличением достоинства монет растет отклонение величины
2 группы: богатая и бедная: бедная сильнее пеероценивает величину монет. У богатых детей: завышение больше при оценке по памяти, у бедных – по предъявлению. Гипотеза: у бедных ослаблена фантазия, подавлена деят-ть воображения; у богатых неопределенность восприятия дает свободу воображению.
Определение мышления. Классификации видов мышления.
Дункер: мышление есть процесс постановки и решения творческих задач. Леонтьев: мышление есть процесс отражения объективной реальности, в результате которого происходит переход от явления к сущности. Мышление человека имеет общественную природу. Ассоцианизм: мышление есть сложная цепь ассоциаций, протекающих в сознании. Но проблема целенаправленности – учение об апперцепции. Вюрцбюргская школа:
несводимость к простому ассоциированию подчиненность цели (детерминирующая тенденция) безобразность. Но отрыв от чувственности и практики.
Гештальтпсихология: мышление как непосредственное усматривание искомого решения, выражающееся изменением стр-ры проблемной ситуации в сознании сб. Это автохтонный, самопорождающийся процесс. Леви-Брюль: идея о качественных изменениях мышления в ходе исторического развития. Келер: изучение генетических корней мышления в животном мире – интеллектуальное поведение обезьян (орудийный интеллект). Выготский: мышление животных превращается в человеческое под влиянием перекрещивания линии развития практических предметных действий и линии развития голосовых реакций в трудовой деят-ти. Валлон и Пиаже: словесно-логическое мышление развивается из практических интеллектуальных операций путем интериоризации в условиях общения со взрослыми и развития речи. Выготский: развитие мышления в онтогенезе есть процесс усвоения р-ком общественно-исторически выработанных действий и операций. При взаимодействии с предметами труда возникновение действий, подчиненных познавательной цели – закрепление с помощью языка в содержании сознания общества. Редукция произносительной стороны речи – переход к внутренней словесной мыслительной деят-ти. Разделение труда – отделение умственного труда от физического. Мыслительная деят-ть имеет то же строение, что и предметная. Рубинштейн: процесс мышления – это прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Анализ выделяет существенное, вычленяет явление в чистом виде в существенных для него закономерностях. В этом случае анализ переходит в абстракцию. Синтез – установление связи между различными элементами. Это две стороны единого процесса. Основным признаком ума вообще является умение выделить существенное.
3 типа классификаций: Типологии: 2 противоположных типа по одному критерию
Образное и речевое – по наличию предпочитаемых средств (образ – знак) Первобытное и современное – по типу ориентации в среде. Люсьен Леви-Брюль: оба типа сосуществуют. Единица первобытного: коллективное представление (синкретический образ). Свойства: мистичность (нет деления между фактом и оценкой) и пра-логичность (эмпирический критерий достоверности). Реалистическое и аутистическое – по отношению субъекта к реальности. Блейлер: принятие и неприятие суб реальности. Аутистическое есть и у детей. По Пиаже: аутистическое первично, развитие мышления – от аутизма к реализму (социализация). При патологии сильнее страдает реалистическое. По Блейлеру первоначальным является реалистическое: обладая аутистическим мышлением нельзя выжить, приспособиться к реальности. Но оно необходимо при принятии решения в неопределенной ситуации, прогнозирование, воображение, антиципация удовольствия. Преобладает у детей и при сильных аффектах.
Реалистическое Аутистическое Представление действительности Представляет себе то, что соответствует аффекту Цель- нахождение истины Вытеснение неприятных представлений Регулирование отношения к внешнему миру Создание удовольствия интуитивное и аналитическое Функциональные классификации
Теоретическое и практическое – по типу задач (Теплов). Практическое связано с принятием решения. Конкретное и абстрактное - по типу установки (Гольдштейн). В норме обе установки постоянно взаимодействуют. Конкретная – предназначена для данной ситуации, которая рассматривается как типовая. В неопределенной ситуации – абстрактная. Необходима для понимания мира, позволяет обобщать, планировать в уме, основа произвольности. Творческое и критическое – по порождению и отбору идей (Осборн). Техника мозгового штурма. Критическая установка не только завершает творческий процесс, но и предшествует ему (взаимодействие): Схема творческого процесса (Уоллес): Анализ предыдущих сходных ситуаций, условий и требований задачи Созревание – б/с работа, порождение гипотез
Озарение – нахождение принципа решения Проверка истинности Генетические классификации: наглядно-действенное наглядно-образное словесно-логическое 2 критерия: форма представления объекта мышления способ оперирования с объектом (действие, образ, знак) по генезу
Язык и речь. Виды и функции речи. Значение слова как единица речевого мышления. Стадии развития значений слов. Выготский: выделение единицы, обладающей всеми св-вами целого (в отличие от элемента). Единица речевого мышления – значение слова (в будущем – понятие). Речь: коммуникация и мышление.
Значение слова: Обобщение (признак мышления) Общение (первая функция речи) Различные генетические корни мышления и речи:
Интеллект обезьян – в оптически актуальной ситуации, связан с употреблением орудий. Речь – эмоциональное выражение, общение. Нет связи между этими системами. 3 возможности:
Наложение мышления и речи – бихевиоризм
Разделение мышления и речи – вюрцбюргская школа: мысль не зависит от речи, может быть выражена разными способами. Наложение:
доречевое мышление (животное, ребенок) речь без мышления (сигнальная)
речевое мышление: мысль не выражается, а совершенствуется в слове. Мышление и речь: качественно различные направления развития: Мысль – от общего к частному
Речь – от частного к общему
Выводы: мышление и речь – частично пересекаются. Речевое мышление – этап в развитии обоих процессов. Это мышление в понятиях – результат социального развития.
Виды речи: Знаковая и сигнальная. Знаковая: внешняя и внутреняя Внешняя: монолог и диалог Монолог: устный и письменный Эгоцентрическая речь – ранняя форма внутренней речи Функции речи: Коммуникативная Экспрессивная (сигнальная) Внешняя: Индикативная (указание на объект) Номинативная Сигнификативная (приписывание значений) Гностическая (хранение и передача знаний) Внутренняя: Планирование собственных действий Регулирование Психологическая структура понятия: Конституирующий признак понятия – значение.
Имя относится к единичному объекту, понятие – к классу объектов. Понятие состоит из существенных признаков. Понятие есть единство слова (знак) и класса объектов. Формирование понятия:
Много объектов – наложение (ассоциации)
Сначала абстрактное понятие, затем наполнение его конкр. объектами.
Речевое мышление: внешний план (звук) и
внутренний план (семантика). Взаимосвязаны, но свои законы движения. Еще глубже – план внутренней речи:
абсолютаня предикативность фонетическое редуцирование преобладание смысла слов над значениями
Это диалог по своей психологической сущности. Значение социально, смысл индивидуален. Смысл может существовать без слова. Смысл – совокупность всех возможных психологических содержаний, связанных с ним. Смысл слова есть резерв развития значения. Особенности сементики внутренней речи:
агглютинация (асинтаксическое слипание слов)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|