бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Общая психология - (шпаргалка) бесплатно рефераты

p>Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов. Образы:

    перцептивные
    неперцептивные
    постперцептивные (образы памяти)
    образы воображения
    По степени обобщиения:
    индивидуально-конкретный
    обобщенный (визуальное понятие)
    Функции образа:
    Изображение

Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации) Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)

Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт). мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения) фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз) фантомный

синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других сенсорных модальностей образ собственного тела

гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как реальный галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия псевдогаллюцинация – субъективное осознание

    сновидения

эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения. Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления экрана от глаз) Виды образов по Петухову:

    Перцептивная память:
    послеобраз (сенсорный регистр)
    эйдетический образ
    гипнагогический
    галлюцинации

Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот Шепарда) Обобщенные образы прошлого:

образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм) Творческое воображение – процесс построения символов.

    Построение образа:
    Структурализм – из элементарных ощущений

Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.

    Свойства образа (перцептивного):
    предметность – реальность
    объективированность – вынесенность вовне
    означенность – привязка к предмету с его св-вами

константность – постоянство при изменении условий восприятия полимодальность

Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах чувств и соотв отделах мозга. Классификация видов чувствительности:

Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом (5 модальностей) Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая, световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото) Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения (Бернштейн): сигнально-пусковая – анализаторы

контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо) Генетический критерий + по степени объективности:

протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог: усиление от зрения к вкусу. эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса к зрению. Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально органы чувств не разделены. Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению в эволюции: внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема тела на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между организмом и средой на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром контактные

    дистантные
    Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
    Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:

Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс – восприятие. Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление. Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и мышление – самостоятельные процессы.

Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют особенности образа. наличие универсального языка для описания всех психических процессов отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение первичных данных) выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме элементарных Теории восприятия:

    Классическая психология сознания (структурализм)
    Гештальттеория восприятия
    Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)
    Структурализм

Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность). Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации). Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков. Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин). Гештальттеория

    Критика структурализма:
    отвержение механизма ассоциаций как главного
    отвержение прошлого опыта

Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная. Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс. Перцептивная психофизика

Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула.

    Субъектно-ориентированные теории
    Теория б/с умозаключений Гельмгольца
    Теория перцептивных гипотез Грегори
    Теория восприятия как процесса категоризации Брунера

Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи. Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с: нет опоры на сознательные знания

    непреодолимость
    следует из прошлого опыта (по аналогии)
    влияние привычки, тренировки

2) Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию. Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий. Процесс восприятия:

Предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий. Поиск признаков. Если они подтверждают категорию, то

    Подтверждающая проверка

Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам. Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.

Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности источник построения образ – контакт с объектом

не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами Экологическая теория Гибсона:

Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср. Мюллер). Отличие перцептивной системы от органов чувств:

    активность
    способнсоть к обучению и совершенствованию

специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др. Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии: постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс. Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение текстуры.

3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры эксп-тов.

Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос 8) + теория перцептивного научения Гибсона. Гибсон: 2 теории перцептивного научения:

восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению. Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.

    Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.

Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода – действие. Конкретное – абстрактное

    Глобальное - дифференцированное
    Внешнее – сущностное

Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависмость образов от действий. Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого – неподвижность объектов). Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигуру на рисунке) Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления: наглядно-действенное

    наглядно-образное
    символическое
    у взрослого сохраняются все три способа решения задач
    сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным
    у маленьких детей – внутренний план сознания
    Идеи Поддъякова:
    Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе
    Ранняя стадия – наглядно-действенная

В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации – предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).

Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность выделить первичность действия и образа. Первые месяцы: развитие сенсорных ф-й, нет перцептивных образов 3-4 мес: простейшие практические действия, сенсорные ф-ии включаются в их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Р-к выдлеяет св-ва предмета, которые непосредственно к нему обращены, остальные – глобально, нерасчлененно. 2 год: овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию. Возможность перцептивного предвосхищения 3-7 лет: продуктивная деятельность

    Роль сенсорного обучения:

Формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные эталоны) Ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические Свертывание перцептивного действие: ориентировочно-исслед д-е превращается в идеальное

Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. 3 типа моторных компонентов: адаптационные (конвергенция, аккотодация)

    аутокинетические (непроизвольные)
    предметные (всматривание, вслушивание)

Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) – воздействие мышления на организацию перцептивного действия. Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом. Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление перцептивного действия от практического.

7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории. Константность – свойство восприятия: постоянство свойств образа независимо от изменения условий восприятия: удаленность объекта

    освещение
    движение объекта
    движение наблюдателя

Гельмгольц: к-ть есть результат интеллектуализации процесса восприятия (б/с умозаключения). Гештальт: к-ть есть собственное св-во восприятия.

Пиаже: к-ть – предпосылка обратимости при переходе от восприятия к интеллекту.

    Эксперименты:

6-8 недельные младенцы: поворот головы в сторону куба (30 см на расстоянии 1 м) + поощрение. Если отодвигаем куб на 3 м – тоже поворот головы. Если берем куб 90 см и помещаем на расстояние 3 м – реже поворот в его сторону (видимо, он воспринимается как другой куб, хотя зрительный угол такой же, как при расположении куба 30 см на расстоянии 1 м). Это доказывает наличие константности размера. Но вопрос врожденности: в первые недели жизни р-к видит приближающихся и удаляющихся людей. Выращивание крысят в темноте. Предъявление 2-х светящихся кругов, формирование навыка бежать к большему кругу (подкрепление). Важно: при пробеге по коридору крыса не видит кругов (только при приближении к ним). Таким образом не приобретался опыт приближения и удаления к одному и тому же предмету. Контроль: отодвигаем больший круг дальше так, чтобы его зрительный угол был меньше, чем у маленького круга. Результат: крысы бежат к маленькому кругу, который теперь кажется больше – ориентация на зрительный угол. Вывод: для появления константности размера необходим зрительный опыт – соотнесение собственных перемещений с постоянством предметов, их удаление и приближение. Так животное обучается при оценке зрительного угла учитывать расстояние. Восприятие глубины: выращивание крыс в темноте. Прыжок с платформы – точное восприятие удаленности. Клевание зерен с призмами на глазах: зерна кажутся ближе – цыплята клюют мимо. Зрительный обрыв: учащение сердцебиения у р-ка. Черепахи и утки – не боятся. Вывод: врожденность восприятия глубины. Восприятие формы: предпочтение круглых трехмерных предметов двухмерным у птенцов. Моторное уподобление руки при схватывании предметов у детей. Значение визуализации в становлении восприятия размера и формы. Зенден: восс тановление зрения у слепорожденных. 1 этап: нет нормальной организации зрительного мира, но предметная офрмленность (целостные фигуры), фиксация взгляда на объекте, слежение за ним. Страдает оценка расстояния. Точная оценка глубины – результат научения. Виды константности:

1. константность величины: для знакомых объектов – независимость оценки размера от сетчаточного размера (видимый приравнивается к реальному). Для незнакомых – видимый стремится к сетчаточному – аконстантность. Оценка на основе сетчаточного размера и удаленности. Холуэй и Боринг 1941: Г-коридор, на экране на расстоянии 3 м сравниваемый стимул – световое пятно. Его размеры испытуемый может менять. Во втором рукаве коридора – на экране аналогичное световое пятно (стандартный стимул), может передвигаться (от 3 до 36 м). Его размеры меняются вместе с расстоянием так, что он всегда имеет один и тот же угловой размер. Испытуемый должен на первом экране подобрать стимул, соответствующий стандартному. Опыт проводится в условиях редукции признаков удаленности. при бинокулярном зрении – феномен сверхконстантности (некоторая переоценка удаленности) S1> So при монокулярном – некоторое снижение константности S1

при введении искусственного зрачка – резкое снижение константности при затемнении коридора – приближение к угловой величине стандарта (аконстантность) Вывод: можно оценивать размер неизвестного предмета только при условии оценки его удаленности. Коэффициент конст-ти: мера компенсаторного изменения сетчаточного размера в зависимости от удаленности. КК=величина осуществленной компенсации/величина требуемой

    КК=1 полная константность; КК=0 аконстантность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12