бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Общая психология - (шпаргалка) бесплатно рефераты

p>ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл подчиненный (мотив-стимул)

    источник мотивации
    внешний (неспецифический – оплата труда)
    внутренний (предметно-специфический)
    Хекхаузен:

экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)

    отношение к сознанию
    мотивы осознаются:
    верное осознание: мотив-цель
    неверное: мотивировка
    мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях
    Влияние мотивации на деят-ть:
    активизирующее/тормозящее
    направляющее
    эмоциональная окраска
    временная динамика
    успешность деят-ти: оптимум мотивации

1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током). В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной. Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.

    Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.
    2 противоположные т. з:

Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта – базовые потребности для любого живого существа). Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу

    1. Потребности: базовые и производные
    3 класса базовых потребностей:
    витальные
    познавательные
    в общении

Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). Инстинкт охватывает 3 процесса:

    селективное восприятие (познавательный)
    эмоциональный импульс (ядро инстинкта)
    активность (моторный компонент)
    Критерии выделения инстинктов
    спонтанность движений

продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) успокоение после достижения цели

    приготовление к новой ситуации
    эффект научения

Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство, самоутверждение (12 шт)

Мюррей: выделяет единицу “индивид-среда”. Организм и его окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание. Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема. Потребности: первичные (организм) и вторичные (психогенные)

    позитивные (поиск) и негативные (избегание)
    явные и латентные

Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т. д.

Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение)

2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос 11). Противоречия являются условием развития личности. Пути самоактуализации:

    полное и бескорыстное переживание
    процесс выбора
    предоставления Я возможности проявления
    взятие ответственности
    смелость
    актуализация своих возможностей
    высшие переживания
    отказ от защит

Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения. Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта. предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз. Опыты:

Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию. Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя) Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему. Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.

    Уровень притязаний:

Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи. Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач. Для измерения важно учесть динамику.

    1 этап: предшествующее достижение

2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением. 3 этап: очередное достижение – успех/неудача

    4 этап: реакция на успех/неудачу

Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)

    Теория результирующей валентности (Аткинсон):
    значимость для субъекта успеха и неудачи

учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата) + необходим учет личностных переменных

    3) мотив достижения – мотив избегания неудачи
    2 тенденции:
    Стремление к успеху
    Избегание неудачи
    Адекватный УП
    Заниженный УП
    Нацеленность на решение задачи
    Избегание участия в решении
    Активная позиция
    Пассивность
    Реалистические цели средней сложности
    Либо слишком сложные, либо слишком простые

Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой. Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации: м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач средней сложности м-я избегания – задачи “на краях”

    Варианты поведения в ситуации неуспеха:
    резкое повышение УП
    тыкание в одну точку
    снижение УП
    отказ от продолжения (защита, агрессия)
    3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность
    2 способа трактовки УП:
    индикатор самооценки
    репрезент мотивации достижения

Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).

Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс. Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций: Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов осел) Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода: физический уход (бродяжничество)

    маскировка ухода (выбор более приятных заданий)
    обман

Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет, всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы) Положительная и отрицательная валентности одновременно.

Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к балансу. Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса. Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и себе не терпит противоречий и стремится к соответствию. Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):

    Изменение поведения (бросить курить)

Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение) Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)

    Особенности КД:
    это негативное состояние
    стремление его редуцировать
    избегание событий, порождающих КД

интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в диссонансе редукция и избегание зависят от интенсивности КД

    редукция:

добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов) изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение значимости)

    Редукция КД играет роль в:
    конфликты после принятия решения

более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са сожаление, попытка отменить решение

Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной самооценкой. вынужденное совершение поступков – самооправдание

Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию. Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки

    специфический отбор информации – подбор позитивной инфо
    несогласие с группой

неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки

    Источники КД:
    из логической непоследовательности

из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на студента) из несоответствия более широкой системе представлений

    из несоответствия прошлому опыту
    Защитные механизмы личности:

Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но необходимый процесс. Двоякая роль: защита психики от разрушения.

    Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.

Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) – психосоматика. Эмоциональная тупость. Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение логики. Рационализация

    Инверсия – замена источника угрозы противоположным
    Проекция
    Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания
    Регрессия
    Сублимация – высвобождение энергии.
    Развитие мотивационной сферы человека
    Личность сущ-т только в развитии.
    3 параметра развивающейся личности:

Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных мотивов) Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности) Индивидуальный профиль мотивационной сферы.

    Личность рождается дважды:
    установление иерархии мотивов
    осознание собственных мотивов (самосознание)

19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития. Выготский - 2 группы теорий развития:

Механистические: развитие как процесс количественных изменений Диалектические: качественное изменение структур сознания человека, закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка. Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных отношений.

    3 возможности выделения стадий:
    Природное развитие (формирование зубов)
    Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:

А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной ситуации развития. Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте + развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на каждом этапе. Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий: личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) - принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение. Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития: соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный (формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир патологического качества). Категория активности – кризис разрешается личностью.

Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к своему месту в обществе. Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь приобретения р-ком новых свойств личности. ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР. Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в необходимость смены ССР. Закономерность чередования стабильных и критических возрастов. Особенности кризиса:

    Особая динамическая стр-ра
    Относиетльная трудновоспитуемость р-ка
    Негативный х-р развития

Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике): центральное и частичные.

    Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:
    Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий
    Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений
    Это единый процесс формирования личности.
    Различия в ведущей деятельности на разных этапах.

Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей – и т. д. 3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти. Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество. Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения к себе.

    Возраст
    Круг общения
    Ведущая деятельность
    Исходы личностного выбора
    Младенчество до 1
    Мать
    Эмоциональное общение
    Доверие/недоверие
    Раннее детство 1-3
    Родители
    Предметно-манипулятивная
    Автономия/зависимость, стыд, сомнение
    Дошкольное детство 3-6
    Семья, сверстники
    Сюжетно-ролевая игра
    Инициатива/чувство вины
    Младший школьный 7-12
    Школа и соседи
    Учебная
    Предприимчивость, умелость/неполноценность
    Подростковый
    11-15 (Эльконин)
    12-20 (Эриксон)
    Сверстники и учителя
    Интимно-личностное
    Формирование идентичности/смешанная идентичность: Кто Я?
    Старший школьный
    15-16 (Эльконин)
    Ранняя зрелость
    20-26 (Эриксон)
    Друзья, коллеги
    Учебно-профессиональная
    Интимность/изоляция
    Зрелость (Эриксон)
    26-60
    Профессиональное окружение, семья
    Генеративность/стагнация
    Старость (Эриксон)
    Больше 60
    Близкие люди, все человечество
    Целостность, единство Я/одиночество, дезинтеграця, отчаяние
    Часть III

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12