Общая психология - (шпаргалка)
p>ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл подчиненный (мотив-стимул)
источник мотивации внешний (неспецифический – оплата труда) внутренний (предметно-специфический) Хекхаузен:
экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)
отношение к сознанию мотивы осознаются: верное осознание: мотив-цель неверное: мотивировка мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях Влияние мотивации на деят-ть: активизирующее/тормозящее направляющее эмоциональная окраска временная динамика успешность деят-ти: оптимум мотивации
1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током). В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной. Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.
Базовая мотивация. Стратегии ее выделения. 2 противоположные т. з:
Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта – базовые потребности для любого живого существа). Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу
1. Потребности: базовые и производные 3 класса базовых потребностей: витальные познавательные в общении
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). Инстинкт охватывает 3 процесса:
селективное восприятие (познавательный) эмоциональный импульс (ядро инстинкта) активность (моторный компонент) Критерии выделения инстинктов спонтанность движений
продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) успокоение после достижения цели
приготовление к новой ситуации эффект научения
Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство, самоутверждение (12 шт) Мюррей: выделяет единицу “индивид-среда”. Организм и его окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание. Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема. Потребности: первичные (организм) и вторичные (психогенные)
позитивные (поиск) и негативные (избегание) явные и латентные
Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т. д. Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение) 2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос 11). Противоречия являются условием развития личности. Пути самоактуализации:
полное и бескорыстное переживание процесс выбора предоставления Я возможности проявления взятие ответственности смелость актуализация своих возможностей высшие переживания отказ от защит
Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения. Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта. предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз. Опыты: Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию. Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя) Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему. Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.
Уровень притязаний:
Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи. Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач. Для измерения важно учесть динамику.
1 этап: предшествующее достижение
2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением. 3 этап: очередное достижение – успех/неудача
4 этап: реакция на успех/неудачу
Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)
Теория результирующей валентности (Аткинсон): значимость для субъекта успеха и неудачи
учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата) + необходим учет личностных переменных
3) мотив достижения – мотив избегания неудачи 2 тенденции: Стремление к успеху Избегание неудачи Адекватный УП Заниженный УП Нацеленность на решение задачи Избегание участия в решении Активная позиция Пассивность Реалистические цели средней сложности Либо слишком сложные, либо слишком простые
Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой. Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации: м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач средней сложности м-я избегания – задачи “на краях”
Варианты поведения в ситуации неуспеха: резкое повышение УП тыкание в одну точку снижение УП отказ от продолжения (защита, агрессия) 3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность 2 способа трактовки УП: индикатор самооценки репрезент мотивации достижения
Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ). Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс. Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций: Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов осел) Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода: физический уход (бродяжничество)
маскировка ухода (выбор более приятных заданий) обман
Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет, всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы) Положительная и отрицательная валентности одновременно. Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к балансу. Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса. Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и себе не терпит противоречий и стремится к соответствию. Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):
Изменение поведения (бросить курить)
Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение) Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)
Особенности КД: это негативное состояние стремление его редуцировать избегание событий, порождающих КД
интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в диссонансе редукция и избегание зависят от интенсивности КД
редукция:
добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов) изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение значимости)
Редукция КД играет роль в: конфликты после принятия решения
более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са сожаление, попытка отменить решение Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной самооценкой. вынужденное совершение поступков – самооправдание Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию. Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки
специфический отбор информации – подбор позитивной инфо несогласие с группой
неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки
Источники КД: из логической непоследовательности
из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на студента) из несоответствия более широкой системе представлений
из несоответствия прошлому опыту Защитные механизмы личности:
Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но необходимый процесс. Двоякая роль: защита психики от разрушения.
Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.
Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) – психосоматика. Эмоциональная тупость. Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение логики. Рационализация
Инверсия – замена источника угрозы противоположным Проекция Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания Регрессия Сублимация – высвобождение энергии. Развитие мотивационной сферы человека Личность сущ-т только в развитии. 3 параметра развивающейся личности:
Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных мотивов) Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности) Индивидуальный профиль мотивационной сферы.
Личность рождается дважды: установление иерархии мотивов осознание собственных мотивов (самосознание)
19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития. Выготский - 2 группы теорий развития: Механистические: развитие как процесс количественных изменений Диалектические: качественное изменение структур сознания человека, закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка. Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных отношений.
3 возможности выделения стадий: Природное развитие (формирование зубов) Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:
А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной ситуации развития. Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте + развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на каждом этапе. Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий: личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) - принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение. Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития: соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный (формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир патологического качества). Категория активности – кризис разрешается личностью. Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к своему месту в обществе. Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь приобретения р-ком новых свойств личности. ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР. Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в необходимость смены ССР. Закономерность чередования стабильных и критических возрастов. Особенности кризиса:
Особая динамическая стр-ра Относиетльная трудновоспитуемость р-ка Негативный х-р развития
Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике): центральное и частичные.
Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем: Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений Это единый процесс формирования личности. Различия в ведущей деятельности на разных этапах.
Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей – и т. д. 3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти. Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество. Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения к себе.
Возраст Круг общения Ведущая деятельность Исходы личностного выбора Младенчество до 1 Мать Эмоциональное общение Доверие/недоверие Раннее детство 1-3 Родители Предметно-манипулятивная Автономия/зависимость, стыд, сомнение Дошкольное детство 3-6 Семья, сверстники Сюжетно-ролевая игра Инициатива/чувство вины Младший школьный 7-12 Школа и соседи Учебная Предприимчивость, умелость/неполноценность Подростковый 11-15 (Эльконин) 12-20 (Эриксон) Сверстники и учителя Интимно-личностное Формирование идентичности/смешанная идентичность: Кто Я? Старший школьный 15-16 (Эльконин) Ранняя зрелость 20-26 (Эриксон) Друзья, коллеги Учебно-профессиональная Интимность/изоляция Зрелость (Эриксон) 26-60 Профессиональное окружение, семья Генеративность/стагнация Старость (Эриксон) Больше 60 Близкие люди, все человечество Целостность, единство Я/одиночество, дезинтеграця, отчаяние Часть III
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|