бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Общая психология - (шпаргалка) бесплатно рефераты

p>выявление двигательного состава движения (как оно выглядит снаружи) прояснение внутренней картины движения; перешифровка афферентных сигналов в эффекторные команды роспись коррекций по нижележащим уровням

    Автоматизация движения
    увязка деят-ти всех низовых уровней (иерархия колец)
    рекрутирование готовых двигательных блоков
    Выход движения из-под контроля сознания.

Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации: приобретение навыков стереотипизации, нахождение динамически устойчивой траектории.

Принцип активности: постулирование определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности. Бихевиоризм: принцип реактивности.

    3 плана:

Конкретно-физиологический: механизм кольцевого управления движением (центральная программа! ) Реакции – частный случай активности. Программа выбирает даже действующие стимулы. Общебиологический: жизнь есть реализация внутренних программ, организм преодолевает среду Философский: любая внутренняя программа имеет материальный код.

18. Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе Филогенез: коллективный труд – разделение труда – появление действий (освобождение от биологического смысла) – уяснение смысла – необх-ть сознания. Развитие речи и языка – отделение идеи от предмета - система значений – со-знание (совместность). Общественные отношения (интерпсихические процессы): воздействие на другого жестом, словом – воздействие на себя (интрапсихические процессы), саморегуляция – развитие ВПФ

Онтогенез: превращение интерпсихологических процессов в интрапсихологические – интериоризация. В онтогенезе 3 стадии интериоризации: взрослый – ребенку; ребенок – взрослому; ребенок – себе. Развитие ВПФ. Эгоцентрическая речь: переход от внешней к внутренней (ф-ии саморегуляции, планирования, контроля).

Филогенез: появление стимулов-средств (узелки на память) – ВПФ. Онтогенез: рождение стредства-знака в процессе общения со взрослым и его интериоризация. Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты и стимулы-средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних средств): В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность запоминания. В младшем – значительно повышают

    У старших детей – нет. Внутренние средства.

Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию (эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры. Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме).

    Животные: наследование видовых черт, инстинктов.

“Видовой” опыт человека зафиксирован во внешней, материальной культуре (экзотерическая форма) – необходимо усвоение этого опыта путем воспитания и обучения (искусственное развите р-ка). Наследственные предпосылки у человека: не жестко детерминируют поведение (инстинкты расшатаны)

человеческий видовой опыт относительно молод – не мог зафиксироваться в стр-рах мозга пластичность мозга

Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-исторического опыта. Процесс распредмечивания опыта в процессе его усвоения индивидом. Для этого необходимы: наличие предметов культуры

    наличие учителя (взрослого)

совместная деят-ть р-ка и взрослого (общая цель, общая система средств, координация действий). Необходимы активность р-ка и активность общества. Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделать сам и к чему он способен при участии взрослого. Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной.

    Деятельность и личность: строение и развитие личности.
    Часть II

Представление о личности в общей и дифференциальной психологии. Понятие личностных черт. 2 подхода к личности:

    Структурный (х-н для дифференциальной псих-и)
    Функциональный (собственно-личностный)
    Человек как обладатель свойств – черты характера.
    Их причина – природа и среда.

Способ работы – диагностика и коррекция способов поведения. Человек как создатель свойств. Свойство – артефакт, созданный с определенной целью), значит возможно его изменение. Причина – личность.

    Способ работы – психологическая помощь, консультирование.
    Основные разделы психологии личности:
    Диагностика
    Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля
    Строение личности (мотивационная сфера)
    Развитие личности.
    Общая психология
    Дифференциальная
    Психологические особенности личности в узком смысле

Индивидные свойства во всем многообразии (возрастно-половые, индивидуально-типические)

Диагностика черт - опросники: черта – поведение (вероятное) – самоотчет испытуемого. Черта определяется посредством реакции или поступков в определенных ситуациях (перечень ситуаций) Проблемы:

Проекция представлений автора о том, каким должно быть то или иное явление. Например: теория черт (харизматическая теория лидерства) – набор черт, необходимых лидеру. Но несогласованность у разных авторов + представление, что это черты самого экспериментатора, а не лидера. Реконструкция: суждение о наличии черт (например, угодливое поведение и угодливость + атрибуция в связи со статусом человека) Опросник измеряет вероятность появления черты, но не ее интенсивность. Ожидание: выраженные черты провоцируют высокую частоту проявления в поведении. Но это относится только к социально желательному и личностно принятому поведению. За кадром – неосознаваемое и социально неодобряемое. Проблема перечня черт – как объять необъятное. Слипание черт – генерализованные черты. Черта есть воспринятый гештальт! Тестовый метод:

    суррогатный
    непригодный для глубокого анализа
    субъективный
    Однофакторные опросники – легко просчитываются испытуемым

Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе поверхностных (Кеттел).

    Ананьев:
    Первичные индивидные свойства
    св-ва конституции
    нейродинамические (нервная деят-ть)
    функциональная геометрия больших полушарий
    Вторичные индивидные свойства

психофизиологические функции (восприятие, память, мышление) органические потребности

Собственно психологические (развиваются в онтогенезе – влияние социума) темперамент

    задатки

Генетически задаются некоторые пределы развития задатков и темперамента (метод близнецов). Личность выходит за пределы природной данности: то, ради чего человек действует. Индивид – то, как он действует. НПФ – ВПФ – Личность (это гиперфункция).

19 век – Вундт: экспериментальная психология – акцент на сходство, создание обобщенных х-к человеческого поведения (стандартизация условий) Фрэнсис Гальтон – система антропометрических измерений школьников, разработка тестов сенсорного различения. 1905 г. Альфред Бине: 30 тестов по возрастанию трудности – способности к суждению, пониманию и рассуждению. 1916 – шкала Стэнфорд-Бине IQ (отношение между умственным и фактическим возрастом).

    Способности: их измерение и развитие.

Теплов: это индивидуальное свойство субъекта, связанное с готовностью к успешному освоению и осуществлению определенной деятельности (это средства деят-ти и возможность ее осуществления). Отличны от наличного уровня знаний и умений, но объясняют легкость их приобретения. Характеристики способностей:

    Способность к изменению - переменная
    Связь с успешностью осуществления деятельности
    Это готовность к усвоению знаний, но не результат
    Связаны с врожденными особенностями – задатками.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей. Задатки – это возможности, они константны.

Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деят-ти и создаются (по Теплову). Способность есть процесс. Деят-ть направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией. Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих, способны к компенсации. Задатки

    Способности
    Врожденные
    Формируются в процессе деятельности
    Константны
    Изменчивы
    Возможность (анатомо-физиологическая)
    Готовность, но не результат
    Нельзя измерить
    Измеряемы: критерий – успешность деят-ти
    Данность
    Процесс

Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства. Легче – специальные, труднее – общее (как определить интеллект) Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить). Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На рез-ты тестов влияют: окр. Среда, темперамент. Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста. 1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ Требования к тесту:

валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен надежность – воспроизводимость рез-тов, степень их повторяемости стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки рез-тов

    Измерение творческих способностей – Гилфорд.
    Качества креативности:
    оригинальность ассоциаций
    семантическая, смысловая гибкость
    фонтанирование новых идей
    образное мышление
    5 видов действия (в рез-те факторного анализа):
    восприятие и понимание материала
    рабочая память
    дивергентность (выделение в обычном оригинального

конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам) эвалюация, подведение итога

Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью. Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:

    Отсутствие временного ограничения

Сложное строение (несколько способов решения для креативности) Косвенная инструкция

    Одаренность – индивидуальное сочетание способностей.
    Развитие способностей:

Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение! Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в рез-те преобразования нескольких натуральных ф-й.

3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.

Т-т - это врожденное свойство организма. Х-р – прижизненное развитие темперамента. Т-т зависит от физиологических факторов – свойств нервной системы (ВНД): скорость нервных процессов, яркость переживаний и выражения эмоций, скорость переключения с одной деят-ти на другую (скорость, интенсивность, переключаемость психических процессов! ) Темперамент не специфичен: связан с телесными особенностями и св-вами нс.

    Гиппократ – идея о 4-х жидкостях в разных пропорциях

Гален – сопоставли псих сво-ва чел-ка с жидкостями. Попытка найти внешнюю корреляцию псих. процессов. Последствия теории:

    Четверичная концепция темперамента
    Значение гуморального и нейрогуморального факторов.

Возможно прижизненное изменение т-та – в рез-те эндокринологических изменений, травм и т. д.

    Свойства т-та:
    это динамические х-ки псих деят-ти
    носят формальный, а не содержательный х-р
    высокая устойчивость
    св-ва т-та проявляются на уровне энергетики поведения

глобальность св-в т-та – они проявляются в мотивах, эмоциях, перцепции, интеллекте.

    Типология по Павлову:
    Выделение основных свойств нс (бинарный х-р)
    сила – слабость

Сила – устойчивость нс к длит. воздействию раздражителя (толерантность); способность к концентрации возбуждения; помехоустойчивость уравновешенность – неуравновешенность

Возможность к переходу от возбуждения к торможению в критической ситуации подвижность – инертность

Скорость образования усл. рефлексов, скорость перехода от возб к торм-ю. Построение общих типов нс

    Соотнесение типов нс с типами т-та
    Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник
    Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик
    Сильный, неуравновешенный – холерик
    Слабый – меланхолик
    Проблемы:

выделение чистых типов: невозможно. Теплов предлагает термин синдром как набор или комплекс свойств нс, которые связаны между собой и имеют единое основание. Небылицын: 3 компонента т-та + связь с анатомическими стр-рами: Общая психическая активность индивида: вялость, инертность – подъем, стремительность (ретикулярная формация) Моторный компонент – быстрота, сила, резкость, ритм

Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность, скорость смены переживаний (лобно-лимбическая кора)

    соотнесение типов нс с типами т-та (поведением):

Современная т. з: тип поведения и тип ВНД не совпадают! Т-т формируется при жизни, это психологичское, а не физиологическое свойство: свойства конституции – св-ва ЦНС – тип ВНД – темперамент. На одном типе ВНД может сформироваться разный т-т. Теплов: св-ва нс – природные, врожденные особенности (физиологические). Нет простого соответствия между типом нс и х-ром поведения: св-ва нс образуют почву для формир-я типов поведения (важно также влияние воспитания и условий жизни). Климов “индивидуальный стиль деят-ти” – пристройка компенсирует недостатки ядра при высокой мотивации (эксп-т: счет в уме. 40 мин – нет различий для сильной и слабой нс).

Вундт: связь типа т-та с энергетикой организма (на примере эмоций):

    Сила
    Слабость
    Быстро изменяются
    Холерик
    Меланхолик
    Медленно изменяются
    Сангвник
    Флегматик
    Собственно темпераментные свойства:
    пластичность-ригидность
    устойчивость псих деят-ти
    помехоустойчивость
    реактивность
    эмоц возбудимость

Нет объективной диагностики т-та: это комплексная процедура. Лучше исследовать в раннем детстве и критические периоды. Необходимо учитывать:

т-т проявляется универсально (в разных видах д-ти) + у разных людей по-разному ярко выражен ярче в экстремальных ситуациях

св-ва т-та зависят от разных систем организма: гуморальной, эндокринной и т. д.

    Формирование девиантного поведения:

гипервозбудимость (экспансивность, двигательное беспокойство) заторможенность

    нестабильность
    Св-ва т-та:
    низкая приспособляемость
    неритмичность псих процессов
    тенденция к избеганию конфликта
    преобладание плохого настроения
    боязнь новизны
    патологическое упрямство
    чрезмерная отвелкаемость
    Характер и его формирование. Х-р и личность.

Х-р – прижизненное развитие темперамента. Необходим, чтобы защищать личность на данном этапе развития – сохранение актуальной стр-ры мотивов. Это совокупность устойчивых психических св-в и привычных способов поведения. Формируется социумом. Ананьев: х-р - это система отношений человека с миром, с людьми и с самим собой. Характерным становится то, что было личностным: х-р = личность + прошлый опыт (стереотипизация личностных черт) Адлер – индивидуальный жизненный стиль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12