бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Общая психология - (шпаргалка) бесплатно рефераты

p>Сенсомоторный – от рождения до речи. Координация восприятия и моторики (роль движения – см. ранее). Тотальный эгоцентризм р-ка. Объекты не наделены постоянными качествами, локализация связана с местом предшествующего успешного действия. К концу периода – отделение своего я от вещей. Тенеденция к обратимости и сохранению.

    Стадии развития
    Содержание
    Функция
    Возможность развития
    Первичные круговые реакции
    0-4 мес

Наличие врожденных схем действия, их распространение на новые объекты (сосание) Ассимиляция: отработка готовых схем, расширение области их применения Необходимость учета свойств новых объектов – изменение схем действия Вторичные

    4-8 мес

Связь движения с перцептивной активностью – сочетание сенсорики и моторики (дергание погремушки). Разделение цели и средства.

Пассивная аккомодация (учет св-в без их осознания, нет осознания причинно-следственных связей). Схема объекта определяется через схему действия: с объектом можно действовать по-разному. Возникновение сенсомоторных понятий Исследовательская активность. Третичные

    8-18 мес

Исследовательские действия с объектом (бросание, разламывание). Изменение действия – слежение за результатом. Активная аккомодация (осознание причинно-следственных связей) – уподобление движения объекту. Появление схемы объекта в рез-те действий с ним. Полное образное представление объекта

Появление операционального: возникновение речи – ЗНАК вместо образа. Сенсомоторный интеллект

    Операциональный
    Последовательно развернут во времени
    Симультанное, целостное представление
    Направленность на результат, успех действия
    Возможность интереса к процессу, форме мышления
    Хронотоп: происходит в реальном времени
    Расширение хронотопа: взаимодействие с возможным опытом
    2. Дооперациональная стадия

На этой стадии появляется речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него слово еще не является знаком (произволен и конвенционален), но символом (сходство с замещаемым предметом). Сначала возникают индивидуальные символы, затем – усвоение знаков из социума. Первые схемы интеллекта – символические. Мышление еще находится в плену у восприятия: наглядность необходима ля представления мира. Место логических операций – интуиция.

    Когнитивные схемы
    Содержание
    Функции
    Возможность развития
    Символические
    2-4 года

Синкретическое обобщение (познавательный эгоцентризм, непроницаемость для опыта) Ассимиляция сенсомоторных схем

    Разрушение синкрета
    Интуитивные
    4-7 лет

Подражание логическим операциям (трансдукция – от частного к частному) Пассивная аккомодация

Подражание рассуждениям взрослого, но без принятия его т. з. (эгоцентрическая речь – иллюзия понимания) Операциональные

    Сопоставление и координация разных частных св-в
    Активная аккомодация
    Децентрация

Слово относится р-ком не к объекту, а ко всем ситуациям действия с этим объектом + эмоц отношение, возм-ть действий с ним. Первые слова – глобальные неупорядоченные обобщения (синкреты). Аутизм ребенка. Далее – необходимость в общении – социализация, разрушение синкрета.

    3. Конкретные операции

Овладаение принципом сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления: возможность вновь вернуться к исходному расположению предметов за счет обращения движений. Тесная связь с конкретными предметами. Формирование операций:

    классификация
    сериация (упорядочивание по изменению свойства)
    мультипликация (одновременно 1 и 2)
    Конкретные операции
    Формальные операции
    Могут возникать спонтанно из повседневного опыта
    Только путем обучения. Конечный этап социализации.
    Зависит от материала

Независимость от материала – чистые операции 2-го порядка (логические) Ограниченность реальной ситуацией

Расширение пространсва: гипотетико-дедуктивные рассуждения. Гипотеза о будущем, возможном опыте Достоверны эмпирически

    Достоверны логически
    Формальные операции

Полная обратимость мышления, логическое рассуждение, манипулирование не предметами, а идеями. Размышление над операциями. Комбинаторика.

16. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти. Сохранение прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой природе. Мнемофункция – генетически первичная форма психики. Виды памяти:

    Классическое деление (уровни, стадии развития) Жане:
    моторная (привычка Уотсон)
    аффективная (Рибо)
    образная (Аристотель)
    логическая (память-рассказ Жане)

В такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных, моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших. Но: моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и восприятием (для р-ка думать есть вспоминать). Исследования патологии памяти:

утрата впечатлений в обратном порядке по отн к запоминанию (Рибо) аффективные исчезают медленнее, чем интеллектуальные (эксп-т Корсакова) дольше всего сохр автоматизмы и навыки

Корсаков: забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный процесс (не равен развитию). Фрейд: мотивированное неосознаваемое забывание

    Бергсон: привычка и воображение.

Различаются по мех-му запоминания (повторение через упражнения и одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не связана со временем, а память-образ – автобиографична. Жане: реминисценция и рассказ. Память есть акт социальный (один чел-к в ней не нуждается! ) Память начинается с перессказа другому. Реминисценция

    Рассказ
    Длительность
    Краткость
    Несоотв-е новым обст-вам
    Приспособление к обст-вам
    Неизменность
    Возможность изменений
    Несоциальное поведение
    Социальное
    Бесполезность
    Полезность

Полное восстановление при наличии одного из сопровождавших обст-в Неполное восстановление

    Когнитивная псих-я: по способу хранения инфо – регистры:
    сенсорный (иконическая и эхоическая)
    кратковременная
    долговременная
    Акт памяти – 3 фазы (Флорес):
    фаза запоминания
    способ запечатления
    х-р материала
    фаза сохранения
    активный х-р
    непрерывный
    с разной скоростью в разных системах
    фаза реактивации усвоенного, воспроизведение
    активное
    непроизвольное (ассоциации)
    узнавание
    3 категории мнемических процессов:

процесс воспоминания (воспроизведение, сообщение о событиях) узнавание (идентификация объекта)

    повторное заучивание
    Факторы забывания:
    стирание временем
    интерференция
    мотивационное забывание – вытеснение
    в связи с завершением действия – Левин

19. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти. Ассоцианизм – Эббингауз

Общий закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости элементов (по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность). Память - образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает чистую=речедвигательную память (независимую от смыслов! ) – бессмысленные слоги. Особенности:

    изучение общей мнемической способности
    произвольное запоминание
    непосредственное
    нет учета активности субъекта
    вне взаимосвязи с мотивацей, интересом, деятельностью
    Память зависит от 2 факторов:
    временной режим
    от материала
    Рез-ты эксп-тов Эббингауза:
    значение повторений

значение абсолютного места членов ряда (начало и конец) – эффект края. Фуко: это рез-т 2 процессов торможения: прогрессивного и регрессивного. кривая забывания: с отрицательным ускорением (через 1 час – забыто 60%, через 48 – 80%, через 144 часа – плато). Пьерон 1913 г. – выявление фазы сразу после заучивания, в течение которой не наблюдается изменений в сохранении заученного. значение принадлежности к одному целому + осмысленность (стихи) степень однородности материала: фон Росторф (цифры и слоги) распределение повторений: 30 повторений в один день и разделение на 3 дня. Большая эф-ть во втором случае. Йост: это связано с установлением ассоциаций – во 2-м случае актуализируются старые. Закон Йоста: из 2 ассоциаций одинаковой силы, из кот одна более старая, при послед повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация... Трэвис: оптимальные перерывы (10 мин) и продолж-ть упражнений (2 в день) внимание и интерес (странно звучащие слоги)

    сон останавливает резкое забывание (нет интерференции)
    слишком сильная мотивация – ухудшение памяти
    Исчезание ассоциации:

сначала неточность возрастает, затем неизменна (отнесение к категории) ослабление ассоц связи (меньше в осмысленных вещах – стихи) Интерференция: ретроактивная (последующий материал мешает сохранению). Реминисценция – улучшение воспроизведения через 2-3 дня без доп упражнений (феномен Бэлларда). Методы исследования:

Метод заучивания Э. – чередование предъявлений и воспроизведений до полного безошибочного воспроизведения (бессмысленные слоги, механическое заучивание на основе повторения). Скорость заучивания – 2 показателя: кол-во проб и время для полного заучивания. Метод антиципации Э. : ряды материала, необх соблюсти порядок (время, число проб, число прав ответов, число ошибок) Метод парных ассоциаций

Метод узнавания Э. : расположение заучиваемого среди новых однородных эл-тов. Труднее узнавать, чем больше новых стимулов и чем больше степень сходства Метод сбережения Э. Полная неспособность воспроизвести заученное не может говорить о полном забывании. Надо применить метод повторного заучивания, чтобы выявить сбережение упражнения. Вычисление абсолютного сбережения: разница между числом проб в первом заучивании и при повторном. Но важно относительное сбережение: отношение к числу проб в первоначальном заучивании.

Бартлетт: описание сюжетной картины – изучение процесса селективности памяти. Активное изменение х-ра изображения + активное дополнение – конструктивный процесс. Влияние личностных установок. общее упрощение рассказа. Наиболее неустойчивы: расположение предметов, цвета, сулчайные детали нормализация алогичных деталей.

    20. Когнитивная психология памяти
    Центральное понятие – переработка инфо
    поэтапность переработки
    ограниченная емкость всех систем

последовательное преобразование инфо в ходе переработки: различные формы представления инфо в различных системах памяти Основные когнитивные процессы:

    Кодирование – введение в систему
    зрительное
    слуховое
    артикуляционное
    семантическое
    Хранение
    Емкость: пространственная и временная
    Извлечение
    3 осн. регистра памяти:

сенсорный регистр – непосредственный отпечаток: длит 0. 1 – 0. 5 сек кратковременная – удерживает селективную инфо. Осн мех-м – повторение. 20 сек. Емкость7+-2 ед. долговременная – неограниченная емкость, длит-ть хранения, сложная система кодирования.

    Сенсорный регистр

Сохранение данных органов чувств: иконическая 2 с, эхоическая 2-4 с. Хранение без предварительной переработки – избыточная инфо (материал для селекции). Эксп-т Сперлинга: матрица из 12 эл-тов, воспроизводится 4-5. Если неполный объем (частичный отчет), а по отдельным ячейкам – полное воспроизведение. С временной задержкой – распад образа. Извлечение: параллельное считывание.

    Эффект приставки: ухудшает припоминание.
    Эффект модальности: лучше запоминается слышимая инфо.
    Кратковременная

В процессе введения зрительной инфо в КП, она переходит в акустическую форму. Для ДП нужна единая форма кодирования: подготовка логической инфо в словесной, акустической форме. Структурирование инфо в КП: одновременность предъявления инфо и наличие родства эл-тов. Познер: ряды проб АА Аа Аб – надо сравнить буквы. Замеры времени реакции (ВР). АА лучше – зрительное кодирование, Аа и Аб – добавление вербального. Удлинение интервала до 2сек + первая буква исчезает с экрана: нет разницы в ВР. Это доказывает хранение зрит инфо. Она хранится именно в КП (пребъявление узорчатого поля в промежутке не стирало иконический след буквы). Повторение:

    обеспечивает удержание материала в КП
    способствует его переводу в ДП

1954 Петерсоны: запомнить 3 буквы и воспроизвести через 18 сек. В промежутке – обратный счет тройками: не могли запомнить буквы (нет повторения). Забывание:

интерференция – введение новых единиц. Левин: забывание легче, когда деят-ть близка к замещаемой. стирание во времени

Оба взаимосвязаны. Эксп-т: предъявление ряда букв для запоминания, затем сложная задача, проверка букв через 30 сек. Цель: избежать повторения и интерференции. Отличное сохранение материала (т. к. нет интерференции). Но: память становится хрупкой, и даже незначительная инт-я ее разрушает. Стернберг: наборы стимулов, контрольный – есть/нет в списке. 2 стратегии извлечения инфо: параллельное сканирование или последовательное. В сенсорном регистре параллельное, а в КП последовательное (поиск-перебор). Метод зонда: если зонд в начале ряда – плохое воспроизведение, в середине 50%, в конце 100%. Эббингауз – эффект края.

Вопрос о семантическом кодировании в КП (связано с влиянием ДП): Эксп-т Шуммана: список из 10 слов + 1 контрольное (то же или синоним). Узнавание синонимов – семант. кодир-е. Эксп-т Уикконса: лучше припоминаются семантически близкие слова. Модель Аткинсона: 2 части КП

    буфер повторения – нет семант кодир

рабочее пространство КП – смысловое структурирование (программируется ДП)

    Долговременная
    Тульвинг:
    семантическая память
    сетевые модели
    теоретико-множественные
    основанные на семантическом признаке
    эпизодическая (кодирование контекстом, местом и временем)

Сетевые модели: сети понятий, связь – ассоциации. Основной метод: проверка истинности утверждения (канарейка-птица и канарейка-рыба). Значимо время реакции: феномен величины класса. Каждый элемент входит в различные категории. Скорость определения понятия зависит от кол-ва множеств, в кот. оно попадает (канарейка-птица, курица-птица (еда, перья, яйца). Понятия как набор признаков: существенные и несущественные. Вывод о близости понятий – на основе общих признаков и по степени их важности. Существенность сугубо индивидуальна. Извлечение: отыскание наличного или построение утраченного – связано с хранением. Браун, Мак-Нейл – верчение на языке.

    17. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

Психология поведения: изучение моторной памяти. Формирование двигательного навыка. Зависит от времени: Научение – число повторений + оптимальное расстояние между пробами Период без практики

Период возобновления навыка – критерий наличия памяти. Навык сохраняется, т к отдельные движения образовали целостную стр-ру и начали функционировать совместно: феномен совместного функционирования частей. Память как ассоциация частей. Моторный навык основан на врожденных мех-мах – дольше сохраняется. Бернштейн: также изучал моторную память. Формирование навыка как решение задач. С каждой новой пробой – преобразование составляющих частей навыка (повторение без повторения). Двиг задача решается на разных уровнях (см вопрос 20) – развертка фоновых уровней. Память – это не последоват-ть событий, а решение задачи. Ассоцианизм (см. 19)

    Когнитивная (см 20)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12