бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Общая психология - (шпаргалка) бесплатно рефераты

p>идиоматичность: одно слово может выражать огромное смысловое содержание Внешняя речь

    Внутренняя
    Развернутость
    Свернутость
    Коммуникация
    Саморегуляция
    Понятийна
    Фактурно-разнородна (образы, эмоции, мотивы)

План мысли: слово умирает во внутренней речи, рождая мысль. Мотивационный план

    Эгоцентрическая речь:

Пиаже: доречевое мышление=внутренняя речь – ЭР – социальная, внешняя речь. Линия социализации, формирование понятия. ЭР как эпифеномен: выражение степени недостаточности и неполноты социализации детской речи. С возрастом исчезает – исчезает эгоцентризм. Путь от смысла к значению: от смысловой индивидуализации к пониманию другим человеком. Выготский: речь для других – ЭР – речь для себя. Линия индивидуализции. Ребенок изначально социален. Возникновение ЭР: затруднения в гладко текущей деят-ти. ЭР есть средство мышления! ЭР есть внешне выраженная команда для других, но внутренне – команда для себя (саморегуляция! ). Внешняя речь – побуждение.

    Внутренняя – саморегуляция

ЭР – социальная компенсация слабой саморегуляции. Формируется на социальной основе при переносе социальных форм регуляции вовнутрь. Особенности ЭР:

    коллективный монолог
    иллюзия понимания
    вокализация
    Эксперименты: резкое падение ЭР:
    в одиночестве
    в обществе глухих детей
    при затруднении вокализации (шум)

Вывод: ЭР есть выделившаяся особая форма речи, которая по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи.

    Стадии развития значений слов:
    Вюрцбюргская школа: Ах – генетически-синтетический метод

Набор искусственных объектов (48) , каждый обладает рядом признаков (цвет – по 12, внутри – по размеру, весу, форме), каждый признак – несколько параметров Обозначение – условные слова (тяжелые большие – гацун, тяжелые маленькие – таро, легкие большие – рас, легкие маленькие - фал) Искусственные понятия: обозначенный словом набор объектов, каждый из которых обладает двумя общими признакми Этапы:

период упражнения, разучивания: перед р-ком фигурки с бумажками. Надо поднять фигуру (чб почувствовать ее вес) и произнести ее название, так несколько раз. Поиск: бумажки отрываются, надо найти все гацуны. Почему отобрал именно эту фигуру? Надо абстрагироваться от цвета и формы и включить только 2 признака: тяжесть и величину. Проверка: чем отличается гацун от рас?

Вывод: в начале бессмысленные слова приобретают опред значение – становятся носителями понятий. Недостаток методики: слова даны с самого начала - не выступают в роли знаков и не отличаются от другого ряда стимулов. Задача может решаться на основе памяти. Средства даны сразу, задача вводится постепенно. Ах изучал, как задача влияет на способ организации стимульного ряда (классификация).

Функциональная методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова: 2 ряда стимулов: объекты и набор обозначений.

20-30 шашек, 5 цветов, 3 формы + отличаются высотой и величиной. На нижней стороне фигур написано слово (высокие большие – мул, высокие маленькие – дек, низкие большие – репе, низкие маленькие – бат). Расставлены в беспорядке.

Эксп-р показывает образец (бат) и просит р-ка отобрать все бат и объяснить почему. Р-к отбирает фигурки

    Эксп-р переворачивает фигуру и показывает ее название.

Задача дана сразу, а средства вводятся постепенно – изучение того, как используются средства в решении задачи классификации: Исследование не готовых понятий, а процесса их развития

    Итог - создание сложных понятий

Как бессмысленное слово становится знаком (приобретает значение)

    Стадии развития понятий (онтогенез значений слов):

Синкретизм – образование неопределенных множеств предметов, в основе лежит либо субъективный, либо случайный признак. Комплексы: объединение на основе некоторых объективных связей, но нет ни одного общего для всех признака: Коплекс: структура (ядерная, цепная) + сохранение или изменение параметра (ассоциация, коллекция) ядерный комплекс – связь каждого с центральным эл-том, но нет связи между собой коллекция (всех по одному)

цепной комплекс – переход от признака к признаку (цилиндр большой – цилиндр маленький – маленький куб – куб большой и т. д) диффузный

    Псевдопонятие: общий признак есть, но он не осознается

Потенциальное понятие: на основе конкретного эмпирического признака, который уже абстрагируется Истинное понятие: выдление обобщенного, существенного признака, синтезирование ряда абстрагированных признаков.

    Свойства комплексного мышления:
    отсутствие единства связей
    отсутствие иерархии признаков
    наглядный х-р связей
    обобщение строится на основе наглядности и практичности.

10, 13, 14. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления. (см. вопрос 9)

    Теория
    Восприятие
    Интеллект

Знание об объекте в рез-те непосредственного контакта с ним Позволяет приобретать знания опосредованно (вне контакта + знания о сущностных св-вах) Гельмгольц

    Связаны: В. есть б/с умозаключение (пример: константность)
    Гештальт

Келер: орудийное восприятие. Изучаются вместе: это разные уровни познания, имеющие общую структуру

    Пиаже
    Связаны, но различны!

Статично, необратимо, целостно. Однозначная связь с объектом. Образ фрагментарен, зависит от мотивации. Эгоцентризм восприятия. Обратимость, новая степень свободы. Тенденция развития: от эгоцентризма к децентрации Общий вывод: преемственность развития восприятия и интеллекта. Переход от необратимости к обратимости через константность. Перцептивная деятельность зависит от развития интеллекта, связана с научением.

    Основные теоретические подходы:
    Механистический

Структурная психология: чувственные представления – ассоциации. Мышление как ассоциирование чувственных представлений. Образование понятия: наложение фотографий – при ассоциирование нескольких представлений их общие, существенные признаки акцентируются, образуя понятие, несущественные исчезают. Мюллер: теория диффузных репродукций: каждое представление вызывает диффузный поток ассоциаций. При их наложении выделяется признак, общий для исходных представлений и существенный для нового опнятия. Выводы:

мыслительный процесс есть бессубъектный, нет внутренней активности реактивность мышления (внешняя ситуация)

    неспецифичность мышления
    моделирование вместо объяснения
    униваерсальный язык описания псих процессов
    Телеологический
    Вюрцбюргская школа: Ах, Кюльпе, Бюлер, Зельц

Идея активности, интенциональности сознания (цель): детерминирующая тенденция. Она определяет течение ассоциаций, определяет выделение существенного признака. Явление сознанности – наличность ненаглядного знания. Процесс выбора средств зависит от конкретной задачи. Изменение метода интроспекции: теперь отчет проводится в условиях поиска ответа на поставленный вопрос. Использование в эксп-тах шаблонных репродуктивных задач, т. к. цель – определить мышление. Феномены внутреннего опыта:

    чувственные представления
    мысли (осознание отношений вне зависимости от чувств)

Безобразность мышления: мышление не наглядное, не речевое – раскрытие действительного содержания задачи. Тэйлор: если предложения не имеют наглядного содержания, то появление наглядных представлений может мешать пониманию. Шульце: 2 группы переживаний – явления (наглядные – ощцщения, чувства) и мысли (сознанности). Мессер: слова – ассоциации (замок- высокий), затем просьба указать признак этого предмета (замок – велик). Во втором случае – наличие осознание объективной значимости. Бюлер: типы мыслей (мышление как усмотрение отношения):

    сознание правила
    сознание отношения
    интенции (главное не предмет, а содержание мысли)
    Выводы:

Специфика мышления – во внутренней направленности суб-а на достижение цели, решение задачи Поиск существенного, а не наглядно воспринимаемого в решении задач Мышление есть выделение отношения чувственных элементов стр-ры задачи.

    Мышление как действие (Зельц)

S – условие, Р – требование, m – средство. Отношение m-P содержится в прошлом опыте. M – существенное отношение между S и Р – теория комплексов. Психологическая структура задачи – схематически антиципирующий комплекс. Задача расположена по 2 уровням:

    чувственные представления S и Р
    их отношение m
    Основа решения – прошлый опыт субъекта.

В процессе решения задача является незавершенной комплексной стр-рой. Р антиципируется субъектом через усмотрение отношения m: нахождение принципа решения, предвосхищение. Детерминированная абстракция средств. Операции – специфические реакции, служащие для решения задач. Некоторые из них являются методами решения. Операция восполнения комплекса (припоминание): нахождение Р (метод решения). 2 способа:

Актуализация средств – направлена на актуализацию уже известынх методов решения. Абстракция средств - открытие новых методов

    репродуктивная
    случайно обусловленная

непосредственная (метод решения возникает из самой стр-ры задачи)

    Этапы решения задачи:

Установление отношений между элементами условий (проблемный комплекс) Антиципация искомого – постановка цели

    Абстракция/репродукция средств
    Применимо к решению простых репродуктивных задач.
    Целостный подход

Вертгаймер: понимание всех составляющих как включенных в целостную стр-ру. Дункер: в творческой задаче нет 2 уровней: это задача с одним определяющим конфликтом. Инсайт есть определнная организация или структурирование субъектом проблемной ситуации = понимание ее основного конфликта, т. е. конкретного противоречия между условиями и требованиями. В этом конфликте содержится принцип решения задачи. 2 стороны: переживание факта конфликта – аффект

    направленность на его устранение

Необходимо нахождение функционального решения: принципиального способа. Реализаций этого решения мб несколько. Инсайт не есть процесс: это моментальное качественное изменение (нахождение и применение).

    Общие принцины:
    содержание психики составляют целостные образы

главный объект исследования – восприятие. Его закономерности перенесены на мышление (феноменальное поле). Мышление есть акт внезапного понимания существенных отношений проблемной ситуации – непосредственное усмотрение (а не актуализация прошлого опыта). Мышление работает с глубинными ср-вами, перцепция – с наглядными. Принцип одинаков. Направления исследований:

Изучение инсайта как закономерного итога развития ситуации, следует из ее логики (Дункер) При этом проблемная ситуация (Келер):

    должна быть доступна структурированию

ее целостное понимание должно соот-ть возможностям субъекта (условия и требования нах в визуальном поле суб-а) условия, требования и ср-ва – конкретны, ситуативны.

Критика роли прошлого опыта в процессе решения задач. Новый тип задач – дункеровские: с неопределенными условиями

    требуют целеполагания
    одноходовые

Задача с окраской шарика: невозможность решения проблемы в рамках перцепции – требуется мышление.

Мышление как процесс: методы выявления первичных данных и проблема их интерпретации. Мышление как предмет экспериментального исследования - решение задач: можно изучать по результату или сам процесс. Изучение по результату: факторы успешности решения задач:

Специфические (познавательные) – неспецифические (мотивация) Ситуативные – личностные

    Специфические ситуационные ф-ры:

пространственно-временная организация условий задачи. Временная организация – установка (Лачинс). Зависит от: конкретного материала, усилий, вложенных испытуемым прямая и косвенная подсказка (вспомогательная задача): дается после попыток решить основную + сохранение интереса к задаче Специфические личностные:

    готовность знаний: тест Раахейма
    интеллект: дивергентность/конвергентность
    когнитивная сложность
    ситуативные неспецифические: эмоционально-волевые

Оптимум мотивации: различен для шаблонных и творческих задач 3 уровня: нейтральная, умеренная, высокая

Надо различать внешнюю (престиж, самоутверждение) и внутреннюю мотивацию индивидуальные особенности субъекта (личностные неспецифические) личность - тревожность, гибкость, конформность, инициативность, рефлексивность

    Мышление как процесс:
    3 направления:
    гештальтпсихология
    информационный – Ньюэлл, Саймон
    деятельность
    Метод получения данных:
    метод рассуждения вслух

запись протокола – набор стадий решения. Поведение человека при решении задач подчиняется программе, включающей группу элементарных информац процессов. Мозг и машина опереруют символами. Надо преобразовать 1 в 2 путоем применения операторов (правил преобразования). Цель: распространить теорию на творческое мышление. Проблема соотнесения алгоритма и эвристики (система сокращенного действия). Но: мышление это и формирование задачи – важно не потерять смысл и ценность объектов при формалоьном представлении. Рубинштейн: анализ условий одной задачи их синтез с требованиями другой. Перенос – применение прежде найденных решений с новым задачам. В основе переноса лежит обобщение, а оно есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи. Самое главное: анализ основной задачи, включение обеих в единую аналитико-синтетическую деят-ть! Тихомиров: применение объективных методов: анализ исследования поведения=анализ мыслительной деят-ти по решению задачи на неосознаваемом уровне. - регистрация движений глаз

    длительность фиксаций
    траектории движений глаз

Исследовательские действия (проигрывание ходов), укрупнение единиц деят-ти, длительные фиксации на конечных стадиях КГР – показатель эмоц. акт-ти, мотивационной значимости (изменение происходит на конечных стадиях) зрачковый рефлекс

словесный отчет (появление ЭР в трудные моменты), но фрагментарность, запаздывание На разных этапах элементы приобретают разные невербализованные операциональные смыслы. 2 фазы поисковой деят-ти: процессы, приводящие к возн смысла возможного решения задачи оценка возникшего смысла

    Знание о решении задачи:

каждое высказываение интерпретируется в связи с его функциональным значением (достраивание до целого): родословное дерево решения является результатом процесса. Процесс изучается только, когда он уже состоялся. Эвристика – рабочее правило решения. Выделение элементарных стадий – шагов. Шаг – изменение состояния осведомленности. Рубинштейн: необходимо решать 2 задачи – основную и вспомогательную. Решение – перенос знаний с одной на другую. Фиксируется, в какой момент испытуемому поможет решение вспомогательной (подсказка по Дункеру): на раннем этапе: решается как несвязанная с основной; обобщение совершается постепенно через анализ и соотнесение обеих задач на позднем этапе: обобщение совершается уже в ходе решения второй задачи Тихомиров: выделение невербализованных операциональных смыслов. Любое движение глаз получает свой смысл. Эмоциональное решение задач: эмоция всегда предшествует (ага-реакции, сужение зоны ориентировки, КГР). Мыслительная деят-ть становится более направленной (регулирующая ф-я эмоций). Эмоц активация – необходимое условие продуктивной интеллект деят-ти. Определяет субъективную ценность направления поиска.

    12. Развитие мышления. Стадии развития интеллекта.

Пиаже: Генетическая психология – изучение развития интеллекта. Интеллект – инструмент адаптации. Субъект активно приспосабливается (ассимиляция и аккомодация – взаимно уравновешивают др др). Активность как источник познания. Функция интеллекта – структурирование отношений между организмом и средой. Интеллект существует и на доречевом уровне: мысль рождается в действии. В природе – принцип равновесия. Мышление также стремится к нему – установление логических структур. Логика не врождена, а развивается постепенно. Структура интеллекта – операция. Операции – это действия, которые осуществляются в уме, но их источником являются физические действия сенсомоторного периода. Они скоординированы в целостную систему с другими действиями – группы (системы операций). Благодарая этому обеспечивается св-во обратимости. Критерий появления оперций – понятие сохранения. Порядок прохождения стадий задан и неизменен. Вершина развития интеллекта – образование формально-логических сруктур. Обучение не играет роли (ср. Гальперин и Эльконин – роль обучения).

    Ранние работы: 3 стадии мышления ребенка
    Стадия аутистического мышления
    Стадия эгоцентрического мышления
    Стадия социализированного мышления
    Развитие интеллекта (Пиаже):
    2 части: практический интеллект и операциональный.
    Практический
    Операциональный
    Сенсомоторный
    Дооперациональный (наглядно-интуитивное) до 7-8 лет
    Конкретные операции
    Формальные операции
    До появления речи
    0-2 года
    Символические схемы
    Интуитивные
    схемы
    7-12 лет
    11-18 лет
    Синкрет
    Комплекс
    Потенциальные понятия (житейские)
    Истинные понятия (научные)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12