Образ Я подростков в неблагополучных семьях
Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
- глобальное самоотношение;
- самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
- уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы.
- Шкала S - глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
- Шкала I - самоуважение.
- Шкала II - аутосимпатия.
- Шкала III - ожидаемое отношение от других.
- Шкала IV - самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.
- Шкала 1 - самоуверенность;
- Шкала 2 - отношение других;
- Шкала 3 - самопринятие;
- Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность;
- Шкала 5 - самообвинение;
- Шкала 6 - самоинтерес;
- Шкала 7 - самопонимание.
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Результаты, полученные при проведении исследования, представлены на рис. 1, 2, 3.
Рис.1. Результаты исследования подростков по методике Я (Кун и Мак-Портленд)
Как видно на рис.1, подростки из неблагополучных семей отличаются низким уровнем самопрезентации. У подростков из неблагополучных семей содержание ответов чаще несли отрицательный характер. На вопрос «Кто я?» у подростков звучали ответы: «я - неудачник», «я - это просто я», «не знаю кто я», «я - одиночество», «я - уличный пацан» и т.п.
Рис.2. Результаты исследования подростков по методике «Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958)
Как видно на рис.2, подростки из неблагополучных семей более зависимы, менее общительны, более активны в межличностных отношениях. Тенденция к зависимости у данных подростков определена как внутреннее стремление к принятию групповых стандартов и ценностей: социально и морально-этических. У подростков из неблагополучных семей не ярко выражена общительность, как правило, они испытывают симпатию к одному - двум членам группы, но при этом они стремятся к активному участию групповой жизни, добиваясь более высокого статуса в системе межличностных отношений.
Рис.3. Результаты исследования подростков по опроснику самоотношения (ОСО) (В.В. Столин)
Как видно на рис.3, у подростков из неблагополучных семей ниже уровень самоотношения, самоуважения по сравнению с подростками из благополучных семей. Подростки из неблагополучных семей более склонны обвинять себя, видеть в себе, как правило, недостатки, в эмоциональных реакциях на себя у них присутствуют раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и по делом тебе»).
Полученные эмпирические данные были подвергнуты математической обработке статистической программы SPSS. Был проведен сравнительный анализ между показателями 1 группы (подростки из неблагополучных семей) и 2 группой (подростки из благополучных семей) с использованием U - критерия Манна-Уитни. Рассмотрим результаты, полученные в результате тестирования подростков по методике Я (Кун и Мак-Портленд).
Таблица 1
Достоверность различий между группами (1 группа - подростки из неблагополучных семей; 2 группа - подростки из благополучных семей) по методике Я (Кун и Мак-Портленд).
Показатель
|
Среднее
|
U-критерий
|
Уровень значимости p?0,05
|
|
|
1 группа
|
2 группа
|
|
|
|
Уровень самопрезентации
|
9,6
|
16,8
|
87
|
0,002
|
|
|
Математический метод U - критерий Манна-Уитни позволил нам обратить внимание на следующие личностные характеристики подростков из неблагополучных семей.
Подростки из неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самопрезентации по сравнению с подростками из благополучных семей (U=87, p?0,05). При этом высказывания о себе подростков из благополучных семей были в большей степени положительные. У подростков из неблагополучных семей преобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательные характеристики. (Приложение 1).
Таблица 2
Достоверность различий между группами (1 группа - подростки из неблагополучных семей; 2 группа - подростки из благополучных семей) по методике «Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958).
Показатель
|
Среднее
|
U-критерий
|
Уровень значимости p?0,05
|
|
|
1 группа
|
2 группа
|
|
|
|
Независимость
|
3,6
|
5,6
|
81
|
0,001
|
|
|
Как видно в таблице 2, подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=81, p?0,05). (Приложение 2).
Таблица 3
Достоверность различий между группами (1 группа - подростки из неблагополучных семей; 2 группа - подростки из благополучных семей) по опроснику самоотношения (ОСО) (В.В.Столин).
Показатель
|
Среднее
|
U-критерий
|
Уровень значимости p?0,05
|
|
|
1 группа
|
2 группа
|
|
|
|
Шкала S (глобальное самоотношение)
|
15,5
|
21,9
|
81
|
0,01
|
|
Шкала самоуверенности
|
4,75
|
6,2
|
122
|
0,035
|
|
Шкала отношения других
|
5,55
|
4,1
|
111
|
0,015
|
|
Шкала самообвинения
|
6,6
|
4,8
|
109
|
0,013
|
|
|
Как видно в таблице 3, подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=81, p?0,05).
Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=122, p?0,05).
Подростки из неблагополучных семей в большей степени зависят от мнения других по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=111, p?0,05).
Подростки из неблагополучных семей в большей степени готовы обвинять себя по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=109, p?0,05). (Приложения 3,4).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Подростки из неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самопрезентации по сравнению с подростками из благополучных семей. При этом высказывания о себе подростков из благополучных семей были в большей степени положительные. У подростков из неблагополучных семей преобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательные характеристики.
Подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других и в большей степени готовы обвинять себя по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Таким образом, гипотеза о том, что семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я подростков получила свое эмпирическое подтверждение.
Заключение
Теоретический анализ литературы, посвященной проблемам развития личности подростков и особенностей взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, показал следующее. Развитие автономии и индивидуации - один из основных аспектов личностного развития подростка - может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е. развитию автономии и индивидуации. Семья - главный источник всех правильных поступков на жизненном пути подростка и искоренение ошибок в воспитании является возможным.
Эмпирическое исследование показало, что подростки из неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самопрезентации по сравнению с подростками из благополучных семей. При этом высказывания о себе подростков из благополучных семей были в большей степени положительные. У подростков из неблагополучных семей преобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательные характеристики такие как «я - неудачник», «я - одиночество», «я - уличный пацан».
Подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других, в большей степени готовы обвинять себя, видеть в себе недостатки, сильно переживать из-за несоответствия своему идеалу. Таким образом, гипотеза о том, что семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я подростков получило свое эмпирическое подтверждение.
Список используемой литературы:
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995.
2. Белинская Е.П. Я - концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Москва, 1986.
4. Захаров А.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей. Автореф. дис. Л., 1991.
5. Как построить свое "Я" / Под ред. Зинченко В.П.- М.: Педагогика, 1991.
6. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991.
7. Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.:Медицина,1983.
8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
9. Ремшмидт X.. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
10. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
11. Семья в психологической консультации. // Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М.: Педагогика, 1989.
12. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988.
13. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.
14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993.
15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М.: Медицина, 1990.
16. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
17. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.
Приложение 1
Mann-Whiney Test
VAR00002
|
N
|
Mean Rank
|
Sum of Ranks
|
|
VAR00001 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
14,85
26,15
|
297,00
523,00
|
|
|
Test Statistics
|
VAR00001
|
|
Mann-Whiney U
Wilcoxon W
Z
Asump.Sig (2-tailed)
Exact Sig. [2*(1-tailtd Sig.)]
|
87,000
297,000
-3,074
0,02
0,02?
|
|
|
a.Not corrected for ties.
b.Grouping Variable: VAR00002
Приложение 2
Mann-Whiney Test
VAR00007
|
N
|
Mean Rank
|
Sum of Ranks
|
|
VAR00001 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
21,67
19,33
|
433,50
386,50
|
|
VAR00002 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
14,55
26,45
|
291,00
529,00
|
|
VAR00003 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
18,05
22,95
|
361,00
459,00
|
|
VAR00004 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
23,38
17,63
|
467,50
352,50
|
|
VAR00005 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
21,02
19,98
|
420,50
399,50
|
|
VAR00006 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
18,45
22,55
|
369,00
451,00
|
|
|
Test Statistics
|
VAR
00001
|
VAR
00002
|
VAR
00003
|
VAR
00004
|
VAR
00005
|
VAR
00006
|
|
Mann-Whiney U
Wilcoxon W
Z
Asump.Sig. (2-tailed)
Exact Sig. [2*(1-tailtd Sig.)]
|
176,500
386,500
-,641
,522
,529?
|
81,000
291,000
-3,253
,001
,001?
|
151,000
361,000
-1,336
,181
,192?
|
142,500
352,500
-1,573
,116
,121?
|
189,500
399,500
-,287
,774
,779?
|
159,000
369,000
-1,118
,263
,277?
|
|
|
a.Not corrected for ties.
b.Grouping Variable: VAR00007
Приложение 3
NPar Tests
Mann-Whiney Test
Ranks
VAR00013
|
N
|
Mean Rank
|
Sum of Ranks
|
|
VAR00001 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
14,55
26,45
|
291,00
529,00
|
|
VAR00002 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
17,27
23,73
|
345,50
474,50
|
|
VAR00003 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
19,80
21,20
|
396,00
424,00
|
|
VAR00004 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
18,52
22,48
|
370,50
449,50
|
|
VAR00005 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
21,50
19,50
|
430,00
390,00
|
|
VAR00006 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
16,60
24,40
|
332,00
488,00
|
|
VAR00007 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
24,95
16,05
|
499,00
321,00
|
|
VAR00008 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
19,38
21,63
|
387,50
432,50
|
|
VAR00009 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
22,30
18,70
|
446,00
374,00
|
|
VAR00010 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
25,05
15,95
|
501,00
319,00
|
|
VAR00011 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
21,42
19,58
|
428,50
391,50
|
|
VAR00012 1,00
2,00
Total
|
20
20
40
|
17,30
23,70
|
346,00
474,00
|
|
|
Test Statistics
|
VAR
00001
|
VAR
00002
|
VAR
00003
|
VAR
00004
|
VAR
00005
|
VAR
00006
|
|
Mann-Whiney U
Wilcoxon W
Z
Asump.Sig. (2-tailed)
Exact Sig. [2*(1-tailtd Sig.)]
|
81,000
291,000
-3,225
,001
,001?
|
135,500
345,500
-1,751
,080
,081?
|
186,000
396,000
-,383
,701
,718?
|
160,500
370,500
-1,083
,279
,289?
|
180,000
390,000
-,555
,579
,602?
|
122,000
332,000
-2,147
,032
,035?
|
|
|
Приложение 4
Test Statistics
|
VAR
00007
|
VAR
00008
|
VAR
00009
|
VAR
00010
|
VAR
00011
|
VAR
00012
|
|
Mann-Whiney U
Wilcoxon W
Z
Asump.Sig. (2-tailed)
Exact Sig. [2*(1-tailtd Sig.)]
|
111,000
321,000
-2,449
,014
,015?
|
177,500
387,500
-,628
,530
,547?
|
164,000
374,000
-,990
,322
,341?
|
109,000
319,000
-2,506
,012
,013?
|
181,500
391,000
-,509
,611
,620?
|
136,000
346,000
-1,772
,076
,086?
|
|
|
a.Not corrected for ties.
b.Grouping Variable: VAR00013
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|