бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности бесплатно рефераты

 

На втором этапе констатирующего эксперимента для выявления общего позитивного и негативного отношения и эмоционального настроя к анализу задачи, учащимся предлагались такие вопросы:

Что такое анализ?

Для чего анализируется задач?

Нужен ли анализ вообще? Докажи.

Какие качества личности помогают правильно выполнить задание?

На основе критериев определена сформированность учебной деятельности: полнота, целенаправленность, самостоятельность. Ответы детей можно сгруппировать по смыслу:

Вопрос:

1 группа: затрудняется в определение анализа.

2 группа: поверхностное понимание анализа.

Вопрос:

1 группа: знают, для чего анализировать задачу.

2 группа: не знают, для чего анализировать задачу.

Вопрос:

1 группа: анализ нужен, но доказать не смогли.

2 группа: Анализ не нужен.

№ п/п

Характер

ответов

2 класс.

Контр. %

2 класс.

Эксперим.%

3 класс.

Контр. %

3 класс.

Эксперим. %

1.

1

2

64

36

63

37

57

43

55

45

2.

1

2

27

73

23

77

28

72

31

69

3.

1

2

91

9

94

6

98

2

98

2

4.

1

2

11

17

8

64

21

19

6

54

33

21

2

44

31

27

-

42

 

Такой результат показал второй этап нашего констатирующего эксперимента.

В третьем этапе нашего эксперимента детям предлагались вопросы нравственного характера:

Какого человека называют добрым?

Какого человека называют другом?

Что значит, помочь кому -то?

Что значит, заботиться о ком - то?

Оценка результатов группировалась по принципу:

неполный ответ;

предлагает, но не верно;

правильный и полный ответ.

Правильными считались ответы:

Добрый - делает добро, не злой, дружит, помогает, заботится, жалеет, не обижает, ласковый.

Друг - товарищ, хорошо относится, спасает, выручает, верный.

Помогать - делать за кого -то что -то, когда кому -то тяжело, когда много дел, когда попросят.

Заботиться - помогать кому -то, кто меньше, когда кому -то плохо.

После проведения опроса получили такие результаты:

№ п/п

Крит.

ответов

2 класс

контр. %

2 класс

эксперим. %

3 класс

контр. %

3 класс

эксперим. %

1.

1

2

3

92

2

6

94

1

5

94

-

6

97

-

3

2.

1

2

3

94

-

6

96

-

4

92

 

8

92

 

8

3.

1

2

3

97

-

3

95

-

5

95

1

4

96

-

4

4.

1

2

3

90

4

6

92

6

2

89

2

9

90

2

8

Результаты констатирующего эксперимента показывают, насколько дети нравственно воспитаны, как они понимают понятие задачи и анализа. И до проведения формирующего эксперимента, мы будем проводить работу по дальнейшему формированию нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.

 

 

 

  

II.2 Проведение и анализ материалов опытно -экспериментальной работы.

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступил как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, ответственности, трудолюбия школьников.

Прогресс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе учебная, которая, по мнению советских психологов, обладает большими воспитательными возможностями. Для младшего школьного возраста это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие школьников, определяет появление многих новообразований. Причем, в ней развивается не только умственные способности, но и нравственная сфера личности. В результате регламентированного характера учебного процесса, обязательного системного выполнения учебных заданий у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственного отношения. На этой основе у ребенка меняются оценка происходящих событий, его самооценка и поведение. Указанные теоретические положения, выявленные в результате ряда исследований советских психологов, лежат в основе принципа единства обучения и воспитания. Этот принцип, строящийся на том, что в процессе учебной деятельности возможна реализация не только обучающей, но и воспитывающей функции, находит широкое применение в школьной практике.

Вместе с тем, остается невыясненным вопрос об использовании нравственного опыта, сформированного в процессе обучения, в других видах деятельности школьника. В связи с этим, нами было предпринято исследование по использованию нравственного опыта учебной деятельности младшего школьника в его поведении. Мы ставили перед собой следующие цели: определить уровень нравственного опыта, складывающегося в учебной деятельности; выявить возможности его использования в реальном поведении школьников, на основе результатов, подготовить научно -методические рекомендации.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как “ответственность” и “доброжелательность”, которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ литературы (см. библиографию) позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.

Нравственная норма “доброжелательность” характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.

На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых.

Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Примечательно к нашему исследованию, интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно -логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.

При исследовании нравственного опыта младших школьников мы использовали ряд взаимодополняющих методик. Одна из них беседа по сюжетному рассказу. Испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа (ученики младшего школьного возраста) попадали в ситуацию морального выбора. (1 часть)

После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Используется также метод незаконченных рассказов. Ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их. (2 часть)

В исследовании мы пытались охватить по возможности более широкий спектр проявления нравственного опыта - особенности реального поведения, оценочные суждения, ответы и высказывания.

При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников по поступкам другого человека, своих поступков, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

На первом этапе эксперимента учащимся 2 и 3 классов были предложены такие задания - им предлагалось ответить на вопросы:

Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

А также предлагалось решить такие ситуации:

Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто - нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…

Если бы ты строил что -то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: “А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тебе тоже не хватило?”

Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто -то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы -дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…

Рассмотрев этапы первого этапа исследования можно сказать, что анализ ответов и высказываний испытуемых 2 класса показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классах, прежде всего, выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, ответы и высказывания которых свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание моральных норм. Так, при характеристике ответственности человека, среди ответов испытуемых встречаются такие суждения: “Ответственный человек - это тот, кто отвечает, когда спрашивает учитель”. (Алмат К.) Показатель того, что испытуемый имеет относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть.

В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Этот факт мы показываем, как факт мы рассматриваем как показатель низкого уровня знаний и способов поведения. Анализируя нравственные отношения у школьников данной группы, мы отметили, что они имеют свои отличительные особенности.

При характеристике поступка героя рассказа, нарушаемого моральную норму, учащиеся обычно оценивают его положительно или нейтрально. Причем часть испытуемых просто не видят нарушение моральной нормы, другие, хотя и чувствуют, что герои рассказа поступают не совсем правильно, но пытаются найти ему оправдание. Этот факт является показателем того, что нравственные отношения данных испытуемых находится на низком уровне развития.

Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта.

Во 2 экспериментальных классах они составляют 43%, в контрольном - 40%.

Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта.

Прежде всего, у этих школьников нравственные знания в основном соответствуют норме.

Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. Если у учащихся с низким уровнем нравственного опыта степень соответствия предлагаемых способов поведения нравственной норме в среднем по выборке составляет 1,2 и 1,4 (соответственно из 5 ситуаций для ответственности и 5 для доброжелательности), то у учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6.

Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях и ограничиваются чаще всего высказываниями: “Коля плохо себя чувствовал”, “Люба С.” или “У него было плохое настроение”, “Антон Ш.”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5