бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Неосознаваемые формы высшей нервной деятельности бесплатно рефераты

В широком психологическом контексте психологическая защита срабатывает тем или иным образом при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во многом определяет поведение личности, устраняющее психический дискомфорт и тревожное напряжение. Во многих современных концепциях психотерапии психологической защите отводится функция преодоления чувства неуверенности в себе, собственной неполноценности, защиты целостного сознания и поддержания стабильной самооценки. Очевидно, что психологическая защита может быть успешной или неуспешной, конструктивной или деструктивной. По своим проявлениям - это форма бессознательной психической активности, формирующейся в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с конкретно-историческим опытом развития личности в определенной социальной культуре.

Диагностика особенностей психологической защиты -сложная задача. Одним из способов ее решения, по результатам апробации, может быть моделирование в эксперименте различных ситуаций на вербальном уровне с помощью специальной методики. Ответы испытуемых с известной вероятностью могут выявлять различные механизмы защиты личности. Уточнение внешней валидности опросников типа ИЖС является самостоятельной исследовательской задачей.

Надежность (воспроизводимость) результатов применения методики ИЖС по предварительным результатам авторов методики достигает 79%, однако уточнение этих данных - задача продолжающегося исследования, в которой основное место отводится расширению опыта применения методики для диагностики основное место отводится расширению опыта применения методики для диагностики МПЗ в различных областях психологической практики, главным образом при решении задач оценки эффективности различных видов психотерапии и психологической коррекции личности.

Как уже говорилось, применение методики диагностирования методов психологической защиты может найти свое применение не только в психологических обследованиях, направленных на определение индивидуальных черт личности (специальный класс задач - исследование факторов стрессоустойчивости и риска нарушений психической адаптации, что рассматривается как важный аспект теории и практики), но и для диагностики адаптационных нарушений на ранних этапах и для разработки программ по психокоррекции. Примеры применения методики ИЖС в медицинской практике, ранее приведенные, показали, что определенные защитные механизмы преобладают в зависимости от заболевания, и поэтому, определенные знания врача в этой области могут послужить как дополнительная помощь.

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов/ А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; Под ред. А.В.Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1986.

Менделеевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М., 1998.

Чайченко Г.М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности: Учеб. Пособие для студентов биол. специальностей вузов. - Киев., 1981.

Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства// Обозрение психиат. и мед. психологии им.В.М.Бехтерева. 1992, №2, с.5.

Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите»// Вопр.философ. 1969, №2.

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.

Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б., Вуке Л.Я. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни. - Методические рекомендации. - Л., 1987.

Павлова Л.П., Романенко А.Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. - Л., 1988.

Грановская Р.М. Практическая психология. - СПб., 1997.

Журбин В.и. Понятия психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса// Вопр. психологии. 1990, №4.

Клубова Е.Б. Методы медицинской психологии в диагностике психологических защитных механизмов// Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. - СПб., 1994, с.77.

Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях// Вопр. психологии. 1990, №5, с.106.

Механизмы деятельности мозга человека. Часть I. Нейрофизиология человека/ Ред. Н.П.Бехтерева, - Л., 1988.

Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. - М., 1996.

Таукенова Л.М. Кросс-культуральные исследования личностных и межличностных конфликтов, копинг-поведения и механизмов психологической защиты у больных неврозами// Авторев.диссерт. на соиск.уч.степени к.м.н. - СПб., 1995.

Урсано Р. и др. Психодинамическая психотерапия. - М., 1992.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1993.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Санкт-Петербургский психоневрологический институт им.В.М.Бехтерева.

Индекс жизненного стиля (LSI)

Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек ОБЫЧНО испытывает, или действия, которые он ОБЫЧНО совершает. Если утверждение Вам не соответствует, поставьте знак «х» в разделе обозначенном «Нет». Если утверждение Вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе «Да», в месте обозначенном круглыми скобками.

Я очень лёгкий человек и со мной легко ужиться.

Когда я хочу чего-нибудь, я никак не могу дождаться, когда это получу.

Всегда существовал человек, на которого я хотела бы походить.

Люди не считают меня эмоциональным человеком.

Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания.

Я редко помню свои сны.

Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют.

Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.

Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.

10. В мечтах я всегда в центре внимания.

Я человек, который никогда не плачет.

Необходимость пользоваться общественным туалетом заставляет меня совершать над собой усилие.

Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора.

Меня легко вывести из себя.

Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ.

Многое во мне людей восхищает.

Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость.

Я много болею.

У меня плохая память на лица.

Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.

Когда я слышу сальности, я очень смущаюсь.

Я всегда вижу светлую сторону вещей.

Я ненавижу злобных людей.

Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне.

Я с трудом запоминаю имена.

У меня склонность к излишней импульсивности.

Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение.

Я свободен от предрассудков.

Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности.

Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее.

Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир.

Порнография отвратительна.

Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем.

Люди мне никогда не надоедают.

Многое из своего детства я не могу вспомнить.

Когда я собираюсь в отпуск, я обычно беру с собой работу.

В своих фантазиях я обычно совершаю великие поступки.

В большинстве своём люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.

Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение.

Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить своё кому-нибудь другому.

Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны.

Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях.

Я никогда не волнуюсь, когда слышу или читаю о какой-нибудь трагедии.

В споре я обычно более логичен, чем другой человек.

Мне совершенно необходимо слышать комплименты.

Беспорядочность отвратительна.

Когда я веду машину, у меня иногда появляется желание толкнуть другую машину.

Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь.

Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит.

У меня портится настроение, и я раздражаюсь, если на меня не обращают внимание.

Люди говорят мне, что я всему верю.

Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки.

Мне очень трудно пользоваться неприличными словами.

Мне кажется, я много спорю с людьми.

Меня отталкивает от людей то, что они не искренни.

Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всём.

Я знаю, что мои моральные стандарты выше, чем у большинства людей.

Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.

Мне кажется, что я не могу выражать свои эмоции.

Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость.

То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.

Я очень редко испытываю чувства привязанности.

Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.

Я многое коллекционирую.

Я работаю более упорно, чем большинство людей, чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует.

Звуки детского плача не беспокоят меня.

Я бываю так сердит, что мне хочется крушить всё вокруг.

Я всегда оптимистичен.

Я много лгу.

Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг неё.

В основном люди не сносны.

Я бы ни за что не пошёл на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен.

Меня раздражает то, что людям нельзя доверять.

Я буду делать всё, чтобы произвести хорошее впечатление.

Я не понимаю некоторых своих поступков.

Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия.

Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем большинство людей думают.

Когда у меня неудача, я не могу сдержать плохого настроения.

То, как люди одеваются сейчас на пляже - неприлично.

Я не позволю своим эмоциям захватывать меня.

Я всегда планирую наихудшее, для того, чтобы не быть застигнутым врасплох.

Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться на моём месте.

Как-то я был так сердит, что сильно саданул по чему-то и случайно поранил себя.

Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня.

Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе.

Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребёнок.

Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.

Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал.

Когда я слышу о жестокостях, это не трогает меня.

В моей семье почти никогда не противоречат друг другу.

Я много кричу на людей.

Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперёд.

Когда я расстроен, я часто напиваюсь.

Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей.

Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю более, чем обычно.

Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, чтобы добиться успеха.

Я говорю много неприличных слов.

Приложение 2

Ф.И.О.________________________________ Дата _______________________

нет

да

нет

да

A

B

C

D

E

F

G

H

A

B

C

D

E

F

G

H

()

50.

()

()

51.

()

()

52.

()

()

53.

()

()

54.

()

()

55.

()

()

56.

()

()

57.

()

()

58.

()

()

59.

()

()

60.

()

()

61.

()

()

62.

()

()

63.

()

()

64.

()

()

65.

()

()

66.

()

()

67.

()

()

68.

()

()

69.

()

()

70.

()

()

71.

()

()

72.

()

()

73.

()

()

74.

()

()

75.

()

()

76.

()

()

77.

()

()

78.

()

()

79.

()

()

80.

()

()

81.

()

()

82.

()

()

83.

()

()

84.

()

()

85.

()

()

86.

()

()

87.

()

()

88.

()

()

89.

()

()

90.

()

()

91.

()

()

92.

()

()

93.

()

()

94.

()

()

95.

()

()

96.

()

()

97.

()

()

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8