бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мышление. Понятие мышления - (лекции) бесплатно рефераты

p>В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбоч ки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т. е. цветовую окраску предметов. ) Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нес кольких квантов световой энергии.

Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылоч ной области коры головного мозга, которая построена по экранному прин ципу, т. е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения. Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это яв ляется причиной возникновения последовательных образов - сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кино фильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кад ра. )

Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, назы вается дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется куриной слепотой).

Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел том фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты, утомляет зрение.

Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщен ность.

При различении объектов цветовое их сходство может привести к зат руднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть оши бочно отнесены к однородной группе объектов.

Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой величиной 1-3 град.

Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга на является мембрана, состоящая из 24 тыс. волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). За верхним порогом звуковой чувствительости (т. е. свыше 20 000 Гц), расположены ультразвуки.

Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (т. е. различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издавае мыми двумя соседними клавишами рояля). Интенсивость слухового ощущения - громкость - зависит от интенсивности звука, т. е. от амплитуды коле бания источника звука и от высоты звука.

Порог слухового ощущения отдельного человека значительно изменяется в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого про межутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом происходит понижение чувствительности к звукам высокой частоты.

Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактильные (ощу щение прикосновения и давления), ощущение боли, ощущение тепла и ощу щение холода.

    Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы
    Тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления.

Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они восприни маются как раздельные на расстоянии 1 мм.

В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы паль цев рук (это связано со значением рук в труде человека).

Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов ко жи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По по верхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних мес тах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувст вительна кожа спины и шеи, а к горячему - кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова имеют разную температуру. Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и хими ческими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к разрушению организма. Болевые ощущения в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную сис тему.

Присущая данному участку кожи температура является физиологическим нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотноше ния температуры воздействия с постоянной температурой данного участка кожи.

Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизис той оболочки носовой полости. где находятся обонятельные клетки. Кор ковые центры обонятельного анализатораедующие операции, которые не регулируются уже со стороны

    сознания.

Применение навыков в новых, условиях, является умением. В новых ус ловиях человек начинает думать о том, как ему изменить действие в со ответствии с этими условиями. Человек начинает сознательно регулиро вать свои действия. При этом эти действия теряют такие качества, как связанность отдельных элеметов, быстроту выполнения и т. д.

Сформировавшиеся навыки оказывают положительное влияние на овладе ние новым действием - осуществляется перенос навыка. Так, навык езды на велосипеде содействует приобретению навыка вождения мотоцикла. Но в ряде случаев ранее выработанные навыки не только не содейству ют, а наоборот, затрудняют выработку новых навыков, происходит интер ференция навыков (от латинского "enter" - взаимно и "feпо" - ударяю). Так, навык печатания на машинке одной системы затрудняет выработку на выка печатания на машинке другой системы. Переучивать человека труд нее, чем научить чему-либо заново.

В результате повторных действий наряду с навыками формируются при вычки. Привычки - упрочившиеся действия, выполнение которых становится потребностью (например, привычка мыть руки перед едой). Положительные привычки, становясь стереотипными действиями, облегчают выполнение об щепринятых норм и правил. Навыки и привычки являются основой простых действий.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, мо торный и контрольно-корректирующий компоненты.

Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему доро гу. В этом движении можно выделить все четыре его компонента. Восприя тие транспорта - сенсорный компонент, мысль о том, что опасно стоять близко к проезжей части дороги - центральный мыслительный компонент, непосредственное передвижение - моторный, двигательный компонент и удостоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону - конт рольный компонент.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов при обретает ведущее значение. Так, при стартовом рывке биатлониста веду щим является моторный компонент, а при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит, главным образом, от зрительной работы, ведущее зна чение переходит к сенсорному компоненту. При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на наличие сенсорного и двигательно го компонентов, ведущим является центральный, мыслительный компонент действия.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компо ненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Например, на жим водителя на тормоз при появлении человека на проезжей части доро ги. Но в зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осу ществляет деятельность характерными для него способами.

Способы действия людей отличаются количеством промежуточных опера ций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстротой дейст вия.

У каждого человека вырабатываются стереотипные, привычные способы выполнения повседневных действий - характерный способ удерживания предметов (ручки, сигареты, ложки, ножа и т. п. ), своеобразная манера использования вещей. Опытные криминалисты устанавливают характерный для данного человека способ его действия. На этой основе в ряде случа ев осуществляется идентификация личности преступника. Физические дей ствия - движения - имеют определенные механические характеристики: траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу. Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакции (от скорости ответного действия на внешний сигнал).

Так, от скорости реакции на сигнал опасности зависит безопасность, от скорости реакции вратаря - исход хоккейного матча, от скорости ре акций оператора у пульта управления - безаварийность работы. Время реакции зависит от готовности реагировать на соответствующий сигнал, от типа нервной системы, возраста и пола человека, его психи ческого состояния. Так, одни люди реагируют на световой сигнал через 200 миллисекунд (0, 2 с. ), адругие - через 100 миллисекуд (0, 1 с. ). Не одинакова скорость реакции на разные виды физических раздражителей. На звуковые сигналы она несколько выше, чем на световые.

Различается время простой реакции - однозначная реакция на один раздражитель (например, нажатие на педаль тормоза при появлении крас ного сигнала светофора), и время сложной реакции, когда принимается решение о выборе одной реакции из ряда возможных. Время сложной реак ции значительно больше времени простых реакций. Время сложной реакции зависит от различимости раздражителей, от количества сигналов, подле жащих различению, от числа возможных реакций и их сложности. Наряду с сенсомоторными реакциями различается время словесно-ассо циативной реакции. Реагировать словом труднее, чем движением, словес ные реакции более замедленны (на 0, 3-0, 5 с. ).

Время реакции значительно повышается в конфликтной и тревожной си туации.

Исполнение внешнего действия осуществляется системой движений. Эти движения постоянно контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств - сенсорный контроль.

Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному, а иногда и слуховому контролю.

Рассмотренные выше простые действия, операции (навыки) не имеют сложной структуры, они не требуют значительных волевых усилий. Более сложную структуру и волевую регуляцию имеют деятельность в целом и от дельные сложные волевые действия.

Структура и волевая регуляция деятельности и сложных действий. Сложное волевое действие состоит из последовательного решения ряда частных промежуточных функциональных задач. Общая система этих функци ональных задач, характерная для любого вида деятельности, и составляет структуру деятельности.

Осуществляя деятельность, человек прежде всего осознает ее необхо димость для удовлетворения той или иной потребности.

Потребности могут быть удовлетворены разными предметами, объектами, условиями, а овладение этими предметами или достижение необходимых ус ловий может быть осуществлено разными способами.

Само действие возникает и осуществляется на основе мотивации. Не редко у человека возникает ряд противоречивых, но одинаковых по силе доводов в пользу разных действий - происходит борьба мотивов, сопро вождающаяся волевым усилием (но противоборство мотивов не является обязательным признаком волевого действия).

Приняв решение; наметив цель действия, человек соотносит ее с имею щимися условиями, то есть осознает задачу действия и намечает способы ее решения. Далее, привлекая соответствующие знания, человек создает умственный образ действия - ориентировочную ею основу. При этом также проявляется волевое усилие, так как из ряда возможных схем данного действия следует выбрать лишь одну. Только после этого человек перехо дит к исполнению данного действия, преодолевая при этом ряд внешних и внутренних препятствий. Достигнув соответствующих результатов, человек осознает их соответствие потребностям. Такова структура сложного воле вого действия.

    Краткая характеристика этапов волевого действия:

1. Осознание вариативных возможностей удовлетворения потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения). Потребность допускает вариатив ность возможностей ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей - это процесс формирования цели действия.

В сложном волевом действии этот выбор нередко сопровождается столк новением противоречивых побуждений - борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов противоборство различных желаний.

Прежде чем желание превратится в цель деятельности, человек оцени вает, обосновывает его, взвешивает все "за" и "против". Особенно нап ряженно борьба мотивов происходит между желаниями лично и социально значимыми, между доводами чувства и разума. Эта напряжемдБC++A¦+QWPZ__EAK++¦XAK+WPA_+KI++]Q-A_+Q[глубины и быстроты, различным соотноше нием анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление ин дивида.

    Общие закономерности мышления

Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и име ет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психо логическими закономерностями мышления.

Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся зна ний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного позна вательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в резуль тате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно.

Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недоста точными для раскрытия преступления.

Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на который не содер жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих прак тических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше вни мание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незна нии).

Проблема - это осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятель ность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неиз вестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимо связи, в которых эти свойства проявляются.

Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но нахо дится в определенном отношении к тому, что дано.

Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыс лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основ ным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе. На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса. Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).

Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для ре шения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного.

Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определен ными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение. Результаты анализа объединяются, синтезируются.

Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установле ния существенных в определенном отношении связей между ними. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осу ществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В про цессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7