бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения бесплатно рефераты

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

29. Выучите стихотворение “Хлеб” Н.М. Рубцова наизусть;

Почему старушка сказала, что хлеб себя несёт? Как вы понимаете эту фразу?

V. Раздел: Что мы делали - мы скажем, что умеем - мы покажем…

29. Расскажите от первого лица о Гулливере, об одном из человечков, впервые увидевшего Гулливера.

Выпишите имена всех героев сказки

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

И ответьте на вопросы:

Кто делает Что?

Когда?

Почему?

Где?

Как?

Перескажите отрывок из сказочной повести “Путешествия Гулливера”.

Прочитайте сказку братьев Гримм “Маленькие человечки”.

Маленькие человечки.

Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он на конец обеднел, что остался у него только один кусок кожи на пару сапог. Выкроил он под вечер из этой кожи заготовки для сапог и подумал:

“Лягу спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги”.

Так он и сделал: лёг и уснул. А утром проснулся, умылся и хотел садиться за работу - сапоги шить. Только смотрит, а работа его уже готова - сшиты сапоги.

Очень удивился сапожник. Он не знал даже, как такой случай можно объяснить.

Взял он сапоги и начал их внимательно рассматривать.

Как хорошо они были сработаны! Ни одного стежка не было неверного. Сразу было видно, что искусный мастер те сапоги шил. А скоро нашёлся и покупатель на сапоги. И так они ему понравились, что заплатил он за них большие деньги. Смог теперь сапожник купить себе кожи на две пары сапог. Скроил он вечером две пары сапог и думает:

“Лягу я сейчас спать, а утром встану пораньше и начну шить”.

Встал он утром, умылся, смотрит - готовы обе пары сапог. Покупатели опять скоро нашлись. Очень им понравились сапоги. Заплатили они сапожнику большие деньги, и смог он купить себе кожи на целых четыре пары сапог.

На другое утро и эти четыре пары были готовы.

И так пошло каждый день. Что скроит сапожник, то к утру уже бывает сшито.

Кончилась у сапожника бедная да голодная жизнь.

Однажды вечером скроил он, как всегда, сапоги, но перед сном вдруг говорит своей жене:

Слушай, жена, что если сегодня ночью не ложиться спать, а посмотреть, кто это там сапоги шьёт?

Жена обрадовалась и сказала:

- Конечно, не будем ложиться, давай посмотрим.

Зажгла жена свечу на столе, потом спрятались они в углу под платьями и стали ждать.

И вот ровно в полночь пришли в комнату маленькие человечки. Сели они за сапожный стол, взяли своими маленькими пальчиками накроенную кожу и начали шить.

Они так проворно и быстро тыкали шилом, тачали да постукивали молотками, что сапожник от изумления не мог отвезти от них глаз. Они работали до тех пор, пока не сшили все сапоги. А когда последняя пара была готова, спрыгнули человечки со стола и сразу исчезли.

Утром жена сказала мужу:

Маленькие человечки сделали нас богатыми. Надо и нам сделать им что-нибудь хорошее. Приходят человечки к нам по ночам, одежды на них нет, и, наверно им очень холодно. Знаешь, что я придумала: сошью-ка я каждому из них курточку, рубашечку и штанишки. А ты им сапожки смастери.

Выслушал её муж и говорит:

Хорошо ты придумала. То-то они, наверно, обрадуются?

И вот однажды вечером положили они свои подарки на стол вместо выкроенной кожи, а сами опять спрятались в углу и стали ждать маленьких человечков.

Ровно в полночь, как всегда, пришли в комнату маленькие человечки. Они прыгнули на стол и хотели сразу же приняться за работу. Только смотрят - на столе вместо скроенной кожи лежат красивые рубашки, костюмчики и стоят маленькие сапожки.

Сперва удивились маленькие человечки, а потом очень обрадовались.

Быстро-быстро надели они свои красивые костюмчики и сапожки, затанцевали и запели:

Хороши у нас наряды,

Значит, не о чём тужить!

Мы нарядам нашим рады

И сапоги не будем шить!

Долго пели, танцевали и прыгали маленькие человечки через стулья и скамейки. Потом они исчезли и больше уже не приходили шить сапоги. Но счастье и удача с тех пор не покидала сапожника во всю его долгую жизнь.

Перескажите сказку, используя способ запоминания “Что? Где? Когда?” (см. в приложении).

30. Составьте план к любому понравившемуся рассказу о приключениях Барона Мюнхгаузена из двух предложенных.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите, о каких приключениях Барона Мюнхгаузена вы читали ещё?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Верните перепутанные части текста на свои места:

Сердитая барыня

(отрывок)

В усадьбе жила барыня - до того сердитая, никому житья не было! Староста придёт спросить что - она его не отпустит, пока не отхлещет. А мужикам-то житья не бывало никакого: драла, как собак.

А барыня проснулась рано утром у сапожника и кричит:

Слуги!

Сапожник сидит и шьёт:

Подымайся, баба, пора печь топить!

А ты кто такой? Подавай умываться!

Ах ты, барыня! Сама поди по воду: солнышко давно встало. - Вскочил со стула, сдёрнул ремень и давай её хлестать. - Ты нечто не знаешь своей должности? Ты должна вставать и печь затоплять! И до того хлестал её, пока не устал. Барыня взмолилась. Побрела по воду, потом за дровами, затопила печь, кое-чего сварила.

Как узнал об этом солдат, переменил ночью барыню и сапожникову жену. Утром встаёт барыня тихонько, выходит из своей комнаты: “Что это, я в старом доме? откуда я взялась?”. Спросила служанок.

Служанки! Как же я сюда попала?

Ты, барыня, нигде и не бывала!

И с тех пор барыня мягкая-мягкая сделалась. А сапожникова жена стала жить по старому.

И так жила она два месяца. За что ни возьмётся, ничего у неё не выходит, всё из рук валится: то щи не доварит, то воду разольёт. Сапожник её не раз колотил. И сделалась барыня добрая, работящая.

Вот раз приходит солдат на побывку домой. Рассказали ему про барыню, он и говорит: “Я её проучу”. Настала ночь, барыня уснула. Велел солдат лошадей запрячь. Подъехал к усадьбе, тихонько вынес барыню и отвёз в избу сапожнику. А сапожникову жену отвёз в усадьбу.

Пробудилась по утру жена сапожника, видит - дом преотличный. Тотчас служанки к ней подбежали, подают умываться. Умылась - подали полотенце, вытерлась. Подают самовар. Села она чай пить. Староста приходит к ней на цыпочках. Она взглянула на него, что за мужик?

Тебе, - говорит, - что надо?

Я, барыня, пришёл спросить, какой наряд на сегодня дадите.

А она догадалась, как ответить:

Нешто вы не знаете? Что вчера делали, то и сегодня делайте!

Староста вышел на кухню и говорит:

Сегодня барыня, добрая, просто отроду такая не бывала!

Живёт сапожникова жена в усадьбе месяц и другой, и так её расхвалили крестьяне - по всей округе нет лучше барыни!

Озаглавьте каждую из частей.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перескажите рассказ, используя способ запоминания “Что? Где? Когда?”

31.Составьте сжатый пересказ к сказке Андерсена Г.Х. “Русалочка”.

Нарисуйте любого понравившегося героя сказки на альбомном листе.

Объясните, почему он вам понравился?

Выпишите основную мысль сказки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте отрывок из сказки “Снежная королева” Г.Х. Андерсена с конца.

Цветник женщины, которая умела колдовать.

Было ещё очень рано. Герда поцеловала спящую бабушку, надела красные башмачки и побежала одна-одинёшенька за город, прямо к реке.

Правда, что ты взяла моего названного братца? - спросила Герда. - Я подарю свои красные башмачки, если ты вернёшь мне его!

И девочке почудилось, что волны как-то странно кивают ей. Тогда она сняла свои красные башмачки - самое драгоценное, что у неё было, и бросила в реку. Но они упали у самого берега, и волны сейчас же вынесли их обратно - река словно бы не хотела брать у девочки её драгоценность, т.к. не могла вернуть её Кая. Девочка же подумала, что кинула башмачки недостаточно далеко, влезла в лодку, качавшуюся в тростнике, стала на самый краешек кормы и опять бросила башмачки в воду. Лодка не была привязана и от её толчка отошла от берега. Девочка хотела поскорее выпрыгнуть на берег, но, пока пробиралась с кормы на нос, лодка уже совсем отплыла и быстро неслась по течению.

Герда ужасно испугалась и принялась плакать и кричать, но никто, кроме воробьев, не слышал ее. Воробьи же не могли перенести ее на сушу и только летели за ней вдоль берега и щебетали, словно желая ее утешить:

- Мы здесь! Мы здесь!

Лодку уносило все дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках: красные башмачки ее плыли за лодкой, но не могли догнать ее.

"Может быть, река несет меня к Каю?" - подумала Герда, повеселела, встала на ноги и долго-долго любовалась красивыми зелеными берегами.

Но вот она приплыла к большому вишневому саду, в котором ютился домик под соломенной крышей, с красными и синими стеклами в окошках. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. Герда закричала им - она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. Вот она подплыла к ним еще ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала еще громче. Из домика вышла старая-престарая старушка с клюкой, в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.

- Ах ты, бедное дитятко! - сказала старушка. - И как это ты попала на такую большую быструю реку да забралась так далеко?

С этими словами старушка вошла в воду, зацепила лодку клюкой, притянула к берегу и высадила Герду.

Герда была рада-радешенька, что очутилась наконец на суше, хоть и побаивалась незнакомой старухи.

- Ну, пойдем, да расскажи мне, кто ты и как сюда попала, - сказала старушка.

Герда стала рассказывать ей обо всем, а старушка покачивала головой и повторяла: "Гм! Гм!" Когда девочка кончила, она спросила старушку, не видала ли она Кая. Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что горевать пока не о чем, пусть Герда лучше отведает вишен да полюбуется цветами, что растут в саду: они красивее, чем в любой книжке с картинками, и все умеют рассказывать сказки. Тут старушка взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ.

Окна были высоко от пола и все из разноцветных - красных, синих и желтых - стеклышек; от этого и сама комната была освещена каким-то удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями, и Герда могла есть их сколько угодно. А пока она ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки.

- Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! - сказала старушка. - Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем!

И она продолжала расчесывать кудри девочки и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая - старушка умела колдовать. Только она была не злою колдуньей и колдовала лишь изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась клюкой до всех розовых кустов, и те как стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что Герда при виде этих роз вспомнит о своих, а там и о Кае да и убежит от нее.

Потом старушка повела Герду в цветник. Ах, какой аромат тут был, какая красота: самые разные цветы, и на каждое время года! Во всем свете не нашлось бы книжки с картинками пестрее, красивее этого цветника. Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

На другой день Герде опять позволили играть в чудесном цветнике на солнце. Так прошло много дней. Герда знала теперь каждый цветок в саду, но как ни много их было, ей все же казалось, что какого-то недостает, только какого? И вот раз она сидела и рассматривала соломенную шляпу старушки, расписанную цветами, и самым красивым из них была роза - старушка забыла ее стереть, когда спровадила живые розы под землю. Вот что значит рассеянность!

- Как! Тут нет роз? - сказала Герда и сейчас же побежала в сад, искала их, искала, да так и не нашла.

Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Теплые слезы падали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они увлажнили землю, куст мгновенно вырос из нее, такой же цветущий, как прежде.

Обвила его ручонками Герда, принялась целовать розы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у нее дома, а вместе с тем и о Кае.

- Как же я замешкалась! - сказала девочка. - Мне ведь надо искать Кая!.. Вы не знаете, где он? - спросила она у роз. - Правда ли, что он умер и не вернется больше?

- Он не умер! - отвечали розы. - Мы ведь были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было.

- Спасибо вам! - сказала Герда и пошла к другим цветам, заглядывала в их чашечки и спрашивала: - Вы не знаете, где Кай?

Но каждый цветок грелся на солнышке и думал только о своей собственной сказке или истории. Много их наслушалась Герда, но ни один не сказал ни слова о Кае.

Тогда Герда пошла к одуванчику, сиявшему в блестящей зеленой траве.

- Ты, маленькое ясное солнышко! - сказала ему Герда. - Скажи, не знаешь ли ты, где мне искать моего названого братца?

Одуванчик засиял еще ярче и взглянул на девочку. Какую же песенку спел он ей? Увы! И в этой песенке ни слова не говорилось о Кае!

- Был первый весенний день, солнце грело и так приветливо светило на маленький дворик. Лучи его скользили по белой стене соседнего дома, и возле самой стены проглянул первый желтенький цветок, он сверкал на солнце, словно золотой. Во двор вышла посидеть старая бабушка. Вот пришла из гостей ее внучка, бедная служанка, и поцеловала старушку. Поцелуй девушки дороже золота - он идет прямо от сердца. Золото на ее губах, золото в сердце, золото и на небе в утренний час! Вот и все! - сказал одуванчик.

- Бедная моя бабушка! - вздохнула Герда. - Верно, она скучает обо мне и горюет, как горевала о Кае. Но я скоро вернусь и его приведу с собой. Нечего больше и расспрашивать цветы - толку от них не добьешься, они знай твердят свое! - И она побежала в конец сада.

Дверь была заперта, но Герда так долго шатала ржавый засов, что он поддался, дверь отворилась, и девочка так, босоножкой, и пустилась бежать по дороге. Раза три оглядывалась она назад, но никто не гнался за нею.

Наконец она устала, присела на камень и осмотрелась: лето уже прошло, на дворе стояла поздняя осень. Только в чудесном саду старушки, где вечно сияло солнышко и цвели цветы всех времен года, этого не было заметно.

- Господи! Как же я замешкалась! Ведь уж осень на дворе! Тут не до отдыха! - сказала Герда и опять пустилась в путь.

Ах, как ныли ее бедные усталые ножки! Как холодно, сыро было вокруг! Длинные листья на ивах совсем пожелтели, туман оседал на них крупными каплями и стекал на землю; листья так и сыпались. Один только терновник стоял весь покрытый вяжущими, терпкими ягодами. Каким серым, унылым казался весь мир!

Подчеркните цветной ручкой основные мысли.

Перескажите сказку своими словами.

32. Заполните таблицу:

Приключения Тома Сойера

Пункт плана

Основная мысль

1

2

3

4

5

6

7

8

Перескажите рассказ, используя любой способ запоминания.

Выучите стихотворение Е. Хоринской “В прощальный вечер”

В прощальный вечер

Клевером и цветами

Пахнет с дальних полей.

Тихо летит над нами

Лёгкий пух тополей. -

Вальса нежные звуки,

В зелени школьный зал,

Тёплые дружные руки,

Шумный прощальный бал…

Сколько песен пропето,

Сколько блестящих глаз!

Даже седой директор

С нами танцует вальс.

Близок рассвет лучистый,

И нам прощаться пора,

Будущие артисты,

Будущие мастера…

Перескажите рассказы “Святая ночь” или “В Назарете” любым понравившимся способом запоминания.

Заключение.

Ну вот, друг, ты и закрыл мою последнюю страницу. Я постаралась научить тебя быстро и непринуждённо запоминать тексты и стихи, а ты (надеюсь) с огромным интересом открывал свои новые возможности и способности.

Память человека - очень уникальное и интересное явление природы, т.к. ни одно живое существо на Земле не обладает такими способностями, как ты, твои друзья и все остальные люди, населяющие нашу планету.

Надеюсь, что смогу пригодиться тебе в дальнейшей жизни ты никогда не пожалеешь, что когда-то в третьем классе работал со мной.

Удачи!

P.S. Буду искренне признательна, если ты не закинешь меня в пыльный ящик, и будешь пользоваться моими уроками и при дальнейшем обучении в школе и в вузе.

Литература:

1. Андерсен Г.-Х. Дикие лебеди. Снежная королева. - М.,1986.

2. Стихи. Рассказы. Сказки. / под. ред. Веселова Г.П. - М.,1985.

3. Высотская О.И. Над рекой над Окой. - М.,1987.

4. Ловцов Н.С. Полосатый Эргени. - М.,1991.

5. Платонов А.П. Сухой хлеб. - М.,1978.

6. Скребицкий С.А. Лесной голосок. - М.,1984.

7. Толстой Л.Н. Рассказы о детях. - М., 1988.

8. Хоринская Е.Е. Журавушка. - Сврд.,1984.

9. Чехов А.П. Ну, Публика! - М.,1986.

Приложение.

Способы запоминания текстов

Название способа

Суть способа (как пользоваться)

1. Планирование

Текст должен быть ясно осмыслен.

Подели текст на части и назови каждую часть.

Постарайся в названии выразить главную мысль (не перегружай план второстепенными деталями!)

Постарайся уловить связь между главным и второстепенным в тексте.

Перескажи текст.

2.Сжатый пересказ

Внимательно прочитай текст и раскрой смысл названия текста.

Выдели в каждом абзаце слова и предложения, раскрывающие главную мысль.

Замени прямую речь и диалог косвенной речью.

Продумай последовательность текста.

3. “Кинокамера”

Прочитай текст внимательно, не пропуская ни малейшей детали.

Превращай текст в мысленные иллюстрации по мере его прочтения.

Обращай внимание на чувства, которые вызывают те или иные ситуации.

Следи за последовательностью мысленных “картинок” и представляй их в том порядке, в котором они идут в тексте.

Попытайся просмотреть мысленно сложившееся “кино” и перескажи текст.

4. “Суммирование”

Бегло ознакомься с текстом (читай только те части текста, в которых содержатся основные мысли).

Перескажи текст своими словами.

Выбери предложение, в котором содержится основная мысль всего текста (или составь его самостоятельно).

4. Объедини отдельные части текста в единое целое.

5. “Просмотр”

Быстро прочитай текст.

Ответь на вопросы, которые возникли у тебя при чтении.

Пометь карандашом основные мысли.

Перескажи текст своими словами.

Просмотри текст повторно.

6. “ОВОД”

Основные мысли (выпиши основные мысли).

Внимательное чтение (прочитай текст внимательно, но в обратном порядке и повтори как можно подробнее текст по памяти).

Обзор. Бегло просмотри текст ещё раз. Если возникли вопросы в процессе чтения - ответь на них.

Доводка. Вспомни всё самое существенное и расскажи о тексте кому-нибудь; перескажи текст, не повторяя его повторно.

7. “Что? Где? Когда?“

Определи количество героев или участников событий в тексте.

Ответь на вопросы: Кто делает Что? Когда? Почему? Где? Как?

Перескажи текст.

Способы запоминания стихов.

Название способа

Суть способа

1. Повторение

Повторяй каждую фразу не более 2-3 раз. Через 30 мин. вновь повтори её 2-3 раза.

Если стихотворение большое - заучи примерно половину, а потом - всё остальное.

Если стих маленький (не больше трёх четверостиший), то лучше всего постараться запомнить его целиком.

2. “Фотоаппарат”

Прочитай стихотворение.

Переводи текст в мысленные “иллюстрации” (прочитай вслух первую строфу стихотворения и представь то, о чём говорится в этой строфе). Точно также поступи и с другими строфами.

Ясно представь себе картину образов, содержащихся в стихотворении.

Попробуй рассказать стихотворение, отталкиваясь от образов.

Ещё раз прочитай выразительно стихотворение вслух.

Расскажи кому-нибудь о стихотворении.

Расскажи само стихотворение вслух.

2.3. Результаты апробации рабочей тетради по развитию образной памяти у младших школьников.

Наша рабочая тетрадь была апробирована в третьем классе в течение пяти недель, и, работая с ней, дети добились следующих результатов:

1. Научились более продуктивно работать с текстом

2. Научились более рационально использовать возможности своей памяти

3. Закрепили и усовершенствовали умение выделять основную мысль текста и отличать главное от второстепенного.

Данная тетрадь способствует решению таких проблем, как:

1. Формирование навыков учебной деятельности

2. Подготовка к дальнейшему обучению посредством работы по овладению мнемическими приемами и умением работать с текстом.

Ученики с интересом работали с данной тетрадью, активно работали на уроках и были искренне заинтересованы в работе с данной тетрадью и в дальнейшем её использовании.

Заключение.

В рамках нашего проекта мы рассматривали сущность памяти, её виды, обобщили данные по методике развития памяти и создали рабочую тетрадь по развитию памяти “Запоминайка” на уроках литературного чтения для третьих классов. Просматривая и анализируя психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу: в настоящее время не существует единого подхода к определению памяти, что, возможно, приведёт к дальнейшим изменениям в методике развития памяти на уроках литературного чтения в процессе дальнейших разработок, так как разнообразие определений памяти доказывает, что данный психический процесс до конца не изучен.

Работая с методической литературой по развитию памяти на уроках литературного чтения, мы обобщили и систематизировали данные и, в соответствии с этими данными, разработали комплекс упражнений по развитию образной памяти с учётом психологических особенностей младших школьников. Нам сложно сказать, насколько эффективным будет использование нашей рабочей тетради, так как мы столкнулись с такими фактами как отсутствие современных методических пособий (последнее отечественное издание вышло в 1967 году) и ограниченность сведений о развитии образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения. Но, тем не менее, в результате апробации выяснилось, что наша тетрадь имеет свою актуальность, так как способствует решению таких задач, как:

1. Формирование учебной деятельности

2. Подготовка к дальнейшему обучению посредством работы по овладению мнемическими приемами и умением работать с текстом,

что и было подтверждено в отзыве на наш проект руководителем педагогической практики.

Список использованной литературы:

1. Адамович Е.А, Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. - М., 1967.

2. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург, 1994.

3. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. - М., 1988.

4. Бронский C. Н. Память и мышление. - М., 1935.

5. Возрастные и индивидуальные различия памяти /под ред. Смирнова А.А. - М. 1967.

6. Вопросы психологии памяти /сборник/ под ред. Айзман К.Е. - М. 1958.

7. Самарское областное общество психологов. Общие представления о памяти//Вопросы психологии. - 2001.- 1.- с.28-31.

8. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Развитие высших психических функций. - М., 1960.

9. Зеньковский В.В. Психология детства- М., 1996.

10. Еникеев М.И., Кочетков Л.И. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь - М., 1997.

11. Занков Л.В. Память школьника. - М., 1994.

12. Ипполитов Ф.В. Память и ее воспитание. // Память школьника. - М., 1978

13. Курова Н.Д. Риторическая диагностика как средство развития речи учащихся 4 класса на уроках “речь и культура общения” - руководитель: Рожина Т.Е. / Екатеринбург, 2000.

14. Левин А.В. Развитие речи на уроках чтения. - М. 1967.

15. Липкина А.И., Оморокова М.М. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. - М., 1967.

16. Леонтьев А.Н. Развтие памяти. - М., 1977

17. Мальцева К.Б. Развитие памяти школьника. - М., 1956.

18. Михаэлис О.Н. Сжатый пересказ как условие развития связной речи младших школьников на уроках чтения. - руководитель: Рожина Т.Е. / Екатеринбург, 2000.

19. Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

20. Розов А.И. Память. - М., 1970.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1970.

22.Рыбников Н.А. Память. Ее педагогика и психология. - М., 1970.

23. Лапп Д. Улучшаем память - в любом возрасте. - М.,1993.

24.Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.,1976.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8