бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения бесплатно рефераты

Долго ездил, много видел добра и худа и всякой всячины; наконец подъехал к палатам высоким, каменным. Видит: на крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают. Старшая говорит:

- Если б на мне женился Иван-царевич, я б ему напряла на рубашку тонкую, гладкую, какой во всем свете не спрядут.

Иван-царевич стал прислушиваться.

- А если б меня взял, - сказала средняя, - я б выткала ему кафтан из серебра, из золота, и сиял бы он как Жар-птица.

- А я ни прясть, ни ткать не умею, - говорила меньшая, - а если бы он меня полюбил, я бы родила ему сынов, что ни ясных соколов: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды.

Иван-царевич все слышал, все запомнил - вернулся к отцу и стал просить позволенья жениться. Отец согласился. Женился Иван-царевич на меньшей сестре и стал с нею жить-поживать душа в душу; а старшие сестры стали сердиться да завидовать меньшей сестре, начали ей зло творить. Подкупили они нянюшек, мамушек и, когда у Ивана-царевича родился сын - а он ждал, что ему поднесут дитя с солнцем во лбу, с месяцем на затылке, с звездами по бокам, - подали ему просто-напросто котенка. Сильно Иван-царевич огорчился, долго сердился, наконец, стал ожидать другого сына.

Те же нянюшки, те же мамушки были с царевной, они опять украли ее настоящего ребенка с солнцем во лбу и подложили щенка.

Иван-царевич заболел с горя-печали: очень ему хотелось поглядеть на хорошее детище. Начал ожидать третьего.

В третий раз ему показали простого ребенка, без звезд и месяца. Иван-царевич не стерпел, отказался от жены, приказал ее судить.

Собрались, съехались люди старшие - нет числа! Судят-рядят, придумывают-пригадывают, и придумали: царевне отрубить голову.

- Нет, - сказал главный судья, - слушайте меня или нет, а моя вот речь: выколоть ей глаза, засмолить с ребенком в бочке и пустить в море; виновата - потонет, права - выплывет.

Выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море.

А Иван-царевич женился на ее старшей сестре, на той самой, что детей его покрала да спрятала подальше от царя в отцовском саду в беседке.

Там мальчики росли-подрастали, родимой матушки не видали, не знали; а она, горемычная, плавала по морю по океану с подкидышком, и рос этот подкидышек не по дням, а по часам; скоро пришел в смысл, стал разумен и говорит:

- Сударыня матушка! Когда б, по моему прошенью, мы пристали к берегу!

Бочка остановилась.

- Сударыня матушка, когда б, по моему прошенью, наша бочка лопнула! Только он молвил, бочка развалилась надвое, и они с матерью вышли на берег.

- Сударыня матушка! Какое веселое, славное место; жаль, что ты не видишь ни солнца, ни неба, ни травки-муравки. По моему прошенью, когда б здесь явилась банька!

Ту ж минуту как из земли выросла баня: двери сами растворились, печи затопились, и вода закипела. Вошли они, взял он венчик и стал теплою водою промывать больные глаза матери.

- По моему прошенью, когда б матушка проглянула!

- Сынок! Я вижу, вижу, глаза открылись!

- По моему прошенью, когда б, сударыня матушка, твоего батюшки дворец да к нам перешел и с садом и с твоими детками.

Откуда ни взялся дворец, перед дворцом раскинулся сад, в саду на веточках птички поют, посреди беседка стоит, а в беседке три братца живут. Мальчик-подкидышек побежал к ним. Вошел, видит - накрыт стол, на столе три прибора. Возвратился он поскорее домой и говорит:

- Дорогая сударыня матушка! Испеки ты мне три лепешечки на своем молоке.

Мать послушала. Понес он три лепешечки, разложил на три тарелочки, а сам спрятался в уголок и ожидает: кто придет?

Вдруг комната осветилась - вошли три брата с солнцем, с месяцем, со звездами; сели за стол, отведали лепешек и узнали родимой матери молоко.

- Кто нам принес эти лепешечки? Если б он показался и рассказал нам об нашей матушке, мы б его зацеловали, замиловали и в братья к себе приняли. Мальчик вышел и повел их к матери. Тут они обнимались, целовались и плакали. Хорошо им стало жить, было чем и добрых людей угостить. Один раз шли мимо нищие старцы; их зазвали, накормили, напоили и с хлебом-солью отпустили. Случилось, те же старцы проходили мимо дворца Ивана-царевича; он стоял на крыльце и начал их спрашивать:

- Нищие старцы! Где вы были-побывали, что видали-повидали?

- А мы там были-побывали, то видали-повидали: где прежде был мох да болото, пень да колода, там теперь дворец - ни в сказке сказать, ни пером написать, там сад - во всем царстве не сыскать, там люди - в белом свете не видать! Там мы были-побывали, три родных братца нас угощали: во лбу у них солнце, на затылке месяц, по бокам часты звезды, и живет с ними и любуется на них мать-царевна прекрасная. Выслушал Иван-царевич и задумался... кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене "Прощай!", полетел во дворец - что ни в сказке сказать, ни пером написать.

Очутился там, глянул на детей, глянул на жену - узнал, и душа его просветлела!

В это время я там был, мед пил, все видел, всем было весело, горько только одной старшей сестре.

19.Составьте сжатый пересказ, пользуясь мысленными “картинками”.

. Перескажите своими словами рассказ Е.И. Чарушина “Кабан” так, чтобы было смешно.

Заполните таблицу:

Пункт плана

Основная мысль

Постройте цепь развития событий.

1.______________________ 2. _______________________

3.______________________

. 4.

5.______________________

______________________

20. Озаглавьте каждую часть рассказа В.П. Астафьева “Стрижонок Скрип”

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перескажите рассказ способом “Суммирования” (см. приложение).

Нарисуйте иллюстрацию к любой понравившейся части рассказа.

21. Попробуйте прочитать “Сказку о потерянном времени” Е.Л. Шварца очень быстро (“по диагонали”).

Ответьте на вопросы:

В чём заключается основная мысль сказки?

Почему всё время опаздывавшие дети превратились именно в стариков?

Что, кроме угрозы остаться стариками, заставило ребят поторопиться и успеть повернуть стрелки ходики назад?

Почему так необходимо использовать время рационально? Чем это поможет пригодиться тебе в жизни?

Почему “старикам” стало стыдно, когда школьники принялись уступать им место в трамвае?

Всегда ли надо беречь время? Почему ты так думаешь?

Выпишите основную мысль сказки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перескажите сказку своими словами и ещё раз прочитайте её, но уже внимательно, не спеша.

Вспомните поговорки, в которых говорится о времени.

22. Сравните рассказ В.Ю. Драгунского “Англичанин Павля” со “Сказкой о потерянном времени”.

Перескажите рассказ, пользуясь при запоминании способом “Просмотр” (см. приложение) так, чтобы было смешно собеседникам.

Прочитайте рассказ “Что любит Мишка” и сравни главных героев. Кто из них более симпатичен вам и почему?

Какие ещё рассказы В.Ю. Драгунского вы знаете? Перечислите:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Прочитайте рассказ В.В. Голявкина “Никакой я горчицы не ел”. Почему автор так назвал свой рассказ?

Выпишите основные мысли рассказа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте рассказ с конца. Кратко перескажите рассказ соседу по парте.

Перескажите рассказ Чехова “Размазня”, пользуясь способом запоминания “ОВОД” (см. в приложение).

Размазня.

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

Садитесь, Юлия Васильевна! - сказал я ей. - Давайте посчитаемся. Вам наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…

По сорока…

Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца…

Два месяца и пять дней…

Ровно два месяца… У меня так записано. Следует, вам, значит, шестьдесят рублей…. Вычесть девять воскресений… Вы ведь не занимались с Колей по воскресениям, а гуляли только…да три праздника…

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но … ни слова!..

Три праздника…Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь - девятнадцать. Вычесть… остаётся… гм… сорок один рубль… Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок её задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но - ни слова!..

Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но … бог с вами! Где, наше не пропадало? Потом-с, по вашему не досмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалование получаете. И так, значит долой ещё пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…

Я не брала, - шепнула Юлия Васильевна.

Но у меня записано!

Ну, пусть... хорошо.

Из сорока одного вычесть двадцать семь - останется четырнадцать.

Оба глаза наполнились слезами…На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

Я только раз брала, - сказала она дрожащим голосом. - Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала…

Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, остаётся одиннадцать… Вот ваши деньги, милейшая! Три… три… три… один и один… Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей. Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

Спасибо, - прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

За что же спасибо? - спросил я.

За деньги…

Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же спасибо?

В других местах мне и вовсе не давали…

Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? От чего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазнёй?

Она мило улыбнулась, и я прочёл на её лице: “Можно!”.

Я попросил у неё прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому её удивлению, все восемьдесят. Она робко поблагодарила меня и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Раздел IV: Я помню чудное мгновенье (часть 2).

24. Прочитайте стихотворение С.А. Есенина “Бабушкины сказки”.

Представьте, что вы находитесь там вместе с другими детьми. Какой вы представляете бабушку, обстановку?

Разделитесь в команды по три человека и сделайте к стихотворению книжку-раскладушку (книжка должна состоять из восемнадцати картинок (по одной к каждой строчке).

Выучите стихотворение, пользуясь способом “Фотоаппарат” (см. в приложении).

25. Почему Н.С. Гумилёв в своём стихотворении “Детство” говорит, что “людская кровь не святее изумрудного сока трав”.

Составьте описательный рассказ о лугах и перелесках, которые любил герой стихотворения.

Помогите Запоминайке вернуть строки стихотворения С.А. Есенина на свои места.

Черёмуха

Кругом роса медвяная

Ей песенки поёт

Серебряный ручей

А рядом у проталинки,

На солнышке горит

С весной расцвела

Сползает по коре.

В траве, между корней,

И вкрадчиво под кручею

И ветки золотистые,

Под нею зелень пряная

Развесившись, стоит,

Черёмуха душистая,

А зелень золотистая

Все ветки обдаёт.

Черёмуха душистая

Что кудри завила

Бежит, струится маленький

Сияет в серебре.

Ручей волной гремучею.

Прочитайте стихотворение Цветаевой М.И. “Бежит тропинка с бугорка”…

Как вы думаете, что такое детство? Ответьте на этот вопрос, составив небольшой рассказ о детстве.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению “Бежит тропинка c бугорка”… на альбомном листе.

Какие средства художественной выразительности использовала М. Цветаева в стихотворении “Красною кистью рябина зажглась…”

Почему стихотворение позволяет ясно представить себе день её рождения?

Зарисуйте ветку рябины:

Прочитайте стихотворение “За книгами” выразительно и по ролям.

Какую иллюстрацию можно нарисовать к данному стихотворению.

Выучите любым из двух понравившихся способов одно из стихотворений М.И. Цветаевой.

Внимание! Конкурс!

Назовите как можно больше стихотворений о детстве и их авторов. Победителя ждёт приз!

26. Прочитайте выразительно стихотворение Тугиновой В.М. Чем оно вам понравилось? Что запомнилось больше всего?

Расскажите о маме от третьего лица и о девочке от первого лица.

В чём заключается основная мысль стихотворения “Синицы”? запишите её в тетрадь:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, это стихотворение о синицах? Объясните, почему?

Раскройте основную мысль стихотворения (объясните, как вы её понимаете).

Сочините стихотворение о своём детстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8