бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения бесплатно рефераты

Подчеркните красной пастой в каждом абзаце слова и предложения, раскрывающие главную мысль. Составьте сжатый пересказ (смотрите способ “Сжатый пересказ” в приложении).

8. Прочитайте рассказ М.М. Зощенко “Ёлка”. Расскажите о самом интересном Новом годе в своей жизни.

Расскажите от первого лица о Лёле, Миньке, их маме. Какой из эпизодов вам больше понравился? Почему? Зашифруйте его в виде пиктограммы.

Подберите части рассказа к предложенным заголовкам:

1. Ёлка 3. Лёля и Минька

2. Подарки 4. Неприятное событие

Составьте план к рассказу “Ёлка”.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте сжатый пересказ.

Прочитайте рассказ по ролям.

8.Почему, на ваш взгляд, А.П. Платонов назвал свой рассказ “Сухой хлеб” именно так? Напишите свой вариант названия рассказа.

_______________________________________________________________

Озаглавьте каждую часть рассказа и составьте сжатый пересказ к любой из трёх понравившихся частей.

Нарисуйте иллюстрацию к рассказу “Сухой хлеб”.

Прочитайте сказку-быль Платонова “Неизвестный цветок”.

Неизвестный цветок.

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камней и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напилось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью - росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпадали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая - красная, третья - голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

“Может, это цветок скучает там по своей матери, как я?” - подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду - нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

- Отчего ты такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

- А отчего ты на других не похожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.

- А как тебя зовут? - спросила Даша.

- Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

- Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

- Слышите, как хорошо пахнет? Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончилось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камней и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

Как вы думаете, эта сказка о цветке? Объясните, почему?

Придумайте другой конец для этой сказки и запишите его.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое имя вы бы дали цветку? Расскажите о нём от первого лица.

Напишите план к сказке-были.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте сжатый пересказ сказки.

II Раздел: Я помню чудное мгновение (часть 1) .

9. Прочитайте выразительно стихотворение Пастернака Б.Л. “Золотая осень”.

Представьте, что вы вернулись с прогулки в осеннем лесу. Опишите его. Какие чувства вызывает у вас осенний лес?

Разделитесь на восемь команд и нарисуйте к каждому четверостишию картинку. Расскажите стихотворение по цепочке.

Выставьте картинки по порядку и попробуйте рассказать стихотворение наизусть, глядя на иллюстрации.

Расскажите любое стихотворение об осени.

10. Прочитайте стихотворение Клычкова С.А. “Весна в лесу”.

Вспомните сезонные изменения в природе во время весны и попробуйте сочинить стихотворение. Запишите его в тетрадь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зашифруйте в виде пиктограммы отрывок стихотворения “Весна” Хоринской Е.А.

Весна

Из-за дальней горной кручи
Вышло солнце в ранний час.
Золотой весенний лучик
Залетел к нам прямо в класс.
Он скользит, скользит по партам,
По таблицам на стене
Он пришёл к нам вместе с мартом,
Чтоб напомнить о весне
Он сосульки только тронет -
Вниз сорвутся, зазвенев;
Он колхознику напомнит,

Что подходит скоро сев…

Попробуйте рассказать стихотворение, глядя на пиктограмму.

11. Внимательно прочитайте стихотворение С.А. Есенина “Задремали звёзды золотые…”

Расскажите, какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому стихотворению?

Выучите стихотворение наизусть (смотри способ ”Повторение” в приложении).

Прочитайте стихотворение “Лебёдушка” С.А. Есенина.

Подберите отрывки к следующим заголовкам:

Заря над лесным озером

Лебёдушка с лебежатушками

Прогулка с лебежатушками

Орёл на охоте

Нападение орла

Печальный конец

Сделайте книжку-раскладушку к этому стихотворению.

Выучите любой из понравившихся отрывков (способ “Повторение”).

Составьте сжатый пересказ стихотворения.

12. Внимательно прочитайте стихотворение Прокофьева А.А. “Закат”.

Внимание! Конкурс на самую оригинальную иллюстрацию к стихотворению.

Прочитайте стихотворение “Я поднял дерево”… что вам больше всего запомнилось?

Расскажите от первого лица об авторе, о дереве.

Запишите в тетрадь основную мысль стихотворения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто-то побывал у Запоминайки и перепутал строчки в стихотворении. Помогите ей разобраться и укажите цифрами в клеточках, на каком месте должна быть строчка.

Весенние рубашки

Надели лужайки

Белеют ромашки

На ткани зелёной

У ворота выткана

Цветные рубашки:

Сплелись колокольчики

И жёлтые лютики

Кроеная смолка,

Сшиты рубашки.

В синие пряжки…

Вышиты шёлком.

Лучами -

Не иглами

(О.И. Высотская)

13. Возьмите альбомный лист и поделите его на четыре части. В каждой части нарисуйте иллюстрацию к одному из четверостиший стихотворения Д.Б. Кедрина “Бабье лето”.

Расскажите стихотворение по картинкам (попытайтесь не читать его ещё раз).

Конкурс поэтов! Сочините стихотворение об осени. Победителей лучших трёх стихотворений ждут призы!

14. Найдите по заголовкам части стихотворения Б.А. Слуцкого “Лошади в океане” и расставьте заголовки в нужном порядке (укажите цифрой).

Рыжий остров

“Глория”

Пробоина

Лошадиный груз

Не добрались…

Выучите стихотворение наизусть. Расскажите стихотворение по цепочке.

15. Зашифруйте стихотворение А.В. Жигулина “О, Родина!”

Обменяйтесь тетрадями соседом и попытайтесь расшифровать стихотворение, не повторяя его.

Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.

16. Внимательно прочитайте стихотворение Рубцова Н.М. “Сентябрь”.

Нарисуйте на альбомном листе сентябрь (в виде живого существа) и объясните, почему вы нарисовали именно такой рисунок.

Выучите стихотворение наизусть.

Раздел III: Уроки Запоминайки (часть 2).

17. Внимательно прочитайте рассказ М.М. Пришвина “Выскочка” и представьте, что вы кинокамеры. Разделите рассказ на кадры так, чтобы каждому человеку достался свой кадр, и нарисуйте иллюстрацию к данному сюжету.

Расставьте иллюстрации по порядку.

Перескажите рассказ по иллюстрациям (см. способ “Кинокамеры”)

18. Почему Константин Георгиевич Паустовский назвал свой рассказ “Скрипучие половицы” именно так?

Озаглавьте каждую часть и выпишите названия заголовков.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к каждой части?

Выпишите основную мысль каждой части.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зашифруйте основные мысли.

Кратко перескажите рассказ, глядя на пиктограмму.

Представьте, что Вы занимаетесь озвучиванием фильмов. Попытайтесь внимательно прочитать сказку и одновременно представить то, о чём идёт речь.

ВО ЛБУ СОЛНЦЕ, НА ЗАТЫЛКЕ МЕСЯЦ, ПО БОКАМ ЗВЕЗДЫ.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у него был сын Иван-царевич - и красивый, и умный, и славный; об нем песни пели, об нем сказки сказывали, он красным девушкам во сне снился. Пришло ему желанье поглядеть на белый свет; берет он у царя-отца благословенье и позволенье и едет на все четыре стороны, людей посмотреть, себя показать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8