бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения бесплатно рефераты

2. Представьте, что вы находитесь на пляже вместе с героями рассказа Набокова В.В. “Первая любовь”. Составьте описательный рассказ о Биарицце.

Внимательно прочитайте рассказ “Бабочки”. Найдите в книгах цветное изображение Махаона и зарисуйте его в тетрадь, не срисовывая с книги.

Внимательно прочитайте отрывок из повести Н. Ловцова “Полосатый Эргени” и составьте описательный рассказ о тигрёнке и его матери.

Нарисуйте на альбомном листе иллюстрацию к рассказу.

Тигрица мать.

Ночью, когда луна приветливо закивала тайге, тигрёнок выполз к ручью, потягиваясь, выгнув дугой спину, и жалобно замяукал.

Прошло несколько томительных минут. Тайга молча приняла его жалобу и ничего не ответила. Только тёмные, причудливые тени, что легли на поверхность ручья, предостерегающе шевелились. Тигрёнок припал к воде красным языком, несколько раз булькнул и поднял морду… на конце чёрного и мокрого носа уселся комар; запустив острую пику, он безжалостно колол его. Тигрёнок недовольно фыркнул, сунул морду в траву и снова жалобно проревел.

И вдруг совсем недалеко кто-то ласково замурлыкал. Тигрёнок навострил уши, сделал несколько прыжков и оказался возле матери.

Тигрица беспокойно обнюхала сына от кончика носа до конца хвоста, лизнула его гладкую лоснящуюся шерсть длинным, как лопасть весла, шершавым языком и тихо промурлыкала, словно успокаивая сына. Повернувшись к тайге, она сделала три прыжка и недовольно оглянулась. Тигрёнок ловил в высокой густой траве лягушат. Он так увлёкся охотой, что и не заметил отсутствия матери. Тигрица вернулась и строго проурчала. Тигрёнок прыгнул к ней, но по пути неосторожно задел сухой сук лиственницы. Дерево резко хрустнуло. Тигрица нагнала своего сорванца и, схватив громадными зубами за загривок, чуть сжала их. Тигрёнок обиженно пропищал, дёрнулся вперёд, но, сдержанный зубами матери, послушно поплёлся за ней.

Двигались они мягко, неслышно. Перелезая через поваленные стволы, проскальзывая через таёжные заросли и перепрыгивая через рытвины и ручьи - тигры почти не производили шума. Их движения были мягки и настолько рассчитаны, что они в любую минуту могли змеёй выгнуть своё тело и незаметно перелезть через поваленное дерево. А через чащи, где другому зверю никогда бы не пробраться, они проскальзывали ползком и не делали никого шума.

3. Озаглавьте каждую из четырёх частей фрагмента “Воспоминаний” А.И. Цветаевой и напишите их в тетрадь.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Зашифруйте любую часть в виде пиктограммы (не используя буквы и цифры)

Попробуйте пересказать эту часть по пиктограмме.

Внимательно прочитайте рассказ “Пушок” Г. Скребицкого.

Пушок.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы прозвали его Пушок.

Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам. Ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки и держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся на печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме всю зиму прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы покатиться, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собой Пушка. Достал коробочек, настелил туда сена, положил ежа и, чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном накрыл. Коробочек поставил в сани и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки домой.

Везу - вдруг на встречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай к санкам. Гляжу - лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его не тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы жалели о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча - его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да такая тёплая. Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это - зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящик с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

Поделите рассказ на части и озаглавьте каждую из них.

4. Найдите по заголовкам соответствующие части рассказа Б.К. Зайцева “Домашний Лар”.
Необычный ребёнок
Рождение очередного сына
Несчастье
Дама сердца
Домашний Лар
Чаепитие

Расставьте их в нужном порядке (укажите цифрой, каким по счету должен быть заголовок).

Зашифруйте в виде пиктограммы любую из частей рассказа и перескажите её.

Нарисуйте на альбомном листе иллюстрацию к рассказу.

Кто-то перепутал предложения в тексте. Укажите цифрами последовательность предложений.

1. Дети пообедали и вышли на улицу смотреть, не ведут ли корову. 2. Собрались Марья со старухой на базар покупать корову. 3. Вдруг видят - по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идёт пёстрая корова, за рога привязана, и идёт сзади мать, хворостиной подгоняет. 4. Соседку попросили с детьми побыть, а соседа дядю Захара с ними поехать, выбирать корову. 5. Ждали они, ждали целый день. 6. Стали дети судить, какая будет корова - бурая или чёрная. 7. За версту ушли встречать корову, уж смеркаться стало, вернулись назад. 8. Стали они говорить, как её кормить будут.

(из рассказа Л.Н. Толстого “Корова”)

5. Напишите, какие сказы П.П. Бажова вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте план к сказу “Серебряное копытце” и запишите его в тетрадь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перескажите сказ по плану (смотрите способ “Планирование” в приложении).

Прочитайте сказ по ролям.

Нарисуйте на альбомном листе иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду сказа “Серебряное копытце”.

Найдите в библиотеке и прочитайте сказ П.П. Бажова “Хозяйка медной горы”.

Составьте план к сказу “Хозяйка медной горы”. Напишите напротив каждого названия отрывка основную мысль данной части сказа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к сказу?

Нарисуйте любого из понравившихся героев сказов “Серебряное копытце” и “Хозяйка медной горы”.

6. Прочитайте рассказ Б.С. Житкова “Как я ловил человечков”.

Составьте план.

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Какой эпизод вам больше всех запомнился? Почему? Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому эпизоду?

Расскажите о главном герое рассказа от третьего лица.

Прочитайте небольшой текст и составьте описательный рассказ о лисёнке.

Как-то раз пастухи поймали лисёнка и принесли его нам. Мы посадили зверька в пустой амбар.

Лисёнок был ещё маленький, весь серый, мордочка тёмная, а хвост на конце беленький. Зверёк забился в дальний угол амбара и испугано озирался по сторонам. От страха он даже не кусался, когда мы его гладили, только прижимал уши и весь дрожал.

7. Напишите, почему К.Г. Паустовский назвал рассказ “Корзина с еловыми шишками” именно так?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделите в каждом абзаце слова и предложения, раскрывающие главную мысль, и запишите их в тетрадь столбиком.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расскажите о Дагни (или композиторе) от первого лица.

Перескажите рассказ, заменив прямую речь и диалог косвенной речью.

Прочитайте внимательно рассказ Г.А. Скребицкого “Воришка”.

Воришка.

Однажды нам подарили молодую белку. Она очень скоро стала совсем ручная, бегала по всем комнатам, лазила на шкафы, да так ловко - никогда ничего не уронит, не разобьёт.

В кабинете у отца над диваном были прибиты огромные оленьи рога. Белка часто по ним лазила: заберётся, бывало, на рог и сидит на нём, как на сучке дерева.

Нас, ребят, она очень хорошо знала. Только войдёшь в комнату, белка прыг откуда-нибудь со шкафа на плечо. Это значит - она просит сахара или конфетку. Очень любила сладкое.

Конфеты и сахар у нас в столовой, в буфете, лежали. Их никогда не запирали, потому что мы, дети, без спроса ничего не брали.

Но вот завёт как-то мама нас всех в столовую и показывает пустую вазочку:

Кто же это конфеты отсюда взял?

Мы глядим друг на друга и молчим - не знаем, кто из нас это сделал. Мама покачала головой и ничего не сказала. А на следующий день сахар из буфета пропал, и опять никто не сознался, что взял. Тут уж и отец рассердился, сказал, что всё теперь будет запирать, а нам всю неделю сладкого не даст.

И белка заодно с нами без сладкого осталась. Вспрыгнет, бывало, на плечо, мордочкой о щёку трётся, за ухо зубами дёргает - просит сахару. А где его взять?

Один раз сидел я после обеда тихонько на диване в столовой и читал. Вдруг вижу: белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба - и на пол, а оттуда на шкаф.

“Постой, - думаю, - куда это она хлеб всё носит”. Подставил я стул, заглянул на шкаф. Вижу - старая мамина шляпа лежит. Приподнял я её - вот те раз: Чего-чего под нею только нет: и сахар, и конфеты, и хлеб и разные косточки.

Я - прямо к отцу, показываю: “Вот кто у нас воришка!”

А отец рассмеялся и говорит: - Как же это я раньше не догадался?! Ведь это наша белка себе на зиму запасы делает. Теперь осень, на воле все белки корм запасают, ну и наша не отстаёт.

После такого случая перестали от нас запирать сладкое, только к буфету крючок приделали, чтобы белка туда залезть не могла.

Но белка на этом не успокоилась, всё продолжала запасы на зиму готовить. Найдёт корочку хлеба, орех или косточку - сейчас схватит, убежит и запрячет куда-нибудь.

А то ходили мы как-то в лес за грибами. Пришли поздно вечером, усталые, поели - и скорее спать. Кошёлку с грибами на окне оставили; прохладно там, не испортятся до утра.

Утром встаём - вся корзинка пустая. Куда же грибы делись? Вдруг отец из кабинета кричит, нас зовёт.

Прибежали к нему, глядим - все оленьи рога над диваном грибами увешаны. И на крючке для полотенца и за зеркалом, и за картиной - всюду грибы. Это белка ранёхонько утром постаралась: развесила грибы на зиму посушить.

В лесу белки всегда осенью грибы на сучьях сушат. Вот и наша поспешила. Видно, почуяла зиму.

Скоро и вправду наступили холода. Белка всё старалась забраться куда-нибудь в уголок, где бы потеплее, а как-то раз она и вовсе пропала. Искали, искали её - нигде нет. Наверное, убежала в сад, а оттуда в лес. Жалко нам стало нашей белочки.

Собрались топить печку, закрыли отдушник, наложили дрова, подожгли. Вдруг в печке как завозится что-то, зашуршит! Мы отдушник поскорее открыли, а от туда белка пулей выскочила - прямо на шкаф.

А дым из печки в комнату так и валит, в трубу ни как не идёт. Что там? Брат сделал из толстой проволоки крючок и просунул его через отдушину в трубу, чтобы узнать, нет ли там чего.

Глядим - тащит из трубы галстук, мамину перчатку, даже бабушкину праздничную косынку там разыскал.

Всё это наша белка себе для гнезда в трубу затащила. Вот ведь какая! Хоть и в доме живёт, а лесные повадки не оставляет. Такова уж, видно, их беличья натура.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8