бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мировоззренческие предпосылки аддитивного поведения - (диплом) бесплатно рефераты

p>Когда я вижу мужчину рядом с женщиной, я не обращаю внимания …мне все равно

    положительное отношение
    удовлетворенность половой жизнью
    Моя половая жизнь насыщена …активная 72
    89
    стремление к постоянству

Если бы у меня была нормальная половая жизнь, то она бы была с постоянным партнером

    извлечение практической пользы
    …то я бы сбросила вес
    Отношение к браку
    отрицательное отношение
    негативное представление
    Супружеская жизнь кажется мне скучной …невыносимой …тупой
    45
    69
    положительное отношение
    позитивное представление
    Супружеская жизнь кажется мне нормальной …интересной 55
    31
    идеализация
    …раем …заманчивой …романтичной
    Отношение к подчиненным
    отрицательное отношение
    использование подчиненных

если кто-нибудь работает под моим руководством, то я его стараюсь обдурить 56

    53
    циннизм

если бы я занимал руководящий пост, то я бы не платил зарплату … всех бы уволил

    неуверенность в своих силах

когда я даю другим поручения, я не уверен, что они их выполнят

    положительное отношение
    забота
     
    44
    47
    доверие
    когда я даю другим поручения, я надеюсь на них
    уверенность в своих силах
    если бы я занимал руководящий пост, то все бы были довольны
    Отношение к начальству
    отрицательное отношение
    концепция ухода

когда мой начальник приближается ко мне я стараюсь скрыться 58

    47
    страх
    … я трясусь
    негативизм
    мое начальство плохое
    непризнание чужого авторитета
    в школе мои учителя дураки
    положительное отношение
    уважение
    в школе мои учителя очень уважаемы
    42
    53
    отсутствие страха

когда ко мне приближается мой начальник, то я в нем вижу обычного человека

    Нереализованные возможности
    отрицательное отношение
    суицидальные стремления
    больше всего в жизни я хотел бы умереть
    8
    2
    агрессия по отношению к другим
    … убить сестру
    положительное отношение
    любовь, семья, брак
    больше всего в жизни я хотел бы любить
    92
    98
    … завести семью
    … познакомиться с девушкой
    карьера
    … устроиться на хорошую работу
    материальные ценности
    … 1000000 $
    другие позитивные стремления
    … быть счастливым
    … быть здоровым
    … радостным

2. 3. Анализ результатов исследования методами математической статистики.

1. Различия между группами испытуемых по отношению к отцу представлены в таблице 2. Таблица 2.

    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    61
    39
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    35
    65
    100
    96
    104
    200
    Х2 = 13, 54
    Различия значимы на уровне 0, 001

2. Различия между группами испытуемых по отношению к матери представлены в таблице 3.

    Таблица 3.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    49
    51
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    31
    69
    100
    80
    120
    200
    Х2 = 6, 75
    Различия значимы на уровне 0, 01

3. Различия между группами испытуемых по отношению к семье представлены в таблице 4.

    Таблица 4.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    39
    61
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    27
    73
    100
    66
    134
    200
    Х2 =3, 95
    Различия значимы на уровне 0, 05

4. Различия между группами испытуемых по отношению к себе представлены в таблице 5.

    Таблица 5.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    46
    54
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    46
    54
    100
    92
    108
    200
    Х2=0
    Различия отсутствуют.

5. Различия между группами испытуемых по отношению к прошлому представлены в таблице 6.

    Таблица 6.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    38
    62
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    31
    69
    100
    69
    131
    200
    Х2 =1, 08
    Различия не значимы

6. Различия между группами испытуемых по отношению к будущему представлены в таблице72.

    Таблица 7 .
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    48
    52
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    22
    78
    100
    70
    130
    200
    Х2 =14, 85
    Различия значимы на уровне 0, 001

7. Различия между группами испытуемых по отношению к сексу представлены в таблице 8.

    Таблица 8.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    28
    72
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    11
    89
    100
    39
    161
    200
    Х2 = 9, 20
    Различия значимы на уровне 0, 01

8. Различия между группами испытуемых по отношению к браку представлены в таблице 9.

    Таблица 9.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    45
    55
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    69
    31
    100
    114
    86
    200
    Х2 = 11, 75
    Различия значимы на уровне 0, 001

9. Различия между группами испытуемых по изучаемому параметру “представление о друзьях” представлены в таблице 10.

    Таблица 10
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    25
    75
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    20
    80
    100
    45
    155
    200
    Х2 =0, 71
    Различия не значимы

10. Различия между группами испытуемых по отношению к подчиненным представлены в таблице 11.

    Таблица 11.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    56
    44
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    53
    47
    100
    109
    91
    200
    Х2=1, 18
    Различия не значимы.

11. Различия между группами испытуемых по отношению к начальству представлены в таблице 12.

    Таблица 12.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    58
    92
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    47
    53
    100
    105
    145
    200
    Х2 =1, 58
    Различия не значимы.

12. Различия между группами испытуемых по изучаемому параметру “нереализованные возможности” представлены в таблице 13.

    Таблица 13.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    8
    92
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    2
    98
    100
    10
    190
    200
    Х2 =3, 79
    Различия не значимы.

Степень значимости различий между испытуемыми, склонными к аддиктивному поведению, и испытуемыми, не склонными к аддиктивному поведению, относительно основных параметров мировоззрения (уровень значимости оценивался с помощью критерия Х2).

    Таблица 14.
    Изучаемый параметр
    Уровень значимости
    Отношение к отцу
    0, 001
    Отношение к матери
    0, 01
    Отношение к семье
    0, 05
    Отношение к себе
    Не значимо
    Отношение к прошлому
    Не значимо
    Отношение к будущему
    0, 001
    Отношение к сексу
    0, 01
    Отношение к браку
    0, 001
    Представление о друзьях
    Не значимо
    Отношение к подчиненным
    Не значимо
    Отношение к начальству
    Не значимо
    Нереализованные возможности
    Не значимо
    2. 4. Обсуждение результатов.

Начать обсуждение хотелось бы с отношения испытуемых к семье, а также родителям– матери и отцу.

Наиболее значимые различия выявились относительно отношения испытуемых к отцу –на уровне 0, 001. Отношение к отцу оказалось одной из самых проблемных тем юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (61%). Отца молодые люди, склонные к аддиктивному поведению, склонны воспринимать как объект, с которого можно получить материальную выгоду. Наиболее часто встречаются сожаления о невнимательности, отсутствии общения, совместного досуга, любви, заботы. Именно ролью отца в семье оказалась недовольна данная группа испытуемых. Возможно, здесь играет роль и тот факт, что при начале употребления ПАВ молодым человеком, у отцов закрепляется неустойчивый и противоречивый стиль отношений со стремлением выключиться из конфликтной ситуации с отвержением ребенка и отрицанием его проблем.

Также различия выражены по отношению к матери- на уровне 0, 01. Отрицательное отношение к матери у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (49%), связано, прежде всего, с отсутствием эмоционального контакта, доверия, с недостатком внимания, в признании конфликтности отношений. Интересен тот факт, что предложения именно по этому параметру пропускались неотмеченными чаще всего. Это свидетельствует о болезненности темы, а также ее закрытости, “табуированности”. В отношении к семье различия менее выражены –на уровне 0, 05. Молодые люди в обеих группах склонны нивелировать различия между своей семьей и другими (“как все”, “обычная семья”), а юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, недовольны в основном своей ролью в семье - считают, что с ними обращаются как с ребенком, не как с членом семьи, не уделяют должного внимания.

Резко отличается у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, отношение к своему будущему(уровень значимости 0, 001). Молодым людям, склонным к аддиктивному поведению, будущее представляется преимущественно в негативных тонах - мрачным, бесперспективным, скучным, они не видят себя в своем будущем, не уверены в нем. Зато молодые люди, не склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще высказывают оптимистичные, уверенные, светлые прогнозы относительно своего будущего. Негативная тенденция у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению видимо, связана с тем, что они не верят в будущее и не видят его, т. к. цель–немедленное удовлетворение потребностей сейчас, в настоящем. Личность потребителя наркотиков ориентирована преимущественно на потребление, они не имеют желания прикладывать значительные усилия для построения своего будущего. Также, что не менее важно, отсутствует программа построения этого будущего, умение ставить и достигать цели.

Различия по отношению к прошломуоказались незначительны: и в той и в другой группах только треть опрошенных склонны воспринимать свой опыт как негативный. Вероятно, особенности прошлого не имеют значения для формирования аддиктивного поведения.

Значимыми оказались различия по отношению к браку(уровень значимости 0, 001). Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, имеют более положительное отношение к браку (55% против 31%). У них чаще наблюдается стремление к браку, а также идеализация его. Мы считаем, что стремление к браку выступает у молодых людей, склонных к аддиктивному поведению, как компенсационный механизм неудовлетворенности отношениями в своей семье. Не получая любви, заботы, тепла от своих родителей, молодые люди мечтают создать свою семью, идеализируя ее образ. При этом отношения в разнополой диаде удаются им не очень хорошо - они реже удовлетворены своимисексуальными отношениямипо сравнению с молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению (уровень значимости 0, 01). Естественно, при наличии негативного примера в качестве своей семьи, им нелегко строить позитивные межполовые отношения.

Представление о дружбе в целом не удалось разделить на “положительное” и “отрицательное”. Это связано с тем, что предложения были построены таким образом, чтобы выявить идеальное представление о дружбе. Практически у всех испытуемых представления о“настоящем друге”похожи: как о человеке, который не предаст, не бросит в трудную минуту, не обманывает, умном, веселом, т. е. испытуемые рисовали идеальный образ друга. Удалось вычленить такой мировоззренческий аспект, как представление о друзьях. Группы сравнивались по этому параметру, и различия оказались не значимы: 25% среди юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, и 20% среди не склонных не уверены в своих друзьях.

Также мнения групп совпадали по отношению к подчиненным, к начальству – по этим параметрам различия не значимы. Отношение к себев обоих групп абсолютно совпало: 46% молодых людей и в группе склонных, и в группе не склонных к аддиктивному поведению, не уверены в себе, противопоставляют себя окружающему миру, обладают низкой самооценкой. Также в тесте имелся такой параметр, как “Страхи и опасения”. В обеих группах указывалось на следующие страхи и опасения: смерть, здоровье, оценочное отношение к себе; темнота, крысы, замкнутое пространство, тараканы; одиночество; ответственность; люди, начальство; будущее, ошибки. Все эти страхи и опасения свойственны для людей в принципе. Каких-либо тенденций относительно преобладания каких-либо страхов для каждой группы испытуемых выделено не было. Подвергнуть их количественной обработке также не представлялось возможным.

Таким образом, выраженные различия выявились по отношению к родителям отцу и матери, к семье, к будущему. По перечисленным выше параметрам у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, более выражено отрицательное отношение. Следовательно, гипотеза получила свое подтверждение. Также выявились различия по отношению к сексу –неудовлетворенность своими сексуальными отношениями показали молодые люди, склонные к аддиктивному поведению. Зато по отношению к браку они отличаются большим оптимизмом, нежели их сверстники, не склонные к аддиктивному поведению.

Для использования в профилактической и коррекционно-психологической работе мы считаем более перспективными такие мировоззренческие предпосылки, как отношение к родителям, к семье в целом и отношение к своему будущему, а также отношения в разнополой диаде.

Большое внимание следует уделять в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности определять цели своей жизни и добиваться их. В частности, мы предлагаем ориентировать молодых людей на такую позитивную цель как создание брака и гармонизацию межполовых отношений. Для этого мы предлагаем обучать молодых людей конструктивному взаимодействию в разнополой диаде. Это поможет молодым людям самореализоваться в браке, приобрести точку опоры и в настоящем, и в будущем, которого они пока так боятся.

И конечно, следует уделить внимание уменьшению негативной окраски взаимоотношений с родителями, в идеале–гармонизация этих отношений. Необходимо работать как с самими молодыми людьми, так и со всей семьей.

    Выводы

1. Гипотезы следствия получили свое подтверждение. Действительно, юноши и девушки, имеющие склонность к аддиктивному поведению, более пессимистично воспринимают своебудущее по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению, уровень значимости 0, 001. Будущее представляется преимущественно в негативных тонах - мрачным, бесперспективным, скучным, они не видят себя в своем будущем, не уверены в нем. Видимо, это связано с тем, что они не верят в будущее и не видят его, т. к. цель–немедленное удовлетворение потребностей сейчас, в настоящем. Также, что не менее важно, отсутствует программа построения этого будущего, умение ставить и достигать цели.

2. Получила подтверждение и вторая гипотеза. Молодые люди, склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще не удовлетворены своими отношениями с родителями по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.

Наиболее значимые различия выявились по отношению испытуемых к отцу –на уровне 0, 001. Отношение к отцу оказалось одной из самых проблемных тем юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (61%). Эти данные показывают нам, сколь значима роль отца в формировании личности молодого человека, а также вовлечения его в наркотическую зависимость. Различия выражены и по отношению к матери- на уровне 0, 01. Отрицательное отношение к матери у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (49%), связано, прежде всего, с отсутствием эмоционального контакта, доверия, с недостатком внимания, в признании конфликтности отношений.

Полученные данные подтверждают тот факт, что химическая зависимость –заболевание семейное, и неблагополучие в семье имеет большое значение в формировании аддиктивного поведения.

3. Значимыми оказались различия по отношению к браку(уровень значимости 0, 001). Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, имеют более положительное отношение к браку по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению (55% против 31%). У них чаще наблюдается стремление к браку, а также идеализация его.

Мы считаем, что стремление к браку выступает у молодых людей, склонных к аддиктивному поведению, как компенсационный механизм неудовлетворенности отношениями в своей семье. Не получая любви, заботы, тепла от своих родителей, молодые люди мечтают создать свою семью, идеализируя ее образ. При этом отношения в разнополой диаде удаются им не очень хорошо - они реже удовлетворены своимисексуальными отношениямипо сравнению с молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению (уровень значимости 0, 01). Естественно, при наличии негативного примера в качестве своей семьи, им нелегко строить позитивные межполовые отношения.

4. Различия по отношению к остальным мировоззренческим факторам, а именно: отношение к прошлому, к себе, к друзьям, к начальству , к подчиненными, а также нереализованные возможности– оказались не значимы.

    Заключение.

Итак, мы проанализировали различия между молодыми людьми, склонными к аддиктивному поведению, и молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению, по следующим мировоззренческим параметрам: отношение отцу, матери, своей семье, отношение к прошлому, к будущему, , к себе, к друзьям, к начальству, к подчиненными, а также нереализованные возможности. Были выявлены следующие различия: более отрицательное отношение к будущему, к отцу, матери, к своей семье, а также неудовлетворенность своими сексуальными отношениями показали юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, при этом продемонстрировав более положительное отношение к браку с его идеализацией.

Полученные данные позволяют сделать следующие рекомендации по профилактике и терапии аддиктивного поведения.

Гармонизация, оптимизация семейных отношений, отношений с родителями –необходимый атрибут профилактической работы. Уменьшение чрезвычайно эмоционального, болезненного, негативного отношения детей к своим родителям поможет снизить риск наркотизации среди юношества.

Необходимо работать с построением и осознанием жизненных целей, развивать способность строить жизнь, видеть свое будущее и не бояться его. В частности, мы предлагаем ориентировать молодых людей на такую позитивную цель, как создание брака и гармонизацию межполовых отношений.

Нам видится новый приоритетный путь профилактики - мы предлагаем обучать молодых людей конструктивному взаимодействию в разнополой диаде. Это поможет молодым людям самореализоваться в браке. Удачное конструктивное взаимодействие с противоположным полом станет для них точкой опоры и в настоящем, и в будущем, которого пока они так боятся.

    Библиография.

1. Баярд Д. , Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. – М. – 1992. 2. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. СПб. ;М. -1998.

3... Березин С. В. и др. Психология ранней наркомании. -Самара. -1997. 4. Березин С. В. , Лисецкий К. С. , Мотынга И. А. Психология ранней наркомании. – Самара. – 1997. 5. Березин Ф. Б. Психология и психофизиологическая адаптация человека. Л. -1998. 6. Битенский В. С. , Херсонский Б. Г. , Дворяк С. В. и др. Наркомании у подростков. -Киев. -1989.

7. Братусь В. С. , Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М. – 1984.

8. Васильева О. С. , Андрущенко И. Е. Смысл жизни и отношение к смерти в старшем школьном возрасте. //Школа здоровья. – 2000. - №1 – с. 48-62.

9. Вострокнутов Н. В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе. //Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). –М. – 2001. – с. 109-124. 10. Дольто Франсуаза. На стороне подростка. -СПб. -1997.

11. Дьяченко М. И. , Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь. – Мн. -1998. 12. Заика Е. В. , Крейдун Н. П. , Якина А. С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии-№4-1990-с. 83-90.

13. Зыков О. В. Состояние и перспективы развития детско-подростковой наркологической службы в г. Москве //Вопросы наркологии. – 1997. - №1. – с. 27-32. 14. Ивченко Н. П. , Ефимова А. В. , Аккузина О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни. //Вопросы психологии. – 2001. - №3 – с. 49-57. 15. Кон И. С. Психология ранней юности. – М. – 1989.

16. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М. – 1998.

17. Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. -М. ;СПб. -1996.

18. Курек Н. С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор аддиктивного поведения // Вопросы психологии. – 1997. - №2.

19. Левин Б. Н. , Левин М. Б. Наркомания и наркоманы. Книга для учителей. -М. 1991.

20. Лекции по клинической наркологии / Под редакцией Иванца Н. Н. – М. – 1995. 21. Лисецкий К. С. , Мотынга И. А. Психология и профилактика ранней наркомании. – Самара. – 1996. 22... Личко А. Е. , Битенский В. С. Подростковая наркология: руководство. - Л. 1991.

23. Меньшикова Е. С. Программы профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками для подростков. //Семейная психология и семейная терапия. – 1997. - №2. – с. 88-105. 24. Мирошниченко Л. Д. , Гелипас В. Е. , Рыбакова Л. Н. Проблема антинаркотической профилактики в подростковой среде. – 2000. - №3. –с. 3-13.

25. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб. – 1998. 26. Ниссен Й. Ф. Невидимый слон. - М. – 1998.

27. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. – Самара. -1998.

28. Практическая психология образования: учебник для студентов ВУЗов. Дубровина И. В. - М. -1998.

29. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. – М. – 2000.

    30. Проценко Е. Н. Наркотики и наркомания. – М. - 1999.

31. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования)/Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. – Самара. -1998.

    33. Пятницкая И. Н. Наркомании. -М. - 1994.

34. Реабилитационно-профилактическая программа клуб “Перекресток”. – М. – 2000. 35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М. – 1999.

36. Соловов А. В. Варианты психопатологии у подростков при Джон А. начальных формах клинической зависимости. //Школа здоровья. – 2000. - №1. – с. 79-82. 37. Соломзес Джон А. , Вэнд Чебурсон, Георгий Соколовский. Наркотики и общество. -М. , - 1998.

38. Сорокин В. М. наркотики и подростковая субкультура... //Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). –М. – 2001. – с. 104-106.

40. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы. //Семейная психология и семейная терапия. – 1999. №3 – с. 90- 95. 41. Христофорова М. И. , Шипицина Л. М. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов... //Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). –М. – 2001. – с. 165-174. 42. Шереги Ф. Э. , Арефьева А. Л. и др. Материалы международной конференции “Подростки и молодежь в меняющемся обществе”(проблемы отклоняющегося поведения). – М. – 2001.

Страницы: 1, 2, 3