бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения бесплатно рефераты

Значимыми оказались различия по отношению к браку (уровень значимости 0,001). Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, имеют более положительное отношение к браку (55% против 31%). У них чаще наблюдается стремление к браку, а также идеализация его. Мы считаем, что стремление к браку выступает у молодых людей, склонных к аддиктивному поведению, как компенсационный механизм неудовлетворенности отношениями в своей семье. Не получая любви, заботы, тепла от своих родителей, молодые люди мечтают создать свою семью, идеализируя ее образ. При этом отношения в разнополой диаде удаются им не очень хорошо - они реже удовлетворены своими сексуальными отношениями по сравнению с молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению (уровень значимости 0,01). Естественно, при наличии негативного примера в качестве своей семьи, им нелегко строить позитивные межполовые отношения.

Представление о дружбе в целом не удалось разделить на «положительное» и «отрицательное». Это связано с тем, что предложения были построены таким образом, чтобы выявить идеальное представление о дружбе. Практически у всех испытуемых представления о «настоящем друге» похожи: как о человеке, который не предаст, не бросит в трудную минуту, не обманывает, умном, веселом, т.е. испытуемые рисовали идеальный образ друга.

Удалось вычленить такой мировоззренческий аспект, как представление о друзьях. Группы сравнивались по этому параметру, и различия оказались не значимы: 25% среди юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, и 20% среди не склонных не уверены в своих друзьях.

Также мнения групп совпадали по отношению к подчиненным, к начальству - по этим параметрам различия не значимы.

Отношение к себе в обоих групп абсолютно совпало: 46% молодых людей и в группе склонных, и в группе не склонных к аддиктивному поведению, не уверены в себе, противопоставляют себя окружающему миру, обладают низкой самооценкой.

Также в тесте имелся такой параметр, как «Страхи и опасения».

В обеих группах указывалось на следующие страхи и опасения: смерть, здоровье, оценочное отношение к себе; темнота, крысы, замкнутое пространство, тараканы; одиночество; ответственность; люди, начальство; будущее, ошибки. Все эти страхи и опасения свойственны для людей в принципе. Каких-либо тенденций относительно преобладания каких-либо страхов для каждой группы испытуемых выделено не было. Подвергнуть их количественной обработке также не представлялось возможным.

Таким образом, выраженные различия выявились по отношению к родителям отцу и матери, к семье, к будущему. По перечисленным выше параметрам у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, более выражено отрицательное отношение. Следовательно, гипотеза получила свое подтверждение.

Также выявились различия по отношению к сексу -неудовлетворенность своими сексуальными отношениями показали молодые люди, склонные к аддиктивному поведению. Зато по отношению к браку они отличаются большим оптимизмом, нежели их сверстники, не склонные к аддиктивному поведению.

Для использования в профилактической и коррекционно-психологической работе мы считаем более перспективными такие мировоззренческие предпосылки, как отношение к родителям, к семье в целом и отношение к своему будущему, а также отношения в разнополой диаде.

Большое внимание следует уделять в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности определять цели своей жизни и добиваться их. В частности, мы предлагаем ориентировать молодых людей на такую позитивную цель как создание брака и гармонизацию межполовых отношений. Для этого мы предлагаем обучать молодых людей конструктивному взаимодействию в разнополой диаде. Это поможет молодым людям самореализоваться в браке, приобрести точку опоры и в настоящем, и в будущем, которого они пока так боятся.

И конечно, следует уделить внимание уменьшению негативной окраски взаимоотношений с родителями, в идеале - гармонизация этих отношений. Необходимо работать как с самими молодыми людьми, так и со всей семьей.

Выводы

1.Гипотезы следствия получили свое подтверждение. Действительно, юноши и девушки, имеющие склонность к аддиктивному поведению, более пессимистично воспринимают свое будущее по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению, - уровень значимости 0,001. Будущее представляется преимущественно в негативных тонах - мрачным, бесперспективным, скучным, они не видят себя в своем будущем, не уверены в нем. Видимо, это связано с тем, что они не верят в будущее и не видят его, т. к. цель - немедленное удовлетворение потребностей сейчас, в настоящем. Также, что не менее важно, отсутствует программа построения этого будущего, умение ставить и достигать цели.

2.Получила подтверждение и вторая гипотеза. Молодые люди, склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще не удовлетворены своими отношениями с родителями по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.

Наиболее значимые различия выявились по отношению испытуемых к отцу - на уровне 0,001. Отношение к отцу оказалось одной из самых проблемных тем юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (61%). Эти данные показывают нам, сколь значима роль отца в формировании личности молодого человека, а также вовлечения его в наркотическую зависимость.

Различия выражены и по отношению к матери - на уровне 0,01. Отрицательное отношение к матери у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (49%), связано, прежде всего, с отсутствием эмоционального контакта, доверия, с недостатком внимания, в признании конфликтности отношений.

Полученные данные подтверждают тот факт, что химическая зависимость - заболевание семейное, и неблагополучие в семье имеет большое значение в формировании аддиктивного поведения.

3. Значимыми оказались различия по отношению к браку (уровень значимости 0,001). Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, имеют более положительное отношение к браку по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению (55% против 31%). У них чаще наблюдается стремление к браку, а также идеализация его.

Мы считаем, что стремление к браку выступает у молодых людей, склонных к аддиктивному поведению, как компенсационный механизм неудовлетворенности отношениями в своей семье. Не получая любви, заботы, тепла от своих родителей, молодые люди мечтают создать свою семью, идеализируя ее образ.

При этом отношения в разнополой диаде удаются им не очень хорошо - они реже удовлетворены своими сексуальными отношениями по сравнению с молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению (уровень значимости 0,01). Естественно, при наличии негативного примера в качестве своей семьи, им нелегко строить позитивные межполовые отношения.

4. Различия по отношению к остальным мировоззренческим факторам, а именно: отношение к прошлому, к себе, к друзьям, к начальству , к подчиненными, а также нереализованные возможности - оказались не значимы.

Заключение.

Итак, мы проанализировали различия между молодыми людьми, склонными к аддиктивному поведению, и молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению, по следующим мировоззренческим параметрам: отношение отцу, матери, своей семье, отношение к прошлому, к будущему, , к себе, к друзьям, к начальству, к подчиненными, а также нереализованные возможности.

Были выявлены следующие различия: более отрицательное отношение к будущему, к отцу, матери, к своей семье, а также неудовлетворенность своими сексуальными отношениями показали юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, при этом продемонстрировав более положительное отношение к браку с его идеализацией.

Полученные данные позволяют сделать следующие рекомендации по профилактике и терапии аддиктивного поведения.

1. Гармонизация, оптимизация семейных отношений, отношений с родителями - необходимый атрибут профилактической работы. Уменьшение чрезвычайно эмоционального, болезненного, негативного отношения детей к своим родителям поможет снизить риск наркотизации среди юношества.

2. Необходимо работать с построением и осознанием жизненных целей, развивать способность строить жизнь, видеть свое будущее и не бояться его. В частности, мы предлагаем ориентировать молодых людей на такую позитивную цель, как создание брака и гармонизацию межполовых отношений.

3. Нам видится новый приоритетный путь профилактики - мы предлагаем обучать молодых людей конструктивному взаимодействию в разнополой диаде. Это поможет молодым людям самореализоваться в браке. Удачное конструктивное взаимодействие с противоположным полом станет для них точкой опоры и в настоящем, и в будущем, которого пока они так боятся.

Библиография.

1.Баярд Д., Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. - М. - 1992.

2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. СПб.;М.-1998.

3.. Березин С.В. и др. Психология ранней наркомании.-Самара.-1997.

4. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. - Самара. - 1997.

5. Березин Ф.Б. Психология и психофизиологическая адаптация человека. Л.-1998.

6.Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомании у подростков.-Киев.-1989.

7. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М. - 1984.

8. Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Смысл жизни и отношение к смерти в старшем школьном возрасте.//Школа здоровья. - 2000. - №1 - с.48-62.

9. Вострокнутов Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе.//Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. - 2001. - с.109-124.

10.Дольто Франсуаза. На стороне подростка.-СПб.-1997.

11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. - Мн. -1998.

12. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии-№4-1990-с.83-90.

13. Зыков О.В. Состояние и перспективы развития детско-подростковой наркологической службы в г. Москве //Вопросы наркологии. - 1997. - №1. - с.27-32.

14. Ивченко Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни.//Вопросы психологии. - 2001. - №3 - с.49-57.

15.Кон И.С. Психология ранней юности. - М. - 1989.

16. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М. - 1998.

17.Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков.-М.;СПб.-1996.

18. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор аддиктивного поведения // Вопросы психологии. - 1997. - №2.

19.Левин Б.Н., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. Книга для учителей. -М. - 1991.

20. Лекции по клинической наркологии / Под редакцией Иванца Н.Н. - М. - 1995.

21. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. - Самара. - 1996.

22.. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство. - Л.- 1991.

23. Меньшикова Е.С. Программы профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками для подростков.//Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - №2. - с.88-105.

24. Мирошниченко Л.Д., Гелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблема антинаркотической профилактики в подростковой среде. - 2000. - №3. -с.3-13.

25. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. - СПб. - 1998.

26. Ниссен Й.Ф. Невидимый слон. - М. - 1998.

27. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. - Самара. -1998.

28.Практическая психология образования: учебник для студентов

ВУЗов. Дубровина И.В. - М. -1998.

29. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании./Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б.Орешниковой. - М. - 2000.

30.Проценко Е. Н. Наркотики и наркомания. - М.- 1999.

31.Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования)/Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого. - Самара. -1998.

33.Пятницкая И.Н. Наркомании. -М.- 1994.

34.Реабилитационно-профилактическая программа клуб «Перекресток». - М. - 2000.

35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М. - 1999.

36.Соловов А.В. Варианты психопатологии у подростков при Джон А. начальных формах клинической зависимости.//Школа здоровья. - 2000. - №1. - с.79-82.

37. Соломзес Джон А., Вэнд Чебурсон, Георгий Соколовский. Наркотики и общество.-М., - 1998.

38.Сорокин В.М. наркотики и подростковая субкультура. .//Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. - 2001. - с.104-106.

40. Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы.//Семейная психология и семейная терапия. - 1999.№3 - с.90- 95.

41. Христофорова М.И., Шипицина Л.М. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов. .//Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. - 2001. - с.165-174.

42. Шереги Ф.Э., Арефьева А.Л. и др. Материалы международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе»(проблемы отклоняющегося поведения). - М. - 2001.

Отзыв на дипломную работу Привезенцевой Анны Умяровны «Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения»

Научный руководитель - Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических наук

Исследование, осуществленное Приведенцевой Анной Умяровной, характеризуется строгостью, последовательностью, гармоничностью. Результаты, в нем полученные, позволяют по-новому посмотреть на задачу профилактики аддиктивного поведения среди молодежи, борьбы с ним.

За время нашей совместной работы Приведенцева Анна Умяровна проявила себя творческим, трудолюбивым и ответственным человеком, стремящимся к последовательности, логичности, точности изложения. Она неоднократно участвовала в студенческих научных конференциях, выступала с докладом по результатам своей работы на пленарном заседании студенческой научной сессии МГОПУ. Ее характеризует умение пользоваться научным языком, и, в то же время, в ситуации задачи презентации своих данных перед сообществом людей, не являющихся психологами, она умеет говорить просто, доходчиво понятно.

В своей дипломной работе Приведенцева Анна Умяровна продемонстрировала умение осуществлять литературный анализ, планировать и проводить эмпирическое исследование, обрабатывать его результаты методами математической статистики, делать корректные, с точки зрения научной психологии, выводы. Ее работа отвечает всем требованиям, которые обычно предъявляются к дипломной работе, и может быть допущена к защите.

Надеемся, что Приведенцева Анна Умяровна со временем продолжит свое образование в аспирантуре. Полагаем, что она обладает необходимым для этого потенциалом.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4