бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы отбора персонала - (реферат) бесплатно рефераты

p>Часто приходится слышать от людей, имеющих отношение к охране, такие высказывания: “Телохранитель должен быть преданным и сильным, здоровым и глупым”, то есть - сила есть, ума не надо. Однако, это далеко не так. Деятельность сотрудника охраны протекает в условиях планируемого конфликта, опасного для жизни и здоровья. Отсюда следует, что не думающий охранник превращается в “пулеуловителя”, который не может защитить себя и охраняемые ценности.

Особенность мышления в том, что оно связано с реальной жизнью, с ее повседневными делами и заботами. Охранник часто решает задачи, с одной стороны, привычные, повторяющиеся постоянно: следование с охраняемым лицом по привычному маршруту или проверка документов, а с другой - задачи, возникающие неожиданно и требующие быстроты мышления, умения в экстремальной ситуации выбрать наиболее целесообразный порядок действий. Для таких решений и действий необходимы профессиональные знания, умения и навыки.

Мышление человека связано с его потребностями, мотивами деятельности и целями, достижения которых позволяет удовлетворять те или иные потребности. Если охранник не может достичь новых целей и решить возникшую задачу, используя старые тактические приемы и имеющиеся в наличии знания, его мышление активизируется. Необходимо менять тактику, приобретать новые знания. Такая ситуация называется проблемной.

Проблемные ситуации могут возникнуть в связи с изменением обстановки, указаниями руководства. Проблемные ситуации разделяют на два типа: очевидные и неочевидные.

Мимо очевидных ситуаций сотрудник охраны пройти не может. Так, например, нельзя не заметить пожар на объекте или нападение.

Сложнее обстоит дело со вторым типом. Если эта проблемная ситуация осознается, то включается мышление и принимается соответствующее решение. Если она не осознается, то охрана действует в привычном, в неизменном тактическом плане и не замечает, что обстановка уже изменилась и отрицательно влияет на обеспечение безопасности объекта. Нередко неочевидная проблемная ситуация осознается сотрудниками охраны только тогда, когда она становится очевидной. У дома, где проживает охраняемое лицо, остановилась автомашина с тонированными стеклами. Проблемная ситуация охраной не осознается. Когда охрана с охраняемым лицом выходит из дома, то опускаются стекла и сидящие в автомобиле открывают огонь из автомата. Проблемная ситуация стала очевидной, но это уже не позволяет решить возникшую проблему положительно.

Из этого следует, что все звенья охранных структур должны реагировать не только на очевидную, но и искать и разрешать неочевидные проблемные ситуации. Мешают осознанию проблемных ситуаций две причины. Первая - отсутствие профессиональных знаний, умений и навыков. Вторая - некритично оцениваемый опыт. Человек сталкивается с ситуацией, которая встречалась в прошлом, и не делает никаких выводов. Мышление спит. Но в конфликтном взаимодействии ситуации никогда не повторяются дважды, всегда есть отличия, которые могут оказать решающее влияние на развитие событий.

Осознав проблемную ситуацию, сотрудник собирает информацию, позволяющую принять правильное решение. Информация должна быть полной, точной и своевременной. Сотрудник охраны, принимающий решение, должен заинтересован в получении как можно более полной информации о конкретном явлении, условиях и факторах, отрицательно и положительно влияющих на выполнение задачи, о вероятном противнике, его силах методах, средствах и т. п. Реализовать это правило трудно. На точность информации влияет экстремальность ситуации, ошибки при передаче, неопределенность, противоречивость, а в некоторых случаях намеренное дезинформация. Очевидно, что полная, точная, но запоздалая никому не нужна. После сбора необходимой информации следует этап выдвижения версий. Предполагается, что сотрудник определяет различные варианты собственных действий и ситуацию в целом. Выдвигает и контролирует версии сам человек. Поэтому их качество и количество зависят от личных качеств сотрудника. Его отношение к труду, предприятию, руководству и т. п. Выбор одной из версий, когда человек говорит себе, что я буду действовать так, а обстановка будет развиваться следующим образом, означает принятие решения действовать. Наиболее сложный для принятия решения является экстремальная ситуация, поскольку сотруднику не хватает времени для сбора информации, выдвижения и контроля версий. Вместе с тем такая информация, как правило, неожиданна и приводит к возникновению дистресса, который дезорганизует деятельность, в том числе и мыслительную. Можно предположить, что в подобных условиях решения не принимаются или они ошибочны. Выходом из создавшегося положения является вероятностное прогнозирование.

В охранной деятельности суть вероятностного прогнозирования заключается в предварительном моделировании охранником, телохранителем проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в местах несения службы. При этом оценивается имеющаяся информация, выдвигаются версии и принимаются решения. Иными словами, для каждой ситуации отрабатываются возможные действия противника или чрезвычайных ситуаций и варианты собственных действий. Поэтому возникшая экстремальная ситуация будет ожидаема сотрудником, и он не попадет в состояние дистресса. Охранник сможет использовать один из вариантов разработанных действий, внося определенные коррективы, и не лишится возможности ясно мыслить.

Мышление, особенно в экстремальных ситуациях, протекает в условиях быстроменяющейся обстановки, дефицита времени и информации, эмоционально-волевого напряжения, связанного с опасностью, необходимостью быстрого принятия и реализации решения. Учитывая двусторонний характер конфликта, успеха добивается тот, кто в минуту опасности проявляет собранность и ясность мышления, способность оценить обстановку, принять нужное решение и реализовать свой план.

    Г Л А В А 2. Постановка проблемы исследования
    2. 1. Актуальность проблемы

Рост напряженности в нашем обществе и его криминализация привел к необходимости создания системы охранных предприятий и подготовки персонала для работы в этой сфере. При этом, очень часто охранниками работают люди, совершенно профессионально не подготовленные. Такое положение вещей является нетерпимым, особенно принимая во внимание тот факт, что охранник имеет дело с оружием. Актуальным в связи с этим является изучение профессиональной культуры лиц, обучающихся на курсах охранников. Психологическая оценка их личных и деловых качеств позволяет не только оценить профессиональную культуру современных работников охранных предприятий, но и выявить “слабые места” в их подготовке. Эти данные позволят не только сделать обучение охранников более эффективным, но и выработать рекомендации по индивидуальной работе для конкретных лиц.

    2. 2. Цели и задачи исследования

Целью настоящего исследования являются психологическая оценка профессионально значимых личных и деловых качеств у будущих работников охранных предприятий. Конкретные задачи исследования:

    Изучение литературы по темам:
    Личность;
    Мотивация личности;

Психология и культура личности работников охранных предприятий. Подбор психологических методик для исследований.

    Формирование выборки испытуемых.
    Диагностика основных свойств темперамента.
    Оценка потребности в достижении и потребности в общении.

Определение нервно-психической устойчивости личности и риска дезадаптации в стрессе “ПРОГНОЗ”.

    Выявление профессиональной направленности личности.
    Обобщение результатов.
    2. 3. Объект и предмет исследования

В исследовании приняли участие 30 мужчин и одна женщина в возрасте от 18 до 72 лет (средний возраст 28 лет). На момент исследования все они обучались в Негосударственном образовательном учреждении “Учебно-методический центр по подготовке частных охранников”. 5 слушателей имеют высшее образование, 11 слушателей - среднее специальное и 14 - среднее. Только 15% испытуемых до поступления на курсы имели опыт охранной деятельности. На курсы могут поступить все желающие, специальный отбор они не проходят. Только в процессе обучение осуществляется психологическое сопровождение слушателей (диагностика, коррекция, развития).

Таким образом, в качестве объекта исследования выступили 31 слушатель центра по подготовке охранников.

Предметом исследования являются основные свойства темперамента, особенности мотивации и профессиональной направленности этих лиц.

    2. 4. Методы и процедуры исследования

В нашем исследовании были использованы 5 психологических методик. Приводим краткое описание этих методик.

1. Методика “ОСТ” для диагностики основных свойств темперамента. Цель: Методика предназначается для изучения ряда свойств темперамента, имеющих презентацию в поведении человека. Опросник включает в себя 105 вопросов, охватывающих 8 шкал одинаковой наполняемости (по 12 вопросов) и контрольную шкалу (9 вопросов).

Обработка результатов. С помощью специального ключа подсчитывается количество баллов, полученных испытуемым по каждой из шкал:

“Эргичность” - потребность в деятельности, уровень активации и жизненного тонуса;

“Социальная эргичность” - потребность в социальном контакте, социальная активность:

“Пластичность” - переключение с одного вида деятельности на другой, выбор форм предметной деятельности;

“Социальная пластичность” - включение в социальное взаимодействие, уровень готовности к вступлению в контакты;

“Темп” - скорость выполнения операций при выполнении предметной деятельности; “Социальный темп” - скорость вербализации, быстрота говорения; “Эмоциональность” - эмоциональное реагирование на ситуацию, уровень тревожности;

“Социальная эмоциональность” - эмоциональность в коммуникативной сфере.

2. Опросник Ю. М. Орлова для определения уровня потребности достижения. Потребности в достижениях - это стремление человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения или реализации деятельности, соревнование с самим собой или с другими в этом. Она проявляется как тенденция к улучшению результатов, к переживанию успехов любой значимой или незначимой ситуации, стремление при включении в деятельность закончить ее. Потребность в достижениях связана с уровнем притязания: после успеха уровень притязаний повышается, а после неудачи остается на прежнем уровне.

    Цель: Оценка потребности в достижении.
    Интерпретация результатов:
    Менее 9 баллов - низкая потребность в достижениях.

10 - 13 баллов - средний уровень потребности в достижениях. Более 14 баллов - высокий уровень потребности в достижениях.

3. Опросник Ю. М. Орлова для попределения уровня потребности в общении. Потребность в общении, в эмоциональных контактах проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, вступать в контакты, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. Данная потребность проявляется в стремлении участвовать в совместных действиях, целью которых является само общение. На начальной стадии потребность в общении формируется в отношениях с родителями и сверстниками. Неудовлетворенность потребности в общении путем лишения социальных контактов сопровождается возникновением чувства одиночества и бессилия. Однако чрезмерная потребность в общении также не является положительным качеством, так как она приводит к тому, что человек не чувствует обратной связи, не принимает во внимание интересы и чувства партнера по общению.

    Цель: Определение уровня потребности в общении.
    Интерпретация результатов:
    Менее 13 баллов - низкая потребность в общении.

14 - 19 баллов - средний уровень потребности в общении. 20 баллов и выше - высокая потребность в общении.

4. Методика “Ориентировочная анкета” для определения профессиональной направленности личности.

Одной из важнейших характеристик человека является направленность - устойчивая система интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д. , что в конечном итоге определяет важнейшие в нашей жизни вопросов: выбор профессии, спутника жизни, способов достижения успеха. Направленность выступает в качестве ориентира деятельности личности и является относительно независимой от наличных ситуаций. В одном и том же виде деятельности человек может удовлетворить различные потребности и, напротив, в разных видах деятельности человек может находить для себя привлекательными сходные аспекты. Профессиональная направленность отражает устойчивый интерес не столько к содержанию профессиональной деятельности (конкретной профессии), сколько к тому, какие основные потребности в ней могут быть удовлетворены.

Цель: Изучение основной жизненной ориентации испытуемого как показателя направленности личности.

Интерпретация результатов: Чем больше набрано баллов по одному из видов направленности, по сравнению с другими, тем более доминирующей она является.

Направленность на себясоздается преобладанием мотива личного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. В работе такой человек видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязяния вне зависимости от интересов других. Направленность на взаимодействиеимеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами по работе. Направленность на задачу, или деловая направленность, отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности работы группы.

5. Методика определения нервно-психологической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”.

Цель: рекомендуется при поборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях. Интерпретация результатов: Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов.

Исследование было проведено в марте, апреле 1999 года в НОУ “Учебно-методический центр” по согласовании с руководством центра. Исследование проводилось групповым способом. Слушателем, сидящим в аудитории раздавались заранее подготовленные бланки для ответов и зачитывались вопросы психологических методик. Инструкция к исследованию была следующей: “В нашем учебно-методическом центре в настоящее время проводится психологическое исследование слушателей с целью совершенствования их подготовки. Просим Вас принять участие в этом исследовании”. Все, без исключения слушатели, дали согласие на участие в исследовании, проявили ответственность и заинтересованность в результатах.

    2. 5. Гипотезы исследования

Слушатели, получающие специальность “Частный охранник” должен обладать высокой мотивацией достижения.

Не все лица, обучающиеся на курсах, имеют профессионально значимые качества для работы в этой сфере.

Г Л А В А 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение 3. 1. Результаты диагностики основных свойств темперамента

В таблице № 1 представлены средние значения показателей основных свойств темперамента у исследованных слушателей “Учебно-методического центра”. Таблица № 1

Усредненные значения основных свойств темперамента испытуемых

    Шкалы методики “ОСТ”
    Эр
    Сэр
    П
    СП
    Т
    СТ
    Эм
    Сэм
    Среднее значение
    7, 8
    7, 9
    10, 1
    4, 2
    9, 6
    6, 7
    5, 6
    5, 5

Данные, представленные в таблице и на рисунке показывают, что исследованную группу слушателей характеризует высокая пластичность (переключаемость) психических процессов, высокий темп реакции и низкая социальная пластичность (переключаемость во взаимодействии с другими людьми). Остальные свойства темперамента: эргичность (Эр), социальная эргичность (Сэр), социальный темп (СТ), эмоциональность (Эм), социальная эмоциональность (Сэм) находятся в пределах средних значений.

В таблице № 2 представлена частота низких, средних и высоких значений основных свойств темперамента у исследованных слушателей.

    Таблица № 2

Частота и количество низких, средних и высоких значений основных свойств темперамента у исследованных слушателей

    Название шкалы
    Низкие значения
    Среднее значение
    Высокие значения
    чел.
    %
    чел.
    %
    чел.
    %
    Эр
    3
    9, 7
    14
    45, 1
    14
    45, 1
    Сэр
    4
    12, 9
    9
    29
    18
    58, 1
    П
    5
    16, 1
    12
    38, 7
    14
    45, 1
    СП
    20
    64, 5
    9
    29
    2
    6, 4
    Т
    0
    10
    32, 2
    21
    67, 8
    СТ
    7
    22, 6
    15
    48, 3
    9
    29
    Эм
    11
    35, 5
    9
    29
    8
    25, 8

Как показывает приведенные в этой таблице данные, показатель Эр (активность) находится, в большинстве случаев, в пределах средних и высоких значений. Только у трех человек Эр была низкая, что требует более внимательного анализа профессиональной пригодности этих слушателей. Показатели СЭр (активность в общении) у 58, 1% слушателей находились в пределах высоких значений; у 29% - на среднем уровне. На наш взгляд, это очень хороший результат, так как работники охранных предприятий должны уметь налаживать контакты и вступать во взаимодействие с самыми разными группами лиц. Низкая Сэр обнаружена у четырех человек.

Показатели пластичности у 45% лиц были высокими, у 38, 7% - средними. Низкая пластичность выявлена у пяти человек. Высокие значения социальной пластичности (СП) (умение переключаться в социальном взаимодействии) обнаружены только у двух человек. У 29% СП находилась в пределах средних значений, у 64, 5% - на низком уровне. Этот результат нам представляется достаточно плохим, так как по роду своей деятельности работнику охранного предприятия не редко приходится держать под контролем большое число людей или вступать во взаимодействие с множеством лиц. В этом случае, низкая СП может препятствовать успешному выполнению профессиональных задач.

Диагностика темпа показала, что у всех испытуемых его значение находится на среднем или высоком уровне. В тоже время, значения по шкале СТ имели нормальное распределение (наиболее частыми были средние показатели). По шкале Эмоциональности примерно с одинаковой частотой встречались низкие, средние и высокие показатели. Стоит обратить внимание, на то, что высокие значения Эмоциональности, обнаруженные у восьми человек, не являются профессионально значимым качеством для охранника.

Высокая СЭм была обнаружена у семи человек. Это также не является благоприятным результатом.

Таким образом, наиболее характерным особенностями свойств темпераментом у слушателей курсов по подготовке охранников является высокая пластичность и высокий темп реакции при низкой социальной пластичности. Если первые два свойства являются профессионально значимыми в этой сфере деятельности, то низкую социальную пластичность таким качеством признать нельзя. По-видимому слушателям надо предложить пройти специальные тренинги по развитию их социальной чувствительности и коммуникабельности.

Анализ низких, средних, высоких значений свойств темперамента позволил выявить отдельных слушателей, которые по каким-то качествам не соответствуют требованиям профессии. К таким качествам мы относим: низкую Эр, низкую П, высокую Эм и высокую СЭм. По-видимому этим слушателям должна быть предложена программа индивидуальной работы по развитию своей профессиональной культуры.

    3. 2. Результаты изучения мотивации

В таблице № 3 представлена частота низких, средних и высоких значений потребности достижения и общения у исследованных слушателей “Учебно-методического центра”.

    Таблица № 3.

Частота низких, средних и высоких значений потребности в достижении и в общении у слушателей курсов

    Показатели
    Низкая
    Средняя
    Высокая
    Потребность в достижении
    0
    61, 1% (11)
    38, 9% (7)
    Потребность в общении
    5, 6% (1)
    16, 7% (3)
    77, 8 (14)

Эти данные показывают, что исследованных слушателей характеризует высокая потребность в общении и преимущественно средняя потребность в достижении. Такую закономерность можно связать с тем, что обучающиеся в центре слушатели пока еще полностью не приступили к исполнению своих профессиональных обязанностей (за исключением прохождения практики), не имеют своего постоянного места и поэтому еще полностью не несут служебной ответственности. Можно сделать вывод, что после окончания курсов потребность в достижении, в связи с необходимостью делать карьеру, у них будет расти.

Вместе с тем, благоприятным является факт, что ни в одном случае не было выявлено низкой потребности в достижении и только у одного человека обнаружена низкая потребность в общении.

3. 3. Результаты диагностики профессиональной направленности

Изучение основной жизненной ориентации слушателей центра, как важного показателя направленности их личности показало следующее. У 55, 6% слушателей обнаружено как ведущее - направленность на себя. Как известно, такая ориентация создается преобладанием мотива личного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Поэтому в работе такой человек видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, вне зависимости от интересов других. У 39, 8% испытуемых ведущей была направленность на взаимодействие. В этом случае поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. И только у одного человека ведущей оказалась направленность на задачу или деловая направленность. Именно такой человек способен добиться наибольшей продуктивности в работе на основе эффективного взаимодействия.

Диагностика профессиональной направленности показала, что подавляющее большинство слушателей центра подготовки охранников ориентируется при получении специальности на мотив личного благополучия или на стремление поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Основной компонент культуры личности и деятельности “идеального охранника” направленность на задачу у них не сформирована. По-видимому, только поступление на работу в фирму и требование соответствовать культуре этого предприятия сможет способствовать изменению их ориентации.

3. 4. Результаты определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”

Выявление уровня нервно-психической адаптации и риска дезадаптации в стрессе показало, что высокий уровень нервно-психической устойчивости определен у 44, 4% слушателей. Средний уровень - у 22, 2%, низкий уровень у 33, 3%. Таким образом, треть испытуемых, которые приняли участие в нашем исследовании, имеют достаточно высокий риск дезадаптации в стрессе в связи с недостаточной нервно-психической устойчивостью. Это говорит о том, что находясь в критических профессиональных ситуациях или после выхода из таких ситуаций, они не всегда будут способны контролировать себя и действовать адекватно и собранно. Для таких людей работа в охранном предприятии может явиться угрозой для психического здоровья.

Таким образом, не все слушатели курсов подготовки охранников обладают уровнем нервно-психической устойчивости, который необходим для работы в стрессовой ситуации. В связи с этим, необходимо ввести в программу подготовки охранников специальный курс психологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях.

    Выводы

Таким образом, наиболее характерным особенностями свойств темпераментом у слушателей курсов по подготовке охранников является высокая пластичность и высокий темп реакции при низкой социальной пластичности. Если первые два свойства являются профессионально значимыми в этой сфере деятельности, то низкую социальную пластичность таким качеством признать нельзя. По-видимому слушателям надо предложить пройти специальные тренинги по развитию их социальной чувствительности и коммуникабельности.

Исследованных слушателей характеризует высокая потребность в общении и преимущественно средняя потребность в достижении.

Диагностика профессиональной направленности показала, что подавляющее большинство слушателей центра подготовки охранников ориентируется при получении специальности на мотив личного благополучия или на стремление поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Основной компонент культуры личности и деятельности “идеального охранника” направленность на задачу у них не сформирована. По-видимому, только поступление на работу в фирму и требование соответствовать культуре этого предприятия сможет способствовать изменению их ориентации.

Не все слушатели курсов подготовки охранников обладают уровнем нервно-психической устойчивости, который необходим для работы в стрессовой ситуации. В связи с этим, необходимо ввести в программу подготовки охранников специальный курс психологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях.

    Библиография
    Бодров В. А. Основы профессионализма. М. , 1996
    Гиппенрейтор Ю. Б. Введение в общую психологию. М. , 1996.

Гнесь П. А. Тактика охранной деятельности. Учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности частный охранник. СПб, 1998.

    Годфруа Ж. Что такое психология? М. , 1994.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб, 1997. Жданов И. А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань, 1991. Журавлев С. Ю. Частная охрана. М. , 1994.

Калинин С. В. , Образцов С. Е. Охрана. Оружие. Безопасность. СПб, 1999. Колышкин В. В. Практические основы профотбора. Новосибирск, 1995. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. , 1996.

Методики изучения психологических особенностей личности студентов. СПб, 1993. Общая психология по ред. профессора Петровского А. П. М. , 1976. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации саморегуляции. (сборник). М. , 1990.

Психологические методы диагностики свойств индивидуальности. СПб, 1995. Теплов Э. П. Комплексная безопасность объектов: вопросы теории, тактики и практики. Часть 1. СПб, 1995.

Теплов Э. П. , Вандышев В. В. , Кириченко В. , Лесов В. М. Нормативные основы деятельности сотрудника частной службы безопасности. Часть 1. СПб, 1998. Теплов Э. П. , Вандышев В. В. , Кириченко В. , Лесов В. М. Частная охранная деятельность: организационно-правовые и тактические основы. СПб, 1996. Учебное пособие по психологическим основам частной охранной деятельности. СПб, 1997.

    Хеккаузен Х. Мотивация к деятельности. М. , 1986.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6