Методы оценки деловых и личных качеств руководителей и специалистов
3.Пути совершенствования воздействия руководителя на процесс управления
3.1.Экономическая и социальная эффективность деятельности организации
Эффективность производства можно определить как оптимальное использование ресурсов. Для выяснения сущности экономической эффективности, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий « эффективность» и « эффект»:
Эффект - абсолютная величина, обозначающая результат, какого - либо процесса. Под экономическим эффектом понимается результат человеческого труда, направленного на производство материальных благ.
Ускорение экономического развития связано с повышением эффективности общественного производства. Экономическая эффективность проявляется через сопоставление эффекта с вызвавшими его затратами или переменными ресурсами. Ее сущность корениться не в выявлении таким образом цифровых относительных величинах, а в самих отношениях производства, распределения и обмена по поводу экономии ресурсов и затрат для достижения полезного экономического эффекта. В соответствии с основным экономическим законом, определяющим цель производства, категория экономической эффективности выражает всеобщую заинтересованность в достижении наибольших результатов с наименьшими затратами.
Эффективность управления принято рассматривать в единстве с двух сторон: экономической и социальной. Социальная эффективность характеризует степень достижения социальных целей - удовлетворение материальных и духовных потребностей, повышение содержательности и улучшение условий труда, увеличение свободного времени, его экономии.
Экономическая эффективность позволяет определить, ценой каких затрат достигнут результат. Решение социальных проблем, повышение социальной эффективности сказывается и на экономической эффективности общественного труда.
Выделение экономической и социальной сторон эффективности управления позволяет содержательно раскрывать взаимосвязи многообразных общественных явлений, решать практические вопросы повышения эффективности, ранжировать мероприятия по их актуальности и значимости.
В ряде случаев экономическая и социальная эффективность могут быть разнонаправленными. Рост экономической эффективности не всего сочетается с повышением степени достижения социальных целей, автоматизма их одновременного изменения в одном направлении нет.
В управленческой деятельности важно учитывать, что в единстве социальной и экономической эффективности ведущей наиболее активной стороной является социальная.
Высшая социальная цель управления - всестороннее развитие личности, которое возможно лишь при определенной эффективно развивающейся материально - технической базе. Следовательно, социальная и экономическая эффективность выступают по отношению друг к другу соответственно как цель и средство.
Экономическая и социальная эффективность взаимодействуют в процессе преодоления противоречий научно - технического прогресса, которые обусловлены как социально - экономическими условиями и формами, так и внутренними закономерностями, логикой развития производительных сил. Экономическая эффективность новой техники и технологии выражается в снижении совокупных затрат на производство продукции, в росте производительности общественного труда.
Социальная эффективность на базе экономической предъявляет к новой технике и технологии ряд требований:
· улучшение условий труда;
· ликвидацию монотонного ручного труда;
· превращение труда в жизненную потребность;
на уровне организации система показателей общей экономической эффективности включает показатели по видам используемых ресурсов и оценочные показатели.
Главным оценочным показателем деятельности предприятия является прибыль. К системе обобщающих показателей общей экономической эффективности традиционно относят показатели рентабельности продукции, рентабельности производственных фондов, производство продукции на 1 рубль затрат, относительную экономию основных и оборотных фондов, а также материальных, трудовых затрат и средств оплаты труда.
Показатели общей экономической эффективности используемых ресурсов являются:
· показатели использования трудовых ресурсов (рост производительности труда);
· показатели использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и капитальных вложений (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, удельные капитальные вложения);
· показатели использования материальных ресурсов (материалоемкость);
Показатели эффективности различаются, во - первых, по степени деятельности, во - вторых, делятся на показатели экономической и социальной эффективности.
В системе показателей экономической эффективности выделяются показатели, характеризующие эффективность использования живого труда, эффективность одновременных затрат, эффект текущих затрат.
( 2 стр.135)
В « Экспериментальной базе « Криничная» рассчитывают такие показатели как:
· фондоотдача = выручка от реализации/ ОПФ
· фондоемкость = ОПФ/ выручка от реализации
· фондоворуженность = ОПФ/ численность работников
Произведем расчет показателей эффективности использования основных средств
Таблица 8 (Экономические показатели)
ПОКАЗАТЕЛИ
|
ЕД.
ИЗМ.
|
2002
год
|
2003
год
|
2004
год
|
Темпы изменения,%
(отклонение+;-)
|
|
|
|
|
|
|
2003год
к (от)
2002
года
|
2004 год
к (от)
2003
года
|
|
1.Выручка от реализации товаров, продукции работ услуг
|
млн.
руб.
|
675
|
762
|
1193
|
113
|
157
|
|
2.Среднегодовая стоимость основных производственных
средств, в том числе:
|
млн.
руб.
|
13457
|
16275
|
20160
|
121
|
123
|
|
3.Среднесписочная
численность работников
|
чел.
|
186
|
184
|
203
|
99
|
110
|
|
4.Фондоотдача
|
руб.
|
0,050
|
0,046
|
0,059
|
92
|
128
|
|
5. Фондоемкость
|
руб.
|
19,9
|
21,3
|
16,8
|
107
|
79
|
|
6.Фондовооруженность
|
млн.
руб.
|
72,3
|
88,4
|
99,3
|
122
|
112
|
|
|
Из таблицы 8 видно, что увеличение показателя фондовооруженности влечет за собой и увеличение показателя фондоотдачи, так как при увеличении количества основных производственных фондов, увеличивается объем произведенной продукции, что влечет за собой увеличение объема выручки. Анализируя показатели 2002 и 2003 года, можно сделать вывод, что в 2003 году были приобретены основные производственные фонды, что повлекло за собой увеличение показателя фондоемкости, увеличение показателя фондовооруженности, но и при этом уменьшение фондоотдачи.
Анализируя 2003 и 2004 год можно сказать что, объем производственной продукции увеличился, это повлекло за собой и увеличение показателя фондоотдачи, и уменьшение фондоемкости.
Показатель фондовооруженность увеличился за счет переоценки основных производственных фондов.
Из всего этого можно сделать вывод, что при увеличении фондоотдачи пропорционально уменьшается фондоемкость и увеличивается фондовооруженность.
3.2.Основные направления совершенствования методов оценки деловых и личных качеств персонала предприятия.
1.Так как большой недостаток на предприятии найм на работу предлагаю принимать на работу по такому порядку:
· Первичное собеседование гражданином, который желает устроиться на работу с отделом кадров с целью выяснения наличия у гражданина формальных оснований для трудоустройства на ту или иную должность;
· Освидетельствование профессиональной пригодности - выявление уровня соответствия профессиональных, деловых и личных качеств гражданина квалификационным требованиям по предлагаемому месту работы - осуществляется функциональными отделами, линейными руководителями с использованием таких методов оценки, как экзамен, тест - вопросы, тест-задания.
· Медицинское освидетельствование кандидата.
· Анализ результатов освидетельствования и принятия решения о найме работника.
2. Отбор кандидатов для трудоустройства в «Экспериментальной базе « Криничная» производить на основе комплексной оценки их профессиональных, деловых и личных качеств.
Отбор управленческого персонала производить на основе системы конкурсного отбора на вакантные должности. Трудоустройство на основное производство допускать только после предварительной оценки соответствия тем или иным квалификационным требованиям индивидуально- психологических и личностных качеств кандидата.
3.Так как в 2004 году повысили квалификацию только 26 человек предлагаю создать курсы по повышению квалификации в виде лекций и практических занятий для руководства главных специалистов; для бухгалтеров и экономистов, технологов, для специалистов и рабочих, которые будут направлены на рассмотрение вопросов различной тематики и включать основные перечни вопросов:
· Производственная программа
· Технологии
· Вопросы трудового законодательства
· Техники безопасности
· Труда и заработной платы
· Окружающей среды
4. Если руководитель хочет, чтобы эффективно работал персонал, он должен знать мотивы работников. И для этого предлагаю провести анкетирование работников из числа управленческого персонала, специалистов и рабочих. Им предложить выбрать и оценить из 11 предложенных мотивов наиболее значимые, но не более 6. По каждой графе вывести средний балл мотива и его величину в процентах от числа опрошенных. Анализ данных позволит выявить степень сходства взглядов людей на работу, выявить главные мотивы трудового поведения, определить мотивацию работников - которую хотел бы видеть у своих подчиненных руководитель.
Оценка уровня мотивации проводить по пятибалльной шкале, и заполняется в таблице (таблица № 9)
После проведения анализа определить, что нужно работнику для эффективной работы и из этого вывода в дальнейшем строить работу с персоналом.
Таблица 9 (Оценка уровня мотивации)
Мотивы
|
Значения
|
|
|
Значимы для меня
|
Главные в нашем коллективе
|
Хотел бы увидеть у своих сотрудников руководитель
|
|
|
ср. оценка
балл
|
величина
выбора
%
|
ср.
оценка
балл
|
величина
выбора
%
|
ср.
оценка
балл
|
величина
выбора
%
|
|
Стремление к получению большого материального вознаграждения
|
|
|
|
|
|
|
|
Стремление к продвижению по службе
|
|
|
|
|
|
|
|
Удовлетворение от хорошо выполненной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
Уважение со стороны руководителя
|
|
|
|
|
|
|
|
Хорошее отношение со стороны товарищей
|
|
|
|
|
|
|
|
Стремление проявить себя, выделиться
|
|
|
|
|
|
|
|
Осознание общественной значимости своего труда
|
|
|
|
|
|
|
|
Желание спокойно работать без неприятностей и нервотрепки
|
|
|
|
|
|
|
|
Желание избегать ответственности, самостоятельного принятия решений
|
|
|
|
|
|
|
|
Стремление добиться максимальной самостоятельности в работе.
|
|
|
|
|
|
|
|
Желание проявить творчество в работе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение
Деловая оценка качества персонала организации - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Оценка эффективности основана на учете специфики труда служащих (управленцев) и особенностей проявления его результатов.
Служащие - это работники, труд которых представляет собой ту или иную разновидность умственного труда. Содержание труда служащих существенно отличается от труда рабочих: ведь труд рабочих - преимущественно физический труд. Другое отличие труда служащих состоит в том, что его результаты трудно поддаются прямому количественному измерению. Причем результаты труда управленческого персонала часто становятся очевидными не сразу, а только по истечении определенного периода времени, иногда достаточно продолжительного.
Организации периодически оценивают своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей профессионального развития. Как показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития.
Как видно с курсовой работы в «Экспериментальной базе «Криничная» методы оценки персонала практически не используются, и это большая проблема, решить которую может только руководство самой организации (возможно с помощью профессиональных консультантов). Так же как и система компенсации, система аттестации должна учитывать и отражать ряд факторов - стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы. В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки; для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы. При выборе системы оценки необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом - компенсации, планирования карьеры, профессионального обучения, чтобы добиться синергетического эффекта и избежать конфликтов и противоречий.
Собрав в едино группу высококвалифицированных специалистов по образованию, но не проведя оценку личностных и деловых качеств каждого в отдельности или оценку работы группы, руководитель может получить «трудный коллектив», как в психологическом, так и в производственном плане. Не всегда профессиональная оценка совпадает с личностной, и опытный сотрудник может оказаться неуживчивым человеком, что внесет дисгармонию в работу коллектива и организации в целом.
В другом примере - сотрудник, которого можно позвать «душа - человек» или «рубаха - парень», умеющий найти общий язык и подход к каждому, как специалист или руководитель может оказаться никчемным, что в конечном итоге отрицательно может повлиять на выполнение производственной задачи и цели.
Поэтому многие руководители современных предприятий, причем любой формы собственности, уже приходят к выводу, что без предварительной оценки - тестирования, а в дальнейшем проведения аттестации и объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы предприятия и в конечном итоге получения положительных результатов, как деятельности предприятия, так и каждого из сотрудников.
Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.
Литература
1.Беляцкий Н.П. и др., Управление персоналом: Учеб. Пособие; Мн.: Интерпрессервис, экоперспектива, 2002. - 352 с.
2.Климович Л.К. Основы менеджмента: Учебное пособие для учащихся ПТУЗов. - Мн.: Дизайн ПРО, 2003 - 160 с., ил.
3.Саакян А.К., Зайцев Г.Г., Лашманова Н.В., Дягилева Н.В. Управление персоналом в организации. - СПб: Питер, 2001. - 176 с.
4.Управление персоналом. ( Под ред. С.И. Самыгина). Серия « Учебники, учебные пособия» - Ростов н. / Д.: «Феникс», 2001 - 512 с.
5.Управление персоналом. Учебное пособие/ под ред. Б.Ю. Сербинского и С.И.Самыгина. М.: «Издательство приор», 1999 - 432 с.
6.Управление персоналом. Серия « Университетский учебник». СПб, 2000.
7.Управление персоналом организации: Учебник/ под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА - М, 1998 - 512 с.
8.Управление персоналом: Сотрудники как фактор успеха предприятия/ Р.С. Сегов, Н.И. Кабушкин, В.Н. Кривцов. - Мн.: Тэхналогiя; Изд. - во БГЭУ, 1997. - 178 с. (Менеджмент; Кн.4)
9.Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина. - 2 -е изд., перераб. и доп. - М.; ЮНИТИ, 2005. - 560 с.
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|