бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы и приемы психологического консультирования на Телефоне доверия и социально-психологические характеристики обращений бесплатно рефераты

В более зрелом возрасте люди заявляют о желании покончить жизнь самоубийством из-за потери контакта с детьми (“Сын отбился от рук, грубит, не учит уроки - прямо жить не хочется”), из-за делинквентного поведения последних, из-за проблем в семейной жизни (развод, измена, алкоголизм, насилие).

Приведем пример работы с клиентом в состоянии горя, утраты, заявившем суицидальные идеи.

Позвонила женщина 50 лет.

Кл. - Не хочу больше жить, незачем (очень тихо, плачет).

К. - У вас есть возможность поговорить?

Кл. - Да…

К. - Расскажите, что случилось?

Кл. - (плач, состояние “дитя”).

К. - Я понимаю, что вам очень трудно говорить о своей проблеме, на верное, это очень больно (отражение, интерпретация). Давайте сделаем так: вы попьете водички, немножко успокоитесь, а я подожду (позиция любящего родителя).

Кл. - Хорошо (пауза)… Я попробую рассказать (голос дрожит, но плача нет).

Далее следует рассказ о том, что неделю назад умер муж от рака, о том, как он мучался, как она за ним ухаживала. Пока были приготовления к похоронам, похороны, поминки - как-то еще держалась, некогда было думать. А вчера все закончилось, родственники разъехались, осталась одна - “и накатилось”.

Кл. - Не знаю, как теперь жить без него, скорее бы умереть, уйти к нему.

К. - Это действительно тяжело - потерять близкого человека. Наверное, вы чувствуете, что эта потеря невосполнима (отражение чувств и ?).

Кл. - Да, мой муж был очень хороший человек, других таких нет.

К. - Расскажите о вашем муже.

Кл. - (чуть оживляясь) - Это был такой человек… золотые руки, половина мебели им сделана, и сам он был спокойный, надежный, не пил почти… Мы с ним 28 лет прожили душа в душу, он мне никогда слова грубого не говорил, все Людочка, да Людушка…

К. - А дети у вас есть?

Кл. - Да, сын взрослый, у него уже своя семья, дочка растет, жена хорошая… Он и в другом городе живут, нас не забывали, невестка подарки шлет, внучку летом нам привозили, еще муж жив был… Он тогда уже болел сильно, и очень радовался, что внучка у нас гостила… Она на мужа очень похожа.

К. - Наверно, вы счастливая женщина: у вас прекрасный любящий сын, заботливая сноха и чудесная внучка, в которой вы всегда сможете узнавать родные любимые черты, которые будет вам напоминать о счастливых годах, прожитых с мужем (скрытое внушение).

Кл. - (после паузы) - Да, мне все соседи говорили, что тебя, Людмила, бог наградил… Вы знаете, мне стало немножко полегче, отпустило (изменение состояния на более ресурсное)… Только вот все думаю, что если бы я раньше заметила, что он болен, все могло бы быть по-другому (чувство вины).

К. - Что вы имеете в виду?

Кл. - Раньше бы начали лечить, все бы может и обошлось.

К. - Как вы могли раньше заметить его болезнь?

Кл. - (после паузы) - Наверное, никак. Он ведь всегда бодрился, не любил жаловаться, берег меня.

К. - Похоже, так он сократил время ваших страданий и продлил время спокойной семейной жизни (переформулировка смысла).

Кл. - (несколько удивленно) - Действительно, это так… Он всегда был заботливым и чутким, даже во время своей болезни меня поддерживал.

К. - Как вы думаете, если бы ваш муж мог видеть ваши страдания, как бы он себя чувствовал?

Кл. - (задумчиво) - Ему было бы больно видеть меня такой потерянной… Он всегда любил, когда я пела, веселилась, он меня за это и полюбил, что я хохотушкой была…

К. - Как вы думаете, чего больше всего мог бы пожелать вам муж?

Кл. - …он любил шутливо повторять строчки из песенки: “Не унывай, ведь за окнами май…” (длинная пауза). Большое вам спасибо, мне как-то легче стало… хорошо, что есть такая служба, которая помогает людям в трудные минуты.

К. - Всего вам доброго…

Практика показала, что все вышеназванные способы и методы работы с суицидальными клиентами на “ТД” не отличаются от способов и методов работы при очном консультировании. Таким образом, можно утверждать, что особенности телефонного консультирования, о которых упоминалось выше, не влияют на результат, а лишь придают разговору большее напряжение.

5. Анализ подростковых обращений.

Поскольку 55 % звонивших на “ТД” - подростки до 17 лет, то интересно было бы проследить тематику обращений у этой возрастной группы и причины, побудившие молодых людей позвонить на “ТД”.

Так как ведущей деятельностью в подростковом периоде является интимно - личностное общение, то можно предположить, что это будет одна из основных тем обращений молодежи. Действительно, тема взаимоотношений со сверстниками (в том числе, с противоположным полом) в среднем составляет 27% от общего количества звонков, а если рассматривать ее только в рамках данной возрастной группы - все 60%.

В настоящее время в обществе существует множество проблем, приведших к серьезному дефициту позитивного воздействия на детей всех институтов социализации - семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно - воспитательных учреждений (52). Многие подростки не находят понимания и поддержки дома, в школе, а потребность в признании, в приобщении ко взрослой жизни, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию остается неудовлетворенной. В этой ситуации обращение на “ТД” для многих ребят оказывается едва ли не единственной возможностью быть понятыми, принятыми; возможностью почувствовать свою значимость и разговаривать со взрослыми без страха быть осмеянными и отвергнутыми.

Кроме того, это и возможность получить жизненно важную информацию в области сексуальных отношений, узнать о противозачаточных средствах, о венерических заболеваниях, СПИДЕ и путях предохранения от возможного заражения.

Подростки также могут получить информацию о социальных учреждениях: кабинетах анонимной диагностики и лечения; женских консультациях, в которых можно пройти анонимное обследование и сделать аборт; клубах по интересам; “ЦСППМ” и др.

Часто “ТД” для подростка - единственный собеседник, которому можно выговориться, выплакаться, без страха рассказать о переживаниях, связанных с мастурбацией, с первым половым актом, с нетрадиционной половой ориентацией.

Нередки и такие обращения, когда подростки (группа мальчиков, реже - девочек) подвергают консультанта целой атаке звонков, пробуя его на “прочность”: это могут быть розыгрыши, вопросы типа: “Как надевать презерватив?”, “Как заниматься любовью?” и т.п. За этой показной бравадой часто кроется и неуверенность, и страх быть непонятым, и желание поговорить по душам. Опытный консультант легко выведет таких ребят на действительно волнующие их темы. Заинтересованный, спокойный, без криков, одергивания и раздражения тон способен многое дать подростку.

Приведем пример работы с подростками, обратившимися на “ТД”.

В трубке - голос 13-летнего мальчика: “Тетя, а что такое секс?”. Другой, перебивая, кричит в трубку: “Не слушайте его, он дебил!”. Громкий смех, еще один голос смачно ругается.

Консультант, спокойно выслушав все это, говорит: “Ребята, я слышу, что вас там целая компания. Может, познакомимся, а то я перепутаю, кому что отвечать”. (Консультант называет свое имя).

Подростки поняли, что их не отвергли, приняли, и разговор продолжается уже на другом уровне: ребята называют свои имена, консультант предлагает договориться об очередности разговоров и просит: “Мне неприятно слушать мат, пожалуйста, постарайтесь обойтись без него” (говорит о своих чувствах).

К. - Мне кажется, что вам скучно, заняться нечем.

П. - Да, скучища. Мы тут во дворе тусуемся.

К. - А чем любите заниматься, когда тусуетесь? (проявление интереса, продолжает устанавливать раппорт).

П. - Иногда в футбол играем, магнитофон слушаем (далее следует рассказ об их любимой группе и о том, что они умеют делать сами: Миша играет на бас-гитаре, Леха пишет тексты песен, а Вовик классно умеет забивать голы).

В ходе разговора консультант все время поддерживает раппорт с говорящими, и устанавливается доверительная атмосфера. Теперь мальчишки стараются понравиться и наперебой рассказывают, какие они “самые лучшие в мире” (повышение их самооценки, осознавание своих позитивных качеств, способностей и возможностей).

Во время данной беседы консультант может доступно рассказать и о назначении презерватива, и о взаимоотношениях с девочками, но на более высоком уровне, и будет понят.

Результат разговора - не просто передача информации, не просто дружеская беседа - это получение подростками позитивного опыта общения со взрослым, которого, скорее всего, эти ребята ранее не имели. Теперь они знают, что можно общаться со взрослыми безопасно, и в процессе беседы научаются этому.

Юношеский возраст характерен поиском смысла жизни, поиском себя, своего места и предназначения. Естественно, что на “ТД” основной процент таких тем приходится на абонентов 17-20 лет (около 80%). Проблема принятия себя заявляется молодыми людьми очень часто, причем девушки говорят об этом чаще, чем юноши (65% - девушки, 35% - юноши). Особенности телефонного разговора помогают говорить об очень личных вещах: о своей неуверенности, страхах, одиночестве, смысле жизни.

Работа консультанта на “ТД” с подростковой и молодежной тематикой включает и обращения родителей по поводу проблем своих детей. Методы и способы консультирования по телефону при этом ничем не отличаются от очных консультаций психологов и проводятся в рамках гуманистической психологии.

Как показывает анализ, обращения родителей по поводу своих детей в среднем составляют 5-6%. Чаще всего звонят матери (90%). Родители чаще всего обеспокоены учебными проблемами ребенка (плохая успеваемость, прогулы, “бросил школу”; конфликтным поведением (грубит, “отвечает”, “не слушается”, поздно приходит домой); курением, употреблением подростками алкоголя и наркотиков; воровством.

По нашим наблюдениям, родители таких проблемных подростков - как правило, разведенные женщины, матери-одиночки. В семье нередки конфликты, скандалы. Ситуация может быть осложнена алкоголизмом супруга.

Родители обычно испытывают “море” противоречивых чувств: растерянность, злость, раздражение, обиду, вину, страх, ненависть. Их главный вопрос: “Что мне с ним (ней) делать?”(35).

Задача консультанта в этих случаях - помочь обратившемуся понять и принять свои чувства, получить доступ к ресурсным состояниям, чтобы иметь возможность взглянуть на проблему с разных точек зрения: cо стороны наблюдателя и глазами своего ребенка.

Консультант может задать вопросы: “Каким вы хотите видеть своего ребенка? Что вы для этого делаете? Каковы результаты?” и может оказаться, что все усилия со стороны родителей к желаемому результату не приводят, или приводят к обратному. Осознавание этого может подвигнуть родителей на поиск новых, результативных действий и отношений.

Такого же результата можно добиться, сыграв роль мамы (консультант может сделать это, если достигнут прочный раппорт с клиентом, если последний ему доверяет): “Опять ты разбросал свои вонючие носки по всей квартире! Что ты за свинья! Лентяй противный! Ничего не хочешь делать, только по подъездам отираешься! И за что только мне такое наказание!” (интонации, тембр, громкость - соответствующие).

Одна мама, услышав себя со “ стороны”, долго молчала, а потом сказала: “Если бы мне такое постоянно говорили, я бы просто из дома сбежала… Теперь я понимаю, почему он на меня так озлобился…Но что же тогда делать?” Далее вместе с консультантом она искала новые варианты своего поведения: как по-другому можно сказать, сделать.

Использование метафор в разговорах с родителями бывает также очень результативным, так как позволяет безболезненно для личности обратившегося раскрыть суть проблемы и экономит время. Две минуты ушло у консультанта на рассказ о колючем репейнике: “Репейник, растущий у забора, такой колючий, неухоженный, цепляет прохожих. Даже цветы у него странные - с колючками. Но однажды вдруг остановишься, восхищенный и удивленный: ведь эти колючие фиолетовые шарики так похожи на звезды! Яркие фиолетовые звездочки с приятным сладковато-пряным запахом, привлекающие пчел. За колючками прячется сладкий сок, из которого пчелы делают чудесный мед”. За эти две минуты у мамы, позвонившей на “ТД”, ожили нежность, любовь, надежда и вера.

При обращении родителей по поводу алкогольной или наркотической зависимости своих детей может возникнуть необходимость рассказать о “предупреждающих знаках” (41), которые могут указывать на злоупотребления нарковеществами:

– неожиданное появление новых друзей и разрыв с прежними;

– подросток много времени проводит в одиночестве;

– на вопрос о своих занятиях дает неясный, запутанный ответ;

– неожиданно импульсивное и сумасбродное поведение;

– пропажа медикаментов из домашней аптечки;

– нарастание школьных проблем;

– наличие непонятно откуда взявшихся денег;

– угрюмость и негативное ко всему отношение;

– устойчивые проблемы со здоровьем - усталость, красные опухшие глаза, изменение аппетита;

– несоблюдение правил личной гигиены и безразличное отношение к своему внешнему облику.

Родители обращаются на “ТД” и по поводу депрессивного поведения своих детей. Мы присоединяемся к мнению д-ра Микса (41), считающего, что любому подростку необходимы любовь (без родительской любви подросток не сможет обрести чувство доверия, собственного достоинства и уверенности) и пространство - подростку необходима своя комната (или хотя бы свой уголок), где бы он рос, думал, учился - и делал ошибки. Чрезмерная родительская опека и внимание не смогут воспитать независимость и уверенность в себе, которую можно приобрести только в самостоятельном полете. Друзья нужны ребенку, чтобы облегчить выход за пределы родительского дома, предлагая комфорт, надежность и сочувствие; традиции дают подростку корни и возможность обозначить настоящее. Каждому подростку необходимы ограничения, чтобы научиться вести себя в реальном мире; правила обеспечивают основу и безопасность. Кроме родителей и учителей подростку иногда необходимо поговорить о неприятных вещах с кем-то, кто доступен, кто старше его, способен понять и мудр.

Практика показала, что родителям, обеспокоенным поведением своих детей, иногда важно просто получить информацию о том, как можно помочь подросткам. В этом случае консультант берет на себя просветительскую функцию, оставляя право выбора за родителями. Он может предложить варианты такой помощи (41):

– избегайте критики - она только затуманит проблему;

– сопротивляйтесь своему желанию показать, что вы правы - даже когда это очевидно. Самое верное дело - остановить поток недобрых слов, исходящий от подростка, который смотрит на вас новым, осуждающим взглядом;

– общайтесь со своим ребенком. Если вы покажете подростку, что действительно хотите знать, что происходит, то скорее всего найдете глубоко упрятанную за его жалобами, оправданиями или вспышками депрессию, Ребенок может начать плакать или впасть в отчаяние - или выяснится, что он вовсе не знает, стоит ли жить. Объяснив, что действительно хотите выслушать его, вы можете предотвратить трагедию;

– доверяйте своим предчувствиям и интуиции. Вы знаете своего ребенка. Если вы почувствуете - что-то изменилось или что-то не так, важно докопаться до корней проблемы. Проявите интерес, выразите заботу и будьте с ним;

– обращайте внимание на чувства вашего ребенка, чтобы понять их серьезность; говорите ему, что вы беспокоитесь и чувствуете необходимость помочь ему. Игнорирование чувств приведет к тому, что вашему ребенку станет хуже - и еще более одиноко.

Все эти рекомендации действенны и при очном психологическом консультировании.

Таким образом, практика показывает, что в телефонном консультировании с успехом применяются и методы НЛП, и психотерапевтическая метафора, и другие приемы и методы консультирования, используемые при очных встречах.

6. Анализ обращений, связанных с семейными проблемами (насилие в семье).

Обращения по поводу семейных отношений в среднем составляют 3,8%. Это темы, связанные с изменой, разводом, конфликтными отношениями, сексуальной и/или психологической совместимостью. Отдельно хотелось бы остановиться на теме насилия в семье.

О семейном насилии заявляется редко и часто не напрямую (“Муж иногда руки распускает”). Между тем, на остроту этой проблемы указывают косвенные заявления многих женщин (это одна из немногих чисто женских проблем), рассказывающих о своей несчастливой семейной жизни: “После таких “ласк” с ним в постель противно ложиться…”; “На детей совсем внимания не обращает - только орет да кулаками машет…”; “Сын стал хуже учиться - не высыпается из-за пьяных скандалов отца. Иногда приходиться уходить ночевать к соседям…”.

По определению, данному в “Материалах Ассоциации защитников женщин - жертв семейной агрессии” (Вестник РАТЭПП. 1995. Вып.1) домашнее насилие или насилие в семье включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей (41).

Любая женщина может испытать насилие, оно не является исключительной принадлежностью какого-либо класса, расы, религии или образования. Иногда женщина, выросшая в семье, где насилие являлось делом обычным, считает его частью семейной жизни. Нередко избитая мужем женщина стыдится признаться в этом из-за страха быть осужденной или отвергнутой друзьями или семьей, или подвергнуться нападкам со стороны партнера. Часто ей просто не верят.

Авторы считают, что насилие в семье происходит по нескольким причинам. Исторически сложилось так, что мужчи-ны имели право контролировать поведение своих жен и подвергать их телесным наказаниям за неподобающее, с точки зрения мужчины, поведение. Хотя историческое и юридическое пра-во мужчин наказывать своих жен и относиться к ним как к своей собственности больше не су-ществует, о социальных правах женщин еще спорят.

Консультирование по вопросу избиения дает женщине возможность рассказать свою историю, осознать свои чувства, не отрицая ни одного из них; оценить свои ресурсы и получить поддержку.

Как показывает практика, консультанту, как и в работе с суицидом, важно осознавать собственные позиции, переживания и реакции в ответ на насилие. Для предотвращения феномена “выгорания” он должен помнить о своих ограничениях по времени и эмоциях, знать, что можно помочь определить проблему, но не решить ее за жертву насилия. Консультант не должен быть экспертом, раздавать советы или ставить диагноз. Если женщина решает вернуться к прежним отношениям - это ее выбор и консультант в этом случае не должен осуждать клиента, но может выразить свои опасения и предложить помощь в будущем, если это будет необходимо.

Приведем пример работы с женщиной, пережившей насилие в семье.

Позвонила женщина 28 лет. Очень тихим и неестественно ровным голосом рассказывает, что ушла из дома с маленьким восьмимесячным сыном к подруге и не знает, что делать дальше. Выясняется, что муж сильно избил ее, угрожал убить. Женщина сильно напугана, слышна дрожь в голосе, которую она старается скрыть.

Консультант просит рассказать, что случилось, проявляя заботу и участие. Женщина, получив возможность рассказать о случившемся и о своих чувствах, постепенно становиться спокойнее: она получила поддержку, она не одинока в своем горе. Далее выясняется, что муж никогда не отличался спокойным нравом. Долго не было детей, она даже думала о разводе, но вдруг забеременела. Муж вначале обрадовался, но вскоре после рождения сына стал еще грубее, несколько раз пускал в ход кулаки. Сейчас он не работает, а она торгует на рынке, чтобы прокормить семью. С сыном сидит свекровь, живущая вместе с ними (это ее квартира). Родители у нее далеко, в какой-то глухой деревне, ехать туда нет смысла. Свекровь ее не прописывает.

Ж. - Я просто не знаю, что мне делать… Боюсь возвращаться… Но как тогда жить?

К. - Похоже, что чувство безысходности мешает вам найти выход из этой ситуации… Давайте попробуем поискать его вместе.

Далее консультант предлагает женщине представить то время, когда эта проблема будет решена: “Что будет, когда проблема разрешится? Сколько времени понадобиться для ее решения? Что вы делали, чтобы эта проблема разрешилась (использование прошедшего времени создает иллюзию, что проблема уже в прошлом и разрешена)?”

Отвечая на эти вопросы, абонент представляет желаемый результат (“Я разведусь с мужем, найду другую работу (могу работать поваром), устрою сына в ясли”); дает себе время на решение проблемы (“Через два месяца”); ищет пути и способы ее решения.

Консультант предоставляет необходимую ей информацию о различных организациях и службах социальной помощи города. Он также помогает женщине в поисках вариантов решения проблемы, предлагая свои (тем самым расширяет границы ее возможностей, проявляет участие и дает поддержку).

И хотя в итоге женщина не смогла сделать выбор в сторону кардинального изменения ситуации, тем не менее ее состояние к концу разговора изменилось: в голосе появилась некоторая уверенность, исчезли дрожь, растерянность. Она сделала свой единственно возможный на тот момент времени выбор осознанно. Консультант, уважая этот выбор, в конце разговора выражает свои опасения, спросив: “Понимаете ли вы, что подобная ситуация может повториться, если все оставить как прежде? Я надеюсь, что вы сможете принять верное решение в критическом случае и у вас всегда есть возможность обратиться на “ТД” в случае необходимости”.

Таким образом, исходя из анализа методов работы с подобного рода обращениями, следует в очередной раз отметить тождественность приемов и методов очного консультирования и работы на “ТД”.

Заключение.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что тематика обращений на “ТД” зависит от возраста обратившихся.

Кроме того, исследование показало, что приемы и методы, используемые в ситуации очного консультирования, соответствуют приемам и методам работы на “ТД”. Пошаговая модель консультирования, стратегии психологии принятия решения, использование вербальных и невербальных техник для установления взаимопонимания с клиентом, техники НЛП, использование психотерапевтической метафоры и методов гештальттерапии с успехом используются как при ведении очной консультации, так и в работе на “ТД”.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность “ТД” по оказанию экстренной психологической помощи населению очень актуальна в условиях дефицита очной профессиональной психологической помощи населению. Она позволяет любому человеку получить мгновенную доступную психологическую помощь на высоком профессиональном уровне.

Литература

1. Адреас Блазер, Эдгар Хайм, Христоф Рингер, Мартин Томмен. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. М.:Независимая фирма “Класс”, 1998.

2. Алан Е. Айви, Мэри Б. Айви, Линк Саймэн-Даунинг. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: Практ. руководство/Психотерапевт. колледж. М.,1999.

3. Альфред Ваннессе. Слушая других: как велика необходимость высказаться. Записки волонтера-консультанта /Пер. с англ. Н.И. Волкова, И.Н. Волковой; Ред. и науч. консультант канд.филос.наук Е.Н. Волков; Психолого-педаг. молодеж. центр “Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи”. Н.Новгород, 1994.

4. Амбрумова А.Г. Психология одиночества и суицид // Актуальные проблемы суицидологии: Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. М., 1981. Т.92.

5. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания: Реф. диплом. работы. МГУ. Фак. психологии, 1994 // Вестн.Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995.№ 1.

6. Барчина Е.,Ионов Ю. Профессия - телефонный консультант // Вестник РАТЭПП. М., 2000.№ 1.

7. “Бифрендерз Интернэшнл”. Расширение деятельности добровольцев по предотвращению случаев самоубийств: Учеб.пособие. Лондон: издание “Бифрендерз Интернэшнл”, 1994.

8. Василюк Ф.Е. Психология переживания.М., 1984.

9. Велешко Е., Гладкий М., Евтушенко Н., Кондрат Д., Миронович А., Стабольский Б. Периодизация развития личности по Эриксону: телефон доверия и компьютер // Вестник РАТЭПП. 1995. № 1.

10. Вялова М.М. Сравнительный анализ использования техник нейролингвистического программирования в практике телефонного консультирования // Вестник РАТЭПП. М.,2000. № 1.

11. Гадамер Г.Г. Неспособность к разговору // Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

12. Гиль Ц. Принципы внушения в практике телефонной психологической помощи // Вестник РАТЭПП. 1995. № 1.

13. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПО “Модэк”, 1993.

14. Гриндер Д. Исправление школьного конвейера. М., 1994.

15. Джонсон В. Азбука кризисной помощи // Телефон Доверия. Служба телефонной экстренной психологической помощи для подростков и молодежи / Ин-т молодежи. М., 1994.

16. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психол. журн. 1993. Т.14. № 4.

17. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями // Вопросы психологии. 1995. № 3.

18. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практ. пособие. Киров: ЭНИОН, 1991.

19. Камерон - Бэндлер Л. С тех пор они жили долго и счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1993.

20. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. № 5.

21. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.

22. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1.

23. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. № 3.

24. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с литов. М.: Академический проект, 1999.

25. Креславский Е.С. Телефонная экстренная психологическая помощь в Содружестве Независимых Государств // Вестник РАТЭПП.1992. № 1.

26. Кристенсен Т. Модель решения проблемы // Вестник РАТЭПП. 1993. № 1-2.

27. Крон Т. Исцеление через общение. Диалог между абонентом и консультантом-волонтером // Вестник РАТЭПП. 1992. № 1-2 (2-3).

28. ЛежепиковаЛ.Н., Строганов Ю.А., Угарова Т.Л., Маслова А.С., Вербин В.П. “Телефон Доверия” в Ленинграде // Психогигиена и психопрофилактика: Науч. тр. Ленингр. науч.- исслед. психоневрол. ин-та им. В.М. Бехтерева.Л., 1983. Т. 103.

29. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. 1995. Вып.1.

30. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 1998.

31. Моховиков А.Н. Молодежный телефон доверия. Информация и статистический отчет. Одесса: ФСПП “Перекресток”, 1992.

32. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999.

33. Носков В.А. Психотехника в общении оперуполномоченного службы БХСС. Горький, 1989.

34. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

35. Повереннова А.Г. Подростковый телефон доверия. Руководство для волонтеров. Одесса: МП ЦСП “Оптимум”, 1999.

36. Полеев А.М. Неотложная психотерапевтическая помощь в системе комплексной превенции самоубийств: Автореф.дис. … канд. мед. наук. М., 1989.

37. Раинкин С.Е. Психология общения. М.: Юнтус, 1993.

38. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.: “Рефл-бук”; Киев: “Ваклер”, 1997.

39. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Е.И.Исениной. М.: Издательская группа “Прогресс”, “Универс”, 1994.

40. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы: Моногр. / Пер. с англ.т О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой. М.: ЗАО Изд-во “ЭКСМО-Пресс”, 1999.

41. Руководство по телефонному консультированию (Metro Crisis Training Manual) г.Портленд (штат Орегон): Metro Crisis Lain США, 1996.

42. Свентецка Г. Движение помощи по телефону // Вестник РАТЭПП. 1992. № 1.

43. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В Столина. М.: Педагогика, 1989.

44. Скворцов А.В. Метод беседы на Телефоне Доверия в профессиональных представлениях консультантов: Дис. …канд. психол. наук / Ин-т развития личности. М., 1996.

45. Снегирева Т.В. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога // Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

46. Содержание и организация деятельности центров экстренной психологической помощи “Телефон доверия”: Науч.-метод. пособие / А.В. Скворцов , В.Ю. Меновщиков, Л.С. Алексеева, А.Ф. Шадура; Гос. НИИ семьи и воспитания. М., 1999.

47. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг / Ин-т психологии РАН. М., 1993.

48. Справка о работе Московского объединения телефонов доверия // Вестник РАТЭПП. 1995. Вып. 2.

49. Телефон доверия. Служба экстренной психологической помощи для подростков и молодежи / Ин-т молодежи. Сер. гос. молодеж. \политика в Российской Федерации.М., 1999.

50. Телефонная психотерапевтическая помощь - телефон доверия - в системе социально-психологической службы: Метод. рекомендации / Сост.: А.Г. Амбрумова, А.М. Полеев. М., 1988.

51. Титова О. Опыт работы телефона доверия с наркозависимыми // Вестник РАТЭПП. М.,2000. № 1.

52. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

53. Формы и методы кризисной психотерапии: Методические рекомендации / Сост. под рук. А.Г. Амбрумовой. М., 1987.

54. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

55. Хачатурян С.Д. Консультирование в деятельности “Телефонов доверия” при правоохранительных органах: Учеб.-метод. пособие / ВЮИ Минюста России. Владимир, 2000.

56. Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования “Телефонов Доверия”. Учебно-методическое пособие. Владимир, 2000.

57. Хэмбли Г.С. Телефонная помощь. Одесса: Изд-во ФСПП “Перекресток”, 1992.

58. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Моск. психотерапевт. журнал. 1992. № 2.

59. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу “Семейная психология и семейная терапия” за 1997 год. М., 1997.

60. Чурилин И.В. Особенности психологического консультирования при работе на телефоне экстренной психологической помощи // Бюл. клуба конфликтологов / Под ред. Б.И. Хасана. Красноярск, 1992. Вып. 2.

Приложение 1

Приложение 2

Степень выраженности тематики обращений у различных
возрастных групп.

Приложение 2 (продолжение)

Приложение 2 (продолжение)

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7