бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ (специальное дошкольное учреждение) бесплатно рефераты

При определении содержания сенсорного воспитания исходят из развитых форм общественно полезной деятельности взрослых. При этом необходимо определить, какую роль играют в них процессы восприятия; какие стороны действительности с их помощью воспринимаются; какими способами эти процессы осуществляются и т.д.

Установив совокупное сенсорных знаний и умений, которыми ребенок должен овладеть, выясняют какие из них могут быть усвоены в данном возрасте и при каких условиях, то есть при каких педагогических воздействиях и при какой организации детской деятельности.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формиро-вание сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей 3-7 лет такой наиболее эффективной формой орга-низации сенсорного воспитания являются формирование сенсорных про-цессов ребенка в системе продуктивной деятельности на занятиях рисова-нием, лепкой, конструированием.

Также был выявлен тот факт, что уровень ориентирования детей на вне-шние свойства объектов зависит от характера деятельности, в которую ока-зывается включенным объект в момент обследования, а не от объективных особенностей объекта. Кроме того оринтировочно-исследовательская деятельность детей разного возраста изменяется в зависимости от со-ответствия применяемых способов оперирования особенностям взятых для анализа предметов и от степени совершенства применяемого способа опе-рирования (В.П.Зинченко).

Исходя из этого определена основная задача сенсорного воспитания де-тей дошкольного возраста - формирование у детей таких умений восприни-мать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы со-вершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового ана-лиза слова, труда в природе и т.д.

Современные программно-методические руководства уделяют значи-тельное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорно-му воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сен-сорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном коли-честве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному вос-питанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в ко-торых используют дидактические игры и упражнения со специально раз-работанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидак-тические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осущест-вляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.

В настоящее время в области психологии детского восприятия су-ществует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими для коррекционного обучения умственно отсталых дошколь-ников являются: создание условий, способствующих развитию у детей ши-рокой ориентировки в окружающем их предметном мире; формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы; своевременное и правильное сое-динение опыта со словом; формирование плана представлений (Гаври-лушкина О.П., Катаева А.А., Соколова Н.Д., Стребелева Е.А. и др.)

Ука-занные воспитательные задачи являются общими как для нормально раз-вивающихся, так и для умственно отсталых детей. Кроме того, Е.А.Стребелева, А.А.Катаева и др. выделяют специфические задачи сенсорного вос-питания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений сен-сорно-перцептивной сферы ребенка-олигофрена. К таким задачам отно-сятся: обеспечение возможно более раннего начала развития восприятия; ускорение темпа сенсорного развития, его интенсификация; преодоление отклонений в сенсорном развитии .

На решение этих задач направлена система сенсорного воспитания, ко-торая учитывает как особенности аномального развития так и то специфи-ческое, что несет в себе каждый вид детской деятельности для общего психического и сенсорного развития ребенка. Сенсорное воспитание осу-ществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным раз-витием - предметной, игровой, изобразительной (О.П.Гаврилушкина, А.А.Катаева, Е.А.Стребелева и др.).

В ходе специально организованных за-нятий проходит обучение умственно отсталых дошкольников выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения детьми перцептивных действий и сенсорных эталонов. Так, в ходе обучения конструктивной дея-тельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта О.П.Гав-рилушкина выдвигает задачу овладения способами и действиями воспри-ятия.

Программой воспитания и обучения умственно отсталых детей до-школьного возраста предусмотрены специальные упражнения, направлен-ные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, груп-пировать предметы и элементов строительных наборов по форме, вели-чине, расположению Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно от-сталых детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошко-льных учреждений. -М., 1993. Особое внимание рекомендуется уделить обуче-нию умственно отсталых детей умению обследовать предмет, анализиро-вать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения явля-ются необходимым условием формирования ориентировочной фазы дея-тельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

В процессе формирования изобразительной деятельности детей до-школьного возраста с нарушением интеллекта в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, на-правленные на упражнение детей в восприятии различных свойств пред-метов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации. В процессе проведения занятий по предметному рисованию и лепке с натуры детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в ходе ко-торого происходит восприятие свойств предмета. Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя: целостное вос-приятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, рас-положения и относительной величины частей; повторное целостное вос-приятие предмета. Правильность восприятия формы предмета обеспечива-ется проведением индивидуальной работы по формированию моделиру-ющих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощу-пывание перед лепкой) на занятиях учителя-дефектолога (О.П.Гаврилушкина).

В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается не-обходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требова-ниями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта - пониманием жестовой инструкции, подражанием, ана-лизом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.

Анализ сложившейся практики показывает, что внедрение системы сен-сорного воспитания в практику работы специальных детских дошкольных учреждений позволило педагогам организовать систематическое целенправленное воздействие на развитие сенсорной сферы умственно отсталых де-тей, а в конечном счете сделать более эффективным обучение рисованию, конструированию и другим видам детской деятельности.

Немногочисленность исследований по проблеме сенсорно-перцептивного развития детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью выдвигает задачу по дальнейшей разработке проблемы воспитания данной категории детей. Обобщение опыта практической работы в этой области привело к созданию ряда программ сенсорного развития.

Представляет интерес система дидактических и обучающих игр, пред-ложенная М.Б.Медведевой и Т.П.Бабич. Данная система ставит своей целью развить у глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы «целенаправленное восприятие цвета, формы и величины, пред-метные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внима-ние, аналитико-синтетическую деятельность...» Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для де-тей с глубоким нарушением интеллекта. Выпуск 1. - СПб., 1996.с.137 и представляет собой достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование представлений о величине предметов авторы предлагают проводить следующим образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки, пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную, короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания; локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на развитие зрительного внимания.

Однако, разрабатывая последовательность формирования представле-ний глубоко умственно отсталых детей о величине предметов, авторы не указали на особенности использования различных методов и приемов пе-дагогического воздействия. Кроме того, дидактическая игра является важ-ной, но не единственной формой работы по сенсорному воспитанию ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Тем не менее, по мнению исследователей, одним из важнейших подхо-дов к определению социально-трудового прогноза при выраженной умст-венной отсталости является способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке (Н.Ф.Дементьева, Н.М.Доценко, Э.В.Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические реко-мендации, касающихся работы с детьми, имеющими выраженную интел-лектуальную недостаточность, включены задачи развития сенсорно-перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г.В.Цикото), изобразительной (А.А.Еремина), игровой (А.Р.Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.

В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития и сенсорного воспитания детей дошкольного воз-раста с нормальным и дефицитарным развитием показывает, что в настоя-щее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент.

1. У детей раннего и дошкольного возраста с нормальным и нарушенным

ин-теллектом имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самосто-ятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.

3. Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания по-нимаемого в широком педагогическом смысле - как целенаправленного про-цесса, который осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимой воспитательной работы

4. В педагогике имеется система сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, однако применительно к дошкольникам с выраженной интеллектуальной недостаточностью это направление воспи-тания является малоразработанным.

3. Экспериментальное исследование сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью

3.1 Задачи и методика эксперимента

Основной задачей данного исследования являлось изучение актуально-го уровня развития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной ин-теллектуальной недостаточностью и создание на этой основе методической системы сенсорного воспитания. Для достижения этой цели предпо-лагалось решить ряд задач. Во-первых, получить возможно более полную картину сенсорного развития детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточ-ностью. Во-вторых, определить потенциальные возможности сенсорно-перцептивного развития детей этой категории.

Изучение особенностей сенсорно-перцептивной деятельности детей с глубоким нарушением интеллекта проводилось в 2007 году на базе….

В ис-следовании принимало участие 28 детей (16 мальчиков и 12 девочек) в воз-расте от 4 до 8 лет, в том числе.

Все дети имеют умственную отсталость. В том числе: умственная отсталость в степени легкой имбецильности зафиксирована у 10 человек, умственная отсталость в степени имбецильности - у 14 человек, умственная отсталость в степени выраженной имбецильности - у 4 человек.

Мы приняли следующий порядок эксперимента: на первом этапе особенности сенсорно-перцептивного развития изучались на основе наблюдения за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов. Второй этап предполагал проведение индивидуального психолого - педагогического эксперимента.

Наблюдение за свободной деятельностью детей проводилось в игровом уголке в процессе их деятельности с сюжетными и дидактическими игруш-ками. Задачей наблюдения являлось:

а) выявление наличия самостоя-тельной деятельности детей;

б) выявление уровня развития действий с иг-рушками.

Предпринятое наблюдение за деятельностью детей в процессе прове-дения режимных моментов, на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности позволило определить оптимальное содержание и условия прове-дения психолого-педагогического эксперимента.

Изучение особенностей сенсорно-перцептивного развития детей до-школьного возраста на втором этапе проводилось в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента.

Эксперимент включал задания, направленные на изучение ори-ентировочной деятельности детей по обследованию игрушек.

Эксперимент про-водился индивидуально в привычной для ребенка обстановке групповой комнаты. Каждый день перед началом эксперимента ребенку была предоставлена возможность «поиграть» с понравившейся игрушкой (мяч, колокольчик, воздушные шары, электро-музыкальная игрушка) в те-чение непродолжительного времени.

Были предложены задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек.

Данные задания представляют собой адаптированный вариант методики исследования восприятия детей раннего возраста Г.А.Урунтаевой. В пред-лагаемых заданиях особенности восприятия и обследовательские действия были изучены в ходе специфических и неспецифических манипуляций, производимых ребенком.

Материал для исследования. Для исследования подбирались две одинаковые игрушки: погремушки (шарики на ручке); пластмассовые машинки, отличающиеся по цвету (белая и красная); резиновые игрушки-кенгуру, отличающиеся по размеру (соотношение 1:3).

Задание 1. Ребенку показывали погремушку на расстоянии 30 см от его глаз. Целью данного задания являлось выявление реакции ребенка на зри-тельно воспринимаемый объект и осуществляемые при этом действия ре-бенка.

Если ребенок не захватывал игрушку, то её вкладывали в правую руку ребенка с целью изучения обследовательских действий детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью и установле-нии роли моторного компонента в активизации обследовательских дей-ствий.

В случае отсутствия реакции ребёнка взрослый медленно перемещал неозвученную погремушку на уровне глаз ребенка и на расстоянии 30 см от них от одного края стола до другого со скоростью примерно 5 сантиметров в секунду для изучения реакций детей на движущийся объект.

Задание 2. Такую же, но озвученную, погремушку взрослый показывал ребенку как и в первом задании, но через каждые 30 секунд встряхивал ее

по 5 секунд. Целью данного задания является выявление влияния под-ключения дополнительного анализатора (в данном случае - слухового) на интенсивность и качество ориентировочных действий.

В том случае, если введение дополнительного признака не побуждало ребенка к реагированию, задание продолжалось аналогично второй части первого задания, но с озвученной игрушкой. При этом первые 5 секунд взрослый проводил пассивные движения правой рукой ребенка с целью заставить звучать игрушку. Эта часть задания имела своей целью выявить значение комплексных воздействий для побуждения дошкольника с выраженной интеллектуальной недостаточностью к совершению обследова-тельских действий.

Задание 3. Ребенку показывали 2 пластмассовые машинки одновремен-но, расстояние между машинками - 5 см. Цель задания - выявление возможности самостоятельного фиксирования различий предметов по ве-личине. Предполагалось, что дети могут установить различие предметов по цвету путем приближения предметов друг к другу, и, возможно, укажут на различие по цвету экспериментатору.

3.2 Анализ полученных результатов

Наблюдения показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны сенсорно-перцептивной деятельности и резкие раз-личия в уровне сформированности операционально-технической стороны совершаемых детьми перцептивных, игровых и бытовых действий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5