Методическое пособие для прохождения психолого-педагогической практики
Методическое пособие для прохождения психолого-педагогической практики
29
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга
М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е для прохождения психолого-педагогической практики
Санкт-Петербург
2005
Уважаемые преподаватели и студенты!
Данное методическое пособие предназначено для студентов 5-ого курса специальностей 050709 "Преподавание в начальных классах", 050702 "Организация внеклассной деятельности" для прохождения психолого-педагогической практики. В нём содержится теоретический материал как фрагмент повторения и практическая часть, где каждый студент может проявить полученные знания в области психологических дисциплин, творчества и компетентность.
Желаем успехов в прохождении практики!
Автор программы: Сергеева Г.Р., преподаватель психологии высшей квалификационной категории.
Рецензент: Загашев И.О., заместитель директора по научно-методической работе, аспирант кафедры психологии Российского государственного университета
Технический редактор: Шеватурина Е.С., преподаватель информатики и ТСО
«Первый и последний учитель жизни - это сама жизнь».
Т. Уайлдер
Уважаемый выпускник!
Вот и прошли учебные годы. В руках Вы держите дневник последней психологической практики. Очень скоро Вы станете Учителем с отличными знаниями многих психологических дисциплин, и Вас с нетерпением ждут в школах, лицеях, детских садах. «Психология и психолог пришли в школу и детский сад, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту ребёнка, педагога и родителя». Р.В. Овчарова, Технологии практического психолога образования Профессии учителя, психолога интересны, но требуют социальной активности. Мы надеемся, что эта практика будет проведена Вами на высоком профессиональном уровне, с большим интересом и методически грамотно. Хочется верить, что Вы компетентно и критично проведёте все разделы практики, познавая учеников, коллег и себя. Вы должны подняться на вершину профессиональной доблести.
«Ты можешь стать мудрее тремя путями:
путём опыта - это самый горький путь;29
путём подражания - это самый лёгкий путь;
путём размышления - это самый благородный пут29
ь».
Древняя китайская поговорка.
Задачи психологической практики:
1. Познакомиться со спецификой организации психологической службы в современной школе (в современном образовательном пространстве.
2. Презентовать свои знания, умения, навыки в области психологии в данном образовательном учреждении.
3. Быть помощником психолога школы.
4. Проявлять творчество, индивидуальность при проведении всех мероприятий в школе.
5. Самоутвердиться в будущей профессии.
Организация психологической практики:
В течение двух недель Вы будете работать вместе с психологом школы и индивидуально. Выполнять предложенные Вам задания и фиксировать полученный материал в данном дневнике. Методическую и психологическую помощь Вам будут оказывать психологи колледжа. По окончании практики Вы получите дифференцированный зачёт.
Не спешите заполнять дневник, познакомьтесь с ним, он - Ваш помощник!
Общие сведения о школе (лицее):
Школа (лицей) №_____
Район _________________________________________________________
Тел. __________________________________________________________
Директор школы _______________________________________________
(Ф.И.О.)
_________________________________________________________________________________________________
Психолог школы _______________________________________________
(Ф.И.О.)
______________________________________________________________
Социальный педагог ____________________________________________
(Ф.И.О.)
______________________________________________________________
Общий контингент ______________________________________________
(число учащихся: нач. шк. - , средн. шк.- )
Педагогический коллектив _______________________________________
(число преподавателей)
Реализуемые программы _________________________________________
______________________________________________________________
Взаимодействие с образовательными учреждениями города ___________
______________________________________________________________
Распорядок работы школы:
1 урок - _______
2 урок - _______
3 урок - _______
4 урок - _______
5 урок - _______
6 урок - _______
Информация о кабинете психолога:
1. Отдельный кабинет (если нет, то с кем из сотрудников)__________
____________________________________________________________
2. Общий метраж ____________________________________________
3. Время работы _____________________________________________
4. Рабочее место психолога____________________________________
____________________________________________________________
5. Уголок доверия____________________________________________
6. Психологическая литература (которая Вас заинтересовала)
___________________________________________________________
____________________________________________________________
7. Наличие тестов ___________________________________________
____________________________________________________________
8. Раздаточный материал, игрушки _____________________________
____________________________________________________________
9. План работы и отчётная документация психолога школы ________
____________________________________________________________
Начнём работать!
Кто «Я»
(Напишите 10 качеств в каждом разделе)
«Я» телесное
|
«Я» эмоциональное
|
«Я» умственное
|
«Я» социальное
|
|
|
|
|
|
|
|
Давайте составим кластер психограммы психолога:
Ваши наблюдения соотносятся с психограммой профессии психолога?
Психограмма профессии
(психолог)
№ п/п
|
Личностные особенности, профессиональные умения
|
|
1.
|
Внимание, стремление понять позицию других
|
|
2.
|
Дружелюбие, общительность
|
|
3.
|
Способность стать лидером
|
|
4.
|
Вежливость, обходительность
|
|
5.
|
Руководство здравым смыслом, следование предписаниям
|
|
6.
|
Жизнерадостность
|
|
7.
|
Терпеливость, упорство
|
|
8.
|
Большое чувство ответственности
|
|
9.
|
Способность выполнять работу, полную разнообразия
|
|
10.
|
Энтузиазм в трудовой деятельности
|
|
11.
|
Тщательность действий
|
|
12.
|
Схватывание новых идей, самостоятельность суждений
|
|
13.
|
Аккуратность и последовательность в работе
|
|
14.
|
Способность к планированию своего будущего
|
|
15.
|
Способность к устным высказываниям
|
|
16.
|
Хорошая память
|
|
17.
|
Способность обучать других
|
|
18.
|
Умение заботиться о больных
|
|
19.
|
Умение заботиться о посторонних
|
|
|
Принципы организации психологической службы
Крайности
|
Золотая середина
|
Крайности
|
|
Ограниченная узкая спе- циализация
Морализаторство
Застой, идеализация прошлого
Внутренняя пассив- ность, самоизоляция
Ригидность, психологи- ческое самодурство
Трудность эмоциональ- ного характера
Пессимизм, отчаяние
Акцентирование на еди- ничных принципах
|
Многообразие форм и методов работы психо- лога
Нравственность, эколо- гичность
Преемственность в ра- боте
Самоактивизация твор- ческого начала
Профессиональное сод- ружество, гибкость, го- товность к компромиссу
Выделение приоритетов в работе
Действенный оптимизм, разумная самоирония
Системность в работе, основанная на взаимо- связи принципов
|
Хаос, бессистемность, поверхностность
Безнравственность
Разрушение, отрицание старого опыта
Самосгорание на работе, потеря профессиональ- ного самоощущения
Приспособленчество, угодничество, преда- тельство
Трудности логического характера, непоследова- тельность. Эйфория, из- лишняя самоуверен- ность
Перемешивание прин- ципов, утрата специфи- ки службы
|
|
|
План работы психолога на неделю
День
|
Время
|
Учителя
|
Учащиеся
|
Родители
|
|
Понеде- льник
|
9 - 12
12 - 14
15 - 16
18 - 19
|
Индивидуальное консультирование
|
Психодиагностика (обработка результа- тов)
Психологическая гимнастика
|
Школа для роди- телей, I - IV класс
|
|
Вторник
|
9 - 12
12 - 14
15 - 16
18 - 19
|
Психодиагностика
|
Психодиагностика (обработка результа- тов)
Факультатив для де- вочек (тренинг)
«Телефон доверия» (1 смена)
|
Школа для роди- телей, V-VIII кл.
|
|
Среда
|
9 - 12
12 - 14
15 - 16
|
Модульные курсы
|
Факультатив для мальчиков (тренинг)
Психологическая гимнастика
|
Индивидуальные консультации
|
|
Четверг
|
9 - 12
12 - 14
15 - 18
|
Педконсилиум
|
«Телефон доверия» (2 смена)
Школа трёх «С»
|
Индивидуальные консультации
|
|
Пятница
|
9 - 10
11 - 12
12 - 14
18 - 19
|
Консультативное совещание с адми- нистрацией
Психотерапия
|
|
«Телефон доверия»
Школа для роди- телей, IX-XI кл.
|
|
|
Календарное планирование психологической практики по всем видам деятельности с_____________ по____________
Составьте календарное планирование психологической практики на две недели по плану указанному выше.
В него должны входить:
уроки психологии - 5;
индивидуальные консультации - не менее 3;
психодиагностическое исследование - не менее 3-х методик;
психологическая коррекция - по мере необходимости;
публичные выступления: пед. коллектив - 1, родители - 1;
тренинги - 1.
Возможна корректировка исходя из условий и потребностей в работе психолога.
I неделя
|
|
День
|
Время
|
Учителя
|
Учащиеся
|
Родители
|
|
Понеде- льник
|
|
|
|
|
|
Вторник
|
|
|
|
|
|
Среда
|
|
|
|
|
|
Четверг
|
|
|
|
|
|
Пятница
|
|
|
|
|
|
II неделя
|
|
День
|
Время
|
Учителя
|
Учащиеся
|
Родители
|
|
Понеде- льник
|
|
|
|
|
|
Вторник
|
|
|
|
|
|
Среда
|
|
|
|
|
|
Четверг
|
|
|
|
|
|
Пятница
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|