бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Манипуляция сознанием - (курсовая) бесплатно рефераты

p>Хотя официальные круги неохотно признают характер функций ЮСИА, скрыть их очень трудно. Уэллс пишет: “Представители иностранных государств часто утверждают, что ЮСИА является пропагандистским органом правительства США. Именно таковым оно и замышлялось и выполняло эти функции весьма успешно”.

Радиостанция ЮСИА - “Голос Америки” осуществляет ежедневные радиопередачи на 35 языках, ретранслируемые за рубежом по многочисленным станциям, расположенным во всём мире.

ЮСИА предоставляет иностранным СМИ и отдельным гражданам книги, фильмы, телефильмы, журналы и разные периодические издания.

ЮСИА неоднократно подвергалось критике как внутри страны, так и в тех государствах, где оно действует. Пытаясь приукрашивать политику, идущую вразрез с интересами тех стран, где оно функционирует, ЮСИА неизбежно оказывается в эпицентре конфликта.

Кроме ЮСИА существует ещё ряд менее рекламируемых органов политико-культурного проникновения. В 1971 году сенатор Кейс обнаружил, что ЦРУ финансировало радио “Свобода” и радио “Свободная Европа”, которые с 1951 года вели передачи на Восточную Европу и Советский Союз.

Повсюду, где происходят или назревают значительные социальные изменения, американские радиовещательные станции усердно сеют сомнения относительно новых социальных форм и воспевают стяжательско-потребительскую систему. 5. 2. 2. Правительство как агент по связи с общественностью.

В 1967 году исполнительная власть потратила на информацию общественности около 400 миллионов долларов. Федеральные затраты на информирование налогоплательщиков более чем в два раза превышают отпускаемые на сбор информации бюджеты двух основных телеграфных агентств, трёх ТВ сетей и девяти крупнейших ежедневных газет США.

По поводу этой информации Крисбаум говорит следующее: “Часть этой информации действительно нужна общественности. Например, Национальная служба погоды предсказывает солнечные дни, дождь или снег. Бюро по переписи населения поставляет статические данные о том, сколько нас, чем мы занимаемся, где живём и так далее. Бюро трудовой статистики даёт сведения о стоимости жизни. Но часть этой информации нельзя охарактеризовать иначе, как чистой воды пропаганду”. У правительства есть законные основания делиться информацией с общественностью, а у последней есть настоятельная потребность быть в курсе дел правительства. Но вопрос в том, кто занимается распространением информации и какие при этом преследуются цели? Способствует информация повышению осведомлённости общественности или, наоборот, препятствует ей?

Как и следовало ожидать, крупнейшим представителем правительства по связи с печатью является Пентагон. Чудовищная бюрократическая машина, находящаяся на службе вооружённых сил, распространила свою деятельность и на сферу обработки информации. Она представляет собой опасный шаг в направлении манипулирования. Созданная с заслуживающей похвалы целью информирования общественности о деятельности Пентагона, информационная структура министерства обороны превратилась в небывалой величины аппарат по рекламе, расходующей десятки миллионов долларов налогоплательщиков для того, чтобы убедить сограждан в полезности выделения огромных средств на военную безопасность. Организуемые Пентагоном турне по военным базам для собственных и иностранных корреспондентов - особенно излюбленный приём. Поскольку американские базы разбросаны по всему миру, можно представить себе какое удовлетворение приносят такие увеселительные поездки за казённый счёт.

Группа лекторов Пентагона включает адмиралов, генералов, а иногда и рядовых военнослужащих, которые выступают в клубах для бизнесменов, женских клубах, на патриотических собраниях и муниципальных митингах. Военно-морской флот предоставляет свои корабли для посещения представителями общественности. Радио и ТВ система вооружённых сил - это “крупнейшая радиотелевизионная сеть, сосредоточенная в одних руках ”, которая не только предлагает военнослужащим тщательно отредактированную версию происходящих в мире событий, но и проникает в дома миллионов людей, живущих в радиусе действия этих станций. Связь правительства с печатью не ограничивается информационными уловками Пентагона. Прочие исследовательские программы, другие правительственные ведомства также активно участвуют в компаниях за получение общественной поддержки их проектов. Особенно активны Комиссия по атомной энергии и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства.

Конечно, Комиссии по атомной энергии нельзя особенно рекламировать главный свой товар - ядерное оружие. Поэтому главный упор делается на рекламу исследований по использованию атомной энергии в мирных целях.

Что касается НАСА, то здесь дело обстоит несколько иначе. Хотя эта организация тесно связана с военными программами, она может подбросить общественности прекрасный, якобы несвязанный с идеологическими целями, спектакль - например, снимки лунной поверхности - всякий раз, как интерес населения к космосу начинает ослабевать.

Прикрываясь исследованиями космического пространства, НАСА предоставил в распоряжение американской системы средство для ведения глобального шпионажа, а также возможность для мгновенного военного вмешательства. Усилия НАСА, гипотетически ориентированные на полезные цели, до сих пор направлены в основном на усиление корпоративной экономики.

В отчёте конгресса говорится: “Не вызывает сомнений, что деятельность правительственных агентств по информации общественности может привести к пропаганде. Граница между “информацией общественности”, “рекламой”, или “связью с общественностью” и “пропагандой” очень незначительна”.

    5. 2. 3. Правительство как манипулятор информацией.

После второй мировой войны чётко прослеживается курс, выражающийся в том, что поток созданной и финансированной правительством информации продолжает нарастать, а доступ к контролю над ним (потоком) внутри самого правительства становится всё более ограниченным. Что касается общественности в целом, то она полностью лишена возможности контролировать поток информации. Корпоративно-военные круги, на которые опирается бюрократия, необыкновенно богаты и влиятельны, но они опираются на весьма незначительную часть населения. Отстаивая интересы небольшой, хотя и могущественной части общества, правящая элита чрезвычайно обеспокоена проблемой обеспечения надёжности основной массы населения. Как объяснить общественности действительные причины глобального военного “присутствия”, массовой слежки за гражданским населением и другие программы, необходимые для управления обществом, находящимся в стадии развитого кризиса? В результате мы сталкиваемся с поистине невероятной ситуацией, когда конгресс США сетует на недостаточную информацию. Председатель подкомиссии по вопросам деятельности правительства заявил в 1972 году, что “За последние годы произошло усиление власти президента за счёт конгресса, и конгрессу всё труднее получать определённую информацию, необходимую для выполнения его законодательных и конституционных обязанностей”.

Ещё один конгрессмен обращает внимание на неравное распределение власти, что сказывается на распределении информационного потока внутри самого правительства: “Одна из проблем конгресса заключается в том, что у нас не хватает людей. Министерство обороны, ведомство президента, органы исполнительной власти имеют в своём распоряжении тысячи сотрудников, самую последнюю информацию, самое современное оборудование итд. Мы же страдаем от нехватки самой необходимой информации”.

Воспрещение доступа к информации стало наиболее эффективным инструментом управления внутри самого правительства. Такого рода изменения позволили передать контроль над информацией новому звену бюрократии, стоящему в стране от традиционных правительственных агентств. Этот новый вид держащих бразды правления бюрократов, включая личный штат президента, сосредоточен в Белом доме.

Постепенно управление большинством операций правительства концентрируется в Белом доме, где всем ведают представители исполнительной власти. В настоящее время в Белом доме создаются новые органы, где информация собирается, обрабатывается и используется, подобно тому, как это делалось ранее в таких ведомствах как министерство обороны, государственный департамент, министерство труда итд.

Ряд наиболее важных функций правительства и связанная с ними информация полностью скрыты от контроля общественности и конгресса в недоступных управлениях Белого дома. В этих новых условиях нарушаются даже принципы представительной демократии.

Другие департаменты и ведомства правительства, особенно те которые осуществляют управление экономикой, также стремятся хранить тайну относительно своей деятельности. Например, Центральное финансово-контрольное управление, в чьи законные функции входит контроль и проверка всех одобренных конгрессом правительственных программ, жалуется, что ему отказывают в доступе к информации и данным по многочисленным программам, осуществляемым министерством обороны, государственным департаментом, департаментом налогов и сборов и другим могущественным ведомствам.

Согласно принятому 4 июля 1967 года после десятилетней борьбы закону о свободе информации любой гражданин имеет право ознакомится с архивами любого правительственного учреждения. Закон должен был положить конец секретности правительственной информации. Но сфера его действия ограничена и не распространяется на ряд агентств и ведомств. Закон предусматривает, кроме того, ряд исключений по содержанию информации. Согласно этим исключениям, военная машина, внешняя политика, касающаяся корпоративных интересов, а также решения, связанные с распределением ресурсов, оказались под прикрытием информационной неприкосновенности.

Система, которая расходует ежегодно десятки миллиардов долларов на получение данных и предоставляет информацию лишь привилегированному меньшинству, вряд ли может считаться социально эффективной или действующей в соответствии с принципами демократического управления. Всё это можно объяснить: обеспечение интересов частно-корпоративной монополистической экономики и мировой империи приводит к созданию перевёрнутой пирамиды распространения информации. 5. 3. Правительственная информация как источник наживы.

В силу многих причин большинство механических процессов, связанных с производством и распространением правительственной информации - печатание, обработка и распространение, - остались вне сферы деятельности коммерческих каналов. До тех пор, пока эти виды деятельности не приносили прибыли, частные предприниматели предпочитали заниматься другими вещами теперь, когда информационная индустрия достигла внушительных размеров и государство вынесло на своих плечах все тяготы роста, ситуация меняется. Частное предпринимательство пытается получить доступ к правительственной информации, которая может иметь рыночную стоимость, и принять участие в управлении, обработке и распространении информации которую правительство разрешает обнародовать.

Основанная на частной собственности система даёт также возможность отдельным людям наживаться на хранящимся в архивах государственной информации. Мемуары (воспоминания бывших правительственных чиновников) зачастую используют секретную информацию, а сами чиновники наживаются на продаже книг, содержащих секретные данные о событиях, о которых в своё время правительство не считало нужным информировать прессу и общественность. Таким образом, засекречивание данных используется, для того чтобы сначала лишить американский народ информации, которая в последствии продаётся ему выбранными им самим должностными лицами. В тоже время эта информация была скрыта от американцев в период, когда она могла оказать влияние на формирование их мнение и повлиять на их решения.

Теперь, когда состояние информационной индустрии правительства исчисляется миллиардами долларов, она стала открытой для участия частного капитала, также, как это было с разработкой природных ресурсов, которая ранее находилась в руках федерального правительства. Правительственная информация - национальное достояние. Созданное с помощью государственных фондов, - постепенно становится ещё одним товаром, который продаётся или придерживаться в соответствии с рыночными принципами и из соображений получения прибыли.

Это означает, что те, у кого есть средства, смогут купить всё, что они пожелают. А менее состоятельные, то есть большинство американцев, окажутся полностью исключёнными из потока распределения информации.

    5. 4. Отдых и развлечение: укрепление статус-кво.

В США, стране, где увеличивающаяся производительность труда позволяет рабочей силе иметь всё больше свободного времени, отдых и развлечения представляют собой растущие отрасли индустрии, обладающие огромным, хотя и неосознанным влиянием. Хотя всегда утверждается, что они вообще не оказывают никакого влияния.

Хотя в развлекательной продукции фабрик слова и образов представлены все мифы, на которые опирается манипуляция сознанием, всё же в мире сфабрикованных иллюзий преобладает один, главный миф: представление о том, что отдых и развлечения не имеют рыночной стоимости, не имеют точки зрения и существуют так сказать, вне социального процесса.

Все известные формы массовой культуры: комиксы, мультфильмы, кино, телевизионные и радиопредставления, спортивные соревнования итд - составляют необыкновенно разнообразный аппарат обработки сознания. Информационная индустрия, выдающая на-гора товары для отдыха и развлечения, отрицает в тоже время всякое воздействие своей продукции, за исключением возможно, минутного состояния отключённости и счастливой расслабленности.

Считается, что развлекательные программы совершенно не затрагивают важных, волнующих мир проблем, а всего лишь служат для заполнения часа потехи. На самом деле в каждом художественном произведении заложена какая-либо идеология. Художественные произведения могут влиять на формирование мнений людей значительно больше, чем документальная литература. Идеология корпоративной экономики пронизывает “чистую” развлекательную продукцию в Америке. Содержание и форма развлекательных сообщений специально создаются для пропаганды доминирующего институционального мировоззрения и поведения. “Массовые развлечения, - пишет Эрик Барноу, - в основном пропагандируют статус-кво”. Далее анализируются три важных и представительных культурно - информационных института, отрицающих какую бы то ни было идеологическую направленность своей деятельности: “ТВ-гайд”, “Нэйшэнэл джиографик” и “Уолт Дисней продакшенз инкорпорейтед”.

    5. 4. 1. ”ТВ-гайд” - “нейтральная” информация.

Главная задача “ТВ-гайда”, конечно после получения прибыли, состояла в том, чтобы информировать огромную аудиторию о программах, предлагаемых телевизионными каналами. Судя по всему, это обыкновенная информационная служба которую вряд ли можно назвать манипулятивной, если не принимать в расчёт функции коммерческого ТВ и задачи большинства коммерческих издательств. Основная задача коммерческого ТВ - завоёвывать массовую аудиторию для рекламодателей. Различные программы выступают лишь в роли “заполнителей” между рекламными сообщениями.

Редактор телепрограммы ”Вераети” пишет: “Зритель не клиент, а лишь потребитель телевидения. Рекламодатель покупает его, как покупают стада рогатого скота, по два доллара пятьдесят центов на тысячу оптом”.

Журнал помогает загонять аудиторию страны в телевизионные “загоны” и при этом заставляет его прочесть десятки страниц рекламного издания. Представляя определённое удобство для телезрителей “ТВ-гайд” оказывает “услугу”, которую многие американцы считают не только безвредной, но и полезной - “он не кому не делает вреда и нравится миллионам”. Но принимая коммерческое ТВ как естественный и нужный институт и используя собственную информационную службу для усиления авторитета коммерческого ТВ, “ТВ-гайд” превратился в соучастника небывалого обмана. Предлагаемые им услуги используются для манипулирования умами, а значит, служат инструментом порабощения сознания. Он также является придатком корпоративной экономики и наживается за счёт того же потребительства.

Обязанный корпоративной экономике за доходы от рекламы и бесплатное паблисити, “ТВ-гайд” полностью отдаёт должное своим благодетелям, выступая в роли рыночного инструмента и одновременно источника “нейтральной”, а на деле способствующей манипуляции информации.

Как по форме, так и по содержанию “ТВ-гайд” полностью повторяет обозреваемые им средство массовой информации, почти не высказывая по отношению к нему никаких критических замечаний. Прикрываясь информационной деятельностью, узаконивает то, в чём следовало бы усомниться. В любом случае - основное содержание журнала - поддержка существующей формы коммерческого ТВ.

При анализе содержания редакционного материала журнала исчезает даже намёк на нейтральность. И всё же отход журнала от объективности остаётся незаметным для большинства читателей.

Общественные радио и ТВ, которые вряд ли представляют угрозу коммерческим станциям, тем не менее, служат предметом нападок со стороны авторов телегида, считающего их “чрезвычайно левыми”, “идеологически предвзятыми”. В таком же духе требуют у западноевропейских телекомпаний отчёта за демонстрацию программ, критикующих “без должной меры” институты Америки.

И всё же это второстепенно по отношению к главной задаче журнала - воспеванию коммерческого ТВ. Постоянно и самозабвенно журнал служит типичным образцом фрагментации и потребительства, так успешно содействующих манипуляции сознанием в условиях корпоративной экономики.

    5. 4. 2. ”Нейшнл джиографик”: география без идеологии.

Журнал издаётся Национальным географическим обществом. Его история, его причастность к великим научным географическим исследованиям, его глубокое проникновение в школы, библиотеки и дома средних слоёв общества, а также его авторитет как источника объективной информации в области географии и культуры превращают журнал в один из самых почитаемых и влиятельных просветительских институтов. С самого начала своего существования журнал утверждает, что он стоит за рамками социальных конфликтов и занимается рассмотрением исключительно явлений природы. Тем не менее, география вызывает интерес лишь тогда, когда в основе её лежат социальные факторы.

Страницы: 1, 2, 3, 4