бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

ЛЮБОВЬ КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МИРА - (реферат) бесплатно рефераты

p>Исследование выявило, что молодое поколение продолжает верить в любовь (97, 8% всех опрошенных) и только единицы (2, 4% всех опрошенных) считают, что она утратила своё значение; ответившие, что“любовь не существует”, придали большое значение сексу, написав, что секс – единственное, что есть хорошего в жизни (они, видимо, не учли, что секс -–это одна из составляющих любви). Большинство учащихся, заполнявших анкету (79, 15% всех опрошенных), были уже влюблены, что свидетельствует о том, что представления о любви, желание её испытать формируются в человеке с детства (так, 18% отметили, что влюбились впервые в детском садике; 12% - в возрасте 7-9 лет). От 50% до 83% (в зависимости от возраста и пола) признаютлюбовь с первого взгляда; часть респондентов (10%М; 25%Ж) отметила, что именно так к ним пришла любовь. Интересен тот факт, что с взрослением приходит понимание, что любить надо не за внешность (от68% до 60% М; от56% до 34% Ж), точнее, - не только за неё, но ещё и за“внутренние качества” (70%М; 80%Ж), “за характер” (40%М; 35%Ж), “за душу” (? 30% всех опрошенных), за готовность помочь (20%), за чувство юмора (10%), за верность (15%), “за всё” (30%), “за все или ни за что – просто любить” (13%Ж), “не за что, а супротив всего” (15%Ж). Приходит осознание красоты и сложности этого чувства [См. приложение 3Б]. Встречаются прямо-такифилософские определения: “Любовь нужна для жизни, потому что она и есть жизнь” (Ж, 14лет); “Любовь – это глубокое осмысление духовной природы человека. Она объединяет людей – жену и мужа, родителей и детей” (М, 14лет); “Любовь – это то, что нельзя купить или продать” (Ж, 15 лет). Подмечен дуализм этого чувства: “Без любви не познаешь ненависти” (Ж, 14лет); “Любви нужно и не нужно. Не нужна – мешает нормально работать, жить; нужна – придаёт силы в работе” (Ж, 14 лет); “Любовь – это зло и в то же время – добро. Она бывает сладкой, но чаще - горькой” (М, 16 лет). И по-детски мудрое наблюдение: “Любовь –когда в семье есть полное взаимопонимание. Ругаться можно, даже нужно, но обсуждая, анализируя это руганье” (Ж, 13 лет).

С взрослением представления о любви только как о благоприятном чувстве [См. приложение 3Б–7, 8, 9, 20, 23, 24] дополняются и пониманием её других сторон. Так, часть респондентов имеет представление и об“отрицательных” последствиях любви (“Любовь – это страдание” (М, 15 лет); “Любовь – ничто без жертв” (М, 15 лет)); часть видит в ней спасение (“Любовь нужна, чтобы никогда не быть одиноким и знать, что у тебя есть будущее” (М, 15 лет); “Любовь нужна как что-то доброе в мире. Любя, не чувствуешь себя одиноким, ведь есть рядом человек, с которым можно поделиться переживаниями” (Ж, 14 лет); “Любовь помогает жить, многие стараются исправить свои ошибки. Любовь делает человека лучше, добрее” (Ж, 14 лет); “Любовь нужна, чтобы жизнь не стала адом” (М, 15 лет); “В нашем жестоком мире без любви как без воздуха” (Ж, 15 лет); “Чтобы чувствовать себя оцененным, чувствовать уверенность, радость любви”(Ж, 16 лет). Кстати, оказывается наши юноши больше и чаще страдают от одиночества и бывают слабыми! )

На вопрос “кто сильнее любит? ” ответы не равнозначны, но многие отметили, что “это всегда индивидуально” [См. приложение 1, пункт 7] Анкетирование выявило “здоровое” отношение к сексу: “Секс – вполне реальная вещь, необходимая человеку” (Ж, 15 лет); “Отношусь к сексу нормально – как все в наше время” (Ж, 15 лет); “Секс нужен для полноценной жизни” (М, 16 лет). Часть десятиклассников отметили своё “вступление”во взрослую жизнь, указав на наличие половых контактов [См. приложение 1, пункт 10]. Большинство отвечавших главным в любви выделили чувство ответственности за любимых, сделать их счастливее (а значит быть счастливым и самому). Причем, для части девушек характерен оттенок некоторойжертвенности: “Пусть ему будет хорошо” (Ж, 15 лет). Так же отмечены и важнейшие функции любви – создание семьи и воспроизводство (? 40%). Например: “Любовь совокупность психологических и физических действий, направленных на размножение” (М, 16 лет); “Любовь нужна, чтобы завести семью, материлизовать себя” (М, 14 лет). Несколько человек, давая определение любви, отметили многообразие её проявлений: родительская любовь (? 12%), любовь к объектам природы (? 8%), любовь к музыке, поэзии, ко всему прекрасному (? 25%). Есть несколько интересных определений, связанных с так называемыми сексуальными меньшинствами [См. приложение 3Б - 17].

Заставляет задуматься тот факт, что ни один респондент не отметил такой вид любви, как “любовь к Родине”. Это говорит о необходимости усиления патриотического воспитания, как в целом в стране, так, в частности, в гимназии и каждой семье.

Были и “ответы–фразы” с налётом “красивости”: “Любовь – это букет цветов, в котором есть крапива” (Ж, 16 лет); “Любовь – атомное чувство” (Ж, 15 лет); “Любовь – это храм для двоих” (М, 14 лет); “Любовь – это река, по которой мы плывём” (М, 14 лет); “Любовь – это двое с повышенной температурой” (М, 15 лет); “Любовь – это ваза, а ваза бьётся легко” (Ж, 14 лет). Но в целом молодое поколение учащихся 13 - 16 лет – люди XXI века –представители новой цивилизации, основанной на любви. Не случайно часть опрошенных (до20%) отметили, что любовь спасёт мир, спасет человечество, что любовь не угасает, а продолжает развиваться, усовершенствуясь, преобразовываясь, приобретая новые формы и виды и от действия каждого из нас зависит, какая смерть нас ожидает: смерть человечества или смерть одной цивилизации и рождение другой…

    И вдоволь будет странствий и скитаний,
    Старана Любви – великая страна!
    [3. С. 137]
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Любовь –это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что“ни просчитать, ни вычислить” любовь нельзя! В ней нельзя быть расчетливым –природа легко опрокинет любые расчеты! В ней можно быть только чутким, чтобы следить за её прихотливым течением и вовремя душой угадать все её изгибы, неуловимые для глаза смещения, необъяснимые подчас для разума повороты. В любви невозможно быть мелочным и бездарным–здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни. Подлинная любовь – это выражение созидательности и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание. Это не аффект, в смысле подверженности чьему-то воздействию, а активная борьбадля развития и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить. Если любить - это значит иметь установку на любовь ко всему, если любовь–это черта характера, она должна присутствовать не только в отношениях к своей семье и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает в контакт на работе, в своей профессиональной деятельности и, кроме этого, любовь должна присутствовать в отношении ко всему окружающему миру, ко всем проявлениям жизни.

Любовь многолика и её мир неисчерпаем, потому что каждый человек любит по-своему. Любовь–это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; в самом деле, вряд ли найдётся хоть кто-то, кто не имел или не имеет этого переживания хотя бы в малой степени, по крайней мере в детстве, юности или в зрелом возрасте.

Любовь – одна из немногих сфер, в которой человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Здесь он - высшая ценность, высшее значение. Именно потому только в любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное.

Необходимо отметить и то, что любовь – это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить (многое можно заставить сделать: работать, даже совершать зло, но не любить)– ни другого, ни себя. Любовь – дело свободной инициативы, она основа самой себя. У неё нет внешних побудителей, она не сводится к инстинктам. Таким образом, любовь – фундамент человеческого мира, главная из “святынь”, к счастью, возрождающая своё значение, наряду с милосердием, совестью, верой и надеждой.

    Только чувству, словно кораблю,
    долго оставаться на плаву,
    прежде чем узнать, что “я люблю”,
    то же, что дышу или живу!
    [3. С. 59]

Любовь сейчас пока намного проще, чем она может быть. Ей мешают и тяготы жизни, и наша сегодняшняя психология, которая враждебна любви, потому что она живёт от“я”, а не от “мы”.

Наша современная раскованность и даже распущенность в пропаганде секса, культ изощрённой эротики приучают современного человека поклоняться тому в любви, что в ней является вторичным и подчинённым духовно-нравственному и эстетическому началу. Какое бы счастье не приносило сексуальное общение, всё же“звёздная вершина” любви –в духовной гармонии, сердечной близости, и абсолютной незаменимости любимого человека, тогда как в сексе замена вполне возможна.

Сейчас – будь то художественная литература, искусство, религия или философия – нужно прежде всего будить в человеке способность любить и в особенности – любить другого человека. Только в любви и через любовь человек становится человеком…

Материалы данного реферата могут быть использованы (и частично были использованы) на уроках обществознания, философии, литературы.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Большая Российская энциклопедия / Перераб. и доп. В 2хт. Т. 2. – М. : Научное издательство, 1998 2. Волошин М. Блуждания // Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. – М. : Правда, 1981 3. Высоцкий В. Стихи и песни. – М. : Искусство, 1988

4. Даль В. И. Пословицы русского народа. В 2х т. Т. 1 – М. : Художественная литература, 1984 5. Ивин А. А. Философия любви. М. : Научное издательство, 1990 6. Пекелис В. Д. Как найти себя. – М. : Детская литература, 1985 7. Пушкин А. С. Лирика. – М. : Правда, 1980

8. Пушкин А. С. Стихотворения, сказки, “Руслан и Людмила”. – М. : Художественная литература, 1985 9. Русский толковый словарь. – М. : Русский язык, 1998

10. Рюриков Ю. Б. Любовь: азбука и алгебра. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1997 11. Рюриков Ю. Б. Любовь на исходе XX века. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1998 12. Спиноза Б. Этика. – М-Л. : ОГИЗ, 1932

13. Сухомлинский В. А. Книга о любви. – М. : Политиздат. , 1983 14. Тютчев Ф. И. Стихотворения. – М. : Правда, 1978

    15. Фет А. А. Стихотворения. - М. : Советская Россия, 1983
    16. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М. , 1969
    17. Фрейд З. Психология бессознательного. – М. , 1989

18. Фромм Э. Душа человека / Перевод с англ... – Т. В. Панфилова, Т. И. Перепёлова. – М. : АСТ, 1998 19. Фромм Э. Искусство любить. – М. : Педагогика, 1990

20. Фромм Э. Душа человека / Перевод с нем. – В. А. Закс, Э. М. Телятникова. – М. : Республика, 1992 (Мыслители XX века) 21. Энциклопедия мысли. – Симферополь: Реноли, 1997

22. Энциклопедия народной мудрости. – С. -Петербург: Респект, 1997 Приложение 1

    АНКЕТА
    (8-9 классы)
    Дорогой друг!

В нашей школе проводится социологическое исследование по вопросам любви. Твоё мнение для нас очень ценно. Поэтому просим тебя искренне ответить на эти вопросы нашей анкеты. Правила её заполнения очень просты: отметь кружком подходящий ответ (ответы) или впиши в отведённом месте свой ответ. Фамилию указывать не обязательно.

    1. Как ты думаешь, есть ли любовь на свете?
    а) да б) нет в) не знаю

2. Дай определение любви (как ты понимаешь это слово) _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Был ли ты уже влюблён?
    а) да б) нет в) не знаю

4. В каком возрасте ты влюбился впервые? ____________________________________________

    5. Признаёшь ли ты существование любви с первого взгляда?
    а) да б) нет в) затрудняюся ответить
    6. Как ты думаешь, за что один человек любит другого?
    а) за внешность б) за богатство в) за характер
    г)

_____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

    7. Кто любит сильнее?
    а) женщина б) мужчина в) оба одинаково
    г) это всегда индивидуально д) не знаю

8. Зачем нужна любовь? __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    9. Как ты относишься к сексу?

а) положительно б) отрицательно в) не задумываюсь над этой проблемой

    Расскажи немного о себе:
    Пол ________________________
    Возраст _____________________
    Класс _______________________
    Мы тебе очень признательны!
    АНКЕТА
    (10 класс)
    Дорогой друг!

В нашей школе проводится социологическое исследование по вопросам любви. Твоё мнение для нас очень ценно. Поэтому просим тебя искренне ответить на эти вопросы нашей анкеты. Правила её заполнения очень просты: отметь кружком подходящий ответ (ответы) или впиши в отведённом месте свой ответ. Фамилию указывать не обязательно.

    1. Как ты думаешь, есть ли любовь на свете?
    а) да б) нет в) не знаю

2. Дай определение любви (как ты понимаешь это слово) _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Был ли ты уже влюблён?
    а) да б) нет в) не знаю

4. В каком возрасте ты влюбился впервые? ____________________________________________

    5. Признаёшь ли ты существование любви с первого взгляда?
    а) да б) нет в) затрудняюся ответить
    6. Как ты думаешь, за что один человек любит другого?
    а) за внешность б) за богатство в) за характер
    г)

_____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

    7. Кто любит сильнее?
    а) женщина б) мужчина в) оба одинаково
    г) это всегда индивидуально д) не знаю

8. Зачем нужна любовь? __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    9. Как ты относишься к сексу?

а) положительно б) отрицательно в) не задумываюсь над этой проблемой

    10. Были ли у тебя половые контакты?
    а) да б) нет
    11. Любил ли ты по-настоящему?
    А) да б) нет в) наверное г) затрудняюсь ответить
    Расскажи немного о себе:
    Пол ________________________
    Возраст _____________________
    Класс _______________________
    Мы тебе очень признательны!
    Таблица
    ответов на вопросы анкеты
    учащихся МОУ-гимназии № 47 г. Екатеринбурга
    (в процентах).
    Вопросы
    От-ве-ты
    8 кл.
    9 кл.
    10 кл.
    Всего
    47
    52
    60
    61
    38
    38
    145
    151
    М
    Ж
    М
    Ж
    М
    Ж
    М
    Ж
    1. Как ты думаешь, есть ли любовь на свете?
    3. Был ли ты уже влюблён?
    5. Признаёшь ли ты существование любви с первого взгляда?
    6. Как ты думаешь, за что один человек любит другого?
    7. Кто любит сильнее?
    9. Как ты относишься к сексу?
    10*. Были ли у тебя половые контакты?
    11*. Любил ли ты по-настоящему?
    А
    Б
    В
    А
    Б
    В
    А
    Б
    В
    А
    Б
    В
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    А
    Б
    В
    А
    Б
    А
    Б
    В
    Г
    98
    2
    83
    17
    51
    19
    30
    68
    13
    72
    6
    8
    18
    60
    8
    66
    34
    100
    85
    15
    83
    4
    13
    56
    4
    72
    19
    8
    13
    48
    12
    46
    4
    50
    98
    2
    75
    25
    43
    22
    30
    67
    10
    72
    40
    15
    5
    33
    7
    82
    2
    16
    98
    2
    84
    16
    62
    12
    26
    36
    2
    49
    12
    5
    18
    62
    3
    51
    3
    46
    97
    3
    68
    21
    11
    50
    24
    24
    60
    8
    71
    16
    10
    3
    61
    10
    95
    5
    16
    81
    24
    45
    24
    7
    97
    3
    80
    20
    55
    34
    10
    34
    6
    40
    16
    10
    74
    76
    24
    13
    87
    26
    40
    10
    24
    977
    2, 3
    753
    21
    3, 6
    48
    216
    28
    65
    103
    716
    206
    11
    8, 6
    513
    8, 3
    81
    0, 6
    183
    11
    55
    8
    15
    8
    2, 3
    98
    2, 5
    83
    17
    666
    166
    163
    42
    4
    536
    156
    7, 6
    35
    366
    5
    576
    2, 3
    40
    8, 6
    576
    8, 6
    133
    3, 3
    8
    Возраст
    13-14лет
    14-15лет
    15-16лет
    Примечание. п. 10*, 11* были в анкетах учащихся 10кл.
    Приложение 2.
    СЛОВАРЬ.
    Влечение – сильная склонность к кому-нибудь, чему-нибудь.

Влюблённость – испытывание любви, влечения к кому-нибудь, чему-нибудь. Индивидуальность –1) особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого; 2) отдельная личность, индивидуум.

Любовь –интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии– космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь – эрос –побудительная сила духовного восхождения, в обыденном самоупотреблении платоническая любовь–любовь, свободная от чувств, влечение. Половая любовь в современной её форме индивидуально-избирательна, чувства– результат длительного исторического развития человеческой личности. Мазохизм –половое извращение, при котором для достижении оргазма необходимо испытывать физическую боль или моральное унижение, причиняемые партнёром. Модус – разновидность, способ чего-нибудь.

    Наслаждение – высшая степень удовольствия.

Отчуждение –обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и её результат превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Порнография. Вульгарно-натуралистическое, непристойное изображение половой жизни в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино и пр. Садизм. 1)Половое извращение, при котором половое чувство удовлетворяется причинением физической боли другому лицу. 2)Извращенная и изощрённая жестокость.

    Секс – всё то, что относится к половой жизни.

Страсть –1)Сильно выраженное чувство; крайнее увлечение. 2) Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.

Эротика. В широком смысле – совокупность всего, что связано с половой любовью, в более узком –психологические аспекты сексуальности, её развития и проявления в общении, моде и т. п.

    Приложение 3.
    О спорном и бесспорном
    А) высказывания великих людей о любви

Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает что такое любовь.

    Н. Чернышевский

Любовь для праздного человека – занятие, для воина – развлечение, для государя – подводный камень. Наполеон I

Любовь есть животворный огонь в душе человека, и все, созданное человеком под влиянием этого чувства, отмечено печатью жизни и поэзии.

    Т. Шевченко
    Любовь есть не что иное как желание счастья другому лицу.
    Д. Юм
    Любовь – игра, в которой плутуют.
    О. Бальзак

Любовь - как губка, когда губка насыщена водой, целое море может пролиться над ней, не прибавив к её содержимому ни капли.

    В. Гюго

Любовь может дать в один момент то, чего труд не всегда может достигнуть за целый век.

    И. Гёте
    Любовь на всякий возраст имеет свои страдания.
    И. Гурянов

Любовь –неведомая страна, и мы все плывем туда, каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль своим собственным путём. М. Пришвин.

Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении. А. де Сент-Экзюпери

    Только влюблённый имеет право на звание человека.
    А. Блок
    Б) высказывания респондентов о любви
    (авторский стиль сохранён)

1. Любовь – это забота, мысли, преданность, готовность на всё ради того, кого любишь. Ж. 13

    2. Если за деньги – это не любовь.
    М. 13

3. Любовь –это чувство, которое человек испытывает к другому, не требуя ничего взамен, и при этом счастлив по-настоящему.

    Ж. 14

4. Любовь у тебя в душе. Это самое красивое и самое важное чувство. М. 14

    5. Любовь спасёт человечество от краха.
    Ж. 14
    6. Любовь – состояние души человека.
    М. 14.

7. Даже неразделённая любовь – это тепло, радость, счастье в сердце и в душе. Ж. 14.

8. От любви люди хорошеют, молодеют не только внешне, но и сердцем. Ж. 14.

9. Любовь крепче всего. Это когда душа поёт и мир становится иным в твоих глазах.

    М. 14
    10. Любовь делает двоих людей одним целым.
    Ж. 14

11. Любовь – это то, без чего ни человек, ни его мир не существовали бы вообще. Ж. 14.

12. Любовь –это особое чувство, свойственное каждому человеку, но не каждый человек умеет им пользоваться, от этого у некоторых любовь бывает один раз в жизни, а у другого– несколько, у третьего – ни одного.

    М. 14
    13. Любовь – это страдание.
    М. 16
    14. Любовь – это в любом случае боль (душевная).
    М. 15

15. Любовь – это когда ты связан с другим человеком невидимыми нитями. Ж. 15.

16. Любовь – это нежное чувство мужчины к женщине и наоборот. М. 15

17. Любовь –это духовно-физическое влечение одной человеческой особи к другой (при этом пол и возраст неважны).

    Ж. 15

18. Если ты не любишь себя, то не сможешь полюбить другого человека. Ж. 15

19. Без любви человек потерял бы свою сущность, душу; он утонул бы в себе самом.

    М. 15

20. Любовь – это стремление сделать счастливым любимого человека. М. 16

21. Любовь –это когда человек для тебя становится всем, важнее жизни, ты не представляешь без него себя. Твоё тело и душа с ним.

    Ж. 16

22. Любовь, на мой взгляд, это прежде всего ответственность перед тем, кого ты любишь, а не одни эмоции. Любовь выражается в поступках, а не в словах и красноречивых высказываниях.

    М. 16.

23. Когда человек любит, все вокруг преображается. Влюблённого человека “не достанут” никакие невзгоды. Ж. 16

24. Любовь –это чувство, которое одухотворяет, возвышает, делает добрее и лучше любого человека, который столкнулся этим чувством.

    Ж. 15

25. Любовь –это чувство, при котором ничего не пожалеешь за любимого человека, даже своего счастья и своей жизни, Главное, чтобы был счастлив тот, кого ты любишь. Ж. 15

    Приложение 4.
    Пословицы и поговорки о любви.
    1. Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.
    2. Влюбился, как мышь в короб ввалился.
    3. Где козы во дворе, там козел без зову в гостях.
    4. Где любовь, тут и Бог. Бог – любовь.
    5. Горе с тобою, беда без тебя.
    6. Как увидал, так сам не свой стал.
    7. Крестом любви не свяжешь.
    8. Кто кого любит, тот того и бьёт. Кого люблю, того и бью.
    9. Любовь зла, полюбишь козла.
    10Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.
    11. Любовь не пожар, а загорится - не потушишь.
    12. Любовь слепа. Любовь ни зги не видит.
    13. Любит и кошка мышку.
    14. Любить друга – любить себя. В дружке себя любишь.

15. Любить не люблю, а отвязаться (отказаться, отстать) не могу. 16. Милого побои недолго болят. Милого побои не на кости.

    17. Насилу не быть милу. Насильно мил не будешь.
    18. Не мил и свет, когда милого нет.
    19. Нет того любее, как люди людям любы.
    20. Нет ценности супротив любви.
    21. Полюби нас в черненьких, а в беленьких и всяк полюбит.

22. Равные обычаи – крепкая любовь. Одна думка, одно и сердце. 23. Седина в бороду, а бес в ребро.

    24. С милым во любви жить хорошо. Живут душа в душу.
    25. Совет да любовь, на этом свет стоит.
    26. Старая любовь долго помнится. Люби, да помни.
    27. Сухая (платоническая) любовь только крушит.
    28. Хоть не люби, только почаще взглядывай (т. е. служи).

Страницы: 1, 2, 3, 4