бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Лидерство и стили руководства бесплатно рефераты

2. В силу того, что люди не расположены к труду, их следует принуждать, кон-тролировать, руководить ими и угрожать наказанием, если они не предпринимают достаточных усилий для того, чтобы достичь поставленных органи-зацией целей.

3. Каждый нормальный человек предпочитает, чтобы им управляли, он стре-мится избежать, ответственности и относительно нечестолюбив.

4. Больше всего люди желают личного спокойствия и защищенности.

Вместе с тем лидер, усвоивший теорию Y, которую МакГрегор рекомендует как средство «интеграции индивидуальных и групповых целей», исходит из дру-гих допущений в отношении подчиненных:

1. Затраты физических и духовных сил на работе столь естественны, что и при игре или отдыхе.

2. Угроза наказания или внешний контроль не являются единственными средст-вами, стимулирующими достижение поставленных организацией целей. Лю-ди наделены способностью к самоуправлению и самоконтролю при достиже-нии целей, которыми они привержены.

3. Приверженность целям является функцией вознаграждения, ассоциирующе-гося с достижением этих целей.

4. Нормальный человек, поставленный в соответствующие условия, не только берет на себя ответственность, но и стремится к ней.

5. Склонность к творчеству, богатое воображение, изобретательность и созидательность при решении организационных проблем часто встречаются у нор-мальных людей.

6. В условиях современного индустриального общества интеллектуальный по-тенциал нормального человека лишь в редких случаях используется полно-стью.

В таб. 1 представлено описание авторитарного (стиль X) и демокра-тичного (Y) стиля руководства, а так же ситуации, когда каждый из стилей явля-ется наиболее эффективным.

АВТОРИТАРНЫЙ

(директивный, автократиче-ский)

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

(коллегиальный, кооперативный)

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ

(не вмешивающийся, анархи-ческий, попустительский) попустительский)

1. Полномочия.

Все сосредоточивает у себя (чрезмерная централизация власти)

Делит с работниками.

Предпочитает действовать по указанию сверху.

2. Ответственность.

Замыкает на себе.

Делит с подчиненными.

Старается уменьшить свою ответственность.

3. Принятие решений.

Принимает и отменяет еди-нолично.

Привлекает подчиненных к подготовке и принятию реше-ний.

Обходит решение, посто-янно откладывает или пе-рекладывает на других.

4. Отношение к самостоятельности подчиненных.

Навязывает свое мнение, пресекает мнения, взгляды, идеи, противоречащие руко-водству.

Предоставляет и поощряет са-мостоятельность подчиненным , соразмерную их квалификации и выполняемым функциям.

Предоставляет подчинен-ных самим себе; Сам несамостоятельный (легко поддается влиянию извне).

5. Методы руководства.

Чаще приказывает, понужда-ет, принуждает; часто делает замечания, использует свое волевое давление; исключе-ние методов убеждения, разъяснения, просьбы.

Чаще обращается за советом, убеждает, стимулирует, служит примером вежливости.

Уговаривает, чаще просит, запугивает на словах; вы-полняет преимущественно функции представительства.

6. Контроль работы.

Вмешивается в действия подчиненных, мелочно опе-кает, придирается неспра-ведливо.

Чаще отмечает успехи, хвалит исполнителей, обеспечивает справедливую оценку труда подчиненных.

Контролирует от случая к случаю, стихийно, систе-ма контроля отсутствует.

7. Характер требовательности.

Не позволяет давать совет, груб и несправедлив в заме-чаниях.

Регулярно советуется, прислу-шивается к мнению коллег, справедливо требует.

Подчиненные чаще дают советы, требует не регу-лярно.

8. Отношение к критике.

Отрицательное , не признает критики в свой адрес.

Нe обижается, адекватно реаги-рует, всегда прислушивается.

Критику выслушивает, но недостатки, поведение не корректирует, работу не исправляет.

9. Отношение к нововведениям.

Консервативен, признает только свою инициативу.

Новатор, поддерживает ини-циативу других.

Избегает всяческих начи-наний, боится инициативы.

10. Контакт с подчиненными.

Сознательно ограничивает контакты с подчиненными, держит их на расстоянии.

Общается регулярно, информирует о проблемах.

Испытывает трудности в общении, общается от случая к случаю, без осо-бого желания.

11. Такт в общении.

Обращается, не считаясь с нормами морали, груб , уни-жает личность.

Вежлив , доброжелателен, не унижает достоинство личности, уважительное отношение к лю-дям.

В общении равнодушен , не видит личности.

12. Оценка себя.

Считает себя незаменимым, противопоставляет себя кол-лективу, отказывается от са-мо корректировки, снижен-ный самоконтроль.

Ничем не обнаруживает пре-восходства, не противопостав-ляет себя коллективу, адекват-ная самооценка.

Терпит позицию зависи-мого , и идет на поводу у подчиненных.

13. Продуктивность работы при отсутствии руководителя.

Снижается

Не хуже

Лучше

Таб.1 Признаки стилей управления.

2. Либеральный стиль (невмешательства, попустительства), при-шедший из восточной культуры и изучавшийся К. Левиным еще до открытия Д. МакГрегором своей теории «X-Y руководства». Его признаки представлены в таб.1. В организации подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроле за собственной работой. Этот стиль управления имеет все преимущества органических рабочих групп, и его эффективное применение возможно при соблюдении условий существования таких структур .

Долгое время в управленческой литературе господствовала точка зрения, .согласно которой либеральный стиль руководства является пагубным для любо-го коллектива.

Современные специалисты пришли к выводу, что и этот стиль руково-дства имеет свою область применения: при руководстве людьми творческими и новаторами наиболее эффективным является либеральный метод. Поскольку творческих людей и новаторов вообще нельзя заставлять «отсиживать» все ра-бочее время, так как лучшие идеи им приходят в голову в то время, когда «нор-мальные работники» спят глубоким сном.

3. Руководство, сосредоточенное на работе и человеке. Система оцен-ки стиля руководителя, основанная на теориях «X» и «Y» МакГрегора, рассмат-ривавшихся выше, предполагает, что руководитель неизбежно будет ориентиро-ван либо на работу, либо на человека. Практически отсутствуют руководители, проявляющие обе ориентации одновременно в равной мере, эффективной для производства. Руководитель, сосредоточенный на работе (задаче), заботится, прежде всего, о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда. Сосредоточение на человеке - это повышение производительности путем совершенствования человеческих отно-шений, - что практически во всех случаях способствует повышению эффектив-ности труда - утверждает теория. Однако более поздние исследования выявили, что это не всегда соответствует действительности. Из-за характера ситуации стиль, сосредоточенный на человеке, не всегда способствует повышению произ-водительности труда и не всегда является оптимальным поведением руководи-теля.

4. Четыре системы Лайкерта. Как продолжение исследований руково-дства, сосредоточенного на задаче и на человеке, Лайкерт предложил четыре ба-зовых системы стиля руководства (таб.2), которые как он полагал, помогут клас-сифицировать поведение руководителя.

Система 1

Система 2

Система 3

Система 4

Эксплуататорско-авторитарная.

Благосклонно-авторитарная.

Консультативно-демократическая.

Основанная на уча-стии.

Таб.2 Стили руководства по Лайкерту.

Руководители, относящиеся к системе 1, имеют характеристики автократа. Руководители в системе 2 могут поддерживать авторитарные отношения с под-чиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и наказанием. Руко-водители системы 3 проявляют значительное, но не полное доверие к подчинен-ным. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными. Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая дей-ственная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным и соответствуют руководителям, поощряющим участие работников в управлении (теория Y). Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководите-лям системы 1, ориентированным на работу.

5. Классификация стилей лидерства, разработанная в университете штата Огайо. Выводы Лайкерта и работы МакГрегора дали мощный импульс использованию стиля руководства, построенного на участии работников в при-нятии решений. Группа в университете Огайо разработала систему, согласно ко-торой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: струк-туре и вниманию к подчиненным. Согласно этой точке зрения, руководители мо-гут оказывать влияние на людей своим поведением, которое различается по этим двум параметрам. Структура подразумевает такое поведение, когда руководи-тель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на лю-дей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и подчи-ненными.

Основные выводы

1. Автократичный стиль руководства (особенно - благосклонный) более эффек-тивен, так как подкрепляет единоличную власть и увеличивает его возмож-ность влиять на подчиненных для достижения определенных целей.

2. Сосредоточение на работе дает максимальную производительность, так как производственные параметры изменить можно, человеческую натуру - прак-тически нет (в процессе труда).

3. Потенциальные преимущества руководства, ориентированного на задачу - быстрота действий и принятия решений, единство целей и строгий контроль за работой подчиненных. Он применяется в случаях, не требующих творче-ской работы, и в ситуациях, неблагоприятных для руководителя. Стили, ори-ентированные на человеческие отношения, расширяют возможности влияния при недостатке формальной власти.

4. Если не принять меры, то власть исполнителей может возрасти и подорвать влияние руководителя. Этому способствует либеральный стиль руководства.

5. Ориентация на человека вызывает доброе отношение персонала к руководи-телю и желание выполнять работу с наивысшей эффективностью. Удовле-творение от работы также возрастает. Рекомендации же экспертов вызывают у коллектива отторжение и сопротивление.

6. В некоторых случаях (кризисная ситуация, низкий уровень потребностей ис-полнителей) демократичный стиль с ориентацией на человека не приводит к росту удовлетворенности, так как вызывает растерянность и другие негатив-ные эмоции у коллектива.

7. Участие работников, находящихся на более высоком иерархическом уровне, чем МОП, в процессе принятия решений в большинстве случаев вызывает рост удовлетворенности.

8. Высокая степень удовлетворенности, как правило, снижает текучесть кадров. Это же обычно, но не всегда, увеличивает производительность. Однако низ-кая текучесть кадров не обязательно свидетельствует о высокой степени удовлетворенности.

9. Более высокий моральный настрой и большая удовлетворенность, однако, не всегда повышают производительность.

10. Стиль поведения руководителя повлияет на удовлетворенность подчиненных, если более высокая производительность вознаграждается, что ведет к более высокой удовлетворенности.

III. Ситуационный подход.

Неспособность более ранних исследований найти постоянную зависи-мость между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действуют одни или более дополнительных факторов. Чтобы найти эти факторы, теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на всю ситуацию в це-лом.

Так, ситуационный подход подразумевает изучение всех сторон лидерства в конкретной ситуации и имеет следующие основные модели:

1. Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера выявляет три факто-ра, влияющие на поведение руководителя:

1) Отношения между руководителем и членами коллектива (подразумевает ло-яльность к руководству, доверие к нему и привлекательность личности руко-водителя).

2) Структура задачи (ее привычность, четкость формулировки и структуриза-ция).

3) Должностные полномочия (объем законной власти, уровень поддержки формальной организации).

Так, отношения между руководителем и членами коллектива могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована и не структурирова-на, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малы-ми. Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь потенциаль-ных стилей руководства. Наиболее благоприятной ситуацией для руководителя является, когда задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчиненными так же хорошие, что создает максимальную возможность для оказания влияния.

Ф. Фидлер считал, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным.

2. Модель «путь - цель» Т. Митчела и Р. Хауса. Термин «путь-цель» от-носится к таким понятиям: как усилие - производительность, производитель-ность - результаты (вознаграждение). Вознаграждение, ощущаемая ценность в глазах подчиненного. По существу, подход «путь-цель» пытается дать объясне-ние тому воздействию, которое производит поведение руководителя на мотива-цию. удовлетворенность и производительность труда подчиненного. Руководи-тель может побуждать подчиненных к достижению целей, воздействуя на пути достижения этих целей. Ниже приведены некоторые приемы, с помощью кото-рых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:

1) Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.

2) Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.

3) Направление усилий подчиненных на достижение целей.

4) Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить.

5) Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

Модель «путь-цель» предполагает, что роль руководителя состоит в ока-зании подчиненным помощи в осознании того, что должно быть сделано (цель) и как это должно быть сделано (путь). Руководитель обязан показать работникам, что достижение целей выгодно и сотрудникам, и организации, что способствует возрастанию ожиданий подчиненных (вознаграждения). Руководителю необхо-димо принять решение об индивидуальном подходе к каждому из подчиненных. В модель «путь - цель» выделяются несколько видов руководства:

Страницы: 1, 2, 3