бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Личность в группе бесплатно рефераты

Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оцен-ка осуществляются на основе сложившихся социальных стерео-типов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и поли-тикам, философам и социологам.

Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскры-вает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следую-щим основным требованиям:

А. Быть такими, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям.

Б. Эти ситуации должны быть связаны с преодолением серь-езных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.

В. Соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.

Наблюдения за человеком с целью его оценки как личности должны проводиться по определенному плану. Для того чтобы получить необходимые для обобщения сведения о личности че-ловека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним обратить особое внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки дру-гих людей.

Если это возможно, то нужно воспользоваться суждениями и мнениями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение всегда в той или иной степени субъективно, односторонне. Мы не в состоянии постоянно на-ходиться рядом с другим человеком, непрерывно наблюдать за его поведением. Чаще всего мы встречаемся с человеком эпи-зодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в школе, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т.д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются достаточно полно. Остальное мы можем не знать просто по той причине, что не имели благоприятной возмож-ности вести наблюдение за данным человеком в иных социаль-ных ситуациях. Такую возможность могли получить окружаю-щие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему собственному восприятию.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно восп-ринимать и оценивать людей. Основные из них такие:

1. Неумение различать ситуации общения по таким призна-кам, как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации,

б) их намерения и мотивы,

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей,

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюде-ния за ними.

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания им другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...».

Наличие уже сформированных стереотипов, в соответст-вии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к опре-деленной категории и формируется установка, направляющая
внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все маль-чишки грубы», «Все девчонки неискренни».

Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена ис-черпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, к
примеру, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мне-нию других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, про-исходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждение и мне-
ние о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко ис-следованное в социальной психологии явление каузальной атрибуции. Процессы каузальной атрибуции подчиняются сле-дующим закономерностям, которые оказывают влияние на по-нимание людьми друг друга:

Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему или появляясь одно-временно, обычно рассматриваются как его возможные причины.

Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-либо уникальное событие, мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий лично его вариант. На практике такой выбор нередко определяется отношением оценивают человека к тому, чей поступок подлежит объяснению.

САМОЧУВСТВИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ

Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный на-строй, который у нее доминирует в результате длительного пре-бывания в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат. Его мы уже каса-лись раньше, а сейчас рассмотрим несколько подробнее.

С помощью этого понятия обозначаются моральная и эмо-циональная стороны системы человеческих отношений, сложив-шихся в группе. Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми ру-ководствуются члены группы в своих отношениях к объединя-ющему их делу и друг к другу. Психологический климат сущест-венно характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.

Кроме общих явлений, связанных с психологическим кли-матом, группу интегрально описывает то влияние, которое она, как целое, оказывает на индивида. С его стороны это влияние прежде всего выступает в форме эмоционального и морального настроя (самочувствия, настроения и т.п.).

Анализируя динамику взаимоотношений в различных мик-рогруппах -- диадах и триадах -- в выше сказанном, мы отмечали, что малые группы разного уровня развития по-раз-ному влияют на отношения людей, как бы разворачивая их по отношению к делу и друг к другу то положительной, то отрица-тельной стороной или оставляя безразличными. Это значит, что сложившийся в группе психологический климат может актуа-лизировать то лучшие, то худшие качества личности человека.

Рассмотрим, какое влияние группа может оказать на эмоци-ональное самочувствие ее членов, в частности, на снятие меж-личностной предубежденности и тревожности.

Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем людей под влиянием определенной установки. Эта установка может быть постоянной и изменчивой, зависящей от обстоятельств и особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка может принимать форму предубеждения и порождать необъек-тивное отношение к человеку. Тот, в свою очередь, справедли-во считая, что к нему относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные, конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход, поскольку вовлеченные в него сто-роны не усматривают в самих себе первоисточник конфликт-ной ситуации.

Причиной конфликта людей, чаще всего встречающейся на практике, является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное отношение одного человека к другому. Способ сня-тия предубежденности заключается, в свою очередь, в том, чтобы, преодолев межличностное недоверие, вызвать доверие людей друг к другу.

Имеется несколько путей снятия предубежденности в груп-повых отношениях:

Создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равные по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевых игр типа социально-психологи-ческого тренинга.

Развитие у каждого члена группы способности правильно воспринимать и оценивать людей, умения и навыки межлично-стного общения.

Стимулирование и поощрение прямых межличностных кон-тактов людей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие.

Обогащение индивидуального опыта предубежденного че-ловека путем его наблюдения за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).

Много внимания в связи с эмоционально-мотивационными вопросами регуляции человеческого поведения в малых группах в последние несколько десятилетий привлекла тре-вожность, которая возникает у индивидов в группе (ситуа-ционная тревожность). Явление тревожности возникает и в группе при эмоционально-неблагоприятных, подозрительных отношениях, связанных с недоверием друг к другу и отчужденностью. Основной способ снятия подобной тревожности - тот же, который используется для предупреждения и снятия конфликтов: повышение открытости и взаимного доверия членов группы.

Рассмотрим более внимательно внутригрупповые конфликтные ситуации. Сначала представим себе типы таких конфликтов (рис. 83). Первый сверху на рисунке из межличностных конфликтов назван конфликтом безысходности по той причине, что из него для вовлеченных индивидов нет удовлетворительного выхода. Взаимоотношения людей в данном случае являются не противоположными: один из членов группы от-носится к другому отрицательно, а второй -- положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находиться в состоянии несовместимости. Психологически острее этот конфликт мо-жет переживаться тем из членов пары, кто, испытывая положи-тельное отношение к партнеру, с его стороны встречает к себе отрицательное отношение. Данный тип конфликта можно раз-решить одним лишь способом: полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами.

Рис. 83. Типы межличностных внутригрупповых конфликтов

Второй тип межличностных конфликтов представляет собой конфликт неопределенности, поскольку при неопределенном (по-ложительном или отрицательном) отношении одного из парт-неров к другому он с его стороны не встречает к себе столь же однозначного отношения, ни положительного, ни отрицательного. В силу этого обстоятельства взаимоотношения людей, вов-леченных в данную психологическую ситуацию, длительное вре-мя могут оставаться неясными, поскольку тот, чье отношение к другому положительное, может предполагать такое же отноше-ние к себе со стороны партнера, а тот, чье отношение отрица-тельное, также может рассчитывать на положительное к себе отношение и в силу этого обстоятельства сохранять свои взаи-моотношения с другим.

Третий тип межличностных конфликтов характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на сближение с ним, довольно скоро останавли-вается, так как сближение вызывает усиливающееся стремле-ние разорвать с данным человеком взаимоотношения. Здесь один индивид, испытывающий амбивалентное (противоречивое, двой-ственное) чувство к другому, одновременно и стремится к не-му, и боится его. В результате он останавливается где-то на полпути к партнеру, сохраняя вместе с тем определенную пси-хологическую дистанцию, уравновешивающую противополож-но направленные силы стремления и избегания.

Последнее из аномальных отношений, которое, являясь по преимуществу личностным, также может выступить в сфере меж-личностных групповых отношений, -- это фрустрация. В пси-хологии фрустрация понимается как состояние эмоционально-психологического расстройства, связанное с переживанием не-удачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прилага-емых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раз-дражением, тревогой, иногда -- отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межлично-стных конфликтов.

У разных людей реакция на фрустрацию может быть различ-ной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессив-ности, регрессии (временного снижения уровня разумности интеллектуальной организованности поведения). Агрессивные действия как реакция на фрустрацию нередко возникают тогда когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разряд находит точку ее приложения в другом человеке, который Фистрируемым воспринимается как причина его неудачи. Вот один из примеров действия фрустрации на поведение детей в группе, взятый из исследования, проведенного в начале 40-х годов из-вестным социальным психологом К. Левином совместно с Р.Баркер и Т.Дембо.

Эксперимент, о котором идет речь, проводился с детьми дошкольного возраста в течение нескольких дней. В первый День детям была предоставлена возможность играть в комнате с разными игрушками, причем все они были некомплектными. Например, стол был без стульев, телефонная трубка -- без телефонного аппарата, кораблик -- без воды и т.д. Несмотря на неполноту игрушек, все дети играли увлеченно легко заменяя недостающие предметы другими или вообра-жаемыми.

На второй день проведения эксперимента ситуация измени-лась. Когда дети вошли в помещение, где они вчера с увлечени-ем играли, их взору открылась соседняя комната, которая рань-ше, в первый день проведения эксперимента, была закрыта. В этой комнате теперь находились те же игрушки, с которыми дети играли вчера, но полнокомплектные, а также другие, еще более привлекательные. Однако достать их было нельзя, так как новая комната от прежней была отделена непреодолимой пре-градой -- проволочной сеткой.

Поведение детей в этих условиях резко изменилось. Если раньше они с увлечением играли, общались друг с другом, то теперь их группа распалась и они как бы замкнулись в себе, перестали общаться и дружить. Одновременно они потеряли желание и способность играть. Их перестали привлекать не-комплектные игрушки. Многие из участвовавших в экспери-менте детей стали вести себя по отношению к этим игрушкам агрессивно: бросать, ломать их. В присутствии взрослых дети капризничали. Один ребенок, не обращая внимания на других и на взрослых, лег на пол и, ничего не делая, демонстративно смотрел в потолок; другой, подойдя к сетке, стал дергать ее ручонками; третий бессмысленно, без интереса перебирал, пе-ребрасывая с места на место, старые игрушки.

Часто объектом вымещения агрессивности фрустрированного человека становятся другие члены его группы, которые раздра-жают его и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное по-ведение называется «смещенным», так как объектом акта аг-рессии становится не фрустратор, а некто другой, случайно ока-завшийся рядом.

Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения. Они могут проявляться в меж-национальных, межгосударственных отношениях, во взаимо-отношениях между различными социальными группами. Та-кого рода акты нередко наблюдаются в периоды социаль-ных, политических и экономических депрессий, массового недовольства людей условиями жизни. В таких условиях объектами смещенной агрессии могут стать люди, принадлежащие другим социальным группам, другой национальности и вероисповедания. Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значи-тельного периода времени вызванная ею внутренняя психоло-гическая напряженность сама собою спала, то следующей ти-пичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах.

Заключение

Цель, которая была поставлена в начале этой работы, заключавшаяся в изучение и диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг другом в группе - была полностью достигнута. Гипотеза о том, что социальный статус определяет характер восприятия индивидом группы, выдвинутая в этой работе, нашла полное подтверждение. Проведя исследование и изучение восприятие индивидом группы, сопоставив результаты и наши знания по этому вопросу, изучив структуру межличностных отношений в группе и персептивною сторону межличностных взаимоотношений мы приходим к выводу о том, что социальный статус каждого члена группы определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его отношение к окружающим. По всему выше сказанному делаем вывод о том, что социальный статус члена группы определяет характер восприятия им группы.

Array

Страницы: 1, 2, 3