бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Личность в группе бесплатно рефераты

В другой модификации того же эксперимента вместо двух дополнительных «учителей» опыт вели два экспериментатора. Вскоре после того, как «ученик» получал первые несколько ударов электрическим током, экспериментаторы начинали спор между собой. Один из них требовал немедленно прекратить эксперимент, другой настаивал на его продолжении. В этих условиях ни один из настоящих испытуемых не изъявил желания продолжить эксперимент, несмотря на то, что второй из экспе-риментаторов настаивал на этом.

3. Смягчающие обстоятельства. Испытуемые в эксперименте знали, что совершают акт насилия, но для их действий были некоторые смягчающие обстоятельства. Например, в оправда-ние своего поведения «учитель» мог сказать, что не видел «уче-ника», поскольку тот находился за перегородкой в соседней ча-сти комнаты и, следовательно, не мог по-настоящему оценить, насколько ему больно. Действительно, было обнаружено, что в случае, если «учитель» и «ученик» находились в одном помеще-нии и могли видеть друг друга, число послушных приказу экс-периментатора снижалось до 30%.

Чем меньше для испытуемого было смягчающих его вину обстоятельств, тем меньше послушания он демонстрировал. Од-нако в тех случаях, когда «учитель» не сам должен был нажи-мать кнопки, а только давал распоряжение делать это другому, количество послушаний вновь резко возрастало, до 93%, при-чем на этот раз «учитель» без стеснения использовал всю шкалу напряжений, до 450В включительно. Поразительно, замечает по этому поводу С.Милгрэм, насколько снижается эффект по-слушания, если человеку приходится совершать акт насилия соб-ственной рукой, и насколько он возрастает, если за него это делает кто-то другой.

Надзор. Очевидным фактом, оказавшим влияние на поведение испытуемых в обсуждаемом эксперименте, было личное присутствие экспериментатора. В тех случаях, когда он покидал лабораторию и отдавал свои распоряжения по телефону, про-цент послушных приказу падал с 65 до 21%. Многие из испыту-емых в этих условиях начинали хитрить, используя для наказа-ния «ученика» ток гораздо меньшего напряжения, чем предпи-сывалось инструкцией.

оритет и идеология, прикрывающая сверху. Наиболее важный фактор из числа тех, которые порождают добровольное и бездумное послушание, связан с так называемой идеологией, прикрывающей сверху». Это укоренившаяся в обществе или со-циальной группе система взглядов, которая заранее юридиче-ски и морально оправдывает тех, кто им следует. В экспери-менте С.Милгрэма в роли такой идеологически высокой инстанции, заранее снимающей ответственность с испытуемых, выступал авторитет науки («наука требует жертв»). Когда в одном из экспериментов ссылка на научные интересы в оправдание издевательства над человеком была снята, число послушных упало с 65 до 48%.

Обратим внимание на одно обстоятельство, связанное с данным экспериментом. Оно показывает, что нередко люди о себе и себе подобных думают лучше, чем они есть на самом деле В одном из подобных исследований, осуществленном Г.Бьер-бауэром по методике С.Милгрэма, испытуемых до начала экс-перимента просили предсказать, как другие люди (не они сами) поведут себя в данном эксперименте. Затем тех, в отношении которых они делали предсказание, включили в эксперимент и проверили, как они вели себя на самом деле. Предсказанные и реальные результаты затем сравнили между собой (рис. 82, ниж-няя и верхняя кривые).

Эти данные также вызывают удивление. Вместо ожидае-мых по предсказанию примерно 30% людей, которые спо-собны были довести напряжение до 315 В, таких на самом деле оказалось 100%. Вместо приблизительно 10% ожидае-мого числа людей, способных нанести другому человеку удар электрическим током напряжением 450В, в действительно-сти оказалось более 60%.

Все то, о чем говорилось в эксперименте С.Милгрэма, дей-ствует на человека в реальных группах, где на него часто оказы-вается давление отдельными лицами самими по себе и от имени этих групп. Следовательно, считать влияние группы на индиви-да только положительным фактором нельзя.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей, существенно отличающихся по своей психологии от большинства членов данной группы. На это обстоятельство в свое время обратил внимание В.М.Бех-терев.

Проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в результате которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, В.М.Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выясни-лось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается по «большинству», методом простого голосо-вания, нередко оказывается более низкого качества, чем част-ное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются большинство потому, что непонятны ему, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением «квалифицированного» (на самом деле некомпетентного) большинства, сдерживаются, по-давляются в своем творческом развитии. В печальной истории нашей страны за последние семь десятков лет мы встречались с немалым количеством примеров, подтверждающих вывод Бех-терева. Имеются в виду многие одаренные писатели, художни-ки, ученые, инженеры, которые были исключены из своих твор-ческих коллективов и, более того, волею судьбы оказались за рубежом, где и получили признание по достоинству.

Последний факт, который здесь следует еще раз напом-нить -- мы его уже рассматривали, -- касается конформного поведения. Конформизм -- широко распространен-ный феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нече-стно. И чем более сплоченной является группа в своем психо-логическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать.

-

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значе-ние имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных ор-ганических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У.Джемс, как если бы кто-нибудь попал в об-щество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отве-чал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами наме-ренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевлен-ными предметами, то нами овладело бы известного рода бешен-ство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чув-ствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В этом психологически глубоком и жизненно правдивом вы-сказывании одного из лучших знатоков практической психоло-гии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди.

Каковы же истоки понимания человека человеком?

Таких истоков по современным научным представлениям не мало, и все они способны поставлять нам не только истинны знания о людях, но и заблуждения. Рассмотрим их.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Она пред-ставляет собой представление человека о том, как в людях взаи-мосвязаны черты характера, внешний облики поведение. Импли-цитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структу-рой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения по отноше-нию к соответствующему человеку. Имплицитная теория лично-сти формирует установку человека по отношению к людям, име-ющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать поря-дочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).

Процесс формирования имплицитной теории личности у че-ловека можно представить себе следующим образом. Встреча-ясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внеш-них данных, поступков и черт характера. Множество жизнен-ных наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в со-знании нечто вроде гальтоновской фотографии: в долговремен-ной памяти от встреч с этими людьми остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную струк-туру, которая лежит в основе имплицитной теории личности взаимосвязи характера, поведения и внешнего облика человека. Контактируя впоследствии с людьми, которые внешне ч то напоминают индивиду тех, о ком впечатления отложились его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим людям те черты характера, которые входят в сложившуюся структуру имплицитной теории личности. Если она правильна, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточной информации о нем. В этом состоит положительная социально-психо-логическая роль обсуждаемого нами явления. Однако если имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко, то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого человека, по-родить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляе-мые взаимные антипатии. Именно искаженная имплицит-ная теория личности является часто встречающейся причи-ной разного рода расовых, национальных, социальных, ре-лигиозных и других предрассудков.

Следующим фактом, который определенно влияет на пра-вильность восприятия и понимания людьми друг друга, являет-ся эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впе-чатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирова-ние его образа. Иногда соответствующее явление, обнаружива-ющееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, назы-вают эффектом ореола.

Если, например, первое впечатление о другом человеке в си-лу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный об-раз данного человека, который становится своеобразным филь-тром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного дис-сонанса). Если, напротив, первое впечатление почему-то ока-залось отрицательным, то в сознание воспринимающего попа-дает лишь та информация о воспринимаемом, которая по пре-имуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, На первых порах межличностного общения данных людей. По-скольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самы-ми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое впечатление друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным.

Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эф-фективной преднастройке людей в общении друг с другом.

С эффектом первичности логически связан противополож-ный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, кото-рая в памяти отложилась последней по порядку, также способ-на сильнее влиять на последующие восприятие и оценку дан-ного человека, чем предыдущая (за исключением самого перво-го впечатления). Над последними по порядку сведениями о дру-гом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обду-мать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.

Оба рассмотренных нами феномена -- эффект первичности (ореола) и аффект новизны -- своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памя-ти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное внимание обращает на такие особенности его внешно-сти, которые являются наиболее информативными с точки зре-ния психологических особенностей воспринимаемого. Это выражение лица, движения рук. В лице человека внимание вос-принимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках -- пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наиболь-шую информацию о психологии и состоянии человека в данный момент времени. Вначале обычно оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему, затем строится и проверяется гипотеза о личности человека и, если о подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация о том, как целесообразно вести себя отношению к данному человеку. Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты одного из подобных экспериментов. В нем для определения ха-рактера воспринимаемых эмоциональных состояний использо-вались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положитель-ное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошиб-ки в точном определении эмоционального состояния говоря-щего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех -- отрицательные (более 50% ошибок).

Из числа положительных эмоциональных состояний пра-вильнее других воспринимается и оценивается радость, не-сколько хуже -- восхищение. В группе индифферентных эмо-циональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже -- безразличия. Из чис-ла отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.

Были обнаружены существенные межиндивидуальные раз-личия в правильности определения отдельных видов эмоци-ональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, неко-торыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент вос-приятия.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и пони-мания человека человеком. Среди них выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с нали-чием определенной личностной черты. О психологических осо-бенностях человека судят на основе предварительного разложе-ния его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а Далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах лич-ности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится зани-маться изучением внешнего облика человека (художникам -- Для его воссоздания на полотне, врачам -- с целью более точной медицинской диагностики).

2.Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяете рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности эффекта новизны. Такой тип межличностного восприятия неред-ко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется исполь-зованием суждений по аналогии при восприятии человека. При- знаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной тео-рии личности гипотетически достраивается и формируется об-
раз воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимаю-щего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизнен-ным опытом общения с разными людьми, например у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и пове-дение различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те, кому нередко приходит-ся оценивать другого человека как личность в условиях дефи-цита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.

Страницы: 1, 2, 3