бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период - (диплом) бесплатно рефераты

p>IV. Пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период обладают высоким уровнем эмоционального комфорта, т. е. они уравновешены, спокойны, оптимистичны. Их волную проблемы родственников, проблемы общества. Боязнь не успеть что-то сделать, не реализовать свои планы– основной страх, который переживают пенсионеры данной группы. Эмоциональное реагирование на процесс выхода на пенсию было спокойным, это связано с тем, что они видят много позитивных изменений в образе жизни после выхода на пенсию.

Пенсионеры с низким уровнем адаптации в посттрудовой период обладают низким уровнем эмоционального комфорта, т. е. они встревожены, обеспокоены или чувствуют безразличие к окружающему. Больше всего их волнует страх быть обузой, страх одиночества и проблемы со здоровьем.

V. Необходима специальная организация психологической поддержки пожилых людей предпенсионного и пенсионного возраста, а также психологическая помощь пенсионерам, испытывающим трудности адаптации в посттрудовой период. При этом работа психолога может опираться на личностные особенности, являющиеся фактором адаптации (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).

Работа по профилактике дезадаптации в пост трудовой период жизни человека. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости психологической работы с группой пожилых людей, имеющих низкий уровень адаптации в посттрудовой период. Работа должна быть направлена на профилактику дезадаптации в посттрудовой период жизни человека.

После выхода на пенсию у пожилых людей возникает необходимость в овладении новыми ценностями, ролями, навыками с тем, чтобы при изменении образа жизни и прекращении трудовых форм деятельности сохранить и как можно дольше поддерживать связи с окружающим миром, дееспособность и интерес к жизни. Психопрофилактическая работа может быть организованна в два этапа: I. Подготовка к выходу на пенсию

II. Работа с пожилыми людьми в посттрудовой период. На каждом этапе существуют свои цели и способы их реализации.

    I этап

Подготовительный этап начинается задолго до выхода на пенсию. Цель: подготовить пожилых людей к выходу на пенсию для того, чтобы они могли без ущерба, с сохранением физического и психического здоровья перейти этот важный жизненный момент. Психологический смысл этого этапа в том, что человек переживает неизбежный процесс изменения статуса и образа жизни в начале умозрительно, до того как реально с ним встретится, а значит успевать привыкнуть, адаптироваться и избежать стрессовых ситуаций.

    Основные формы психологической работы:
    Психологическое просвещение

Эта форма работы предполагает массовое обучение по специальной литературе (брошюры, памятки). В этой литературе может быть представлена информация об особенностях пожилого возраста, об основных трудностях, с которыми может столкнуться пожилой человек при выходе на пенсию.

Эта форма наиболее доступна, но невозможность индивидуального подхода снижает ее эффективность.

    Консультирование

Организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовке к выходу на пенсию; Основным достоинством данного метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления пожилых людей об образе жизни на пенсии, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить процесс адаптации к пенсии.

    3. Групповая работа

Создание подготовительных групп по специально разработанным правилам. Отбор и формирование групп можно проводить из тех пожилых людей, которые характеризуются негативным отношением к выходу на пенсию.

    Принципы комплектования подготовительных групп:

Производственный т. е. подготовка к пенсионному периоду осуществляется на фирмах и предприятиях. Этот принцип создания обеспечивает организацию мероприятий и облегчает первый этап обучения, связанный со знакомством членов группы друг с другом. Но у него есть и слабые стороны, т. к. пожилым людям предоставляется возможность расширить круг общения, завязать новые социальные связи. Территориальный принцип (с учетом места жительства).

Основное достоинство этого принципа - возможность поддержания постоянных контактов между людьми, живущими в непосредственной близости друг от друга. Формирование подготовительных групп может проводится по любому их этих принципов.

В зависимости от особенностей группы, различные будут содержания программ работы. Это могут быть коммуникативные тренинг, тренинг креативности, сенситивности, уверенности в себе.

Эта форма работы создает предпосылки интеграции будущих пенсионеров в коллективе, благотворно влияющие на процесс адаптации.

    II этап
    Работа с пожилыми людьми в посттрудовой период.

Цель: создание психологических условий для адаптации пенсионеров в посттрудовой период.

    1. Основные направления работы:

1. Работа с дезадаптированными пожилыми людьми после выхода на пенсию. 2. Работа с родственниками пожилых людей.

Процесс взаимодействия с дезадаптированными пожилыми людьми может быть организован как в индивидуальной, так и групповой форме. При построении программы работы важно учитывать личностные особенности пожилых людей, обеспечивающие успешную адаптацию после выхода на пенсию. На основе анализа этих особенностей можно выделить следующие блоки работы:

О Работа по формированию адекватной самооценки, т. к. пожилые люди с низким уровнем адаптации в посттрудовой период характеризуются низким уровнем самооценки, зачастую не удовлетворены собой.

О Работа по формированию интернального контроля, т. к. люди с низким уровнем адаптации полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Важно чтобы пожилые люди приняли на себя долю ответственности за то, что происходит в их жизни, поняли, что очень многое зависит от них.

На этом уровне возможно эффективной будет групповая работа. О Работа по повышению социальной активности неработающих пенсионеров, т. к. с завершением трудовой деятельности у некоторых пожилых людей появляется ощущение ненужности обществу, развивается чувство бесперспективности дальнейшей жизни. Рациональная адаптация и правильный выбор занятий в сфере досуга и отдыха являются существенным положительным фактором социальной адаптации к пенсионному периоду.

С выходом на пенсию у человека появляется больше свободного времени, и это может сказать на него благотворное влияние. Интересное проведение досуга может принести пожилому человеку чувство удовлетворения, по этому необходимо представить реальные возможности для разностороннего проявления социальной активности личности как предпосылки рационального образа жизни и пассивность время провождения отрицательно сказываются на психологическом здоровье пожилого человека, приводя к преждевременному старению, то существует необходимость: 1). Формировать в общественном мнении представления о пенсионном периоде как об активном этапе жизни.

2). Ориентировать пожилых людей на всесторонний поиск полезных и значимых занятий, соответствующих их индивидуальным склонностям, интересам, способностям.

При этом важно, чтобы пожилой человек имел возможность выбирать самому себе вид деятельности, в соответствии с внутренними интересами.

Здесь возможна организация различных кружков и курсов по интересам (вязание, изготовление различных поделок, изучение искусства и др. ).

О Организация клубной работы помогает решить еще одну важную проблему пожилого возраста - наладить процесс взаимодействия пожилых, общение. У пожилых людей с низким уровнем адаптации существуют проблемы в общении с другими людьми. Они не удовлетворены общением и считают, что многие вещи находятся вне сферы их контроля. Не смотря на то, что они нуждаются в поддержке близких, ожидают от них заботы, у них низкий уровень принятия других людей, они воспринимают других негативным образом. Уверенность в своей социальной никчемности и пессимизм по отношению к другим препятствуют им наладить общение.

Во время разговора они мало заинтересованы в собеседнике, что оставляет негативные впечатления. Поэтому важно создать условия для оптимизации процесса общения.

Таким образом, психологическая работа с дезадаптированными пожилыми людьми должна быть направлена на стимулирования исполнения активной социальной роли, общения с окружающими и поддержания позитивного самосознания, психологического спокойствия.

    2. Работа с родственниками пожилых людей.

Данный вид работы может быть организован в консультативной форме. Важно объяснить родственникам пожилых людей, что социальная поддержка позволяет пожилым чувствовать себя компетентными. Необходима передача позитивных чувств пожилым, при которой они чувствуют, что о них заботятся, их ценят, уважают. Это является важным фактором, содействующим адаптации в позднем возрасте. Таким образом, работа по профилактике дезадаптации в пожилом возрасте включает в себя занятия с психологами, направленные на укрепление психологического здоровья, более рациональное отношение к проблемам, возникающим в пожилом возрасте.

    Заключение

В данной работе анализ литературы по проблеме пожилого возраста, а также предпринята попытка по изучению особенностей личности пожилых людей с различной степенью адаптации в посттрудовой период.

В процессе исследования была достигнута поставленная цель, решены задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза.

Данные, полученные в ходе исследования, позволили выявить особенности личности пожилого человека, обеспечивающие успешную адаптацию в посттрудовой период (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).

С учетом полученных результатов были разработаны психологические рекомендации, направленные на профилактику дезадаптации в посттрудовой период жизни человека.

    Библиография

1. Авербух Е. С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. Л. 1976 - 159 с.

2. Авербух Е. С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Л. 1969– 285 с.

Агаджанан Н. А. , Катков А. Ю. Резервы нашего организма. М. 1990. Александрова М. Д. Очерк о психофизиологии старения. Л. 1965. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л. 1974 – 135 с. Альперович В. Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М. 1998. Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психолог. Журнал// Том 15 №3. 1994– с. 99 - 105.

Анцыферова Л. И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости. //Психол. Журнал. Том 22 №3. 2001- с. 3 - 15 Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии 1989 №1.

Бороздина Л. В. , Молчанова О. Н. Особенности самооценки в позднем возрасте. Введенская Е. С. , Введенская И. И. Обоснование дифференцированных видов методико-социальной помощи пожилым //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1993 №3–с. 19 - 21.

    Гаврилов Л. А. Может ли человек жить дальше? М. 1985

Галкин Р. А. , Гехт И. А. , Ларионов Г. П. и др. Браки, заключаемые в старших возрастных группах // Проблемы социальной гигиены. 2001. №1. с. 8 - 11 Галкин Р. А. , Гехт И. А. , Котельников Г. П. Некоторые обоснования необходимости медико-социальной адаптации к старости. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №2. с. 15 - 17.

Гехт И. А. Организация методико-социальной помощи пожилым и старым людям // Проблемы социальной гигиены. 2001. №4. с. 45 - 47

    Говоров В. С. Жить долго. Краснодар. 1988 - 127 с.
    Грегор О. Не стареть это искусство. М. 1986 – 128 с.

Губачев Д. М. , Макиенко В. В. Гериатрические проблемы семейной медицины. СПб. 2000– 69 с.

Гуфеланд Х. Время жить: искусство преодоления жизни. СПб, 1996. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л. 1980 – 102 с. Емельянова Е. А. Организация медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста // Здравоохранение. 1995. №5. с. 36 - 34

    Карсаевская Т. В. Человек стареющий. Л. 1989

Карсаевская Т. В. , Шаталов А. Т. Филосовские аспекты геронтологии. М. 1978 – 216 с. Королькова Т. Н. Современные теории старения человека: Обзор: //Вестник дерматологии и венерологии. 2001 №5. с. 15 - 22

Краснова О. В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию. // Психология зрелости и старения №4(12). 2000. с. 5 - 31

Краснова О. В. Социально-психологические вопросы старения. // Журнал практического психолога. 1997. №3. с. 3 - 20

    Кристоль Р. Секреты молодости. Минск. 1995. – 116 с.

Крикштопайтис М. И. Проблемы физиологических основ предупреждения раннего старения человека. // Физиология человека. 1993. Том 16 №5. с. 161-167 Крутько В. Н. Профилактика старения: контуры новой науки // Физиология человека. 2000. №5. с. 137-144

Курцмен Дж. , Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. М. 1987.

Максимова С. Г. Социально - психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронтология №5-6, 2000. с. 58-63.

32. Максимова С. Г. , Луницин Б. Г. Социальные фрустрации лиц пожилого и старческого возраста в контексте социально-психологической дезадаптации . //Клиническая геронтология №7. 2001. с. 38-45.

33. Марковина С. Г. Особенности адаптации пожилых //Социологические исследования 1977. №12. с. 48-56.

34. Медведев Ж. А. Парадоксы геронтологии // Будь здоров 1999. №3. с. 8-13. 35. Миколайчук Е. Н. Пожилой человек в современном обществе //Мед. консультация 1999. №4. с. 1-5.

36. Мотыгина И. А. Психологические и психические аспекты медицинской помощи пожилым и старикам. //Медицинская помощь. 1999. №2 с. 9-11.

37. Петрилл С. Генетические и средовые связи между общими и специальными когнитивными способностями у престарелых. //Иностранная психология 2001. №14. с. 17-24.

38. Петрова Н. Н. Психо-социальная адаптация в кризисном периоде. //Журнал прикладной психологии. 1999. №4. с. 17-20.

39. Полищук Ю. И. Старение личности. //Социальная и клиническая психиатрия. 1994. Том 4. вып. 3 с. 108-115.

40. Полищук Ю. И. Баранская И. В. Разрушение высших личностных смыслов как важный фактор развития невротических расстройств в позднем возрасте. //Клиническая геронтология. 2001. №5. с. 17-21.

    41. Практическая психодиагностика под ред. Райгородского.

42. Пухальская Б. Старость как фаза развития человека. //Старость. Популярный справочник. М. 1996. с. 33-41.

43. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности. //Вестник - СПб университета. Сер 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 1995. вып. 3 с. 39-74.

44. Сачук Н. Н. , Панина Н. В. , Москалец Г. М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию. //Геронтология и гериатрия. 1981. с. 141-145.

45. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки психологии. 2000. СПб. - 350 с.

46. Сосновский Б. А Лабораторный практикум по общей психологии. М. 1979. - 155с. 47. Старение и работоспособность. М. Медицина. 1995. - 71с. 48. Старость и ее закономерности //ред. Косинская Н. С. Л. 1963. - 381с. 49. Сусловская М. Психологические проблемы старого человека. //Старость. Популярный справочник. М. 1996. с. 41-47.

50. Тарнавский Ю. Б. Чтобы осень была золотой. М. 1988. - 110 с. 51. Титов С. А. , Крутько В. Н. Современные представления о механизмах старения. //Физиология человека. 1996. Том 22. №2. с. 118-123. 52. Толстых А. Возрасты жизни. М. 1988. - 223с.

53. Толстых Н. Н. Использование метода неоконечных предложений для изучения временной перспективы. //Научно методические основы использования в школьной психологии службе конкретных психодиагностических методик. М. 1988. 54. Филд Д. Социальные связи в старости: результаты Боннского и Берлинского лонгитюдных исследований. //Иностранная психология. 1997. №8. с. 52-63. 55. Холл У. Дж. Новое в геронтологии: Обзор. //Международный журнал медицинской практики. 2000. №5. с. 37-44.

    56. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М. 1999. - 192с.
    57. Чеботарев. Д. Ф. Слово о старости. М. 1992. - 62с.
    58. Чикин С. Я. Сколько жить человеку. М. 1988. - 144с.
    59. Шапиро В. Д. Человек на пенсии. М. 1980. - 173с.

60. Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. 1983. 61. Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М. Медецина. 1996. - 303с.

62. Щавель С. С. Социализация и социальная защита пенсионеров. // Общество и экономика. 1999. №1. с. 153-168.

63. Эйтнер С. , Эйтнер А. Некоторые социально-генетические вопросы геронтологии. //Советское здравоохранение. 1978. №4 с. 65-69. 64. Bromley D. B. The Psychology of Human Ageing. London. 1996 - 201с. Приложение

    Таблица
    Основные критерии мотивов.
    (по группам испытуемых, в %)
    №
    п/п
    Категория
    Группа
    A
    B
    C
    1.
    Отношение к будущему
    ожидание каких либо перемен
    заботы о здоровье
    беспокойство о родственниках
    бытовые проблемы
    ожидание достижений
    ожидание трудностей
    интерес к проблемам общества
    отсутствие ожиданий
    надежды на сохранение прежнего уровня жизни
    8
    4
    13
    4
    29
    0
    21
    0
    21
    9
    14
    10
    20
    9
    4
    6
    8
    19
    5
    15
    5
    17, 5
    0
    22, 5
    2, 5
    30
    25
    2.
    Отношение к прошлому
    не сделал то, что мог бы
    осуществил задуманное, реализовал себя
    частично реализовал свои планы
    признал ошибочность своих целей в прошлом
    неудач было больше, чем достижений.
    8
    54
    21
    17
    0
    1
    15
    38
    35
    6
    40
    5
    10
    15
    30
    3.
    Отношение к выходу на пенсию
    переживали
    реагировали спокойно
    радовались
    25
    54
    21
    25
    65
    10
    60
    30
    10
    4.
    Отношение к родственникам
    страх остаться одному
    забота о близких
    ожидание от близких поддержки
    0
    75
    25
    25
    50
    25
    30
    20
    50
    5.
    Отношение к старости
    старость – это болезни
    старость – это отдых от работы
    один из периодов жизни
    старость – обуза
    старость – забота о близких
    подведение итогов
    опасения смерти
    0
    17
    25
    0
    33
    17
    8
    17, 5
    15
    7, 5
    10
    27, 5
    2, 5
    20
    30
    0
    0
    40
    10
    0
    20
    6.
    Лучший период в жизни
    детство
    юность
    годы учебы
    настоящий момент
    0
    25
    42
    33
    30
    27, 5
    30
    2, 5
    40
    40
    10
    10
    Приложение
    Особенности эмоциональной сферы пожилых людей
    Таблица №1
    Страхи, опасения
    (по группам испытуемых, в %)
    №
    п/п
    Группа
    Категория
    A
    B
    C
    1.
    Проблемы общества
    17
    12, 5
    0
    2.
    Беспокойство за близких
    42
    45
    10
    3.
    Страх быть обузой
    0
    10
    30
    4.
    Страх одиночества
    8
    7, 5
    30
    5.
    Проблемы со здоровьем
    8
    17, 5
    20
    6.
    Страх не успеть что-то сделать
    25
    7, 5
    10
    Таблица №2
    Факторы, вызывающие негативные эмоции
    (по группам испытуемых, в %)
    №
    п/п
    Группа
    Категория
    A
    B
    C
    1.
    Проблемы родственников
    25
    30
    20
    2.
    Воспоминания прошлой жизни
    17
    25
    30
    3.
    Несовпадение реального и желаемого
    33
    12, 5
    20
    4.
    Болезни
    8
    12, 5
    20
    5.
    Одиночество
    0
    17, 5
    10
    6.
    Другое
    17
    2, 5
    0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6