бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период - (диплом) бесплатно рефераты

p>Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматривается как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предшествуемой. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т. п. Выход на пенсию не следует рассматривать только, как четко зафиксированное во времени событие, оно может оказать долго временное воздействие, так как перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического оставления работы.

Как правило, на новой основе перестраивается поведение человека, формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношении к действительности и т. п. Человек "примеривается" к роли пенсионера, ее возможностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.

Е. С. Авербух пишет, что сам факт выхода на пенсию является для человека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым. (2; с. 11)

Ю. М. Губачев также отмечает, что "преждевременный физический и духовный покой это изнуряющий ад", под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей. Творческий труд-главное лекарство от старости. (18; с. 52) Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пенсионера в сознании людей связан не столько с конкретным кругом занятий, сколько отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пенсионеров на пассивный бездеятельный образ жизни.

Пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью не умением найти новые занятия, находить новые контакты по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду. (60) Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.

Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой - окружение приспосабливается к новой социальной роли.

Отечественные исследователи изучали представление пожилых людей об образе жизни на пенсии. Человек в первые, сталкивается с ситуацией полной и постоянной не занятостью на работе, он не располагает практически никаким личным опытом, позволяющим точно прогнозировать эту новую ситуации. Оценивая последствия прекращения работы, человек обобщает доступный ему опыт других людей, соотнося его с собственным стилем требований, ценностей. (60)

    Большинство авторов сходятся во мнении о том что:

- после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания; эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что подставляет собой процесс адаптации. - существенным фактором такой адаптации является рациональная организация и правильный выбор занятий

- семья выполняет компенсаторную функцию, т. е. становится основной сферой межличностных контактов (26)

    Р. С Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса:
    Предпенсионная фаза

Выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений.

    Фаза "Медового месяца" (сразу после выхода на пенсию)
    Эйфория от вновь обретенной свободы.
    Фаза разочарования, освобождение от иллюзий.

Разочарование может быть вызвано несбыточными "предпенсионными" мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.

    4) Фаза переориентации

Это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив.

    Фаза стабильности

Осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера.

    Завершающая фаза

Болезнь или индивидуальность затрудняет выполнение домашней работы и уход за собой. В некоторых случаях они делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.

Фазы не соответствуют определенному календарному возрасту, сменяются не в строго определенном порядке. (26; с. 10)

Шапиро В. Д. Анализируя положительные и отрицательные последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Все без исключения негативные изменения сопровождаются негативными изменениями, из которых наиболее часто указываются увеличение нагрузки по дому, чувство бесполезности и материального затруднения. (60; с. 40)

Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленности к будущим занятиям негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.

Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально - психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем. Под социальной адаптацией обычно понимают: a) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, б) результат этого процесса. При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптации- с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов. (43) При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.

Наше исследование предпринято с целью изучения личностных особенностей как факторов адаптации в пост трудовой период.

    Глава II.
    Организация и методы исследования

Цельюданного исследования является изучение особенностей личности пожилых людей как фактора адаптации в посттрудовой период.

В качестве гипотезыбыло выдвинуто предположение о том, что пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период. Личностные особенности выступают как фактор успешности процесса адаптации. Особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности определяют адаптацию пожилого человека в посттрудовой период.

    Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

Исследовать особенности адаптации пожилых людей в посттрудовой период. Изучить особенности личности пожилых людей с различной степенью адаптации в посттрудовой период.

Выявить особенности личности пожилого человека, обеспечивающую успешную адаптацию после выхода на пенсию.

Разработать рекомендации по профилактике дезадаптации в посттрудовой период жизни пожилого человека.

    Для решения поставленных задач был подобран комплекс.
    a) Метод беседы.
    Цель: - установление контакта с испытуемыми
    изучение социально- демографических характеристик

исследование эмоционального; мотивационно-потребностного компонента личности. Вопросы:

    1. Ваш возраст?
    2. Какое у Вас образование?
    3. Где и кем Вы работали до выхода на пенсию?
    4. Как долго вы работали? (сколько лет)
    5. Вы живете один или с родственниками?
    6. Раскажите о своей семье?

7. Как Вы считаете, что изменилось к лучшему в Вашей жизни после выхода на пенсию? 8. Что изменилось к худшему в Вашей жизни после ухода на пенсию? 9. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?

    10. Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?

Анализ результатов, полученных с помощью беседы, проводился по блокам вопросов: Социально - демографические характеристики (1-6 вопросы) полученные данные учитывались при формировании выборки.

    Особенности эмоциональной сферы (7-8 вопросы)

Особенности мотивационно-потребностной сферы (9-10 вопросы). Для изучения степени адаптации в пожилом возрасте использовалась методика диагностики социально 0 психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. (41)

Данная методика относится к классу оп росников. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиля поведения.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника испытуемый должен оценить, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему по шести бальной шкале:

    "0" -это ко мне совершенно не относится;
    "2" -сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
    "3" -не решаюсь отнести это к себе;
    "4" - это, похоже, на меня но нет уверенности;
    "5" -это на меня, похоже;
    "6" -это точно про меня;

Подчитывался интегральный показатель "адаптации", который включал в себя результаты по двум шкалам:

    адаптивность (34 высказывания)
    дезадаптивность (34 высказывания)
    Индекс высчитывается по формуле:

На основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группа испытуемых:

    1. Пенсионеры с высоким уровнем адаптации (группа А)
    Пенсионеры со средним уровнем адаптации (группа В)
    Пенсионеры с низким уровнем адаптации (группа С)

Деление людей на группы производилось с помощью подсчета среднего арифметического (х) и стандартного отклонения (д)

    xi - каждое наблюдаемое значение признака
    n - количество наблюдений
    У - знак суммирования

Для исследования особенностей личности испытуемых экспериментальных групп применялись сведущие методики:

    Для изучения самосознания:

- Методика "Личностный дифференциал" (ЛД) (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева)

Методика ЛД разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшееся в нашей культуре представление о структуре личности. В ЛД отобрана 21 личностная черта (см. приложение)

Испытуемым предлагается оценить самих себя по отобранным чертам личности Отобранные черты в наибольшей степени характеризуют полюса трех классических факторов семантического дифференциала:

    Оценки
    Силы
    Активности

Данные, полученные с помощью личностного дифференциала, отражают субъективные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе. - Шкала " Самоприятия" опросника СПА (41)

На основе анализа результатов подсчитывается интегральный показатель на основе двух факторов:

    a - принятия себя
    b - неприятия себя

Выделяется высокий, средний, низкий уровень само приятия на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.

    - Шкала "Интегральность" опростника СПА

Интерпретация результатов проводится на основе интегрального показателя, для подсчета которого используются данные по двум шкалам:

    a - внутренний контроль
    b - внешний контроль

Выделяется высокий, средний, низкий уровень интегральности на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.

2) Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности применялась Методика незаконченных предложений. (На основе методики Дж. Нюттена) (53) Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:

    Я надеюсь …
    В будущем мае жизнь …
    То, к чему я стремился в юности…
    Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что…
    Лучший период в моей жизни…
    Когда я вышел на пенсию…
    Моя жизнь до выхода на пенсию…
    Я бы хотел, чтобы родственники…
    Я буду очень рад, если…
    Старость для меня – это…
    Я намериваюсь…

Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому, к выходу на пенсию, к старости, к родственникам.

Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая данную систему отношений как:

    положительную
    отрицательную
    безразличную

Для изучения мотива аффилизации использовалась шкала “Принятие других” методики СПА. По данной шкале подсчитывается показатель “Принятия других” по формуле:

    a – принятие других
    б – непринятие других

Выделяется 3 уровня данного показателя на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения:

    высокий
    средний
    низкий

При исследовании эмоциональной сферы личности применялись следующие методы: Шкала “Эмоциональный комфорт” опростника К. Роджерса и Р. Даймонда. Подсчитывался показатель “эмоциональный комфорт”, который включал в себя результаты по двум шкалам: эмоциональный комфорт

    эмоциональный дискомфорт

На основе анализа данного показателя выделяется 3 степени эмоционального комфорта:

    высокая
    средняя
    низкая

Методика незаконченных предложений (вариант методики Дж. Нюттена) Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:

    Я боюсь, что…
    Мое настроение ухудшается…

Данная группа предложений отражает особенности эмоциональной сферы. (Испытываемые человеком страхи и опасения)

При статистической обработке полученных результатов использовались следующие методы:

    1. Метод Стьюдента (t–критерий). (46)

Этот метод используется для проверки гипотезы о достоверности разницы средних, при анализе количественных данных в выборах с нормальным распределением.

где x1 и x2 – средние арифметические значения переменных в группах 1 и 2, SД – стандартная ошибка разности.

Если n1= n2 , то где n1 и n2 - число элементов в первой и во второй выборках, д1 и д2 – стандартные отклонения для первой и второй выборки. Если n1? n2 то

Уровень значительности определяется по специальной таблице. Критерий ц* - угловое преобразование Фишера. (45)

Данный критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас признак. Эмпирическое значение ц* подсчитывается по формуле:

    ц*=( ц1- ц2) . , где
    ц1 – угол, соответствующий большой процентной доле.
    ц2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле.
    n1 – количество наблюдений в выборке 1
    n2 – количество наблюдений в выборке 2

Уровень значительности ц* эмпирического значения определяется по специальной таблице. Чем больше величина ц*, тем более вероятно, что различия достоверны. В последствии приняли участие 62 неработающих пенсионера. Среди них 30 мужчин и 32 женщины в возрасте от 55 до 65 лет.

    Глава III.

Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период.

    §1. Особенности адаптации в пожилом возрасте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6