бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курс лекций по социальной психологии - (лекции) бесплатно рефераты

p>Бехтерев В. М. Избранные труды по социальной психологии. М. , 1997. Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.

    Психология влияния: Хрестоматия. СПб. , 2000.
    Дополнительная:

Джеремивская М. А. Категориальные структуры межличностного восприятия. М. , 1996. Жуков Ю. М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М. , 1992. Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.

    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.

Лозовский Б. Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1990. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М. , 1989. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань. 1991.

Семинар. Тема 6а. Коммуникативные, интерактивные и перцептивные трудности в общении и пути их преодоления.

Цель: углубить знания по проблемам оптимизации общения, определения путей преодоления трудностей в интерактивном, коммуникативном и перцептивном процессах. Осуществить контроль за степенью усвоения материала по т. т. 1-6. Вопросы для обсуждения:

    1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

3. Сущность межличностного взаимодействия. Оптимизация стиля взаимодействия в общении.

4. Важнейшие механизмы межличностного восприятия и возможные в них отклонения. Типичные искажения межличностных восприятии (эффекты) и пути их преодоления.

    Темы докладов:

“Взаимосвязь и взаимообусловленность коммуникации, интеракции и перцепции в общении”.

    Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М. : Аспект Пресс, 1998. -Главы 5, 6, 7.

2. Андреева Г. М. , Богомолова Н. Н. , Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (Теоретические ориентации). - М. ,1978. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - М. , 1988.

4. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М. , 1991.

5. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. -М. , 1982. 6. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. - М. , 1983, т. 2.

    7. Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. - М. , 1992.

8. Кржижанская Ю. С. , Третьяков В. П. Грамматика общения. - М. , 1990. Кон И. С. Открытие “Я”. - М. , 1978.

    9. Петрова Е. А. Знаки общения. М. , 2001.

10. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. -М. , 1975. 11. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. - М. , 1992. 12. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М. ,1987.

    Тема 7. Социально-психологическая характеристика личности.

Вопросы: 1. Основные направления исследования личности в социальной психологии. 2. Социально– психологические проблемы личности.

Формирование личности через адаптацию к среде. Законы адаптации, уравновешивания и подкрепления. Фрейдизм и неофрейдизм о примате биологического над социальным (личность–средоточие, совокупность инстинктивных побуждений, требующих удовлетворения и защиты от социального через полубессознательное). Э. Фромм о наличии врожденных социальных инстинктов (продолжение рода, чувства опасности, страха, накопительства, обретения).

    Диалектико-материалистическое направление.

Личность - продукт социальной среды, развития системы общественных отношений. Учение И. П. Павлова о регуляции высшей нервной деятельности, о роли второсигнальной (социальной) системы (речь, язык). Теория опосредования высших психических свойств деятельностью людей (принцип единства сознания и деятельности).

Категория личности в социологии (личность-продукт общественных отношений, представитель определенной социальной группы) и общественной психологии (личность как субъект деятельности, как совокупность социально -значимых черт. Структура личности (по Платонову): 1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т. ч. и патологические свойства психики); 2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); 3. Подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); 4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира). А. Н. Леонтьев о личности как условии и продукте деятельности, о зависимости иерархии деятельности от иерархии мотивов, о личности в деятельности и как объекте, и как субъекте. Л. С. Выготский об обусловленности психики человека социо– культурными факторами. Понятие личности в отечественной социальной психологии. Личность и общество. Личность и группа. Б. Д. Парыгин о единстве социологического и общепсихологического подходов при определении социально-психологических черт и качеств личности. Отличие социально-психологического подхода (формирование личности в микросреде) от социологического (формирование личности в макросреде). Отличие социально-психологического подхода от общепсихологического (анализ всего комплекса социальной детерминации формирования личности, выявление закономерностей поведения и деятельности личности, включенной в определенную группу).

Социально-психологическая структура личностии ее уровни (социально-психологические способности общения; социально-психологические качества социального поведения; качества социально-психологического взаимодействия; социально-психологические свойства, связанные с психикой личности). Социально-психологическая характеристика структурных элементов личности. Типология личностных противоречий. Сознательное, бессознательное и социальное в поведении и поступках личности. Самооценка личности.

Основные социально-психологические проблемы личности: лидерства, мотивации в групповой деятельности, аттракции, социализации, социальных установок, социально-психологических черт и качеств личности. Практическое значение изучения социально-психологической проблематики личности на современном этапе развития общества.

Основные категории: адаптация, личность, формирование личности, структура личности, социально-культурные факторы, социально-психологические проблемы личности, самооценка личности.

    Контрольные вопросы:
    1. Механизмы формирования личности через приспособление?
    2. Роль социальных инстинктов в поведении людей?
    3. Единство сознания и деятельности?

4. Роль социальных и деятельностных детерминант в формировании личности? 5. Отличие социально-психологического анализа проблем личности от социологического и обще психологического?

    6. Социально-психологическая структура личности?
    7. Основные социально- психологические проблемы личности?

Значение социально-психологической концепции личности для деятельности социального работника?

    Литература:
    Обязательная:

Архангельский Л. И. Социально-этические проблемы теории личности. М. , 1974. Бодалев А. А. Личность и общество. М. , 1995.

    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.
    Дополнительная:
    Козлов В. И. Типы личностей. М. , 1999.
    Крысько В. Г. Социальная психология М. , 2001.

Росс Л. , Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М. , 1999. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л. , 1979. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М. , 1999. Социальная психология личности. М. , 1979.

    Хьел Л. , Зиглер Д. Теория личности. М. , 1998.

Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. , 1998. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994.

    Тема 8. Социализация личности.

Вопросы: 1. Сущность и содержание процесса социализации личности. 2. Основные стадии, институты и закономерности социализации.

Понятие социализации личности (вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей). Зависимость решения вопросов о природе социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т. д. Сущность процесса социализации личности: усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений.

Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. Периоды социализации личности в деятельности: подготовительный (знакомство со сферой деятельности, ориентировка в ней, корректировка и уяснение смысловых аспектов деятельности); определение центральной сферы деятельности и соподчинение ей других сфер; ролевой период (освоение и осмысление социальных ролей).

Социализация личности в общении. Реализация потребности общения на микроуровне (акты содействия и противодействия), мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение) и макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты). Возможность обособления личности в общении (в коммуникации, во взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере). Самосознание, как сфера социализации личности (становление образа “Я”): самооценка, самоконтроль, самоопределение. Специфика возрастных самооценок. Самоконтроль, как соотнесение своего поведения с нормами общества, или группы. Самоопределение, как выбор собственной позиции (рассогласование между притязаниями и возможностями людей). Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к их определению в психологической литературе. Роль социализации в становлении и развитии социально-психологических особенностей личности. Содержание социализации, ееосновные стадии: дотрудовая (ранней социализации, стадия обучения); трудовая (профессиональные границы); послетрудовая(точки зрения на социализацию в послетрудовой период). Зависимость между стадиями и периодами социализации, неравномерность социализации на различных стадиях. Социально-психологические механизмы социализации и их характеристика. Зависимость социализации личности от её членства в группе.

Институты социализациии их особенности функционирования на современном этапе: семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, СМИ, и др.

Закономерности социализации: 1. Взаимосвязь и зависимость в процессе социализации тенденций типизации и индивидуализации социально-психологических качеств личности; 2. Зависимость социализации от потребности в индивидуальном социальном опыте; 3. Зависимость результативности социализации от социального контроля. Социальный контроль, как способ саморегуляции социальной системы. Система социального контроля: социальная шкала оценок, социальная категоризация, общественное самосознание, социальное действие, индивидуальная шкала оценок, индивидуальная категоризация, индивидуальное самосознание, индивидуальное действие. Состояние системы социального контроля в современных Российских условиях. Социальные санкции по отношению к личности в группе. Социально-психологические условия и пути оптимизации социализации личности.

Основные категории: социализация личности, сущность социализации личности, сферы социализации, социализация в деятельности, в общении, в самосознании, стадии социализации, институты социализации, социальный контроль.

    Контрольные вопросы:
    1. Что включает процесс социализации личности?
    2. Сущность процесса социализации личности?
    3. Основные сферы социализации личности и их специфика?
    Периоды социализации личности в деятельности?
    Уровни социализации личности в общении?
    Содержание социализации через самосознание?
    Основные стадии социализации личности, их особенности?
    Роль общественных институтов в социализации личности?
    Основные закономерности социализации личности?
    Система социального контроля?
    Пути оптимизации процесса социализации личности?
    Литература:
    Обязательная:
    Зимбардо Ф. , Ляйппе М. Социальное влияние. СПб. , 1999.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.

    Узнадзе Д. Н. Теория установки Москва-Воронеж, 1997.
    Дополнительная:

Котова И. Б. , Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997. Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.

Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. , 1979. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М. , 1990.

    Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994.
    Тема 9. Социальная установка и роль личности в группе

Вопросы: 1. Социальная установка как регулятор поведения личности. 2. Роль личности в группе.

Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Внешнее и внутреннее в детерминации поведения. Понятие социальной установки (проявление усвоенного социального опыта в действиях и поступках людей). Проблема возможности совпадения и рассогласования между социальной и индивидуальной установками. Значение исследований социальной установки в психологической школе Д. Н. Узнадзе для изучения социальных установок. Исследование социальной установки (аттитюда) У. Томасом, Ф. Знанецким, М. Смитом, Г. Олпортом, Р. Лапьером, М. Рокичем.

Психологическая теория отношений личности в работах В. Н. Мясищева. Диспозиционная концепция В. А. Ядова о регуляции социального поведения личности (взаимосвязь социальной установки с потребностями и ситуациями). Иерархия потребностей, иерархия ситуаций, иерархия социальных установок(элементарные фиксированные; аттитюды-социальные фиксированные; базовые; социальные ценностные ориентации (экономические, политические, правовые, идеологические и др. ). Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок. Закономерности формирования и смены социальных установок: 1. Зависимость социальных установок от конкретных ситуаций по валентности (положительные, отрицательные, нейтральные) и степени (слабые, средние, сильные– методики Терстоула, Лаперта, Осгуда); 2. Закономерность соответствия и несоответствия ситуаций социальным установкам (контрастный эффект, ассимиляция, адекватность личностной социальной установки и предлагаемой позиции); 3. Закономерность смены и устойчивости социальных установок (от неприемлемой к приемлемой, от неприемлемой к приемлемой, неизменность внутренней социальной установки, но внешне не афишируемой, устойчивость крайних социальных установок); 4. Зависимость взаимодействия личности с группой от социальных установок личности по отношению к группе (конформные, антиконформные).

Положение личности в группе в условиях социализации и формирования социальных установок. Зависимость положения личности от уровня и качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа– личность; личность в группе.

Оценка личности в группе: интериоризация; социальное сравнение; самоатрибуция (завышенная, заниженная, адекватная); оценка и самооценка в зависимости от группового мнения; групповой контроль.

Зависимость роли личности в группе от социально-психологических качеств личности. Зависимость роли личности в группе от потребностей, целей мотивов, умений и навыков, от ролевых ожиданий со стороны социума. Проблемы“ролевого ожидания” и “ролевого согласования”. Основные типы ролей личности в группе: институционные; социально-психологические, не затрагивающие интересов группы; межличностные; конвенциональные; активные и латентные.

Проблема обособления личности в группе. Механизм перцептивной защиты, эффект “ожиданий”, феномен когнитивной сложности. Типы поведения людей: с внешне лёгким и внутренне простым жизненным миром; с внешне трудным и внутренне простым жизненным миром; с внутренне сложным и внешне легким жизненным миром; с внутренне сложным и внешне трудным жизненным миром. Не решенные социально– психологические проблемы личности. Основные категории: социальная установка, индивидуальная установка, аттитюд, иерархия социальных установок, закономерности формирования социальных установок, роль личности в группе, обособление личности.

    Контрольные вопросы:
    Что такое социальная установка?
    Соотношение социализации и социальной установки?
    Социальная и индивидуальная установки?
    Основные направления исследования аттитюда?
    Аттитюд и социальная установка?

Сущность диспозиционной концепции социального поведения В. А. Ядова? Уровни социальных установок?

    Закономерности формирования и смены социальных установок?
    Положение и роль личности в группе?
    Направления оценки личности в группе?
    Закономерности поведения личности в группе?
    Основные типы поведения людей, их детерминированность?
    Литература:
    Обязательная:

Страницы: 1, 2, 3, 4