бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курс лекций по социальной психологии - (лекции) бесплатно рефераты

p>Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как “реализация”безличных отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств. Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.

Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов; когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями; необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как личностная самоактуализацияэкзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла; отечественный –общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений.

Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.

Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.

Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.

Основные категории: социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.

    Контрольные вопросы:
    В чем проявляется социальная природа общения?

Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных. В чем проявляется деятельностная природа общения?

    Основные точки зрения на сущность общения,

Специфика отечественного подхода к определению сущности общения? Назовите основные типы, виды и функции общения.

    Основные стороны общения и их взаимосвязь?
    Литература:
    Обязательная:
    Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.
    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.
    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб, 1999.
    Дополнительная:

Андреева Г. М. , Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М. , 1985.

    Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М. , 1984.

Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М. , 1982. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М. , 1989.

    Семинар. Тема 3а. Социальная психология общения

Цель: закрепить и углубить знания по проблемам социально - деятельностной детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.

    Вопросы для обсуждения:
    1. Место и природа межличностных отношений.

2. Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений. 3. Общение и деятельность.

    4. Сущность, структура и функции общения.
    Темы докладов:

“Методологическое значение социально-психологической теории общения для деятельности социального работника”

    Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М. : Аспект Пресс, 1998. - Глава 4.

2. Андреева Г. М. , Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М. , 1985.

3. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. -М. , 1967. 4. Леонтьев А. А. Психология общения, - Тарту, 1973.

5. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. - М. , 1975. 6. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М. ,1976.

7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. -М. : Мысль, 1971. -Глава 7.

    8. Платонов К. К. О системе психологии. - М. , 1974.

Хараги А. У. К определению задач и методов социальной психологии в системе принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М. , 1977.

    Тема 4. Общение как процесс взаимодействия и его способы.
    Вопросы: 1. Роль взаимодействия в системе общения.
    2. Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.

Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс) на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; теория управления впечатлениями (Э. Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных впечатлений; теория взаимодействия символического интеракционизма (Дж, Мид, Г. Блумер) на основе символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного взаимодействия (Э. Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия по Я. Щепанскому: социальные отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.

Попытки построения “анатомии” акта взаимодействия в зарубежной социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом социального взаимодействия: в области позитивных эмоций (солидарность, снятие напряжения, согласие); в области негативных эмоций (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма); в области постановки проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании); в области решения проблем (предложение, мнение, ориентация других).

Проблема взаимодействия в общении в отечественной социальной психологии. Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в общении, как основа теории взаимодействия. Взаимодействие, как организация всех сторон общения, как организация совместной деятельности, всеобщий характер взаимодействия, как средство взаимной корректировки поведения, как взаимовоздействие.

Ситуации взаимодействия: (социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное). Варианты взаимодействия (Андреева, Богомолов, Петровский), “дилемма узника”.

Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.

Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия) (А. Л. Журавлев): общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.

Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный. Методы взаимовоздействия в общении: “регрессии”, “погружения в неопределенную ситуацию”, “усыпления бдительности”, “контрастного сравнения”, прием “канализации”. Проблема оптимизации взаимодействия в зарубежной и отечественной социальной психологии.

Основные категории: интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия, стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия, методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.

    Контрольные вопросы:
    Назовите основные теории межличностного взаимодействия.
    Методика наблюдения за процессом взаимодействия Бейлса?

Особенности определения сущности взаимодействия в отечественной социальной психологии?

    Взаимодействие и общение?
    Основные ситуации взаимодействия?
    Основные стратегии взаимодействия?
    Основные механизмы взаимодействия?
    Основные типы и формы взаимдействия?
    Основные методы взаимовоздействия?
    Основные направления оптимизации взаимодействия в общении?
    Литература:
    Обязательная:
    Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.
    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.
    Дополнительная:
    Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М. , 1990
    Андреева Г. М. Социальная психология. М. , 1998.
    Ковалев Г. А. Психологическое воздействие. М. , 1989.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

    Тема 5. Общение как коммуникативный процесс.

Вопросы: 1. Содержание и структура коммуникативного процесса. 2. Особенности вербальной и невербальной информации.

Социально-психологические исследования общения как информационно-коммуникативного процесса. Социально-психологическая структура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.

Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее “движения”, активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и т. д.

Основные барьеры на пути движения информации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема эффекта сообщения (Ю. М. Забродин). Причины плохой коммуникации(стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания, пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии). Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение. Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые(паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления).

Невербальная коммуникация. Исследования места и роли невербальной коммуникации в общении (Е. А. Петрова. Знаки общения). Оптико-кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М. Аргайла). Пространственно-временная организациякоммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Рольпредметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе. Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.

Основные категории: коммуникация, содержание коммуникативного процесса, коммуникативные барьеры, фильтрация и фасцинация в коммуникации, вербальные и невербальные средства коммуникативного процесса, эффективность коммуникативного процесса.

    Контрольные вопросы:
    Содержание и структура коммуникативного процесса?
    Коммуникативные барьеры?
    Фильтрация и фасцинация в коммуникативном процессе?
    Причины плохой коммуникации?
    Средства коммуникативного процесса?
    Роль вербальных средств в коммуникации?
    роль невербальных средств в коммуникативном процессе?

Основные направления оптимизации коммуникативного процесса? Литература:

    Обязательная:
    Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Психология влияния: Хрестоматия. СПб. , 2000.

    Дополнительная:

Жуков Ю. М. , Петровская Л. А. , Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. , 1991.

    Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.
    Куликов В. Н. Психология внушения. Иваново. 1978.
    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.

Панасюк А. Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М. , 1998. Петрова Е. А. Знаки общения. М. , 2001.

Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М. , 1973.

    Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М. , 1990.

Тема 6. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. Вопросы: 1. Общение как перцептивный процесс, его сущность и механизмы. 2. Проблема точности межличностного восприятия.

Понятие социальной перцепции. Зарубежные теории когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др. ), теории социальной атрибуции (Г. Келли, Э. Джонс и К. Дэвис).

Содержание и особенности межличностного восприятия. Социально-психологическая специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Виды социальной перцепции (по субъектам восприятия).

Механизмы взаимопонимания в процессе общения: индентификация, рефлексия (Дж. Холмс, Т. Ньюком, Ч. Кули), эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция. Ошибки восприятия (в позициях субъектов, мотивационные, фундаментальные – ложного согласия, ролевое рассогласование, ложные корреляции). Эффекты межличностного восприятия: проекции, средней ошибки, логической ошибки, первичности, новизны, “ореола”, перцептивной установки (А. А. Бодалев. Восприятие и понимание человека человеком), стереотипов и эталонов межличностного восприятия. Социально-психологические стереотипы и эталоны, их возникновение и роль в жизнедеятельности индивида и группы.

Социально-психологические исследования процессов межличностного восприятия в общении. Взаимосодействие и взаимопротиводействие. Источники и причины непонимания людьми друг друга. Понимание речи собеседника. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам. Проблема самоконтроля в перцептивном процессе (идентификация и различение себя с другим, по результатам собственной деятельности, через внутреннее состояние, через самовосприятие своего внешнего облика).

Проблема точности межличностного восприятия (тестовое определение, экспертные оценки, осмысление механизмов, помех и эффектов восприятия, обратная связь с партнером). Развитие перцептивных способностей личности (обучение искусству восприятия“Карнеги-знание”, социально-психологический тренинг, видеотренинг, формирование привлекательности). Роль аттракции в перцептивном процессе. Ролевые игры и упражнения, их возможности для повышения компетентности общения. Основные категории: социальная перцепция, межличностное восприятие, механизмы восприятия, эффекты восприятия, идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция, перцептивные способности.

    Контрольные вопросы:
    1. Типология социальной перцепции?
    2. Место межличностной перцепции в социальном восприятии?
    Механизмы перцептивного процесса?
    Ошибки в процессе восприятия?
    Эффекты в перцептивном процессе?
    Источники и причины непонимания в перцептивном процессе?
    Самоконтроль в перцептивном процессе?
    Направления развития перцетивных способностей?
    Литература:
    Обязательная:

Страницы: 1, 2, 3, 4