бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курс лекций по социальной психологии - (лекции) бесплатно рефераты

Курс лекций по социальной психологии - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    Курс лекций
    по "Социальной психологии"
    Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.

Вопросы: 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания. 2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.

Место социальной психологии в системе научного знания. Взаимосвязь социальной психологии с социологией и общей психологией (интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы). Взаимосвязь социальной психологии с другими науками и отраслями психологии (с практической и прикладной психологией). Синтезирующая роль социальной психологии в системе научного, в том числе психологического знания.

Структура общественного сознанияи роль общественной психологии в его функционировании: обыденное и теоретическое сознание, идеология и общественная психология, их соотношение. Виды социально-психологического знания: обыденное, житейское, философское, эстетическое, эзотерическое (внутреннее), практико-методическое (“Карнеги-знание”), научно-теоретическое. Особенности формирования и развития социально-психологических явлений и их влияние на жизнедеятельность людей (социальная и деятельностная обусловленность). Типология социально-психологических явлений: 1. По носителям: в больших и малых группах; в неорганизованных группах (массовидные явления психики); 2. По уровням: рациональные, эмоциональные, упорядоченные и неупорядоченные (массовидные); 3. По динамике: динамичные, статичные, динамостатичные; 4. По содержанию: осознанные и неосознанные. Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии: социологический, общепсихологический, точка зрения Б. Д. Парыгина. Социальное взаимодействие людей, как объект социальной психологии. Закономерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы. Предмет социальной психологии: закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей, включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности в них.

Структура социальной психологии как науки (основные социально-психологические проблемы): закономерности и механизмы общения в совместной деятельности; особенности социально-психологических явлений в малых группах (образование групп, групповая динамика и структура групп, межличностные отношения, лидерство и руководство группой); особенности социально-психологических явлений в больших группах (массовидные социально-психологические явления: этнические, классовые, профессиональные, правовые, политические, религиозные, нравственные и эстетические); социально-психологические проблемы личности (социально-психологические качества личности, социализация личности, социальные установки личности, роль личности в группе).

    Теоретические и практические задачи социальной психологии:

1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране; 3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др. ); 4. Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении; 5. Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества; 6. Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией; 7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь (учение о методах, совокупность применяемых методов, совокупность применяемых в науке принципов): I. Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий); II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т. д. ); III. Специальные, собственные методы социальной психологии: 1. Методы воздействия (социально-психологические тренинги); 2. Методы социально-психологического исследования: а) Методы обработки информации (общенаучные методы); б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др. ). ;IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования. Возрастание роли социально-психологического фактора в современных общественных преобразованиях (формирование общественного мнения и общественных настроений, объяснение необходимости реформирования различных систем и их последствий, обеспечение социальной направленности реформ и социальной защиты населения).

Основные категории: социальная психология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной психологии, задачи социальной психологии, методология социальной психологии, методы социально-психологического исследования.

    Контрольные вопросы:
    Место социальной психологии в системе наук?

В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе наук? Назовите основные виды социально-психологического знания.

    Чем отличаются объект и предмет социальной психологии?
    Предмет социальной психологии?
    Какие основные проблемы изучает социальная психология?
    Задачи социальной психологии.
    Что является методологией социальной психологии?
    Методы социально-психологического исследования?
    Литература:
    Обязательная:
    Андреева Г. М. Социальная психология. М. , 1998.

Бехтерев В. М. Избранные труды по социальной психологии. М. , 1997. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. М. , 1982, т. 1.

    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб, 1999.

Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М. , 1985.

    Дополнительная:

Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М. , 1983. Крысько В. Г. Социальная психология М. , 2001.

Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М. , 1984.

Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М. , 1982.

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб, 2000.

    Социальная психология. Хрестоматия. М. , 1999.
    Шибутани С. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.

Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М. , 1995.

Тема 2. История формирования и современное состояние социальной психологии.

Вопросы: 1. История становления и развития социально-психологических идей. 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).

Истоки социально-психологических идей в античной философии и в социально-философской мысли нового времени. Первые социально-психологические теории и отражение в них общего уровня развития психологической науки. Описательный этапвозникновения социально-психологического знания (6 в. до н. э. - середина ХIХ века): 1 период (античный): а) линия социоцентризма Платона (коллективистская концепция – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения); б) линия эгоцентризма Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе); 2 период (средние века и эпоха Возрождения): а) индивидуалистическая линия (Т. Гобсс-“естественное право человека” имеет примат над обществом и государством; А. Смит –движущими силами общественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению собственных интересов, а общество это зеркало для индивидуальной самооценки); б)социоцентристская линия (Дж. Вико, Прудон, Макиавелли, К. Гельвеций, Л. Фейербах и др. –общественная среда формирует личность, ее характер, потребности, межличностные отношения).

Этап относительно самостоятельного становления социально-психологического знания(60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): “Психология народов” (М. Лацарус, Г. Штейнталь) – главная сила истории народ, “дух целого”, душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории В. Вундтом и А. Потебней; “Психология масс” (Г. Лебон, С. Сигеле) –основой социального поведения является подражание (от Г. Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична, неупорядочена); “Теория инстинктов социального поведения” (У. Мак- Дауголл) – “гормэ”(врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх, бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость, приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и т. д. ). Общественные и научные (создание методологических, в том числе философских основ) предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. Развитие социальной психологии и появление ее новых отраслей знания в ХХ веке. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке: 1 период – господство эксперимента в социальной психологии (20-е –40-е годы), прагматическое, прикладное направление в социальной психологии (В. Меде, Ф. Олпорт) о влиянии группы на поведение индивида. Переход к выявлению закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология о детерминированности поведения стимулами, бессознательным и целостными структурами психики. Развитие социальной психологии в России. Н. К. Михайловский о“массовой психологии”, Г. В. Плеханов об общественной психологии, Г. И. Челпанов об общетеоретической и экспериментальной психологии, П. П. Блонский о детерминированности психики человека социальной средой. Рефлексология В. М. Бехтерева, М. В. Ланге, В. Н. Мясищева о проявлении в поведении людей сознательного и бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива. Л. С. Выготский о культурно-исторической обусловленности общественной психологии, о взаимосвязи личности и коллектива. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев о единстве сознания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии (Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).

2 период – развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания(с 50-х годов ХХ века по настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии.

Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания(Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями; 2. Теории диадического взаимодействия: а) Теория “взаимодействия исходов” (Д. Тибо, Г. Келли) о зависимости взаимоотношений от суммы “вознаграждений”, получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т. п. ); б) Теория социального обмена Г. Хоманса о зависимости качества взаимодействия от соотношения “вознаграждений” (позитивных подкреплений) и “издержек” (негативных подкреплений). Когнитивистская социальная психология: 1. Теории когнитивного соответствия: а) Теория структурного баланса Ф. Хайдера (Р-О-Х) –поведение человека обусловлено стремление к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром (“L” – “nL”, “U” – “nU”); б) Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома –у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем снятия дисбаланса; в)Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера –переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию; г)Теория конгруэнтностиЧ. Осгуда и П. Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

2. Когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилдао восприятии человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего знания, о“перцептивной интеграции” (соединении старого и нового знания). Психоаналитическое направление социальной психологии о роли бессознательного в динамике развития личности: 1. Динамическая теория функционирования группы В. Байона (2 уровня функционирования группы: рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень–групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в действие“коллективные защитные механизмы”); 2. Теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепардао двух фазах развития группы (решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений); 3. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца о 3- этапах развития группы (включение, контроль, любовь). Интеракционистское направление в социальной психологии: 1. Концепция символического интеракционизма Джорджа Мидао личности как продукте социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтной группы. Чикагская школа (Г. Блумер) –поведение человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М. Кун) –познав самооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение; 2. Ролевые теории(Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс) о видах социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о межролевом и внутриролевом конфликтах; 3. Теории референтной группы(Т. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф): Т. Ньюком о типах референтных групп (позитивные, негативные); М. Шериф о группах членства и референтных группах и их роли в формировании социальных установок.

Культурологические социально-психологические концепции(С. Московичи, Г. Тэджфел, Р. Харре), как стремление к созданию общей социально-психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С. Московичио предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида; 2. Теория “межгрупповых отношений” Г. Тэджфелаоб опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через групповое взаимодействие; 3. “Этогенетический подход” Р. Харре - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию, необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).

    Особенности развития отечественной социальной психологии:

1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории; 2. Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного; 3. Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-психологических явлений; 4. Разработка методологических основ социально-психологических исследований; 5. Исследование новых социально-психологических явлений; 6. Возрастание роли прикладных и практических социально-психологических исследований; 7. Проблема использования результатов исследований социальных психологов в различных областях профессиональной деятельности людей.

Основные категории: описательный этап возникновения социально –психологического знания, этап относительно самостоятельного развития социально– психологических идей, этап экспериментально –теоретического развития социальной психологии, западная социальная психология, отечественная социальная психология.

    Контрольные вопросы:

Основные этапы и периоды возникновения и развития социально – психологического знания? Назовите основные направления описательного этапа социально – психологических идей. Назовите основные социально – психологические школы 2–го этапа развития социально – психологического знания. Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа развития социально – психологического знания. Какими направлениям представлена современная зарубежная социальная психология? Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии?

    Литература:
    Обязательная:

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб. , 2000.

    Шихарев П. Н. Современная социальная психология. М. , 1999.
    Дополнительная:

Андреева Г. М. , Богомолова Н. Н. , Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М. , 1989.

    Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М. , 1966.

Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. История психологии. М. , 1995. Шихарев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М. , 1984. Шихарев П. Н. Современная социальная психология США. М. , 1979.

    Тема 3. Общение как социально-психологическое явление.
    Вопросы: 1. Социально-деятельностная природа общения.
    2. Сущность, типология и функции общения.

Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.

Страницы: 1, 2, 3, 4