Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)
мальном состоянии. Если не работает первый канал, то
вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не
работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в
бессознательное, могут привести к так называемому пси-
хическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых
различных формах: от фонтомных болей до психических
расстройств, как то: мания преследования, паранойя и
др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит
к необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре-
дотвратить их.
Естественно, мы описали упрощенную схему действия
психики. Организм человека, в частности его психика,
являются автономной, саморегулирующейся системой и,
пожалуй, главным фактором искажения психики является
не конфликт между бессознательным и сознательным, а
воздействия "сверх-Я".
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори-
ентирован на изучение и излечение психики индивидов,
но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ-
яснения общественного сознания в его настоящем и прош-
лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют
сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-
дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-
альными нормами нравственности и права, возникшими на
заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-
ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы-
яснить как, почему, при каких условиях они возникли,
утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было
привлечено к проблемам формирования и сущности челове-
ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-
дить об общем развитии человечества по своему опыту,
приобретенному ... на пути изучения душевных процессов
отдельных лиц за все время их развития от детского
возраста до взрослого. Перенося отдельные характе-
ристики с отдельного человека на все человечество,
Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции
общества.
Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-
чество психологические черты не просто индивида, а
невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-
верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль-
шей или меньшей степени являются невротиками. Во-вто-
рых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии
проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-
ется характерной и для первобытного человека. Через
нее проходят все народы в своем культурно-историческом
развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-
ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как
систему запретов, блокирующих природные влечения чело-
века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило
достигнутого культурного уровня, а культурное развитие
человечества является отречением от природных
страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен-
тарное наслаждение нашему "Я".
Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин
"культура" в большинстве случаев оказывается равноз-
начным понятию "общество". В наиболее развернутом оп-
ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что
"она охватывает все приобретенные людьми знания и
способы, чтобы господствовать над силами природы и до-
бывать блага для удовлетворения человеческих потреб-
ностей", и в то же время она включает все институты,
регулирующие отношения между людьми, в особенности
распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у
всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-
тикультурные традиции и что эти стремления у значи-
тельного количества лиц настолько сильны, что опреде-
ляют их поведение среди других.
Можно сказать, что человек как бы находится между
двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-
ка, лишает его наслаждений (за это он и стремится из-
бавится от нее); с другой стороны, культура защищает
его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать
все блага природы и пользоваться ими, а также делит их
между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-
туры в пользу своих наслаждений, то он лишается защи-
ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-
вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким
грузом ложится на его психику. В какую же сторону
склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об
этом так: "В силу этого всякая культура должна быть
построена на принуждении и на отказе от влечений, и
при ее понимании оказывается, что центр тяжести с ма-
териальных интересов передвинут на психику. Решающим
является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить
для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от
своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие
им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-
радить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о
том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб-
людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-
ности в культуре.
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ
Как нельзя обойтись без принуждения к культурной
работе, так же нельзя обойтись и без господства мень-
шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и
недальновидны, они не любят отказываться от влечений,
не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого
отказа, а индивидуальные представители масс поощряют
друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь
благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых
ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к
напряженной внутренней работе самоотречения, от чего
зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя-
ми становятся личности с незаурядным пониманием этой
жизненной необходимости, сумевшие добиться господства
над собственными влечениями. Но для них существует
опасность, что, не желая утрачивать своего влияния,
они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому
нам представляется необходимым, чтобы они были неза-
висимы от власти как распорядители средств власти.
Короче говоря, люди обладают двумя распространен-
ными свойствами, ответственными за то, что институт
культуры может поддерживаться лишь в известной мере
насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-
ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-
ны против их страстей.
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ
Культурологические размышления Фрейда неизбежно
подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе-
реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре-
нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-
мание на их связь с религиозными представлениями, тем
более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-
ющим человеческую жизнь, божественное происхождение.
Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-
ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод,
что при падении религии деградирует и культу-
ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек
слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.
Человек должен войти в сообщество, которое в результа-
те своего развития налагает запреты на его желания.
Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна
отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный
вознаградить человека за его жертву своими влечениями,
защитить его от проявлений природы и от посягательств
на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто
же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый
замечал влияние отца в семье. Он обладал властью,
устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по
отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает
отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-
бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять
его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают
свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом
остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из
тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою
очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко-
торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-
ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-
ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как
бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз-
награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-
торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-
ных противоречий. Мы видим, что религия является одной
из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд
установил, что религия является массовым неврозом. На
основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что
религия по многим своим положениям напоминает навязчи-
вое невротическое состояние. Так, например, если нев-
ротик боится не производить какие-то определенные дви-
жения, то любой истинно верующий человек так же боится
не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница
заключается лишь в том, что невротик не может объ-
яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а
верующий человек, в зависимости от своего познания те-
ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с
некоторыми оговорками, можно назвать религию общест-
венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи-
тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда
опасней общественного, так как он отрицательно влияет
на физическое состояние больного, тогда как данный об-
щественный невроз является совершенно безобидным. Так-
же религию можно назвать и антиневрозом, так как она
помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-
альные противоречия. И разрушение религии
ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю-
далось в России после революции, хотя позже произошла
подмена веры. Для развития общества нужны какие-то
основы, и с падением старых появляются новые. Так,
например, религиозную основу в России сменила комму-
нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже
рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко
возросло астеническое состояние общества, возросла
преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков
и т.д.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория
Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспор-
на), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в
оценке и понимании развития человеческого общества.
Создав теорию психоанализа, он также продвинулся впе-
ред в познании человеческой психики и раскрытия ее
глубин. К нашему времени данная теория усовершенство-
валась. Она нашла много продолжателей. Многие совре-
менные психоаналитики активно используют работы Фрейда
в своих исследованиях. В своей работе я попытался
раскрыть основные элементы психоанализа и культуроло-
гической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул,
а многие являются очень спорными, поэтому мое субъек-
тивное мнение является лишь каплей в море вопросов и
работ, посвященных фрейдизму.
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ
1.Бессознательное - действия человека, которые он
совершает, не отдавая себе отчета, автоматически.
Бессознательный характер носит психическая деятель-
ность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова-
ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/
стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек-
тики, является антагонистом сознанию и является
вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессозна-
тельное носит врожденный характер и определяет все по-
ведение человека.
2.Я - философское понятие, обозначающее субъект
преднамеренных действий, в которых личность отдает се-
бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв-
ляется цензором спонтанно возникающих животных влече-
ний. По мере развития цивилизации и общественных отно-
шений Я формируется культурой, то есть культурные и
моральные отношения в обществе влияют на каждого чело-
века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.
3.Супер-эго - это интериорезированные культур-
но-социальные нормы.
4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к
раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и
развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав-
новешиваются, то есть находятся в более стабильном
состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со
временем проявляют себя.
5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой
ркассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом
спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его
убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдип-
та) и долго странствующий, возвращается на родину и,
убив своего отца, женится на своей матери и становится
царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он
с горя ослепляет себя и уходит странствовать.
6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифоло-
гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос
и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал
его.
7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также
инцест, который позже был запрещен религией.
8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци-
ально-культурную основу) подверглась бурной крити-
ке,особенно со стороны марксистов. Но если опираться
на теорию Дарвина, то "филогенез есть повторение ото-
гинеза", то есть индивидуальное развитие организма
повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблю-
дая, как развивается человек, можно сказать, как раз-
вивается общество, ибо развитие человека в точности
повторяет развитие общества.
9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз-
виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че-
ловека сексуальное влечение, поэтому полноценные
представления об искомом предмете можно получить, лишь
сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре-
чия.
10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма.
Если взять за основу то, что дети в результате
действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро-
ений убили своего отца, а позже испугались, что такое
может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему
кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему
они стали поклоняться своему мертвому предку и все
бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере-
шел в образ животного. Чтобы снять стресс, это живот-
ное раз в год убивается племенем.
11.Под упражнениями подразумеваются любые навяз-
чивые мысли и движения и действия.
12.Не следует путать общественный невроз с рево-
люционными взрывами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/
Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.
2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-
ринтное воспроизведение издания 1913 г.
3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической ли-
тературы, 1992.
4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная
философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы,
1977 г.
5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия:
Основы филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литера-
туры, 1982 г.
Страницы: 1, 2
|