бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта - (диплом) бесплатно рефераты

p>3. Перебор гипотез, здесь особое значение имеет развитая креативность консультанта. 4. Решение.

    5. Выход из контакта.

Американский психолог и психотерапевт, классик экзистенциально-гуманистической психологии, Р. Мэй, предлагает четыре этапа психологического консультирования:

1. Установление раппорта, т. е. установление доверительных отношений с клиентом может осуществляться посредствомотзеркаливания(отражение жестов клиента, повторение окончаний фраз и т. д. ) и перекрестной работы. Целью данного этапа является присоединиться, чтобы человек открылся. 2. Чтение характера –экспресс составление психологического портрета клиента по его манерам, привычкам, тону голоса и другим признакам.

3. Исповедь и толкование результатов. На данном этапе консультирования идет процесс активного слушания и интерпретации психологом, услышанной информации, событий и чувств, которые описывает клиент.

4. Трансформация личности. Цель консультанта "не только облегчить переживания клиента, но и направить их в конструктивное русло" (17, c. 98 ).

Успешность консультативной деятельности психолога-консультанта строится на основе применения обширных знаний, актуализации определенных установок, способностей и специальных умений, определяющих эффективность процесса беседы. Умение создать психологический климат, способствующий свободному протеканию процесса коммуникации. И. В. Дубровинойбыли выделены профессиональные умения психолога, определеющие успешность психологической беседы. К ним относятся:

    владение приемами рефлексивного и активного слушания

умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения

    умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос

умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия и др. (33, с. 78)

    Данный блок умений, называемый многими авторами

как коммуникативные умения, описан во многих работах, посвященных особенностям межличностных отношений. Так, например, А. К. Болотова рассматривает коммуникативную компетентность, обеспечивающую эффективное протекание коммуникативного процесса. Автор выделяет умение слушать, говоря, что "эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных сигналов. которые помогут правильно интерпретировать слова собеседника, а значит, помогут установить не только доверительность в общении, но и слушать и слышать его. "(7, с. 79).

Наиболее действенна в общении безоценочная обратная связь - активное слушание, при которой по ходу беседы расшифровывается смысл сообщений, выясняется их реальное значение. Соответствующие реакции-ответы называют рефлексивными. Выделяют четыре основных типа рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование, одобрение. Определяя умения слушать и слышать партнера исходными коммуникативными умениями, мы должны пояснить, сто сами они не могут привести к успешному общению, если не будут сопряжены с соблюдением правил организации общения.

Существует 7 направлений оценки эффективности интервью коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Рассмотрим резюме ключевых идей. Это помогает сравнить компетентность и эффективность действий психолога или терапевта.

    1. Интенциальность. Сколько направлений для

развития клиента вы можете предложить как психолог? Если вначале ваш клиент зажат и немобилен, то сколько дополнительных возможностей у него появилось после вашей совместной работы?

    2. Творческое принятие решений. Клиент сам задает

цели терапии или это делаете вы? Включен ли в круг проблем поиск позитивных сторон? Есть ли у вас хотя бы 3 альтернативы для действий? Можно ли сказать про клиента, что он действует бодро и целенаправленно, либо процесс принятия решений идет с трудом?

    3. Микротехники. Можете ли вы целенаправленно

применять микротехники, чтобы достичь определенного воздействия на клиента? В частности, умеете ли вы извлекать факты, чувства, причины, лежащие в основе проблем? Способны ли вы, используя навыки воздействия и выслушивания описать, как клиент видит и чувствует ситуацию? Можете ли вы, используя навыки воздействия, задать новые перспективы для развития ситуации? Используются ли микротехники правильно с точки зрения среды клиента?

    4. Индивидуальная и культурная эмпатия.

Способны ли вы встать на точку зрения клиента, применяя индивидуальную эмпатию и такие связанные с ней понятия как непосредственность, конкретность и позитивный взгляд. Способны ли вы изменять эмпатические конструкции с учетом культурных истоков клиента, не забывая личной неповторимости? Прибавилось ли у клиента уважение к иным личностям, культурам? Клиенту необходимо, чтобы его понимали, но не менее важно, чтобы он научился понимать других.

    5. Навыки наблюдения клиента. Способны ли вы

наблюдать и отражать как вербальный, так и невербальный язык клиента? Умеете ли вы взять поверхностную структуру предложения и постичь (вместе с клиентом) его глубинный смысл? Способны ли вы соединиться с клиентом и вести его в новом направлении? Умеете ли вы замечать противоречия и разрешать их через конфронтацию? Как клиент относится к вашим конфронтациям–отрицательно, частично признавая или полностью осознавая противоречия? Идет ли синтез новых конструкций и нового мировоззрения?

    6. Взаимодействие личность – окружение. Можете

ли вы произвести оценку клиента по модели Келли? Умеете ли вы создать подходящее окружение для роста и развития клиента?

    7. Интеграция. Умеете ли вы объединять

вышеперечисленные методы, качества, конструкции в плавно протекающее интервью, способное вызвать у клиента позитивные сдвиги? Способны ли вы использовать методику поиска позитивного?

    Все вышеперечисленные вопросы помогут психологу

консультанту самостоятельно оценить качество проводимого им интервью. Итак, мы рассмотрели представления об этапах психологического консультирования у таких авторов как, Г. С. Абрамова, Ю. Б. Алешина, В. Ю. Меновщиков и Р. Мэй. Кто-то из них предлагает четыре этапа консультации, кто-то пять, но, несмотря на различные названия, суть психологического консультирования, задачи каждого из этапов психологического консультирования стоят одинаковые, но решаются они в рамках определенной философии, с точки зрения определенной концепции. Многообразие подходов к психологическому консультированию обуславливает возможность альтернативы для молодых психологов, расширяет представления о психологическом консультировании, и тем самым способствует выбору оптимальных средств коммуникативной деятельности, помогает психологам-консультантам развивать их коммуникативные способности, коммуникативную компетентность, направляя их деятельность.

Резюмируя выше сказанное, можно выделить ряд качеств, которые могут составить модель эффективного психолога-консультанта, которые нуждаются в эмпирической проверке:

Эмоционально волевая сфера: саморегуляция, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, артистичность, признание своих ошибок, уверенность в себе, самоуважение, склонность к доминированию, обаяние, доброжелательность, внутренний локус контроля, позитивный настрой.

Коммуникативная сфера: умение управлять, руководить, заинтересованность в общении, этическая жизнь, приятная внешность, эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к поддержанию хороших личных отношений, безоценочность, внимательность, открытость переживанию, умение активно слушать, умение понятно говорить.

Познавательная сфера: понимать последствия своего влияния, самообразование, понимание себя, увлеченность профессией, владение теорией, практика с супервизором, работоспособность, спонтанность, рациональность, альтруизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности, высокая физическая активность, профессионализм, интеллектуальность, гибкость (как способность делать одновременно разные дела), здравый смысл.

Из вышеперечисленных качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.

Подводя итог нашему теоретическому исследованию, можно сказать, что наличие перечисленных конструктивных умений и качеств личности влияет на эффективность консультативного процесса, целью которого является культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии своего поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.

    Глава 2.

Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

    2. 1. Обоснование замысла исследования.

Как показал теоретический анализ, эффективный специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность профессиональной деятельности психолога-консультанта. Все это требует эмпирической проверки. На основе качеств, присущих эффективному специалисту и дальнейшей их интеграции, строится модель желательных черт профессионала, полученных эвристическим путем, и, таким образом обобщаются критерии оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

    Цели, гипотезы и задачи исследования.
    В нашем эмпирическом исследовании поставлены две цели:

Сравнить представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. Шолохова и независимых экспертов–продуктивно работающих психологов о качествах, которые определяют уровень продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

    Гипотеза 1: Представления студентов первого курса,

пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова и независимых экспертов будут отличаться в виду различного, профессионального психологического опыта.

Гипотеза 2: Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта могут быть выявлены посредством анализа специально разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие психологи-консультанты, студенты первого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова, а также студенты пятого курса данного университета.

Исходя из целей исследования были поставлены следующие задачи:

    Составить анкету
    Опробовать валидность анкеты
    Подобрать группы респондентов
    Провести исследование

Осуществить сравнительный анализ результатов исследования (абсолютное ранжирование и ранжирование внутри каждой группы)

Обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

Реализация поставленных задач и проверка выдвинутых гипотез исследования осуществлялись с помощьюметодов:

    анкетирования

метода экспертных оценок, где независимыми экспертами выступают практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты

    беседы
    интервью
    2. 2. Организация и ход исследования.

Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок, важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу. Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, что и было сделано в нашей работе. Область применения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо также четко сформулировать цели использования результатов. В нашем случае на основе результатов исследования были обобщены критерии оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта. В нашем исследовании всего приняли участие 87 респондентов:

14 человек – продуктивно работающие психологи, выступающие как независимые эксперты 38 человек –студенты факультета психологии пятого курса МГОПУ им. М. А. Шолохова вечернего отделения

35 человек –студенты факультета психологии первого курса МГОПУ им. М. А. Шолохова вечернего отделения.

На основе теоретического анализа научной литературы по данной теме были разработаны специальные анкеты. Анкета состоит из трех блоков:

    Эмоционально-волевая сфера
    Коммуникативная сфера
    Познавательная сфера
    Под каждым из этих блоков перечислены ряд качеств,

которые по результатам теоретического анализа во многом определяют успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Всего было перечислено сорок четыре качества.

Респондентам была предложена инструкция, в которой предлагалось оценить каждое высказывание по пятибальной шкале:

    психолог не должен обладать данным качеством
    должен обладать в малой степени
    желательно обладать, хотя бы частично
    должен иметь данное качество в значительной степени
    психолог должен обладать данным качеством в полной мере

К анкете прилагалась памятка - тезаурус с определениями внесенных в анкету качеств, чтобы не возникало разногласий в их трактовке у отвечающих (приложение 1). Анкета рассчитана на студентов факультета психологии и продуктивно работающих психологов.

Валидность разработанной нами анкеты была проверена на специальной экспериментальной группе студентов пятого курса вечернего отделения–специализация клиническая психология МГОПУ им. М. А. Шолохова. Валидность отвечает на вопрос "Измеряем ли мы то, что думаем измерять". (1, с. 93 ). Анкетирование проводилось в Московском государственном открытом педагогическом университете. Время, затраченное каждым респондентом на ответы вопросов анкеты, в среднем составляло 10-15 минут.

    2. 3. Результаты исследования и их обсуждение.

Нами были опрошены 14 независимых экспертов - специалистов, продуктивно работающих психологами-консультантами от 6 мес. до 30 лет. Рассмотрим результаты анализа анкет независимых экспертов– продуктивно работающих психологов (приложение 2). Среди качеств, которыми психолог-консультант должен обладать в полной мередля обеспечения продуктивной коммуникативной деятельности независимыми экспертами были выделены шесть ведущих качеств:

    умение активно слушать
    тактичность
    личная ответственность
    умение понимать последствия своего влияния
    умение понятно говорить
    доброжелательность

Качества перечислены в порядке ранжирования. Таким образом, лидирующим качеством, определяющим продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являетсяумение активно слушать.

В настоящее время очень много говорят о необходимойподготовке молодых специалистов при помощи практики с супервизором. Трудно не согласиться, что подобная практика позволяет нарабатывать ценный опыт ведения консультационной беседы, способствует повышению профессионализма, помогает избежать многих ошибок, увидеть иные пути разрешения спорных вопросов. Однако результаты исследования анкет независимых экспертов говорят о максимальной желательности, но не обязательности практики с супервизором (психолог должен иметь данное качество в значительной степени):

максимальные 9 выборов из 14 экспертов – практика с супервизором

    По остальным параметрам мы наблюдаем
    неоднозначную картину, среди экспертов нет единодушия.

Качеством, которым психолог не должен обладать вообще, названа:

    склонность к доминированию

Полагаем, что данные результаты целесообразно проверить на более крупной выборке в отдельном исследовании.

    По мнению студентов пятого курса вечернего

отделения факультета психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова психолог-консультант должен обладать следующими качествами в полной мере, им присвоен максимальный индекс "5" по пятибальной шкале:

    умение активно слушать
    умение понимать последствия своего влияния
    профессионализм
    уверенность в себе
    здравый смысл
    Сравнивая ответы продуктивно работающих

психологов и студентов пятого курса вечернего отделения факультета психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова (приложение 3) мы видим, что умение активно слушать в обоих случаях выбрано как необходимое качество для продуктивной коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

По индексу "4" –психолог должен иметь данное качество в значительной степени, у экспертов и студентов пятого курса взгляды разошлись в виду различного, профессионального консультативного опыта.

Рассмотрим результаты анализа анкет студентов пятого курса на предмет качеств, которые должен иметь психолог-консультант в значительной степени:

    открытость переживанию
    гибкость
    работоспособность

Такое качество как склонность к доминированию также названо нежелательным для коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Теперь обсудим результаты опроса студентов первого курса вечернего отделения факультета психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова (приложение 4). Психолог должен обладать данным качеством в полной мере:

    умение понятно говорить
    профессионализм
    здравый смысл
    внимательность
    умение активно слушать
    личная ответственность
    интеллектуальность
    Эти результаты показывают еще недостаточную

профессиональную теоретическую и практическую подготовленность студентов первого курса к психологической консультативной деятельности по сравнению как со студентами пятого курса, так и продуктивно работающими психологами. По мнению студентов первого курса психолог

консультант для продуктивной коммуникативной деятельности должен иметь следующие качества:

    внутренний локус контроля
    самоуважение
    приятная внешность
    работоспособность
    позитивный настрой
    Вышеперечисленные качества также отличаются от
    взглядов двух других групп испытуемых.
    Склонность к доминированию – стремление

господствовать, преобладать, быть основным, единодушно определено независимыми экспертами, студентами пятого курса и студентами первого курса как качество, которымне должен обладать психолог-консультант.

В ходе исследования нами были получены результаты подтверждающие гипотезу 1. Представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова и продуктивно работающих психологов отличаются в виду различного профессионального теоретического и практического опыта (приложение 5). Однако следует отметить, что представления студентов пятого курса ближе и чаще совпадают нежели взгляды студентов первого курса на качества, которые определяют продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Мы полагаем, что это объясняется наличием полной теоретической базы и наличием опыта диагностической, психолого-педагогической и консультативной практики у студентов пятого курса. Все эти знания, умения и навыки приближают студентов-выпускников к верному пониманию критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Также следует отметить, что склонность к доминированию была определена как нежелательное для коммуникативной деятельности психолога-консультанта качество всеми тремя группами испытуемых:

независимыми экспертами (продуктивно работающими психологами) студентами пятого курса

и студентами первого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова

Анализируя результаты исследования с точки зрения того, к какой сфере относятся наиболее "популярные" и необходимые для продуктивной коммуникативной деятельности качества, мы приходим к некоторым выводам. Итоговая таблица по результатам исследования, в которой объединены взгляды всех трех групп испытуемых (87 человек), показывает, что определяющими для коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются:

    коммуникативная сфера
    познавательная сфера
    Таким образом, качества входящие в

коммуникативную (обмен информацией, обогащение друг друга за счет накопления каждым запаса знаний) и познавательную сферы (умение применять старые знания и приобретать новые) являютсянеобходимымидля продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Качества, относящиеся к эмоционально-волевой сфере, определены респондентами как максимальножелательные для психолога-консультанта.

В результате теоретического и эмпирического исследования подтвердилась гипотеза 2. На основе итоговой таблицы по результатам исследования были определены качества, являющиеся критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

    Коммуникативная сфера:
    умение активно слушать
    умение понятно говорить
    Познавательная сфера:
    профессионализм
    умение понимать последствия своего влияния
    здравый смысл
    Неприемлемым для психолога-консультанта является
    склонность к доминированию (приложение 1).
    2. 4. Выводы.

На основании результатов теоретического и эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта можно сделать следующие выводы.

1. Были выявлены профессионально важные качества психолога-консультанта, которые набрали наибольшее количество баллов во всех группах, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Они были проранжированы в порядке убывания:

    умение активно слушать
    умение понятно говорить
    профессионализм
    понимать последствия своего влияния
    здравый смысл
    самообразование
    личная ответственность
    уверенность в себе
    заинтересованность в общении
    тактичность
    внимательность
    понимание себя
    саморегуляция
    увлеченность профессией
    интеллектуальность
    эмоциональная устойчивость
    самоуважение
    доброжелательность
    не давать нравственных оценок
    владение теорией
    стрессоустойчивость
    практика с супервизором
    эмпатийность
    рефлексия
    внимание к деталям
    позитивный настрой
    Отсюда видно, что ведущими критериями оценки

уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являютсяумение активно слушать и понятно говорить.

2. Гипотеза о том, что представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова и продуктивно работающих психологов (независимых экспертов) будут отличаться в виду различного профессионального психологического опыта, подтвердилась. Однако по некоторым пунктам взгляды на качества, определяющие успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта, совпадали. Все три группы респондентов показали одинаковый результаты по пунктам:

важным критерием оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являетсяумение слушать

нежелательным для психолога-консультанта является наличие склонности к доминированию

    3. По большинству предложенных качеств мнения

всех испытуемых совпадали, однако, по отдельным качествам выявились различия у представителей разных групп. По данным сравнениям четко прослеживаются те качества, которые вызвали особые разногласия, это:

    внимание к деталям
    склонность к доминированию
    позитивный настрой
    творческие способности
    артистичность
    креативность
    Можно предположить, что именно эти качества

остались спорными по итогам нашего исследования, т. е. их нельзя отнести к критериям оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, несмотря на то, что качество - склонность к доминированию, получило наибольшее количество баллов в графе: психолог не должен обладать данным качеством (13 выборов). Поскольку в графе: психолог должен иметь данное качество в значительной степени, сделано 15 выборов.

    Заключение.

В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения, корректные действия в процессе психологического консультирования. Что подтверждает мнение Р. Кочюнаса (1999 г. ) о том, что "личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования". Гармония, преложенных критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, определяется разделением личностных качеств эффективного специалиста, определяющих успешность его коммуникативной деятельности, на три сферы:

    ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ
    КОММУНИКАТИВНУЮ
    ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ

В результате анализа научных источников и эмпирической проверки нами выявлены два основных качества, наличие которых является одним из критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта:

    умение активно слушать
    умение понятно говорить
    Данные результаты подтверждают предварительный

теоретический анализ работ А. Ф. Ануфриева, И. В. Дубровиной, А. К. Болотовой, где говорится о том, что эффективность слушания зависит от точного понимания слов говорящего, а также от понимания невербальных сигналов, т. е. от умения активно слушать. Свободное владение речью является составляющей модели эффективного психолога-консультанта.

Цель нашей работы достигнута, были изучены и обобщены критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Для большей точности и достоверности полученных данных, представляется целесообразным провести исследования на большей выборке. Ранее предпринимались попытки определить признаки продуктивной деятельности консультанта, большинство фактов и закономерностей, полученных в исследованиях эффективности деятельности психолога-консультанта, по мнению самих исследователей данного вопроса, например К. Роджерса, также нуждаются в дополнительной проверке.

    Литература.

Абрамова Г. С. Практическая психология – М. , 1997. – 368 с.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование – М. , 2000. Аминов Н. А. , Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал–1992. -Т. 13, №5. -с. 104-110. Амосов Н. М. Модельный подход к исследованию личности в процессе ее развития // Эвристические модели в психологии и социологии. - Киев, 1976. -с. 4-32. Ануфриев А. Ф. , Бусарова О. Р. Случаи из школьной консультативной практики. - М. , 1994. -с. 74.

Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. , 1998.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. , 1992. Битянова М. Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников: Автореф. дис. -М. , 1991. -с. 28 Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе – М. , 1998. Бурменская Г. В. , Карабанова О. А. , Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М. , 1990.

Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. // Вопросы психологии, 1988. №5.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. - М. : Изд-во Высшая школа, 1991, с. 182.

Гиппенрейтор Ю. Б. и др. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. -1993, -№4-с. 61-68.

    Гримак Л. П. Общение с собой. - М. ,1991.

Емельянов Ю. В. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. -1993. -№4. -с. 69-73.

    Емельянов Ю. В. Дисс. , 1990, с. 70

Жуков Ю. М. , Петровская Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. , 1991.

Забродин Ю. М. "Модель личности" в психодиагностике; для практических психологов. – Кн. 1. М. , 1994.

Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под. ред. В. В. Петрусинского. М. ,1994. -с. 28, 36, 38.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М. ,1987. -с. 180. Костромина С. Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом при работе с мл. шк. : Дисс. , - М. , 1997. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М. , 1999. -с. 20-24. Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. – Ростов н/Д. , 1986 Леонтьев А. А. Психология общения. - М. ,1997. -с. 365.

    Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.

Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на/Д. , 1994. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. - М. , 1994. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М. , 2000. Молоканов М. В. Личностные компоненты успешности практического психолога: Дисс. - М. , 1994.

Мясищев В. Н. Психология отношений. Избр. псих. тр. - М. , Воронеж, 1996. Немов Р. С. Психологическое консультирование. - М. , 2000.

Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М. , 1989 Пиз А. Язык жестов. Увлекательное пособие для деловых людей. - Воронеж, 1992, с. 6.

Практическая психология образования / под. ред. И. В. Дубровиной - М. , 1997. Психология профессиональной подготовки. - СПб. , 1993.

Попова Л. В. , Дьяконов Г. В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методологические рекомендации. – М. , 1988.

Психологический словарь, под ред. проф. А. Петровского и проф. М. Ярошевского. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М. , 1999. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М. ,1994. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М. , 1990.

Самоукина Н. Б. Практическая психология в школе. - М. , 1997.

Самоукин А. И. , Самоукина Н. Б. , Шишов А. П. Психология бизнеса. - М. , 1997. Ситников А. П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. – М. , 1992.

    Словарь практического психолога. - Минск, 1998.
    Смелзер Н. Социология. - М. , 1994.

Смирнова Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. - Л. , 1977.

Советский энциклопедический словарь / под. ред. А. М. Прохорова. – М. ,1986. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. - М. , 1997. Фейдимен Дж. , Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1, 2, 3. - М. , 1992. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М. , 1993. Эткинд А. М. Психологическая практика и академическая психология: расхождения когнитивной структуры внутри профессии // Вопросы психологии, 1981, №1. Юдина Е. В. Дисс. – М. , 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4