бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта - (диплом) бесплатно рефераты

p>Е. Э. Смирнова (1977) утверждает, что застенчивостьмешает практическому психологу, так как лиц с высокими показателями по данному фактору отличает сниженная способность контакта, неуверенность, растерянность, рассеянность. Все это препятствует установлению контакта с клиентом и сбору информации на феноменологическом этапе.

Как субъект психодиагностической деятельности, которая является составляющей частью работы психолога-консультанта (помимо профессиональных качеств), психолог по мнению А. Ф. Ануфриева (6) должен обладать такими качествами:

общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому; высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;

тактичность и деликатность в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни; терпимость к чужому мнению и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента;

    свободное владение речью;
    критичность и гибкость мышления.

Автор отмечает, "что правомерность выделения перечисленных психологических особенностей нуждается в специальной эмпирической проверке посредством проведения экспериментальных исследований и соответствующих практических мероприятий" (5, с. 87).

Р. Кочунас в своей работе "Основы психологического консультирования" говорит, что "наиболее эффективный способ развития коммуникативной компетентности заключается в специальных упражнениях до начала деятельности, на отдельных действиях предстоящей деятельности" (23, с. 22).

Квалифицированный психолог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним. Это специалист, способный в своем движении к достижению профессиональной цели сотрудничать, взаимодействовать с клиентом в любом направлении. М. Р. Битянова ставит целью психолога создавать условия для продуктивной деятельности, помогать делать осознанные личные выборы, "конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. "(8, с. 19-20).

Итак, коммуникативную компетентность определим как "такой уровень сформированности межличностного опыта, т. е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе" (15, с. 71). Ю. Н. Емельянов проследилзависимость коммуникативной компетентности от индивидуальных способностей личности, от ее социальной мобильности. На нее влияют изменения, происходящие в обществе, и, в связи с этим, коммуникативная компетентность не может быть готовой характеристикой индивида. Это"конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания. Это сложная личностнаяхарактеристика, включающая психологические знания, коммуникативные способности, умения и навыки, а также некоторые свойства личности (темперамент, характер, эмоциональные состояния), проявляющиеся в общении с людьми. Однако коммуникативную компетентность можно рассматривать и как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции–и отстраненной, и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции–владением какой-либо одной из них и ее реализацией повсеместно, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций– один из существенных показателей компетентного общения (31). Компетентность во всех видах общения заключается в достижении 3-х уровней адекватности партнеров–коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнеров, всем граням их адекватности– перцептивной, коммуникативной, интерактивной. По мнению А. А. Вербицкого, "функциональное объединение наличных качеств субъекта в соответствии с требованиями деятельности, формирование определенной структуры этих качеств является исходным моментом становления системы ПВК. " (12, с. 182). ПВК, связанные с речевой деятельностью, относятся к коммуникативным (речевым) способностям. Некоторые авторы включают в коммуникативные способности комплекс индивидуальных качеств, от которых зависит согласованность действий людей, весь спектр модальностей, начиная от понимания и кончая поступком. Л. А. Петровская говорит о субъект-субъектных отношениях психолога-консультанта с клиентом как о степени коммуникативной компетентности и выделяет следующие показатели субъект-субъектных отношений: равенство психологических позиций участников, обоюдная активность сторон, при которой каждая испытывает воздействие и воздействует (31), взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга, готовность встать на т. з. другого; стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга; активная взаимная гуманистическая установка партеров. Одним из важных условий саморазвития коммуникативных способностей, по мнению Петровской, является осознание себя, своих возможностей, раскрытия себя в контакте с другими людьми, развитие рефлексивных способностей, способностей к самоанализу.

Карл Роджерс, один из основателей гуманистической психологии, предложивший "клиентцентрированный" подход, выделил четыре качества, которые необходимы для успешного и развивающего общения психолога с клиентом, их можно предложить в качестве критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Перечислим эти качества:

    1. Конгруэнтность
    2. Принятие себя
    3. Принятие других
    4. Эмпатическое понимание

"Конгруэнтность –термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания.

Это значит, что мне нужно знать свои собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном уровне. Откровенность также включает желание выражать в словах и поведении свои различные чувства и отношения. Только так мои отношения могут быть правдивыми, а это очень важно. " (41, с. 58). "Налаживанию отношений не поможет ни маска, выражающая спокойствие и довольство, если за ней скрывается злость и угроза; ни дружеское выражение лица, если в душе ты враждебно настроен; ни показная уверенность в себе, за которой чувствуется испуг и неуверенность.... Чем больше искренен и конгруэнтен терапист в отношениях к клиенту, тем больше вероятность того, что в личности клиента произойдут изменения. " (41, с. 105). Поскольку совокупность целей и задач позволяет определить критерии, конгруэнтность психолога-консультанта приближает к достижению цели психологического консультирования – актуализировать ресурс клиента, чтобы он сам смог решать свои проблемы. Из первого качества –конгруэнтности, необходимого для успешного общения, непосредственно вытекает второе, а именно, принятие себя таким, какой ты есть. К. Роджерс говорит о том, что принимая себя такими какие мы есть, мы начинаем изменяться, "быть тем, кто ты есть–значит полностью стать процессом. Только когда человек может в большей степени стать тем, кто он есть, быть тем, что он отрицает в себе, возникает какая то надежда на изменения" (41, с. 107). Таким образом, для развития у психолога-консультанта коммуникативных качеств, способностей, коммуникативной компетентности, ему важно принять себя таким, какой он есть, чтобы иметь возможность развития. Психологу-консультанту целесообразно провести самостоятельную работу с четырьмя правилами, которые предлагает Роджерс, чтобы принять себя таким какой ты есть:

    "Прочь от слова "должен"
    "Прочь от соответствия ожиданиям"
    "Вера в свое "Я"
    "Положительное отношение к самому себе"

Третье качество, ведущее к успешным межличностным отношениям, это принятие другого человека(умение видеть "позитивное человеческое ядро" внутренней человеческой сущности).

Четвертое качество, необходимое для успешного общения – эмпатическое понимание, что означает "понять страх, гнев или смущение другого, как - будто они ваши собственные, но все же без вашего собственного страха, гнева или смущения, связанных с ними".

Третье и четвертое качества скорее определяют личностные особенности психолога-консультанта, однако личность оказывает значительное влияние на процесс общения.

В психологии общения трудности общения обусловлены рядом факторов: социальные (политические, религиозные, профессиональные различия), биологические или физические (болезнь, старение), внутренние психологические (связаны с воспитанием). Профессия психолога предполагает консультативное, терапевтическое общение с клиентами, которые имеют разнообразные социальные, биологические и психологические факторы, что предполагает желательное наличие у психолога-консультанта такого качества какгибкость. Это способность менять тактику общения, изменяться в соответствии с меняющимися условиями, умение найти подход к клиенту с т. з. его опыта, его представлений о процессе психологического консультирования. Г. С. Абрамова предлагает классификацию ориентации на клиента в психокоррекционной работе: "делай как я"–слабо выраженный интерес к другому (ориентация на обобщенный опыт), "давай сделаем вместе" (ориентация на типичное во внутреннем мире клиента) и "давай подумаем, как сделать лучше"–выраженный интерес к другому (ориентация на индивидуальные особенности внутреннего мира клиента).

В зависимости от занимаемой позиции определяется, в какой степени процесс взаимодействия специалиста и клиента является однозначным с т. з. конечных и промежуточных целей ("сверху"– цели определяются и изменяются специалистом, "рядом" – специалистом и клиентом в их сотрудничестве и "снизу" – специалист следует за клиентом). В нашем исследовании критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта уделяется большое внимание структуре личности психолога, степени выраженности у него качеств, необходимых для прогнозирования успешности воздействия. Г. С. Абрамова в своей работе "Практическая психология" говорит о необходимости учитывать теоретические посылки психолога-консультанта, влияющие на его профессиональные цели и задачи; отношение психолога к его профессии и его представление о своих профессиональных качествах; профессиональные возможности психолога-консультанта, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации коррекционного воздействия.

Рассматривая различные литературные источники на данную тему, мы приближаемся к пониманиюмодели личности эффективного психолога-консультанта. Как пишет Р. Кочюнас: "речь идет, конечно, о "подвижной" модели, поскольку каждый консультанта имеет возможность ее дополнить. " Опишем представления Р. Кочюнаса о модели эффективного психолога-консультанта, он выделяет наличие следующих качеств:

аутентичность(полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор)

открытость собственному опыту(как искренность в восприятии собственных чувств, но не откровенность перед другими людьми)

развитие самопознания(чем больше консультанта знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот– чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя) сила личности и идентичность(консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией)

толерантность к неопределенности (так как многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Именно такие ситуации являются спутниками консультирования)

принятие личной ответственности(понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования)

глубина отношений с другими людьми (способность оценивать людей без осуждения, уметь свободно выражать свои чувства)

постановка реалистичных целей (важно понимать ограниченность своих возможностей) эмпатия

В работе Р. Кочюнаса "Основы психологического консультирования" перечислены три постулата, выдвинутыеK. Scheider(1992), которые можно выделить как факторы продуктивной деятельности психолога-консультанта:

личная зрелость консультанта – успешно решает свои проблемы, терпим, откровенен, искренен к себе социальная зрелость консультанта – терпим, откровенен, искренен по отношению к другим зрелость консультанта – это процесс, а не состояние. "Невозможно быть зрелым всегда и везде". (29, c. 32)

1. 3. Взгляды на структуру психологического консультирования разных авторов.

В литературе по проблемам психологического консультирования этапы консультационной беседы несколько рознятся, однако их содержательная сторона и конечный результат идентичны. Для нас рассмотрение этапов психологического консультирования представляет интерес, поскольку коммуникативная компетентность психолога-консультанта во многом определяет успешность выполнения задач каждого из этапов психологического консультирования, а также оказывает влияние на процесс консультационной работы. Рассмотрим особенности этапов интервью уГ. С. Абрамовой (2000 г. ):

    1. Структурирование – длится до 10 минут.
    Особенностью этого этапа является то, что психолог
    определяет тему взаимодействия с клиентом, получает

информацию о своих возможностях (как он может помочь). При этом решаются проблемы установления

    контакта. Этот этап, по мнению Г. С. Абрамовой,
    заканчивается, когда:
    Психолог: "Я его понимаю, чувствую. "
    Клиент: "Меня слушают, я доверяю этому человеку. "
    2. Сбор информации в контексте темы. На данном

этапе психологического консультирования идет выделение проблемы, решается вопрос идентификации потенциальных возможностей клиента.

    3. Желаемый результат – "Чего Вы хотите добиться? "

Здесь психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Если консультанту уже ясны цели клиента, то Г. С. Абрамова советует тут же дать рекомендации.

    4. Выработка альтернативных решений – "Что еще Вы
    можете сделать? "

Идет работа над различными вариантами решения проблемы с целью избежания ригидности.

    5. Обобщение предыдущих этапов – "Вы будете

делать это? " Осуществляется переход от обсуждения к действию. (1).

Ю. E. Алешина предлагает делить психологическое консультирование на четыре этапа:

    1. Начало беседы (длительность 5-10 минут),

происходит знакомство психолога с клиентом. На этапе знакомства Ю. E. Алешина обращает внимание на позицию равенства имен, а также предлагает избегать психологу-консультанту "неудачных слов" (проблема) и "выражений" ("Не бойтесь. ") "В какой бы форме подобные реплики ни прозвучали из них следует, что здесь можно чего-то бояться" (2, с. 30 ).

    2. Расспрос клиента, рассказ клиента о себе (25-35

инут). С целью "разговорить" клиента психологу рекомендуется задавать открытые вопросы. Например: "Какая у вас семья? Когда это началось? ". Для того, чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, психологу-консультанту следует помнить имена, названия, даты, детали, упоминаемые клиентом. 3. Коррекционное воздействие. Данному этапу

Ю. E. Алешина отводит от 10 до 15 минут, но необходимо понимать, что время, отведенное на все этапы консультационного процесса, определено условно. Существует множество способов коррекционного воздействия, к примеру, парадоксальные вопросы, которые ставят под сомнение следование общепринятым нормам ("А почему бы и не.... ?"); аперефразирование – то, что было негативным, делает причиной положительных эмоций. 4. Завершение беседы(5-10 минут). При завершении беседы также следует обращаться к клиенту по имени. (2).

Этапы психологического консультирования по В. Ю. Меновщикову выглядят таким образом:

1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу. Огромное влияние на успех консультирования имеет мотивировка. Существуют различные способы замотивировать клиента на работу: это и использование различных видов харизм (харизма чужака, харизма неполноценности, харизма призвания, харизма бойца, харизма игры и харизма новизны), умение психолога-консультанта понятно объяснить, чему научится клиент в ходе работы ("возможная польза"), "возможный ущерб"–то, чего лишит себя клиент, если будет сопротивляться консультированию; помочь клиенту принять ответственность за происходящие события на себя, поскольку известно, что возможность влиять на события снижает силу стресса, способствует восстановлению сил организма.

    2. Исследование и осознание задачи.

Страницы: 1, 2, 3, 4