бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Креативность у детей - (реферат) бесплатно рефераты

p>Хочется привести несколько мыслей из книги С. Волконского “Выразительный человек”, которые, на наш взгляд, могут обратить внимание педагогов к этой важнейшей проблеме -выразительности учителя музыки:

“В актерском искусстве, как во всяком другом, не довольно внутреннего побуждения, а нужно умение этому побуждению повиноваться, не довольно чувствовать, а надо уметь воплотить, не довольно испытать, надо уметь испытанное показать”.

Многообразная палитра взаимоотношенийпредстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Астафьева о том, что музыка “заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие”.

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т. д. ) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок. (23, с. 16) Учитель на уроке искусства – посредник, проводник ребят в мир эстетических переживаний. Для него важны некоторые методические принципы. Первым важнейшим методическим принципомявляется средство эмоционального и рационального начал в работе школьника на уроке при общей повышенной эмоциональности содержательности занятия. Вторым определяющим принципомслужит сюжетно-тематическое построение всей системы уроков. Именно тематический принцип позволяет объединить различные виды искусства в единое целое. Третьим принципом мы выделяем игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа в младших классах. Четвертый принцип связан с эмоциональной драматургией, которая создает логическую и эмоциональную целостность урока.

Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной (учитель – ученики) деятельности. Особое значение игровая деятельность приобретает в художественном обучении и воспитании младших школьников, а для уроков творческого типа (музыки) игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий. (20)

Итак, процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлениютворческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности. (47)

Принципы построения опытно-экспериментальной работы по развитию креативности у младших школьников

“Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …” (27, с. 12) (А. А. Мелик Пашаев)

Система развивающего обучения (РО), которая в построении и организации учебного процесса учитывает потребность и возможности ребенка и не отвергает детей, как неспособных к тому или иному виду деятельности, дает шанс ребенку попробовать свои силы в основных видах музыкальной деятельности (триада: сочинение, исполнение, восприятие). Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить специальные (ритм, слух, память) способности, необходимые для полного восприятия музыкального произведения. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении музыки, ее исполнении и восприятии было ребенку по силам.

Основой содержания начального обучения является включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды музыкальной деятельности. Активное восприятие(слушание) музыкального материала на первый взгляд должно стоять на первом месте по значимости, так как нашазадача – научить ребенка вслушиваться в музыку и понимать ее, но не менее важной на первом этапе является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность. В младшем школьном возрасте, когда у ребенка еще не блокирована потребность в общении с музыкой, он жадно воспринимает музыкальную информацию из области музыкальной культуры.

Без работы с музыкальным звуком, этим основным средством выразительности, без понимания и прочувствования его изменчивости и неповторимости, без знакомства с его основными характеристиками (высота, длительность, сила, тембр) понять музыку довольно сложно. (29, с. 63) Работа с музыкальным звуком – первый (базовый) этап в обучении детей музыке. Занятия музыкой в начальной школе приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию музыки.

Особую роль в этом процессе играет участие детей в музыкально-исполнительной деятельности (элементарный вокал, элементарное музицирование). Дети испытывают постоянную потребность в пении, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. И еще, музыкально-исполнительская деятельность–то зерно, из которого может вырасти любовь к музыке, потребность в постоянном общении с ней, тот мостик, по которому можно перейти к следующему– второму этапу музыкального образования школьников. (32, с. 14) Не менее значимы, чем музыкально-исполнительская деятельность, на начальном этапе обучения занятия музыкальной грамотой и сочинительская практика. Именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной деятельности.

Итак, основная цель начального этапа обучения (работа с музыкальным звуком, первый– второй класс) –открыть и осознать основные законы музыкального языка, которые помогут в понимании музыкальных произведений.

Принцип проведения урока музыки как урока, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьника.

В основе построения занятий творческого типа лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни. К определяющим принципам занятий творческого типа мы относим следующие: Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.

Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности. Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности. Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.

Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Воспитание навыков импровизации как основы ля формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.

Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Обращение к детском творчеству как к методу воспитания –характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

В опытно-экспериментальной работе мы преследовали цель создать оптимальные условия для активизации у учащихся творческих импульсов, импульсов, для познания радости творчества.

Главной нашей задачей было не только дать детям знания, умения, навыки, но создатьусловиядля свободного оперирования, владения ими, использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровенькреативности детей используя различные формы взаимодействия, в частности систему творческих заданий. Под креативностьюмы понимаем музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о музыке. Показателями креативностиявляются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.

Мы создали новую авторизированную программу, опираясь прежде всего на опыт Н. А. Терентьевой, так как она уделила большое внимание именно творчеству на уроках музыки.

Развитие творческой деятельности, восприятия средств музыкальной выразительности мы предлагаем вести через систему творческих заданий. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их “дремлющие” способности. Составляя, подбирая творческие задания, мы придерживались следующих принципов: Учитель должен ставить основной акцент на развитие креативности ребенка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы. Использование разнообразных форм и методов работы, прежде всего игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка. Творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением (разработкасерий творческих заданий). В творческих заданиях следует использовать разнообразный музыкальный материал: классику, фольклор, современную, серьезную (академическую) и популярную музыку.

Наряду с принципом креативной работы на уроке также использовать задания репродуктивного типа (запоминание элементарных музыкальных понятий, знание имен композиторов, название произведений).

Прежде всего, музыкально-творческое развитие детей проявляется в восприятии музыки, размышлении о ней –эта деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация речи ученика. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи–восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей. Построение уроков музыки как уроков творчествапредполагает такие практические методы и художественно-творческие формы работы, как импровизация, ритмизация, театрализация, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, вокально-хоровое музицирование и другие. (44) Раскроем значение некоторых из них:

Импровизация. Занятия импровизациеймогут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т. д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены.

Пластическое интонирование. “Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение -это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны. (35)

Инструментальное музицирование. Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.

Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:

ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция; учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;

    учитель помогает ученику найти прием исполнения.

Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития.

Вокально-хоровое музицирование. Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. (24)

Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к форме рондо. Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и так далее) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях.

Креативное развитие, на наш взгляд, невозможно без обращения к музыкальному фольклору. “Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания” (С. Мировопольский). (Фольклор) как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить русские, карельские считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа. К одной из нестандартных форм творческих занятий по развитию креативности, также отраженной в нашей опытно-экспериментальной работе, можно отнестиуроки интегрированного типа ( английский язык плюс музыка): Дети закрепляют навыки овладения языком в таких видах деятельности, как исполнение, театрализация сценок на английском языке с исполнением песен. Названиямузыкальных произведений на английском языке, описание их героев, простейшего сюжета, выполнение движений, соответствующих тексту песен –все это способствует развитию креативности детей. Музыкально-песенный материал подбирается в соответствии с темами, изучаемыми на уроках английского языка. Эти уроки явились стимулом для активной творческой внеклассной работы, связанной с изучением иностранного языка: проведением праздничных мероприятий (Halloween - День святых, Christmas - Рождество), посвященных праздникам, популярных в англоязычных странах. Эти мероприятия стали традиционны для нашего лицея, и наш эксперимент, начавшийся три года назад, превратился в устойчивую творческую практику (более подробный материал дан в приложении). (13; 16; 21; 26)

Еще одной формой свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей является ведение “Дневника музыкальных впечатлений”, где дети отражают свои размышления. Дети заводят его со второго класса. В начале чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, им дается план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении. Также дается возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети, как правило, очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Креативность, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучше формируется, когда музыкальная деятельность из “внешнего предмета” творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского “Я”.

    Глава II

Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности детей младшего школьного возраста

Ход и результаты диагностического этапа по определению уровня креативности младших школьников на уроках музыки

Наша опытно-экспериментальная работа велась на протяжении учебного года на базе Лицея № 1 города Петрозаводска во втором “Б” классе (уроки кафедры искусства ведутся по подгруппам).

Наша ОПР включала в себя несколько этапов: диагностический, собственно-экспериментальный (развивающий) и заключительный, на котором проведены повторная диагностика и анализ результатов (представлена динамика роста креативности учащихся второго “Б” класса). Нами были сделаны выводы и даны практические рекомендации.

На протяжении всех этапов с помощью диагностических контрольных заданий, опросов, бесед нами проводилосьотслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам: музыкальное восприятие (слушательские умения (как размышления об образе, героях произведения));

активность на уроке (общеучебная и собственно музыкальная); выполнение творческих заданий (рост креативности).

На первом этапе (диагностирующем) в начале учебного года была проведена анкета для детей. Ее цель – выявить уровень креативности учащихся. Вопросы анкеты:

    Любишь ли ты уроки музыки?
    Можешь ли назвать себя любителем музыки?

Какую музыку ты любишь слушать? (классическую, современную, русскую, зарубежную, народную).

Сочинял ли ты когда-нибудь музыку? (если сочинял, то как часто, какую). Рисуешь ли ты свои музыкальные впечатления?

Можешь ли придумать музыкальную сказку? (про кого ты сочинял или сочинил бы сказку, или про что, на какую тему).

    Твой любимый композитор?
    Любимые произведения?
    Играешь ли ты на музыкальных инструментах? Каких?
    Любишь ли участвовать в концертах?

Что ты больше любишь: слушать музыку, сочинять ее, исполнять? Можешь ли придумать движения под музыку?

    Меняется ли твое настроение, когда ты слушаешь музыку?
    Какие музыкальные выразительные средства знаешь?
    Что тебе больше нравится делать на уроках музыки?

При анализе анкеты мы уделяем особое внимание нескольким направлениям: I блок вопросов связан с уровнем музыкальной информированности (муз. ЗУНы), (вопросы 3, 7, 8).

II блок вопросов связан с отношением к урокам музыки и видам деятельности в пространстве учебного времени (вопросы 1, 2, 3, 11, 14, 15). III блок связан с уровнем креативности детей (вопросы 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13). Результаты анкетирования.

90% детей любят урок музыки, назвали себя любителями музыки 80% детей, из них 75% уточнили, что любят современную, эстрадную музыку, и лишь 10% назвали духовную, классическую и народную.

Среди любимых композиторов 20% детей назвали П. И. Чайковского, С. Прокофьева, но, скорее всего, дети отреагировали на ранее слышанные на уроках музыки запомнившиеся фамилии, так как уверенных ответов с названиями произведений этих композиторов почти не прозвучало.

Среди любимых произведений были названы некоторые русские эстрадные песни и популярные группы (40% детей). Лишь 10% детей привели примеры из классики: “Щелкунчик”, “Золушка” (отдельные фрагменты этих произведений были предложены для прослушивания в первом классе), 3% - народные песни: “Во кузнице”, “Во поле береза стояла”, 1% - детскую песенку “33 коровы”.

Неожиданным для нас оказался высокий процент (60%) положительных ответов на вопрос: “Сочинял ли ты музыку? ”, что говорит о достаточно высоком творческом потенциале детей данного класса. Это подтверждают и ответы на вопрос: “Любишь ли ты рисовать свои музыкальные впечатления? ”–60% детей ответили утвердительно, а делавших пробы в жанре сочинения музыкальных сказок оказалось 40%.

Из 24 анкетированных детей пять человек (23%) учатся игре на фортепиано (первый год), 2 ребенка (7%)– на гитаре.

Интересно, что при 30% реально обучающихся игре на музыкальных инструментах, 60% детей утверждают (данные анкеты), что “играют” на музыкальных инструментах! При более подробном опросе выяснилось, что дети выдают желаемое за действительное или же просто имеют дома музыкальный инструмент (чаще гитару) и пробуют “играть”. Мы считаем, что этот факт тоже указывает на перспективность класса в развитии креативности. Убеждает нас в этом и то, что 25% детей на вопрос: “Что больше любишь: слушать, исполнять или сочинять музыку? ” - ответили “Все! ”, 25% - исполнять и сочинять, 20% - исполнять и слушать и 30% детей предпочитают просто слушать. Уверены, что могут придумать движения под музыку– 60% детей, считают себя восприимчивыми к музыке (меняется настроение) –80% детей. Но смогли назвать более трех средств музыкальной выразительности всего 15% детей, одно-два– 30%, и не вспомнили ни одного – 55% детей. Итоговым вопросом анкеты мы выяснили, что отдают предпочтение пению на уроках музыки 50% детей, слушанию музыки–6%, а остальным 44% детей нравятся разнообразные творческие виды деятельности: пение, слушание, отгадывание музыкальных загадок, кроссвордов, танцам (подразумевают различные двигательные упражнения, ритмопластические движения), театрализации песен, рисованию и так далее.

В сентябре, в результате диагностики мы выяснили также, что: музыкальное восприятие (слушательские умения) оказались достаточно развитыми только у 25% детей.

на фоне общей достаточной активности (50% детей) уровень собственно музыкальной активности мы определили как средний (таблица 1).

лишь 33% детей смогли принять участие в работе и выполнить предложенные творческие задания. Отдельно мы прослеживали динамику при анализе средств музыкальной выразительности (темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр, ритм). (таблица 2).

Также на начальном этапе диагностирующей работы детям был предложен графический символ музыкального произведения в виде цветка (ромашки). На уроке труда дети сделали реальные составляющие этого цветка: сердцевину и большие лепестки. Образ ромашки служил для нас аналитической моделью (АМ).

Мы сравнили сердцевину цветка с тем образом, который возникает в результате исполненного или прослушанного музыкального произведения, а лепестки обозначали различные музыкально-выразительные средства (то есть, что смогли назвать дети) это: темп, тембр, динамика, регистр и лад, а также ритм и штрихи–музыкальные средства выразительности не названные детьми. С обратной стороны лепестков сделаны “кармашки-темы”, в которых, в перспективе, по мере изучения, должны накапливаться более подробные характеристики названных средств выразительности, например: понятие “лад” дети на данном диагностирующем этапе характеризуют как “грустный” или “веселый”. Эти два слова и помещаем в кармашек лепестка–“лада”. Понятие “темп” дети различают как “быстрый” или “медленный”. Такими же скудными характеристиками дети ограничиваются и в анализе других музыкальных выразительных средств.

Первое практическое применение (в сентябре) метода работы с ромашкой проводили на примере знакомой песни композитора В. Савельева “Неприятность эту мы переживем” из мультфильма “Лето кота Леопольда” (В небесах высоко ярко солнце светит …). Почти всем детям знакома эта песня, поэтому после ее исполнения дети весьма активно приступают к анализу характера песни и музыкальных средств выразительности, благодаря которым и создается определенный образ. Для выявления уровня самостоятельных возможностей и умений анализировать музыкальные средства выразительности было предложено аналогичное задание на примере менее знакомой песни В. Шаинского “Дождь пойдет по улице” из мультфильма “Речка, которая течет на юг” (В небе тучка хмурится, скоро грянет гром. Дождь пойдет по улице с жестяным ведром). Лишь 22% детей смогли охарактеризовать музыкальные средства выразительности, создающие образ дождя в этой песне. Из них 30% определили темп как “медленный”, “не быстрый” или “не очень медленный”. 20% детей охарактеризовали как “не очень громкую” Штрих назван не был, но 10% детей сказали, что “музыка отрывистая, похожа на капли дождя”. Лад дети также затруднились определить, но 15% детей оказались близки к истине, заметив, что “не очень веселая, но и не грустная”, “спокойная” (песня исполнялась умеренно в A moll). Регистр (после напоминания значения понятия “регистр”) 20% детей определили как “не высокий и не низкий” (к понятию “средний” подошли путем рассуждений и методом исключения).

С заданием повторить хлопками ритмический рисунок первой фразы запева справились лишь 10% учащихся группы.

В результате диагностического этапа мы сделали следующий вывод: Уровень креативностиу детей на данном этапе можно определить как средний, но резерв возможностей и желание творчески работать у детей высоки.

Все виды выше описанных диагностических работ по определению уровня развития креативности использовались затем на следующих этапах опытно-экспериментальной работы.

В данной части работы мы представляем описание серий творческих заданий, связанных с освоением средств музыкальной выразительности. Как известно, существует достаточно подробная классификация средств выразительности, но во втором классе мы акцентируем внимание детей на усвоение таких средств музыкальной выразительности, кактемп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр и ритм. Свой выбор мы обосновываем тем, что в первом классе (на базе детского сада) с этими детьми проводилось элементарное ознакомление с такими средствами музыкальной выразительности кактемп (быстро, медленно), динамика (громко, тихо), тембр (различные голоса и некоторые инструменты), регистр (высоко, низко) и лад (грустно, весело). Задачей второго класса является углубление, дифференциация знакомых средств музыкальной выразительности, а также освоение новых: штрихи, ритм, лад (мажор, минор). На втором этапе опытно-практической работы нами была выстроена и апробирована программа по изучению и анализу средств музыкальной выразительности. При этом главной целью для нас являлосьразвитие креативности ребенка, то есть таких его творческих навыков, которые бы привели к свободному оперированию муз. ЗУНами, а также активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах. Поэтому, каждая тема, связанная со средствами музыкальной выразительности (первоначально знакомство с ними произошло в первом классе) была раскрыта нами через специальную систему творческих заданий.

Далее мы даем характеристику и некоторые результаты экспериментального этапа опытно-экспериментальной работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4