бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Креативность и мотив достижения в структуре личности бесплатно рефераты

4.2 Анализ и интерпретация полученных данных

I этап: Результаты проведенной проективной методики «Рисунки животных» представлены в Таблицах 1-5 (см. в Приложении).

Возможны три уровня интерпретации результатов полученных в результате обработки методики «Рисунки животных»:

1) анализируются стилистические особенности рассказов, богатство и бедность словарного запаса, логичность и связность изложения и так далее. Культурный и интеллектуальный уровень испытуемого, оригинальность и стандартность мышления, богатство ассоциаций - все эти переменные могут быть также выявлены. Уже на этом этапе анализа в отдельных случаях могут быть диагностированы некоторые виды патологии мышления: резонерство, паралогичность, обстоятельность и прочие.

2) потребности испытуемого, его мотивы, установки и отношения, наличие и характер внутренних и внешних психологических конфликтов, механизмы психологической защиты - все эти феномены являются объектом анализа второго уровня. Интерпретация результатов данного теста не основана на предположении об идентификации испытуемого с персонажами рисунков, как это постулируется некоторыми авторами проективных тестов (ТАТ).

3) Некоторые детерминанты, выявленные в тексте испытуемого, позволяют сделать вывод о наличии и степени выраженности в личности таких факторов, как «невротизм» и «психотизм».

Первый уровень анализа результатов:

Трудно дать какие-то рекомендации относительно того, в каком случае словарный запас является достаточным, а в каком - не вполне, не может быть также и четких инструкций о детерминантах, свидетельствующих о высоком либо низком культурном уровне испытуемого. Однако анализ подобного рода, несмотря на его безусловную субъективность, дает все же достаточно информации, игнорировать которую было бы легкомысленно.

Богатый словарный запас, связный стиль изложения, четкое выражение своих мыслей, - все это признаки, свидетельствующие о достаточно высоком интеллектуальном уровне испытуемого. По мнению Г. Айзенка, «знание родного языка связано с умственными способностями человека. В конечном счете, пополнение словарного запаса ограничивается скорее недостатком способностей, чем внешними причинами».

Свидетельством же достаточно низкого интеллектуального уровня является бедность ассоциаций и опора при интерпретации предложенного стимульного материала на внешние признаки («это существо похоже на…»). Конечно же, в данном случае речь не идет об оценке интеллекта в психометрическом смысле, однако, как нам кажется, оценить уровень интеллекта в терминах «высокий», «выше среднего» или «средний» - вполне уместно.

Свидетельством оригинальности ассоциаций является наличие в тексте образов, существенно отличных от общепринятых.

Так, существо на рисунке 4 большинством испытуемых интерпретируется как «маленький дракон». Вне всякого сомнения, оригинальная характеристика этого рисунка как «простой мужик, вернувшийся из командировки», является свидетельством нестандартности мышления.

Диагностика патологии мышления основана на общепринятых в клинической психологии и психиатрии критериях.

В соответствии с целью исследования для диагностики уровня креативности был выбран первый уровень обработки результатов, так как на этом уровне можно оценить такие составляющие креативности как:

беглость мышления,

оригинальность сюжета,

гибкость мышления,

общая динамичность рассказа.

Данные параметры креативности, как показатели ее уровня, определены Дж. Гилфордом и Е. Торренсом.

Беглость мышления, аналогично тесту дивергентной продуктивности Хазратовой, определялась количеством написанных рассказов: пять отдельных

рассказов или один рассказ на пять рисунков - 5 баллов, четыре рассказа - 4 балла, три - 3 балла, два - 2 балла, один рассказ - 1 балл.

Динамичность определяется количеством поворотов сюжета (каждая смена сюжетной линии - 1 балл).

Гибкость определяется богатством ассоциаций, количеством описательных определений (каждое описательное определение - 1 балл).

Оригинальность определяется степенью отличия и частотой встречаемости данного сюжета, образного ряда в группе реципиентов (оценивались все рассказы каждого человека по отдельности по 5-ти балльной системе: 6 баллов - сюжет не повторялся; 5 балла - 1 сходный сюжет; 4 балла - 2 похожих сюжета; 3 балла - 3 одинаковых сюжетов; 2 балл - 4 похожих сюжета; 1 балл - 5 похожих сюжетов; 0 баллов - более 5 похожих сюжетов).

Уровни развития составляющих креативности распределяются следующим образом:

Высокий уровень - 27 % имеющих наиболее высокие ранги;

Низкий уровень - 27 % имеющих наиболее низкие ранги;

Средний уровень - составили 46 % оставшихся респондентов.

В завершение обработки написанных рассказов получены следующие результаты:

Данные методики «Рисунки животных» по показателю: Беглость представлены в Таблице 1 (см. в Приложении).

Распределение составляющей креативности - беглости по уровням выраженности и рангам.

Таблица 2

Уровень беглости

Ранг

Процент выборки

Высокий

1

93 %

Средний

2 - 3

7 %

Низкий

-

-

Обработка результатов этого параметра креативности показало, что 93 % испытуемых набрали максимальное количество баллов (5 баллов - подавляющее большинство респондентов написали по одному рассказу для каждого из пяти изображенных на бланке животных или один рассказ, включив в сюжет всех животных), что весьма существенно превышает методическую норму (на 66 %). И лишь 7 % респондентов заняли средний уровень развития беглости (меньше нормы на 39 %); низкий же уровень не обнаружился. Можно сделать вывод о высоком показателе составляющей креативности - беглости в данной группе в сравнении с методической нормой.

Данные методики «Рисунки животных» по показателю: Динамичность представлены в Таблице 2 (см. в Приложении).

Распределение составляющей креативности - динамичности по уровням выраженности и рангам.

Таблица 3

Уровень динамичности

Ранг

Процент выборки

Высокий

1 - 3

13 %

Средний

4 - 6

23 %

Низкий

7 - 9

64 %

Обработка результатов показала, что высокие баллы по динамичности имеют 13 % испытуемых, что существенно ниже методической нормы (на 14 %) средние - 23 %, что тоже ниже методической нормы (на 23 %) низкие баллы - 64 % испытуемых существенно превышают методические нормы (на 37 %). Можно сказать, что, в целом, уровень развития составляющей креативности - динамичность в данной группе недостаточно высок по сравнению с методическими нормами.

Данные методики «Рисунки животных» по показателю: Гибкость представлены в Таблице 3 (см. в Приложении).

Распределение составляющей креативности - гибкости по уровням выраженности и рангам.

Таблица 4

Уровень гибкости

Ранг

Процент выборки

Высокий

1 - 7

30 %

Средний

8 - 17

47 %

Низкий

18 - 24

23 %

Обработка результатов третьего параметра креативности показала, что высокие показатели по гибкости имеют 30 % испытуемых, что выше нормы на 3 %, средние показатели - 47 %, что превышает норму на 1 %, низкие показатели - 23 % испытуемых, что ниже нормы на 4 %. Можно сделать вывод о том, что составляющая креативности - гибкость в данной группе в целом соответствует методическим нормам.

Данные методики «Рисунки животных» по показателю: Оригинальность представлены в Таблице 4 (см. в Приложении).

Распределение составляющей креативности - оригинальности по уровням выраженности и рангам.

Таблица 5

Уровень оригинальности

Ранг

Процент выборки

Высокий

1 - 5

20 %

Средний

6 - 13

53 %

Низкий

14 - 18

27 %

Обработка результатов первого параметра креативности показала, что высокие показатели по оригинальности имеют 20 % испытуемых, что ниже нормы на 7 %, средние показатели - 53 %, что выше нормы на 7 %, низкие показатели - 27 % испытуемых, что полностью соответствует методической норме. Можно сказать, что уровень составляющей креативности - оригинальности немного занижен.

Сводная таблица расчета уровня креативности представлены в Таблице 5 (см. в Приложении).

Уровень креативности рассчитывался как среднее по всем четырем показателям креативности: беглость, динамичность, гибкость и оригинальность.

Кр = (A + B + C + D) / 4

Распределение уровня креативности по уровням выраженности и рангам.

Таблица 6

Уровень креативности

Ранг

Процент выборки

Высокий

1 - 5

37 %

Средний

6 - 13

37 %

Низкий

14 - 19

26 %

Высокий показатель уровня креативности имеют 37 % испытуемых, средний показатель - 37 %, низкий - 26 % испытуемых.

Степень проявления составляющих креативности в данной группе.

Таблица 7

Составляющие креативности

Ранг

Беглость

1

Гибкость

2

Оригинальность

3

Динамичность

4

Общий анализ креативности показал, что количество испытуемых с высоким уровнем развития креативности выше методической нормы на 10 %. Это обеспечивается высокими показателями, превышающими методические нормы, составляющих креативности - беглости и гибкости. Такие же составляющие креативности как динамичность и оригинальность ниже методической нормы. Наиболее развита в группе составляющая креативности - беглость. Менее беглости развита гибкость, гибкости уступает оригинальность. Наименее развита в группе составляющая креативности - динамичность.

Гендерный аспект креативности

Таблица 8

Уровни креативности

Юноши (% выборки)

Девушки (% выборки)

Высокий

33 %

37,5 %

Средний

50 %

33,5 %

Низкий

17 %

29 %

Группу с высоким уровнем креативности составили 11 человек: 2 юношей и 9 девушек.

Группу со средним уровнем креативности составили 11 человек: 3 юноши и 8 девушек.

Группу с низким уровнем креативности составили 8 человек: 1 юноша и 7 девушек.

Можно сделать вывод, что процент девушек с высоким уровнем креативности в данной группе больше аналогичного показателя у юношей. Однако и процент девушек с низким уровнем креативности в данной группе тоже выше, чем процент юношей с низким уровнем креативности. Это объясняется тем, что процент юношей, имеющих средний уровень креативности гораздо выше аналогичного показателя у девушек. Большинство юношей (50 %) имеют средние показатели креативности, а большинство девушек (37,5) - высокий уровень креативности.

Для того, чтобы выяснить различаются ли со статистической достоверностью средние величины уровней креативности юношей и девушек применим t-критерий Стьюдента.

t = 0,41

ttab = 2,05 при числе степеней свободы равном 28 и вероятности допустимой ошибки равной 0,05.

t < ttab , следовательно мы не можем утверждать со статистической достоверностью о том, что среднее значение уровня креативности юношей отличается от среднего значения уровня креативности девушек.

II этап: При обработке результатов методики «Определение уровня мотивации достижения успеха» баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы:

верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху,

нижние 27% - мотивом избегания неудачи,

остальные 46 % составили средний уровень.

В результате обработки бланков ответов реципиентов по методике «Определение уровня мотивации достижения успеха» были получены следующие результаты, представленные в Таблице 6 (см. в Приложении).

Распределение мотивации достижения по уровням и рангам.

Таблица 9

Уровни мотивации достижения успеха

Ранг

Процент выборки

Высокий

1 - 7

27 %

Средний

8 - 17

43 %

Низкий

18 - 24

30 %

Высокий уровень мотивации достижения имеют 27 % выборки (что соответствует норме); средний уровень имеют 43 %, (методическая нормы - 46 %); низкий уровень имеют 30 % испытуемых (методическая норма равна 27 %). Таким образом, мотив избегания в данной выборке выше по сравнению с методическими нормами.

Гендерный аспект мотивации достижения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6