Конфликты в молодых семьях
Наиболее благополучными парами, где, тем не менее, тоже имеют место конфликтные ситуации, являются:
Таблица 15
Имена супругов
|
Тест «Понимаете ли вы друг друга?»
|
Тест
«Удовлетворены ли вы браком?»
|
Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
|
Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации»
|
Методика «Дом - дерево - человек»
|
|
Алексей, Инна Ш
|
15
15
|
19
|
32
|
8
|
-
|
|
|
|
32
|
32
|
9
|
-
|
|
Александр, Наталья С
|
05
08
|
33
|
30
|
3
|
-
|
|
|
|
26
|
28
|
7
|
-
|
|
Дмитрий, Анна Щ
|
19
19
|
36
|
30
|
2
|
-
|
|
|
|
40
|
26
|
4
|
-
|
|
|
Таким образом, среди опрошенных только трем парам свойственно понимание, удовлетворенность браком. Однако результаты нельзя назвать идеальными, что является логичным - конфликты свойственны любому семейному союзу. Часть опрошенных являются конфликтными личностями, и во всех парах отмечаются результаты по методике ДДЧ.
В четырех парах методики выявили средний уровень понимания, удовлетворительный уровень удовлетворенности браком; однако большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.
В трех парах методики выявили низкий уровень удовлетворительности браком, низкий уровень понимания. Большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, согласно проведенному исследованию, все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями.
Тесты «Понимаете ли вы друг друга?» и «Удовлетворены ли вы браком?» выявили и обозначили проблемы в брачной жизни молодых супругов.
Применение проектной методики «Дерево-дом-человек» показало, что большинство испытуемых замкнуты, боятся раскрыться перед супругой (супругом), испытывает трудности при контакте с другими людьми, но при этом чувствует нехватку любви, теплоты. В результате они чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. Отсюда тревога, заниженная самооценка, озлобленность и много других отрицательных эмоций. Все это может способствовать возникновению конфликтной ситуации.
В результате обследования с применением теста «Конфликтный ли Вы человек?» было доказано, что большинство испытуемых являются конфликтными личностями и уровень конфликтности, практически у всех, средний и выше среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. В результате обсуждения теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта.
Данные исследования можно применить на практике, то есть для выяснения причин конфликтов в семье и их урегулирования.
В результате психологического исследования была доказана гипотеза исследования:
Причиной возникновения конфликтов в молодой семье является неподготовленность супругов к браку, обусловленная нехваткой взаимопонимания, недостаточной осведомлённостью друг о друге и различными взглядами и стереотипами поведения супругов.
Были решены задачи исследования: установление причин конфликтности и выработка методики превращения конфликтов из деструктивных в продуктивные.
1. Анализ итоговой таблицы и последующие личные беседы с испытуемыми показали, что причинами возникновения конфликтных ситуаций в молодых семьях чаще всего являются:
· поведение супруга (супруги), его отношение к жене (мужу);
· грубость супруга (супруги), конфликтность;
· нежелание супруга (супруги) помогать в домашних делах;
· бытовая неустроенность;
· недостача внимания к супруге (супругу);
· нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью;
· разные взгляды на супружескую жизнь.
2. Выработаны методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные:
Не следует
|
Следует
|
|
1. Извиняться раньше времени
|
1. Ссориться наедине, без свидетелей
|
|
2. Уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем
|
2. Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами
|
|
3. Использовать ваше интимное знание другого человека для ударов ниже пояса и издевательств
|
3. Раскрыть ваши позитивные и негативные чувства
|
|
4. Притягивать не относящиеся к делу вопросы
|
4. С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении
|
|
5. Симулировать согласие или обиду
|
5. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем расходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас
|
|
6. Объяснять другому, что он чувствует
|
6. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов
|
|
7. Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого
|
7. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же
|
|
8. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой
|
8. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению
|
|
9. Не опускайтесь. Не щеголяйте друг перед другом в нижнем белье, и в прямом, и в переносном смысле
|
9. Уважать себя
|
|
10. Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним
|
10. Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место
|
|
11. Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым
|
11. С самых первых дней семейной жизни понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться и т.д.
|
|
|
Итак, методики наметили основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтность супругов, нежелание раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к испытаниям серьезно, задумались над его результатами, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию. В данном случае им предлагается воспользоваться приведенной выше методикой. Остальные же, вероятно, привыкли убегать от проблем, закрывать глаза на них. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию.
В целом следует отметить, что, с одной стороны, наличие всех этих проблем в молодых семьях свидетельствует о том, что они часто сталкиваются с конфликтами, а с другой - способствует их возникновению. Выход из этого замкнутого круга заключается в том, чтобы задуматься над этой ситуацией, поговорить. При этом не следует забывать о тактике и уважении к супругу. Все это должно способствовать нахождению взаимопонимания в молодых семьях и направлению конфликтов в конструктивное русло.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.-420с.
2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. - М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.
3. Андреева И.С., Гулыга А.В. - Семья: Книга для чтения. Кн. 2. - М: Политиздат, 1991.-527с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
5. Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990.-336с.
6. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988.-285с.
7. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. - 2-е изд. - М.: Профиздат, 1991.-175с.
8. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988.-138с.
10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991.-157с.
11. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. - М.: Политиздат, 1990.-319с.
12. Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. - М.: Профиздат, 1991.
13. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993.
14. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2002. - №1. - С. 36 - 44.
15. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2000. - №3. - С. 11 - 17.
16. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. - №3. - С.59 - 67.
17. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №1. - С.42 - 49.
18. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей// Социологические исследования. Научный журнал. - 1995. - №7. - С.93 - 99.
19. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов// Вопросы психологии. Научный журнал. - 1995. -№3. - С.38 - 45.
20. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 1995. - №2. - С. 31 - 45.
21. Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе. «Прикладная психология и психоанализ».
22. Еникеева Д. Несчастливый брак. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.
23. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. в 2 т., М., 1982, т.1.
24. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. - М.: ВАХЗ, 1992.
25. Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989. - 94 с.
26. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. - Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с.
27. Ковалёв С. В. психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 208с.
28. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. - Мн.: Полымя, 1989. - 224с.
29. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. - М.: Мысль, 1989.
30. Культура семейных отношений. Сб. Статей. - М.: Знание, 1980.-112с.
31. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688с.
32. Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: Фит. 2001
33. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 - М.: Просвещение, Владос, 1995.
34. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М.: АПО, 1992.
35. Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. - Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1995.
36. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989.
37. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. - Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.
38. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995.
39. Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1986.-208с.
40. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. - М.: Мол. Гвардия, 1990.-222с
41. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995.
42. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192с.
43. Семейно-бытовая культура. - Минск, 1987.-106с.
44. Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах взаимоотношений супружеских пар. - М.: Республика, 1992.-173с.
45. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.
46. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. - М.: Профиздат - 1990.
47. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989.
48. Харин С. С., Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. - Мн.: 1995.
49. Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. - М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».
50. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.
51. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с.
52. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000.-704с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест «Понимаете ли вы друг друга?»
1. Есть ли у вас чувство, что не-обходимо серьезное выяснение от-ношений:
а) да - 1 очко;
б) нет, такой не-обходимости в выяснении отноше-ний нет - 0;
в) такое выяснение отношений бесполезно - 2.
2. Когда вы хотите задать ка-кой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков?
а) да - 0 очков;
б) да, но мне по-требуется для этого благоприят-ная обстановка - 1;
в) об этом не может идти речи - 2.
3. Считаете ли вы, что ваш пар-тнер многое умалчивает из того, что его тяготит?
а) да - 1 очко;
б) не имею пред-ставления - 2;
в) я в курсе всех его проблем - 0.
4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?
а) да - 0 очков;
б) не всегда, нуж-но выждать подходящий момент - 1;
в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени - 2.
5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, что-бы ваши формулировки были точ-ными?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|