бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Конфликты в молодых семьях бесплатно рефераты

Наиболее благополучными парами, где, тем не менее, тоже имеют место конфликтные ситуации, являются:

Таблица 15

Имена супругов

Тест «Понимаете ли вы друг друга?»

Тест

«Удовлетворены ли вы браком?»

Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации»

Методика «Дом - дерево - человек»

Алексей, Инна Ш

15

15

19

32

8

-

32

32

9

-

Александр, Наталья С

05

08

33

30

3

-

26

28

7

-

Дмитрий, Анна Щ

19

19

36

30

2

-

40

26

4

-

Таким образом, среди опрошенных только трем парам свойственно понимание, удовлетворенность браком. Однако результаты нельзя назвать идеальными, что является логичным - конфликты свойственны любому семейному союзу. Часть опрошенных являются конфликтными личностями, и во всех парах отмечаются результаты по методике ДДЧ.

В четырех парах методики выявили средний уровень понимания, удовлетворительный уровень удовлетворенности браком; однако большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.

В трех парах методики выявили низкий уровень удовлетворительности браком, низкий уровень понимания. Большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, согласно проведенному исследованию, все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями.

Тесты «Понимаете ли вы друг друга?» и «Удовлетворены ли вы браком?» выявили и обозначили проблемы в брачной жизни молодых супругов.

Применение проектной методики «Дерево-дом-человек» показало, что большинство испытуемых замкнуты, боятся раскрыться перед супругой (супругом), испытывает трудности при контакте с другими людьми, но при этом чувствует нехватку любви, теплоты. В результате они чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. Отсюда тревога, заниженная самооценка, озлобленность и много других отрицательных эмоций. Все это может способствовать возникновению конфликтной ситуации.

В результате обследования с применением теста «Конфликтный ли Вы человек?» было доказано, что большинство испытуемых являются конфликтными личностями и уровень конфликтности, практически у всех, средний и выше среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. В результате обсуждения теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта.

Данные исследования можно применить на практике, то есть для выяснения причин конфликтов в семье и их урегулирования.

В результате психологического исследования была доказана гипотеза исследования:

Причиной возникновения конфликтов в молодой семье является неподготовленность супругов к браку, обусловленная нехваткой взаимопонимания, недостаточной осведомлённостью друг о друге и различными взглядами и стереотипами поведения супругов.

Были решены задачи исследования: установление причин конфликтности и выработка методики превращения конфликтов из деструктивных в продуктивные.

1. Анализ итоговой таблицы и последующие личные беседы с испытуемыми показали, что причинами возникновения конфликтных ситуаций в молодых семьях чаще всего являются:

· поведение супруга (супруги), его отношение к жене (мужу);

· грубость супруга (супруги), конфликтность;

· нежелание супруга (супруги) помогать в домашних делах;

· бытовая неустроенность;

· недостача внимания к супруге (супругу);

· нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью;

· разные взгляды на супружескую жизнь.

2. Выработаны методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные:

Не следует

Следует

1. Извиняться раньше времени

1. Ссориться наедине, без свидетелей

2. Уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем

2. Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами

3. Использовать ваше интимное знание другого человека для ударов ниже пояса и издевательств

3. Раскрыть ваши позитивные и негативные чувства

4. Притягивать не относящиеся к делу вопросы

4. С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении

5. Симулировать согласие или обиду

5. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем расходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас

6. Объяснять другому, что он чувствует

6. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов

7. Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого

7. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же

8. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой

8. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению

9. Не опускайтесь. Не щеголяйте друг перед другом в нижнем белье, и в прямом, и в переносном смысле

9. Уважать себя

10. Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним

10. Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место

11. Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым

11. С самых первых дней семейной жизни понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться и т.д.

Итак, методики наметили основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтность супругов, нежелание раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к испытаниям серьезно, задумались над его результатами, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию. В данном случае им предлагается воспользоваться приведенной выше методикой. Остальные же, вероятно, привыкли убегать от проблем, закрывать глаза на них. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию.

В целом следует отметить, что, с одной стороны, наличие всех этих проблем в молодых семьях свидетельствует о том, что они часто сталкиваются с конфликтами, а с другой - способствует их возникновению. Выход из этого замкнутого круга заключается в том, чтобы задуматься над этой ситуацией, поговорить. При этом не следует забывать о тактике и уважении к супругу. Все это должно способствовать нахождению взаимопонимания в молодых семьях и направлению конфликтов в конструктивное русло.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.-420с.

2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. - М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.

3. Андреева И.С., Гулыга А.В. - Семья: Книга для чтения. Кн. 2. - М: Политиздат, 1991.-527с.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

5. Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990.-336с.

6. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988.-285с.

7. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. - 2-е изд. - М.: Профиздат, 1991.-175с.

8. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988.-138с.

10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991.-157с.

11. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. - М.: Политиздат, 1990.-319с.

12. Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. - М.: Профиздат, 1991.

13. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993.

14. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2002. - №1. - С. 36 - 44.

15. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2000. - №3. - С. 11 - 17.

16. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. - №3. - С.59 - 67.

17. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №1. - С.42 - 49.

18. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей// Социологические исследования. Научный журнал. - 1995. - №7. - С.93 - 99.

19. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов// Вопросы психологии. Научный журнал. - 1995. -№3. - С.38 - 45.

20. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 1995. - №2. - С. 31 - 45.

21. Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе. «Прикладная психология и психоанализ».

22. Еникеева Д. Несчастливый брак. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.

23. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. в 2 т., М., 1982, т.1.

24. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. - М.: ВАХЗ, 1992.

25. Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989. - 94 с.

26. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. - Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с.

27. Ковалёв С. В. психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 208с.

28. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. - Мн.: Полымя, 1989. - 224с.

29. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. - М.: Мысль, 1989.

30. Культура семейных отношений. Сб. Статей. - М.: Знание, 1980.-112с.

31. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688с.

32. Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: Фит. 2001

33. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 - М.: Просвещение, Владос, 1995.

34. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М.: АПО, 1992.

35. Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. - Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1995.

36. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989.

37. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. - Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.

38. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995.

39. Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1986.-208с.

40. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. - М.: Мол. Гвардия, 1990.-222с

41. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995.

42. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192с.

43. Семейно-бытовая культура. - Минск, 1987.-106с.

44. Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах взаимоотношений супружеских пар. - М.: Республика, 1992.-173с.

45. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.

46. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. - М.: Профиздат - 1990.

47. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989.

48. Харин С. С., Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. - Мн.: 1995.

49. Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. - М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».

50. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.

51. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с.

52. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000.-704с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест «Понимаете ли вы друг друга?»

1. Есть ли у вас чувство, что не-обходимо серьезное выяснение от-ношений:

а) да - 1 очко;

б) нет, такой не-обходимости в выяснении отноше-ний нет - 0;

в) такое выяснение отношений бесполезно - 2.

2. Когда вы хотите задать ка-кой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков?

а) да - 0 очков;

б) да, но мне по-требуется для этого благоприят-ная обстановка - 1;

в) об этом не может идти речи - 2.

3. Считаете ли вы, что ваш пар-тнер многое умалчивает из того, что его тяготит?

а) да - 1 очко;

б) не имею пред-ставления - 2;

в) я в курсе всех его проблем - 0.

4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?

а) да - 0 очков;

б) не всегда, нуж-но выждать подходящий момент - 1;

в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени - 2.

5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, что-бы ваши формулировки были точ-ными?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11