Конфликтология
Конфликты классифицируются в соответствии со степенью нормативной регуляции: на одном конце -- институционализированные (типа дуэли), на другом -- абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации.
Социальный конфликт -- понятие собирательное, охватывающее множество форм проявления групповых столкновений. Такие конфликты различаются масштабом, типом, составом участников причинами и последствиями. При этом по форме проявления эти конфликты можно разделить на два вида:
антагонистические (непримиримые);
агонистические (примиримые).
Для второго вида характерны конфронтация, соперничество, конкуренция.
Конфронтация -- это зачастую пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими политическими, экологическими, социальными интересами. Как правило, конфронтация не принимает форму открытого столкновения, но предполагает оказание давления , наличие разногласий. Конфронтация может перерасти в соперничество.
Соперничество -- это борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества -- приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей. Соперничество, в свою очередь может перерасти в конкуренцию.
Конкуренция -- это особый тип конфликта, цель которого -- получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
Антагонистические (непримиримые) конфликты делятся на смуту. Мятеж, бунт, революцию, т.е., конфликты, имеющие острые формы.
Смута -- это неясно выраженное недовольство существующим положением. Вначале появляется раздражение, оно переходит в возмущение, а затем -- в негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т. е. воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж, затем -- в восстание.
Бунт и мятеж -- это целенаправленное выражение личной или коллективной активности в агрессивных формах.
Восстание -- целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с высокой степенью организации коллективного протеста. Высшей формой конфликта может стать революция.
Революция -- это крайняя форма несогласия политический способ свержения существующего строя, означающий качественные перемены существующего социально-экономического порядка. Как правило, революция предполагает насильственный военный способ действия и вовлечение в свою орбиту широких масс.
Социологи описывают конфликт также с помощью переменных, таких, как разногласие и доминирование.
Разногласие -- основная переменная, которая указывает состояние и ориентацию взглядов, интересов и целей участников, выраженных в требованиях или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Модели (программы) поведения могут быть трех типов:
достижение цели за счет другого участника конфликта;
частичная или полная уступка своих позиций другому участнику конфликта;
взаимное, равное удовлетворение интересов обоих сторон.
Доминирование предполагает социальную иерархию в человеческих сообществах, борьбу за приоритетные позиции. Это система человеческих действий, основанная на стремление применить силу.
Если за критерий принять объект конфликта, то можно выделить следующие виды конфликтов.
Экономические. В их основе лежит столкновение экономических интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе глобальных кризисов между обществом и властью.
Социально-политические. В их основе лежат противоречия, касающиеся политики государства в сфере властных и социальных отношений, партий и политических объединений. Они тесно связаны с межгосударственными и международными столкновениями.
Идеологические. В их основе находятся противоречия во взглядах, установках людей на самые разные проблемы жизни общества, государства. Они могут возникать как на уровне макросферы, так и в самых малых объединениях на уровне личности.
Социально-психологические. Они могут проявиться как между личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений. Причиной может быть психологическая несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т.д.
Социально-бытовые. Они связаны с разными представлениями групп и отдельных лиц и жизни, быте и т.д. Главный из них -- дисгармония семейных отношений. Его причины: бытовые неурядицы, морально-бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения.
Если за критерий принять длительность и степень напряжения, то конфликты можно разделить на следующие типы:
Бурные и быстротекущие. Отличаются большой эмоциональностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих сторон. Они могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические последствия: в основе их лежит психологическое состояние людей.
Острые и длительные. Возникают преимущественно в тех случаях, когда противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые или труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Прогноз решения -- преимущественно неопределенный.
Слабовыраженные и вялотекущие. Характерны для противоречий, носящих неострый характер, либо для столкновений, где активна лишь одна сторона; вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации.
Слабовыраженные и быстропротекающие. О благоприятном прогнозе можно говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и неблагоприятным.
Если за критерий принять уровень организации общественной жизни, то конфликты могут быть:
Глобальные (мировая цель);
Региональные (Афганистан);
Межгосударственные (Армения -- Азербайджан);
Межнациональные (Осетино-Ингушский, 1991 г.);
Межклассовые или между разными слоями общества (Кузбасс: учителя, шахтеры и чиновничество);
Межгрупповые (команда Президента и Верховный Совет в 1993 г.);
Межпартийные (КПРФ -- ЛДПР);
Межличностные политические (предвыборная борьба кандидатов во властные структуры).
Если за критерий взять количество участвующих сторон, т.е. круг участников, то конфликты бывают:
двусторонние;
трехсторонние;
многосторонние.
Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты могут быть:
невооруженные (таможенные войны);
вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое ведение военных действий.
Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают:
агрессивные;
компромиссные.
Могут быть конфликты:
по основным вопросам;
не по основным вопросам.
Разумеется, нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему. Есть конфликты типа «схваток», где разрешение может быть только в случае победы одной из сторон, и «дебаты», где возможен компромисс. Кроме того, встречаются и другие взгляды на типологию конфликтов. Американский социолог М. Ройч, например, выделяет следующие виды конфликтов (с учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации):
Ложный конфликт -- субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений или недоразумений.
Потенциальный конфликт -- существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется.
Истинный конфликт -- реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от легко изменяемого фактора. В свою очередь. Истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
а) конструктивный -- возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;
б) случайный или условный -- возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
в) смещенный -- возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с объективными причинами, лежащими в его основе, когда следствие выдается за причину;
г) неверно приписанный конфликт -- это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать столкновение в группе противника.
Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на:
рациональные;
эмоциональные.
В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяются на :
позитивные;
негативные;
конструктивные;
деструктивные.
Социальный психолог В.И. Курбатов (Ростов-на-Дону) предлагает другие подходы к классификации конфликтов:
внешний -- конфронтация между субъектами;
внутренний -- конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;
конфликт выбора -- затруднение выбора одной из двух равных целей;
конфликт выбора наименьшего зла -- затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;
групповой -- между группами людей;
коммуникативный -- результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;
мотивационный -- между потребностями и намерениями;
открытый -- борьба с целью нанесения ущерба противнику;
скрытый -- неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;
конфликт потребностей -- разновидность мотивационного, связанного с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;
конфликт потребности и социальной нормы -- между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;
статусный -- конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью участников;
целевой -- конфронтация по поводу достижения определенной цели;
и т.д.
Основные виды социальных конфликтов.
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.
Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить:
межличностные;
между личностью и группой;
внутригрупповые;
между малыми и большими социальными общностями;
межэтнические;
межгосударственные.
В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:
конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций;
конфликты по поводу материальных ресурсов;
конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок.
Таким образом, классификация конфликтов -- метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы.
В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.
Базисная классификация конфликтов
|
|
Конфликты
|
|
Конфликты с участием человека
|
Зооконфликты
|
|
Социальные
|
Внутри личностные
|
|
|
межличностные (между личностью и группой)
между малыми социальными группами;
между средними социальными группами;
между большими социальными группами
|
между хочу и не хочу;
между могу и не могу;
между хочу и не могу
между нужно и не нужно
между хочу и нужно;
между нужно и не могу
|
интропсихические
|
Между двумя животными;
Между животным и группой;
Между группами животных
|
|
Между отдельными государст
вами
|
Между коалициями государства
|
|
|
|
|
|
Глава VI. Копинг -- стратегии поведения
Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоления конфликтных ситуациях в трех плоскостях копинг-стратегии поведения:
в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий);
в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий);
в эмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных стратегий).
Виды копинг-стратегий поведения распределяются по трем основным группам с учетом степени их адаптивных возможностей:
адаптивные;
относительно адаптивные;
неадаптивные.
К адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения в поведенческой сфере относятся сотрудничество, обращение и альтруизм. Эти проявления отражают такое поведение личности, при котором она вступает в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее людям для преодоления трудностей.
В когнитивной сфере адаптивными вариантами являются проблемный анализ, установка собственной ценности, сознание самообладания. Это формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
В эмоциональной сфере вариантами являются протест, оптимизм, отражающие эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации.
К неадаптивным вариантам копинг-стратегий поведения относятся:
в поведенческой среде -- активное избегание, отступление, которые предполагают поведение, обуславливающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, изоляцию, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблемы;
в когнитивной сфере это смирение, растерянность, диссимиляция, игнорирование -- пассивные формы поведения отказом от преодоления трудностей из-за неверия в собственные силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей;
в эмоциональной сфере это подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность -- варианты поведения, характеризующиеся подавленным состоянием безнадежности, покорности, переживание злости и возложение вины на себя и других.
К относительно адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления, относятся:
в поведенческой сфере -- компенсация, отвлечение, конструктивность -- формы поведения, характеризующиеся стремлением к временному отказу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, с помощью исполнения своих заветных желаний;
в когнитивной сфере -- относительность, придача смысла, религиозность -- формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолении, на веру в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами;
в эмоциональной сфере -- эмоциональная разгрузка, пассивная кооперация -- поведение, которое направлено на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|