бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Конфликтология бесплатно рефераты

Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам метут быть отнесены следующие:

-неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;

-стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;

-консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

-излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;

-определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Приведем рекомендации по наиболее целесообразному ис- пользованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Его можно использовать, если:

?исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

?обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

?чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

?должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;

?взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими ав- торитарный стиль.

Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

?необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

?у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

?основной целью является приобретение совместного опыта работы;

?стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;

?необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться".

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

?обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

?удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

?вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

?компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:

?источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

?знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

?у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

?хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;

?пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

?подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт;

?у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.

В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы.

Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

?важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

?предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;

?считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

?осознаете, что правда не на вашей стороне;

?чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший.

Надо научиться эффективно, использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

21. В чем различие юридических и неюридических

конфликтов?

Юридический конфликт - любой конфликт, в котором спор, так или иначе, связан с правоотношением сторон (их юридическими правами и обязанностями), а сам конфликт влечет юридические последствия.

Можно утверждать, что не каждый конфликт - юридический, но практически каждый может завершиться юридической процедурой.

22. В чем сильная и слабая стороны юридических способов

разрешения конфликтов?

Разрешение конфликтов юридическим путем:

1. Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД);

2.Орган, разрешающий конфликт, действует по основе норм права, которые подразделяются на виды по различным основаниям:

· По отраслям права: норма административного права, трудового права, уголовного права и др.;

· По функциям: нормы регулятивные, т.е. устанавливающие права и обязанности субъектов и охранительные;

· По степени определенности:

Абсолютно определенные, которые абсолютно точно определяют условия их действия.

Относительно определенные, которые не содержат полных сведений о правах и обязанностях участников;

Альтернативные, т.е. предусматривающие несколько вариантов поведения сторон или санкций за их нарушение;

· По кругу лиц номы подразделяются на:

Общие, распространяющиеся на всех лиц данной территории;

Специальные, действующие лишь в отношении какой-либо категории лиц, например. Врачей, пенсионеров.

3.Конфликтующие стороны в период рассмотрения спора наделяются предусмотренными законодательством правами и обязанностями;

4.Решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон.

23.Охарактеризуйте основные юридические средства

разрешения конфликтов.

Конституционные процедуры применяются главным образом при возникновении конфликтов в политической сфере.

Судебное и арбитражное рассмотрение дел - специфическая форм разрешения споров и конфликтов.

В Российской Федерации существуют четыре вида судопроизводства (не считая Конституционного Суда):

-гражданское;

-уголовное;

-административное;

-арбитражный процесс.

Административные процедуры - это когда юридические конфликты разрешаются государственными органами, как коллегиальными, так и единоличными.

24. Какие Вам известны основные роли третьей стороны в конфликте и в чем их отличие?

Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте:

?третейский судья;

?арбитр;

?посредник;

?консультант;

?помощник;

?наблюдатель.

Третейский судья - наиболее авторитарная роль, так как он изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит решение, которое не оспаривается.

Арбитр - также обладает значительными полномочиями. Конфликт поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в своих действиях пассивными и реактивными, относительно действий арбитра. Выработанный приговор может носить консультативный или обязывающий характер.

Существуют различные виды арбитража:

-обязывающий;

-ограниченный;

-арбитраж окончательного предложения;

-рекомендательный;

-посреднический.

Посредник - более нейтральная роль. Будучи профессионалом, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.

Консультант - квалифицированный и непредвзятый специалист, выступающий в качестве третьей стороны.

Помощник - участвует в урегулировании конфликта с целью организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в обсуждение по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.

Наблюдатель - своим присутствием сдерживает конфликтующие стороны от взаимной агрессии или нарушения уже достигнутых договоренностей.

25.Какой тип медиаторства целесообразнее использовать руководителю в урегулировании конфликта?

В деятельности руководителя по урегулированию конфликтов, как правило, используются такие типы медиаторства, как арбитр и посредник.

26. Чем отличается посредничество в конфликте от гражданских и арбитражных процессов?

Посредничество в конфликте - более нейтральная роль. Будучи профессионалом, посредник обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы.

Окончательное решение при посредничестве в конфликте остается за оппонентами, а судебные и гражданские процессы выносит решение, которое не оспаривается.

Судебное и арбитражное рассмотрение дел - специфическая форм разрешения споров и конфликтов.

Арбитражный порядок рассмотрения конфликтов не является единственным: стороны вправе обратиться к консультантам. Посредникам, третейским судьям, то есть выбирать между государственным и негосударственным порядком разрешения конфликта.

Административные процедуры - это когда юридические конфликты разрешаются государственными органами, как коллегиальными, так и единоличными.

27. Каковы основные типы совместных решений участников переговоров?

Типы совместных решений участников переговоров:

1. Компромисс.

2. Асимметричное решение.

3. Нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества.

28.От чего зависит успех на переговорах?

Успех на переговорах зависит от многих факторов, в частности от:

-продуманного обмена информацией о целях, ожиданиях и приемлемых соглашениях;

-умения представить собственную позицию так, чтобы она оказывала влияние на восприятие другой стороны;

-работы шаг за шагом по направлению к компромиссу и уступкам обеим сторонам.

29.В чем заключаются типичные ошибки при проведении переговоров?

Тяжелые ошибки в обсуждении конфликта:

партнер выдвигает в качестве ошибки другого соб-ственный промах;

партнер не выражает полностью свои потребности;

партнер принимает «боевую стойку»;

партнер уходит в оборону;

поведение партнера диктуется исключительно так-тическими соображениями;

партнер укрывается за «производственной необ-ходимостью»;

партнер настаивает на признании своей власти;

в ход идет знание самых уязвимых мест партнера;

припоминаются старые обиды;

в конце концов, выявляются победитель и побежден-ный.

Типичные ошибки при проведении переговоров

“Холодный запуск”.

Партнер вступает в переговоры, не обдумав предварительно в достаточной степени:

-их необходимость и цель;

-сложности и возможные последствия.

В этом случае за ним лишь “ответный ход”, т. е. он будет реагировать, а не действовать (не от него будет исходить инициатива).

“Отсутствие программ”.

У партнера нет четкого плана действий в пределах максимальных и минимальных требований. Легче вести переговоры имея в голове (или на бумаге) различные варианты действий. Обычно (вне переговоров) для осуществления необходимых решений достаточно распоряжения.

“Главное чтобы меня это устраивало”.

Партнер настолько выпячивает собственные интересы, что представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ. Подобное несовпадение интересов, зачастую вызываемое узко эгоистичными ведомственными соображениями блокирует собеседника, отбивая у него охоту вести, переговоры вообще.

“Пускать все на самотек”.

Партнер не имеет четкого представления о собственных конкретных предложениях и аргументах детальных требованиях и критериях оценки предмета переговоров позиции и ожидаемой реакции противоположной стороны. Эффективность переговоров снижается из-за недостаточной их подготовки.

“Коммуникативные заморыши”.

Неправильное поведение одного из партнеров отрицательно сказывается на атмосфере переговоров, мешает достижению их цели. Партнер разучился слушать (или некогда не владел этим искусством). А это является условием эффективности всяких переговоров. Монолог - типичное занятие для пустомели!

Участник переговоров в ответ на высказывание партнера:

ведет себя не по-деловому, а излишне эмоционально не сдержано;

не аргументирует, а своенравно отстаивает свою позицию;

не приводит новые факты, не выдвигает новые предложения, а излагает известные мешающие решению проблемы позиции;

участник переговоров не руководствуется общими интересами совместной ответственности за общее дело, не выделяет этот аспект.

С помощью анализа реального положения дел выявляется несовпадение интересов участвующих в переговорах сторон, что ведет к возражениям, встречным требованиям, отказам и т. д. Недооценивается значение психологических моментов (например, готовности участников переговоров пойти на встречу партнеру). У многих руководителей эти способности развиты недостаточно.

Успех переговоров не в последнюю очередь зависит от принципиального отношения собеседников к переговорам вообще и от их поведения в конкретной ситуации.

30.Возможно ли применение уловок и нелояльных приемов в ходе

переговоров с партнерами?

Применение уловок и нелояльных приемов в ходе переговоров с партнерами возможно, однако уловки и нелояльные приемы нарушают правила рационального диалога.

Уловки и нелояльные приемы свидетельствуют о том, что не каждым субъектом можно вступать в переговоры.

Вступать в переговоры можно только с тем, кто может спорить основаниями, а не сентенциями, с тем. Кто выслушивает доводы оппонента и способен достойно принять то, что правда оказалась на другой стороне.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Конфликтология. Учебно-практическое пособие.

Авторы: М. Цыбульская, Е. Яхонтова, Москва 1999 год.

2. Социология. Авторы: Радугин А.А., Радугин К.А., Москва, 1996 год.

3. «Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов)». Авторы: Андреев В. И., Москва, 1995год.

4. «Конфликтология». Авторы: Веренко И.С., Москва , концерн Swiss ,1990 год.

5. «Социология конфликта», Авторы: Здравомыслов А.Г., Москва, АО Аспект пресс 1994.

Array

Страницы: 1, 2, 3